Различают экстремизм левый и правый

Левые экстремисты апеллируют к идеям марксизма, троцкизма, анархизма, маоизма, объявляя себя наиболее последовательными защитниками «трудящихся масс». Особое внимание они уделяют критике капитализма, империализма, плутократии, отчуждения личности, бюрократизации общества, социального неравенства. При всей эклектичности леворадикального мировоззрения для него характерен акцент на непримиримую классовую борьбу.

Правый экстремизм представлен прежде всего фашистскими, ультранационалистическими, расистскими группами, партиями и движениями. Перечисленные группы с крайне консервативных позиций критикуют современное общество за «отсутствие порядка», «господство плутократии», «упадок нравов», «деградацию культуры», «засилье инородцев и иноверцев», «неконтролируемую эмиграцию».

Элементы политического экстремизма обнаруживаются и в политике демократических государств, если они выступают в роли мирового или регионального полицейского.

Политический экстремизм обычно сочетается с другими экстремистскими течениями — экономическим, национальным, религиозным и в последние годы — экологическим.

Экономический экстремизм проявляется в стремлении установить одну форму собственности и единые методы ведения хозяйства (коммунистический фундаментализм) либо полностью отказаться от государственного регулирования экономической сферы, резко сократить социальные расходы (либерализм).

Национальный экстремизм находит выражение в обеспечении интересов и прав «своих» наций в ущерб другим национальным и этническим группам, часто связан с сепаратизмом.

Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии (например, соперничество шиитов и суннитов в исламе).

Экологический экстремизм - это противоправные акции групп и движений, осуществляемые с целью защиты окружающей среды от научно-технического прогресса как такового и нередко создающие угрозу общественному порядку.

Общим для всех разновидностей экстремизма является стремление дестабилизировать и уничтожить существующие государственные структуры, установить антидемократический режим.

Терроризм - форма политического насилия, имеющая целью физическое устранение и запугивание противников, деморализацию общества и разрушение государственных институтов. Его разновидности: государственный и оппозиционный, консервативный и революционный, религиозный и националистический.

Для современного международного терроризма характерны:

• рост числа террористических акций, циничность и жестокость их исполнения;

• масштабность последствий и значительное количество жертв;

• наличие значительной финансовой базы;

• использование государствами террористических группировок для расширения сферы геополитического влияния;

• распространение влияния террористических организаций на новые регионы, попытки установить контроль над природными ресурсами;

• профессионализм террористов как результат участия в региональных и этнополитических конфликтах;

• возросшая техническая оснащенность террористических группировок, стремление овладеть оружием массового уничтожения, в первую очередь — с целью шантажа противников;

• связь и взаимодействие внутригосударственного и международного терроризма;

• установление тесных контактов между террористическими группировками и транснациональной организованной преступностью, в первую очередь наркобизнесом;

• попытки лидеров некоторых террористических организаций представить свою деятельность как национально-освободительную борьбу;

• появление новых видов терроризма, в частности информационного и электронного (компьютерного).

Преодоление терроризма и вызывающих его причин превратилось в одну из остроакгуальных глобальных проблем человечества

Понятие и сущность власти.

Власть – центральное организационное и регулятивно-контрольное начало политики, средство ее осуществления. Борьба за овладение властью и ее использование является одним из важнейших аспектов политической жизни общества.

В политической науке существуют следующие основные интерпретации власти.

Натуралистическая. Исходит из того основания, что человеку как природному существу свойственны стремление к власти, жажда подчинения и возвышения одних индивидуумов над другими. Этот подход использовался Н.Макиавелли и нашел отражение в договорной теории Т.Гоббса. Обстоятельное обоснование теории власти под углом зрения природы человека, его влечений, страстей и склонностей принадлежит А.Гельвецию.

Бихевиористская. Исходит из понимания власти как особого типа поведения людей, одни из которых командуют, а другие подчиняются. Согласно Г.Лассуэллу, первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Политическая власть складывается из столкновений многих воль к власти как их баланс, как равновесие политических сил.

Психологическая. Основывается на бихевиористском понимании власти как результата поведения индивидов, но делает акцент на раскрытии субъективной мотивации этого поведения, выявлении его корней в сознании и подсознании людей. По мнению создателя теории психоанализа 3.Фрейда, власть возникает как взаимодействие воли к ней у одних людей и готовности к подчинению у других.

