Специфические особенности воспитания, обусловливающие трудности социальной адаптации
Вторым предиспозиционным фактором, отмечаемым А.О. Буха- новским и получившим подтверждение в нашем исследовании, явились специфические особенности воспитания многоэпизодных преступников.
Неустойчивость собственной активности и проблемы приобрете- ния индивидуального опыта, обусловленные наличием органического поражения ЦНС, приводят к тому, что такие дети нуждаются в специ- альных мерах социально-педагогического воздействия, направленных на активную стимуляцию их психического развития.
В силу этого существенно возрастает роль условий раннего и, в частности, семейного воспитания как предиспозиционного фактора становления аномальной личности серийных преступников.
Среди факторов, определяющих педагогическую несостоятель- ность семьи, в литературе традиционно выделяют ее состав. В этом смысле неблагополучными считаются, в частности, неполные и многодетные семьи [Аувяэрт Л.И., 1981, Беличева С.А., 1993 и др.]. В таблице 3 приведены результаты изучения состава родительских семей многоэпизодных преступников по сравнению с выборкой лиц, осужденных за сексуальные преступления.
Состав родительских семей испытуемых, в %
Таблица 3
Группы | Мать и отец | Мать и отчим | Одна мать | Один отец | Отец и мачеха | Число детей в семье | |||
4 и > | |||||||||
Многоэпизодные | 40,00 | 33,33 | 20,00 | 6,67 | 33,33 | 60,00 | 6,67 | 6,67 | |
В целом по выборке | 25,90 | 21,97 | 40,98 | 3,93 | 7,21 | 35,74 | 38,69 | 20,00 | 5,57 |
Как видно из приведенных в таблице 3 сведений, по составу родительских семей группа многоэпизодных преступников вы- глядит более благополучной по сравнению с выборкой остальных сексуальных преступников. Это проявляется, прежде всего, в таком важном показателе, как наличие обоих родителей. Многодетные семье, насчитывающие троих и более детей, были только у двух ис- пытуемых, в то время как в целом у сексуальных преступников по- казатель многодетности родительских семей составляет 25,57%.
В то же время качественный анализ взаимоотношений в роди- тельских семьях испытуемых свидетельствует о неблагополучии их психологического климата (таблица 4).
Таблица 4
Особенности взаимоотношений в родительских семьях, %
Характеристики | Многоэпизодные преступники, % | Сексуальные преступники, % |
Доминирующая личность в семье | ||
отец | 6,7 | 53,1 |
мать | 86,6 | 41,0 |
другие члены семьи | 6,7 | 5,9 |
Оценка личности отца | ||
позитивная | 20,0 | 45,9 |
амбивалентная | 13,3 | 16,4 |
негативная | 66,7 | 37,7 |
Оценка личности матери | ||
позитивная | 33,3 | 47,9 |
амбивалентная | 46,7 | 35,7 |
негативная | 20,0 | 16,4 |
Наличие эмоциональной привязан- ности | ||
к отцу | 13,3 | 43,0 |
к матери | 46,7 | 55,7 |
к обоим родителям | 25,9 | |
Общая оценка взаимоотношений в семье | ||
позитивная | 6,7 | 33,1 |
амбивалентная | 33,3 | 42,0 |
негативная | 60,0 | 24,9 |
Как видно из данных таблицы, только 6,7% испытуемых группы многоэпизодных преступников оценили взаимоотношения в семье как благополучные, причем ни один из них не испытывал эмоцио- нальной привязанности к обоим родителям.
Характеризуя в наиболее существенных чертах ранние этапы ин- дивидуального развития наших испытуемых, прежде всего, следует отметить высокую степень совпадения по стилю воспитания во всех семьях обследованных. Важной его особенностью является противо- речивость. Причем наиболее патогенным для личностного развития обследованных лиц является дисгармоничность отношения родителей к сыну: гиперопека со стороны матери, проявляющаяся в доминирую- щей, иногда до тирании, ее роли в семье (или только по отношению к сыну), тормозящая собственную активность ребенка, лишающая его самостоятельности, и отстранение отца от воспитания детей.
Во всех случаях полных семей отец в силу профессиональной за- нятости, собственных представлений о роли мужчины в семье или аморального образа жизни, не участвовал в воспитании детей, лишь изредка выполняя в отношении них «карательные» функции. У 20% представителей этой группы он вообще отсутствовал, у 33,3% был отчим, отношения с которым, как правило, были плохими (в лучшем случае, он просто не замечал пасынка). Только один испытуемый (10- serial) отметил, что отчим был для него значимым человеком, причем и с отцом у него сохранялись нормальные отношения.
Второе по частоте встречаемости противоречие – противоречие между декларируемой заботой о детях и реальным эмоциональным их отвержением, скрытым или явным, вплоть до жестокого обра- щения и тяжелых физических наказаний. Часто встречается эмо- циональное отчуждение матери от ребенка – холодная шизогенная мать. Постоянное унижение, отрицание любых достоинств, требова- ние абсолютного подчинения без рассуждений, жесткое насаждение ханжески-пуританских моральных принципов, с одной стороны, и гипоопека вплоть до безнадзорности – с другой. Фрустрирующее воз- действие тем сильнее, что исходит от наиболее значимых лиц – от ро- дителей. Дисгармонией отличаются, как правило, и внутрисемейные отношения между родителями: часто встречаются злоупотребления одного или обоих родителей алкоголем, аморальный образ жизни, конфликты и скандалы в семье и др.
