Структура романа «Генрих фон Офтердинген»
В основу произведения положена легенда об известном миннезингере XIII в. Внешняя событийная канва — это лишь необходимая материальная оболочка для изображения глубинного внутреннего процесса становления поэта и постижения Генрихом жизненного идеала, аллегорически изображенного Новалисом в облике «голубого цветка». Основную смысловую нагрузку несут на себе сновидения Генриха, рассказанные ему притчи, сказки и мифы. Установка романтического романа – не отражение, а использование мира символического, пространства романтизирования. Обычное делать тайным, преходящее – вечным, тотальное остранение явлений. 2 части. Первая, завершенная, «Ожидание». Генриху, ученику капеллана, снится сон о том, что он бредет по темному лесу, выходит к горам и в пещере находит непередаваемой красоты голубой цветок. Голубой цветок — это символ немецкой романтической поэзии, иными словами — чистой поэзии и совершенной жизни. Заходит мать и будит его. Отцу снился когда-то такой сон, но он истолковал его слишком буквально, мог бы стать артистом, но выбрал семью и ремесло. Ранний романтизм утверждает, что все люди имеют предназначение, но не все ему следуют (в зрелом романтизме уже потом индивидуалистичность). Генрих вместе с матерью едет в Аугсбург, на её
родину. Они путешествуют в сопровождении купцов. Купцы знакомят его с двумя легендами. В одной из них говорится о том, как поэту и певцу грозила гибель от руки жадных до его сокровищ владельцев корабля, на котором он плыл по морю. Однако его песни так потрясли морских животных, что они спасли ему жизнь и вернули отобранные у него сокровища. (Природа перестает быть враждебной человеку, корабль – это человечество). В другой легенде речь идет о дворе просвещенного, покровительствующего поэзии короля и его дочери, которая однажды покинула родительский дом и целый год скрывалась от отца, живя в лесу с любимым человеком. Через год её возлюбленный своими песнями и игрой на лютне овладел сердцем её отца, тот даровал им обоим прощение и принял в свои объятия их и своего новорожденного внука. (Гордыня короля, просвещенный отшельник достойно воспитал поэта, Сентиментальная ценность вещей для отшельника. Влюбленные достигли всеобщей гармонии и исчезли из этого мира). Генрих и другие останавливаются в замке старого воина (там готовятся к крестовому походу) Генрих знакомится с молодой пленницей Зулеймой. Она томится вдали от родины и оплакивает свою судьбу. (Иенские романтики заново открыли восток, экзотическая страна, но единство – т.к. поэзия объединяет все народы). Покинув замок, Генрих знакомится со старым рудокопом. Тот рассказывает им о своей жизни, о металлах и минералах, сокрытых в недрах земли. (Сокровища манят его не богатством, а своей принадлежностью к природе, сами отдаются ему, любуется. Натурфилософия. Свое жилище кажется Генриху пристройкой к огромному светлому собору). Под его предводительством они посещают в горах целую галерею пещер, знакомятся с отшельником фон Гогенцолерном, который после славной и насыщенной военными подвигами молодости удалился от людей для отдохновения, познания внутренней жизни своей души и изучения истории. (Через прошлое занимается будущим. Историософия). Отшельник показывает им свои книги. В одной из них Генрих видит пещеру, самого себя, а рядом с собой — отшельника и старика, однако все одеты в непривычную одежду и надписи сделаны на непонятном ему языке. Книга о нем. Генрих фон Офтердинген наконец прибывает в Аугсбург, к своему деду старому Шванингу. В доме у деда Генрих знакомится с поэтом Клингсором, величавым человеком, изображение которого он уже видел в книге отшельника, и его дочерью Матильдой (любовь). Клингсор руководит духовным созреванием юного Генриха. Он беседует с ним о поэзии, о его внутреннем мире и о наиболее целесообразном и естественном «пользовании» своими душевными силами. Призывает его развивать разум, а также постигать закономерность происходящих в мире событий и «сущность» любого дела, любого явления, чтобы душа его в итоге стала внимательной и спокойной. Необходимо также, чтобы душа была искренней, а искренняя душа подобна свету. Генрих рассказывает Клингсору о своем путешествии, и вся его речь, её строй и образность свидетельствуют о том, что молодой человек рожден быть поэтом. По убеждению Клингсора, в поэзии нет ничего необычного, она есть
«основное свойство духа человеческого». Вечером во время пира Клингсор по просьбе Генриха рассказывает гостям символическую сказку о победе поэзии над рассудочностью и другими её врагами. Эта история предвосхищает то, о чем должна была пойти речь во второй части романа. В сказке говорится о королевстве Арктура и о прекрасной Фрее, его дочери, об Эросе и его молочной сестре Музе (или Басне) (она борется с Переписчиком, который олицетворяет сухой разум, отсутствие мудрости), а также об их крестной матери Софии. (Вначале царство покрыто льдом, все неживое. Потом там бурная весна, все оживает, влюбленные, мертвые восстали, звери приветствуют людей. Злолтой свет – обещание нового Золотого Века). Вторая часть романа (её Новалис не успел закончить) называется «Свершение». Генрих в облике странника, в состоянии равнодушного отчаяния после смерти Матильды, бредет по горам. В стороне он как будто бы видит монаха, подойдя ближе, он осознает, что перед ним всего лишь утес, над которым склонилось дерево. Вдруг дерево начинает дрожать, камень — глухо звенеть, а из-под земли раздается радостное пение. Из дерева слышится голос, который просит Генриха сыграть на лютне и спеть песню и обещает, что тогда появится девушка, которую он должен взять с собой и не отпускать от себя. Генрих узнает в нем голос Матильды. В листве дерева перед ним возникает видение его возлюбленной, которая с улыбкой ласково на него смотрит. Когда видение исчезает, вместе с ним из его сердца уходят все страдания и заботы. К нему подходит девушка и уводит его с собой. Она знакомит его со стариком, которого зовут Сильвестром, он врач, но Генриху кажется, что перед ним стоит старик рудокоп. Оказывается, что давным-давно старика посетил и отец Генриха, в котором Сильвестр увидел задатки скульптора и познакомил его с драгоценным наследием древнего мира. Однако его отец не послушался зова своей истинной природы, и окружающая действительность пустила в нем слишком глубокие корни. Он сделался просто искусным ремесленником. Они ведут беседу о важности возобладания единой силы, силы совести надо всем сущим; о причине зла, которое, по мнению старика, коренится в общей слабости; о взаимопроникновении и единой «сущности» всех миров и чувств во вселенной. Новалис не успел завершить эту вторую часть, в которой хотел выразить саму суть поэзии. Не успел он и оформить свою мысль о том, что все на свете: природа, история, война, обыденная жизнь — все превращается в поэзию, поскольку она и есть дух, оживляющий все сущее в природе.