Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания

Упражнение № 17.

Для тренировки переключения внимания используются уп­ражнения, имеющие в основе своей тест "Красно-черные таб­лицы" (см. раздел Психодиагностические методики, методика "Красно-черная таблица").

Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Поря­док же работы остается неизменным:

1 этап — рассмотреть таблицу и найтипо порядку все числа черного цвета от 1 до 12;

2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета вобратном порядке от 12 до 1;

3 этап — необходимопоочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1. После того, как у ребенка будут удовлетворительные резуль­таты по предложенному выше количеству цифр, их число можно увеличить сначала до 16 (и тех и других), а затем до 24 (т.е. черные — от 1 до 24, красные — от 24 до 1).

Это же задание можно модифицировать, заменив ци4эры буквами. Например, черные буквы нужно выписать в алфа-

рйтном порядке, а красные в обратном. Поскольку это зада-дие сложнее предыдущих, то использовать его желательно досле того, как дети хорошо научатся справляться с числовы­ми вариантами, сама же таблица должна состоять не более чем из 9-16 ячеек (т.е. количество черных букв не превышает 8, а количество красных — 7).

Когда дети достигнут значительных успехов в работе с вышеописанными таблицами, задание можно усложнить.

Дети должны находить на предлагаемой им таблице крас­ные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные — в возрастаю­щем. Первые предлагаемые таблицы должны содержать не более 13 черных пар чисел — букв и 12 красных пар чисел — букв. Работа идет таким образом:

Красная цифра 12, пишем букву Р, потом черная цифра 1, пишем букву В, далее красная цифра 11, пишем буквуИ,черная циуэра 2, пишем букву Н...

Таблица к заданию "Красно-черные пары"

3-А 11-И 4-С 6-Г 10-Б
fr-fc ;^ /I 0"" 1т1 8-Е 2-Н 9-К 4-Ф
    1-В 8-4 | 8-М 7-Н:
7-Ф 5-Б 11-Л 2-Т 10-Е
9-А Зт/" ••-сь 1-В 6-Х 12-И

При успешной работе детей количество пар может быть удр личено до 24 красных пар чисел — букв и 24 черных пап чисел — букв.

Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания

Упражнение № 18.

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова. Пример:

бсолнцеитра-нвстолрюджыметокноггщшщатмашина прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

Упражнение № 19.

Необходимо расставить в свободных клетках квадрата № 2 в возрастающем порядке числа, расположенные в случайном по­рядке в 12 клетках квадрата № 1.

Квадрат № 1

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания - student2.ru

Квадрат № 2

В квадрате используются числа от 1 до 16, в процессе работы ^пользуемый ряд чисел увеличивается до 25, в случае хороших результатов — до 30-40.

Рассматривая типичные "ошибки на внимание", П.Я.Гальпе-рцн и С.Л.Кабыльницкая пришли к следующему выводу:

"...если к "явлению внимания" подойти иначе и... рассматри­вать внимание как результат интериоризации некой внешней деятельности... тогда нашей первой задачей станет —- найти такую внешнюю деятельность, которая улучшает всякую дру­гую, а своего отдельного продукта не имеет... Но среди внешних действий человека совсем не трудно найти такое парадоксальное действие — за всякой производительной деятельностью нужен контроль, а он тем и отличается, что необходим для качества основного действия, но другого, отдельного продукта не произ­водит... мы так формулируем свою задачу: начать с внешней, предметной формы контроля (за какой-нибудь другой произво­дительной деятельностью), перевести его в идеальную форму, перцептивную или умственную, и в заключение получить вни­мание..."

Это положение лежит в основе упражнений, направленных на формирование внимательности как свойства личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориента­ции детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметичес­кой задачи или выражения — дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями".

В связи с этим первая задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого. Для этого используются следующие приемы.

Упражнение № 20.

Прочитайте слово (чтобы установить его смысл), затем пред­ложите ребенку разделить его на слоги и, читая каждый слог, отдельно проверить, соответствует ли он слову в целом.

Для этого упражнения подбираются самые разные слова (и трудные, и легкие, и средние по трудности). Вначале слоги

необходимо разделять вертикальной карандашной чертой затем черточки не ставятся, но слоги произносятся с четки»' разделением (голосом) и последовательно проверяются. Со apg менем разделение слогов становится все короче и вскоре сво­дится к ударениям на отдельных слогах. Следующий этап --^ слово прочитывается и проверяется по слогам про себя ("пер­вый — правильно, второй — нет, здесь пропущено... перестав­лено..."). Лишь на последнем этапе можно перейти к тому чтобы ребенок прочитывал все слово про себя и давал ему общую оценку (правильно — неправильно; и если неправиль­но, то разъяснял почему). После этого происходит переход к прочтению всей фразы с ее оценкой, а потом и всего абзаца (с такой же оценкой).