Еще одной характеристикой, общей для всех семей испытуемых этой группы, является жесткость и ханжество предъявляемых
к ребенку моральных требований, сочетающиеся с их формально- стью. Родители (чаще всего, мать) строго следят за поведением сына, карая за любой проступок. Наказание наступает с неотвратимостью и бывает весьма жестоким. Причем часто ребенка наказывают за то, что вполне допустимо для родителей (выпивка, драки и пр.).
Порой родители, строго наказывая сына, тем не менее, идут на все, чтобы «защитить» его от других, даже когда он совершает пре- ступления.
Наличие двойного стандарта морали, ханжество и противоречи- вость требований родителей приводят к тому, что ребенок любое их давление отвергает как несправедливое. Это затрудняет превращение моральных норм во внутренние позиции испытуемых, и без того имеющих проблемы с усвоением социального опыта. Кроме того, эти требования достаточно формальны – родители требуют точного их выполнения, не вникая в мотивы поведения и переживания сына. В лучшем случае забота матери проявляется в том, чтобы накормить и одеть, проследить за успеваемостью и пр. Внутренний мир ребенка ее мало интересует. Попытка поделиться с родными своими пережива- ниями, открытое проявление чувств встречают непонимание и тоже наказываются. В результате у испытуемых формируются только фор- мальные эталоны поведения без адекватной их смысловой оценки.
Эти условия семейного воспитания, накладываясь на индиви- дуально-психологические особенности ребенка, способствуют дис- гармоничному развитию его личности, сказываясь, прежде всего, на развитии эмоционально-волевой сферы. С одной стороны, режим ограничений и запретов жестко блокирует потребность ребенка в проявлении собственной активности, определяя переживание состояния хронической фрустрации. С другой стороны, это усугу- бляется невозможностью открытого отреагирования. Страх перед наказанием (часто жестоким) тормозит открытое проявление ими реакций протеста, неповиновения и агрессии, заставляя прибегать к лести, заискиванию, лжи и пр. Острота переживаний определяется и аффективной ригидностью испытуемых, связанной с наличием ор- ганической симптоматики. Даже во взрослом возрасте воспоминания о детских обидах и унижениях весьма болезненны. Время от времени накапливаемое возбуждение проявляется в «немотивированных» аффективно-агрессивных вспышках, неожиданных для окружаю- щих. Для них характерно «смещение агрессии», направляемой не на реальных «обидчиков», а на более слабых, например, на животных.
Специфическая психогенная задержка эмоционального развития испытуемых проявляется двояко. Во-первых, в формировании у ис- пытуемых эгоцентрических установок, недостаточной способности к волевому усилию и самоконтролю, отсутствии чувства долга и ответственности. При этом в случае снятия внешнего давления и надзора обнаруживается импульсивность, неспособность самостоя- тельно контролировать свое поведение и эмоции, тенденция непо- средственной реализацией их влечений в поведении без достаточного осмысливания последствий. Во-вторых, отсутствие эмоциональных отношений в семье, порой даже санкции за открытое проявление чувств, определяют скудость эмоционального опыта испытуемых, что ведет к недостатку эмпатии, неумению выражать свои чувства и понимать чувства других. Более того, внимание к другим рассма- тривается ими как слабость, как вариант «немужского» поведения. В дальнейшем это проявляется как эмоциональная холодность, бесц- ветность внешних эмоциональных проявлений в сочетании с повы- шенной чувствительностью, ранимостью, скованностью.
Особенности семейного воспитания и формирующиеся лич- ностные черты обусловливают у испытуемых проблемы социальной адаптации. Негативный опыт общения с наиболее значимыми людьми (родителями) заставляет их с подозрением относиться к другим людям, что, в свою очередь, вызывает у последних враждебность и отказ от сотрудничества. Положение усугубляется эгоцентризмом испытуемых, их безответственностью, низкой коммуникативной компетентностью и т.п. В результате они становятся изгоями, прежде всего, среди свер- стников, что еще более утверждает их в представлении о враждебности к ним всего мира, создавая нескончаемый порочный круг.
Третьим фактором, определяющим специфику семейного вос- питания в исследуемой группе, является властность, активность матери и пассивность отца в семейных взаимоотношениях, его от- страненность от воспитания детей. Это приводит и к возникновению у испытуемых проблем сексуального общения. Во-первых, так как семья является ячейкой первичной социализации, в том числе и сексуальной, диссоциация родительских ролей определяет форми- рование у этих субъектов неадекватных стереотипов полоролевого поведения. Во-вторых, доминирование матери, олицетворяющей для ребенка женщину в целом, формирует у него весьма специфический ее образ, как чего-то опасного, угрожающего, враждебного, подавляю- щего. Этот образ фиксируется в сознании ребенка и в дальнейшем
проявляется в течение всей жизни, затрудняя его взаимоотношения с противоположным полом.
Таким образом, мы выделили три фактора, определяющих спец- ифику семейного воспитания у серийных преступников:
– наличие дисгармоничности внутрисемейных отношений и, пре- жде всего, стиля воспитания;
– дисгармоничность (жесткость, ханжество и формальность), морально-этических принципов и предъявляемых к ребенку моральных требований;
– диссоциация родительских ролей в семье.
Все эти факторы, не определяя жестко будущее криминальное поведение испытуемых, способствуют возникновению проблем их социальной адаптации, прежде всего, наличие затруднений в сфере общения.