Отработка понятии правый и левый .

Для формирования понятий "справа — слева" детей сначала учат практически различать правую и левую руку, затем уче­ники совершают разнообразные действия с предметами, в про­цессе чего в их речь активно вводятся указанные слова. Обуче­ние может быть организовано следующим образом. Учитель предлагает всем рассмотреть таблицу, на которой изображены четыре предмета: справа — ручка, слева — карандаш, ввер­ху — краски, внизу — кисточка. Разобрав, как расположены на рисунке предметы, дети учатся воспроизводить в реальной ситуации изучаемые пространственные отношения. Они выпол­няют задания в соответствии с указаниями учителя: "На чистке бумаги, положите справа ручку, слева — карандаш. Что лежит у вас справа, что лежит слева?" На вопросы учи­теля: "Где лежит ручка? Как она расположена по отношению

к карандашу?" — дети отвечают, используя точные простргц, ственные обозначения, т.е. тренируются в активном употребле. нии слов. Эта же дидактическая задача может быть решен, через игровые действия. Для закрепления понятий "справа -^ слева" проводится игра "Водители".

Упражнение № 1. Игра "Водители"

Описание игры.

Играющие сидят за партами (за столом). Они "водители". "Милиционер" (учитель) показывает карточки с изображения­ми различных машин. Водители должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить крас­ную фишку, если налево — синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево.

Правила.

"Милиционер" не должен подсказывать играющим. Играю­щие обязаны соблюдать полную тишину.

Указания к проведению.

а) Можно изготовить форменные рубашки или нагрудные знаки для водителей.

б) "Милиционер" должен показывать карточки в одном темпе.

в) В начале игры, пока дети привыкнут к значению фише| каждую из них можно пометить: на красной фишке pi суется стрелочка направо, а на синей — наоборот.

г) В конце игры следует отметить лучших "водителей".

Вариант.

Эту игру можно провести как соревнование между рядами, подсчитав в заключение общее количество красных и синих фишек.

Усложнить игру можно путем увеличения числа правил, ко­личества участников, вводимых предметов, изменения формы организации детей, темпа проведения и т.д.

130

Упражнение № 2. "Разноцветные точки"

Для выполнения упражнения используется рабочая карточ­ка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги "точки". Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ребенок должен называть точки по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий:

слева — направо, справа — налево, сверху — вниз, снизу — вверх. Ведущий активно руководит работой, следит за тем, чтобы:

— ребенок правильно начал чтение, т.е. за тем, какая точка названа первой;

— заданное направление сохранилось во время чтения;

— соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.)

Упражнения выполняются с целью выработки умения пра­вильно пользоваться предлогами в устной речи.

Для упражнений используются предметы, находящиеся под рукой, картины.

Примерные задания и вопросы:

— "Положи книгу на парту... Встань за столом... Что расположено над доской?.. Загляни под шкаф" и т.д.

— "Где нарисована ваза?.. Что лежит на столе?.. Где на картине изображена собака?.." и т.д.

Упражнение № 3. "Копирование точек"

Ученику предлагается скопировать несколько групп точек расположенных в строчках, нарисованных на свободном месте справа от образца. Задание выполняется на листе из школьной тетради. Затем ребенок должен (после выполнения задания) рассказать пространственное расположение точек.

Отработка понятии правый и левый . - student2.ru

Выполнение упражнений:

С геометрическим материалом

"Положите слева квадрат, посередине листа — круг, справа — треугольник. Расскажите, какие фигу • ры вы положили и где".

"Посмотрите внимательно на фигуры, расположен­ные на доске. Закройте глаза. (Фигуры закрываются листом бумаги). Откройте глаза и расскажите, какие фигуры были на доске и в каком порядке".

"Что изменилось?" На доске расположены геометри­ческие фигуры. По сигналу ведущего дети закрывают глаза, ведущий меняет расположение фигур. Дети должны объяснить, что изменилось.

Работа с рисунками

"Нарисуйте домик, елочку, забор в прямом и пере -дернутом виде".

"Рассмотрите рисунок в прямом и перевернутом виде".

Наши рекомендации