Наряду с "контролем по написанию" (описанным выше) не­обходимо проводить отработку "контроля по смыслу" (соответ­ствия отдельных слов общему смыслу предложения). Работа проводится аналогичным образом. Затем содержание упражне­ний можно расширить за счет контроля правильности карти­нок, узоров, наборов букв, цифр и т.д.

Упражнение № 21.

Другим упражнением, направленным на развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность, является игра, в ос­нове своей имеющая тест "корректурная проба". Для нее бе­рутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с круп­ным шрифтом. В течение 5 минут (только 5) детям предлагает­ся вычеркнуть все встретившиеся буквы "а". При этом услав­ливается, что если ребята пропустят больше четырех букв, то они проиграли, 4 и меньше пропусков — выиграли. Выиграв­шие получают, например, зеленые фишки. Так как играть лучше каждый день, то подсчет выигрышей лучше вести раз в неделю, и победители чем-нибудь награждаются... Проверку заданий проводят сами ребята — сосед у соседа. Если они не заметят каких-то пропусков, хотя в этом возрасте дети более пристрастны к чужим работам, чем к своим, то это неважно, главное, что в течение нескольких минут ребенок будет нахо­диться в состоянии сосредоточенности.

Затем игру можно усложнить. Например, вычеркивать ту букву, которая стоит в строчке

дервой

(фаомтмлвисрпнальмтчджрапнви^роч^ттми/ко

^лимеа/стыщдеьн^банвисю^тспвныкрамс/^джым и т.д.

Следующий этап — одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать.

Например, "е" — вычеркиваем, а букву "м" подчеркиваем:

Говорила мышка мышк^ — н^ хочу читать я книжки.

Другой вариант: "Сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: "Внимание!" работа идет на­оборот — первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем".

Например, "1-я часть работы: "С" — подчеркиваем, "О" — вычеркиваем, по команде: "Внимание!" проводится черта и начинается 2-я часть работы: букву "С" теперь вычеркиваем, а букву "О" — подчеркиваем".

Р)?(с цветочек з^л^тистый, Стал ^н круглый и пушистый,

Внимание!

^•аша дунет, з&^меет/я, Пух по ветру поне^ет^я. Там, куда упал ^ултанчик, Будет новый одуванчик.

Упражнение № 22.

Подобное упражнение можно провести на учебном материа. ле, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена суще. ствительные, а прилагательные — двумя, затем по команд( "Внимание" — наоборот: существительные — двумя, а прила. гательные — одной, например:

В январе мороз трескучий

и валится снег сыпучий, В феврале у нас в оконце

Внимание!

Засверкало ярче солнце. Стоял рыхлый снег в апреле, птички звонкие там пели.

Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких игр-упражнений призыв учителя "быть внимательным" способен вызвать у детей состояние концентра­ции. Одновременно с введением таких игровых упражнений следует изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Детей приучают к тому, что упражнения в учебнике русского языка, в отличие от "Родной речи", надо читать вслух так, как оно написано (называя непроизносимые согласные, знаки препинания и т.д.). При проверке ребенком выполненного задания следует подчеркнуть, что читать напи­санное нужно вслух и так, как будто это писалось кем-то дру­гим — "другой девочкой", "плохо обученным щенком".

Практика показывает, что ученики младших классов с боль­шим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится фор­мирование внимания, организованности.

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания - student2.ru

i3Kuu уровень развития памяти

Память — это сложный психический процесс, исследованию которого посвящены труды многих ученых. Их результаты по­зволяют уже сейчас проводить эффективные занятия по ее раз­витию, используя нетрадиционные способы переработки и хра­нения ин4юрмации. В связи с этим, готовясь к подобным заня­тиям, необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.

1. Обработка информации, т.е. запись и извлечение, значи­тельно облегчаются при осознанном выборе стимулов и кон­центрации на них внимания.

2. Одновременный учет логических и эмоциональных реак­ций гарантирует лучшую запись материала в памяти, а чем чучше качество самой этой записи, тем легче его извлечение.

3. Существует два вида памяти: кратковременная и долгов­ременная. Кратковременная память поверхностна и непрочна. Чтобы информация из нее не исчезла уже через несколько се­кунд, приходится повторять ее про себя. Долговременная па­мять имеет глубокие корни в сознании. Она подкрепляется по­исками значения запоминаемого. Этот вид памяти связан со сложными мыслительными операциями.

4. Память субъективна и подвержена искажениям, т.к. вос­поминания видоизменяются после каждого их извлечения.

Приведенные выше положения лежат в основе упражнений рекомендуемых для занятий со школьниками, имеющими низ­кий уровень развития памяти. Сам факт записи информации заключается в ее переводе в образную форму. Поскольку аб­страктный образ запомнить сложнее, то первоочередной зада­чей является возможность научить детей преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зритель­ное представление (визуализация) какой-либо идеи состоит в мысленном создании картины — иллюстрации. Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем.

Наши рекомендации