Системная. В противоположность бихевиористской и психологической трактовкам основывается на понимании власти не как производной взаимодействия индивидуальных воль, а как способности социальной системы реализовывать коллективные цели, обеспечивать собственную стабильность (Т.Парсонс, Д.Истон и др.).

Структурно-функционалистская. Характеризует власть как способ социальной организации, основывающийся на целесообразном разделении функций управления и исполнения. Согласно этому подходу, в иерархически устроенном обществе с многообразием социальных ролей власть позволяет контролировать ресурсы и средства влияния, воздействовать на людей с помощью поощрения и наказания.

Реляционистская. Рассматривает власть как межличностное отношение, позволяющее одним индивидам оказывать определяющее воздействие на других, направлять или изменять их поведение. Трактовка власти в реляционистском аспекте, то есть как отношения, – характерная черта веберианской традиции, предусматривающей возможность волевого воздействия одних индивидов и групп на другие.

власть в самом общем значении можно охарактеризовать как социальное отношение, которое проявляется в возможности и способности одних людей принимать решения, имеющие обязательный характер для других, влиять на их деятельность, используя авторитет, право, насилие и другие средства.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры – масштабы, объем, время и пространство. Источник власти – то, что дает ей начало, откуда она исходит, а именно народ, его стремление к упорядоченности общественной жизни. Конкретными источниками власти могут быть потребности общества, законодательство, воля монарха и т.п. Масштабы власти – это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти – это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти – это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти – это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует.

Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Отличительными признаками политической власти являются:

· верховенство, то есть обязательность, ее решений для всего общества;

· всеобщность, то есть функционирование на основе права от имени всего общества;

· моноцентричность, то есть существование общего государственного центра принятия решений;

· многообразие ресурсов – экономические, социальные, культурно-информационные, нравственные, принудительные и др.

Основные компоненты структуры власти – это субъект, объект, ресурсы и процесс, характеризующийся механизмом и способами властвования.

Субъект власти – это ее обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало. Им может быть правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов).

Объектом власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти.

Ресурсы власти – это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т. п.

Социальные ресурсы – это группы и слои общества, на поддержку которых может рассчитывать власть в проведении политики.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их получения и распространения (учреждения науки и образования, средства массовой информации). В современном мире значимость культурно-информационных ресурсов как источника власти повышается.

Демографические ресурсы – это наиболее универсальный вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно-информационные и прочие ресурсы.

Принудительные (силовые) ресурсы – это оружие, институты принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовых ресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными атрибутами.

Механизм власти – это социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.

Существуют два главных подхода к властвованию: 1) побуждение объекта к действиям, угодным субъекту, и 2) обеспечение бездействия подвластных, блокирование нежелательных для субъекта видов их поведения.

В соответствии с ресурсами, на которых основывается власть, ее классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную.

В зависимости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия), плутократическая (господство крупных собственников) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам управления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную и пр. По функциям ее органов – на законодательную, исполнительную и судебную, по способам воздействия субъекта на объект – на демократическую, тоталитарную и авторитарную. По широте охвата выделяются: мегавласть – международное сообщество и его организации (ООН, НАТО и др.); макровласть – центральные государственные институты; мезовласть –учреждения регионального, областного и районного масштабов, подчиненные центру; микровласть – уровень власти в малых группах, самоуправление.

В соответствии с ресурсами, на которых основывается власть, ее классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную.

Экономическая власть – это контроль над ресурсами, собственность на материальные ценности, способность распределения материальных благ.

Социальная власть, частично совпадая с экономической, предполагает возможность влиять на положение широких слоев населения, обеспечивая их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть – это, прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распределения. Этот вид власти способен служить не только распространению объективных сведений, но и манипулятивным целям – управлению сознанием и поведением людей в интересах субъекта. Особенно широко политическое манипулирование применяется в условиях кризисов, дезинтеграции общественной жизни и вызываемой ими дезориентации граждан.

Наконец, принудительная власть предполагает контроль над людьми путем применения или угрозы применения силовых ресурсов.

Общественные власти находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Политическая власть, испытывая сильное влияние со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна играть по отношению к ней первенствующую роль

Функции власти – это круг ее деятельности: организация, управление, контроль, воспитание, прогнозирование, достижение общественного согласия. Эффективность власти – ее способность выполнять свои задач и функции с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.

Наши рекомендации