Глава 2. мужской и женский аспекты божественного
Эволюция религиозно-философских взглядов Ауробиндо Гхоша отнюдь не ограничивается учением о планах сверхсознания. Представляет интерес проследить его отношение к мужскому и женскому аспекту в йоге. Известно, что в Тантре242 почитается главным образом Шива, а в шактизме – Кали, Дурга и другие олицетворения энергии (шакти).
В "Кармайогине" (1909-1910) была напечатана статья "Зримое в символах" ("Things seen in symbols"). Первая ее часть посвящена анализу дхьяны, а вторая – тому, что в результате дхьяны было познано Ауробиндо. Для цели нашего исследования особенно интересна вторая часть. Она небольшая, поэтому приведем ее полностью.
"Есть четверо, которые суть Запредельное. Это они управляют величественной игрой эволюции. Это они сотворили вселенную своей мыслью и воображением. В соответствии с поворотом мирового периода Вишну, или Вират, раскрывает на первом плане одного из них – так каждый из них правит циклом. Все сыны бессмертия произошли из них и к ним же вернутся, все чада Земли суть их частицы (portions). Когда один из них правит циклом, другие воплощаются ему в помощь. Все они – сам Бог в своем четырехликом (fourfold) проявлении. Один раз в каждый период (чатурьюга) они нисходят вместе – все четыре проявления Бога (чатурвьюха) – Шри Кришна, Баларама, Прадьюмна, Анируддха.
Шри Кришна содержит всех прочих и выражает их из своего существа. Он – Ишвара, Шива, Брахма, Вишну. Власть – его проявление; мощь и мудрость – его качества (гуны). Баларама суть второй аспект (power). Сила (force) – его проявление; могущество и гнев – его качества. Прадьюмна – третий аспект. Любовь – его проявление; нежность и радость – его качества. Анируддха – четвертый аспект. Желание – его проявление; телесное наслаждение и земной ум – его качества.
Шри Кришна – брахман, которому служит кшатрий. Он обладает божественным знанием и использует свою силу для управления этим знанием. Баларама – кшатрий. Он позволяет Шри Кришне в себе управлять своим могуществом и гневом, но он не может управлять Шри Кришной – он наслаждается им. Он – Рудра. Прадьюмна суть вайшья. Он служит для даяния, любви и сокрушения (дана, према, каруна). Он отдает всего себя людям и в обмен на это покупает их любовь. Он – космический филантроп. Он – нежное и трепетное сердце в природе вещей. Анируддха есть шудра. Он – желающий и наслаждающийся (камин, бхогин), он – ученый, приверженец материальных средств, демократ, сторонник равенства.
Сатья – это полнота Шри Кришны, золотой век, когда люди полны мощи и мудрости. Трета – полнота Баларамы. Вселенский правитель воплощается в Трета-юге (чакраварти раджа), она полна великих сражений и пышных жертвоприношений. Двапара – полнота Прадьюмны. Он подготавливает любовь в Двапара-юге, которая поддержит людей в течение Кали. Анируддха воплощает царство шудры в Кали-юге. Он разрушает старые формы, разбивает в вдребезги обычаи (ачара), все исследует, все разбирает, все уравнивает и все восстанавливает. Как шудра он обладает страстью к труду и служению Он отрекается от власти ради того, чтобы стать божественным слугой человечества.
Каждый из них не существует отдельно сам по себе, но содержит трех других и их качества, при этом его собственные обычно являются главными. Каждый из них не часть, но сам Господь во всей своей полноте. Они не-отличны, но тождественны. Четыре суть один, один суть четыре. Этот один и есть Шри Кришна".243
Текст интересен тем, что, во-первых, Кришна четырехипостасен, а во-вторых, он содержит в себе индийскую троицу – тримурти.244 Ауробиндо, подобно "кришнаитам" – последователям бенгальской "Чайтанья-бхакти", рассматривает Кришну не как аватару Вишну, но как самого всевышнего.
В дневниках Ауробиндо ипостаси Кришны фигурируют, но крайне редко. Баларама связывается им с Махакали, Анируддха – с Махашакти. Махешвари, Махакали, Махалакшми и Махасарасвати упоминаются в разделе "Шакти чатуштайя" программы Ауробиндо "Семь четверок"245, а в "Записи йоги" они впервые упоминаются со ссылкой на этот раздел 16 июля 1912 года. Четыре шакти рассматриваются Ауробиндо как аспекты Кришнакали.246 Далее они постоянно используются при описании опыта, причем гораздо чаще, чем ипостаси Кришны.
В "Йоге и ее целях", написанной до 1913 года, мы еще встречаем деление на юги, но Баларама, Прадьюмна и Анируддха исчезают и их место занимает Кали – шакти Кришны. Кришна – гуру в той йоге, о которой говорит Ауробиндо. Он – паратпара пуруша, ему необходимо отдавать все свои действия (и ответственность за них), чтобы трансцендентная универсальная личность могла с помощью шакти осуществлять свою работу через человека.
К четырем мужским аспектам суперразума Ауробиндо возвращается в 1915 году. В Ригведе он обнаруживает соответствие ипостасей Кришны и сил Сурьи (причем и тот и другой символизируют для Ауробиндо суперразум). Он полагает, что прежде чем истина Сурьи утвердится в смертной человеческой природе, надобно, чтобы для этого были созданы необходимые предварительные условия. Таковыми являются укоренение в природе человека сущностных сил Сурьи. В "Гимнах Атри" Ауробиндо перечисляет богов, представляющих собою силы Сурьи и описывает их функции. Безбрежную чистоту, разрушающую всякий грех и ложь, символизирует Варуна; светлую силу любви и понимания – Митра; бессмертное могущество стремления – Арьяман; благую спонтанность правильного наслаждения сотворенным – Бхага.247 Бхага соответствует Анируддхе, Арьяман – Балараме, Митра – Прадьюмне, Варуна – Кришне. Однако в дальнейшем идею четырехипостасного мужского божества Ауробиндо не использует.
В 1928 году в Пондичери выходит в свет небольшая работа Ауробиндо "Мать", в которой он обосновывает ведущую роль шакти в садхане. Ауробиндо признавал, что эта книга была посвящена Мирре Ришар, имеются на это указания и в самой книге.248 Характерно, что она была написана вскоре после того, как Мирра Ришар была признана воплощением божественной Матери. Ауробиндо настаивает на полном отречении и посвящении себя Матери.
Но в данном случае нас интересуют не столько наставления в практике тантрического бхакти, сколько то описание, которое дает Ауробиндо различным ипостасям шакти.
Все, пишет Ауробиндо, есть проявление шакти, все есть ее игра с наивысшим. Высочайшее проявляется в ней как Сат-Чит-Ананда, которая, в свою очередь, далее проявляется посредством шакти как "единое и дуальное сознание Ишвары-Шакти и как двойственный принцип Пуруши-Пракрити". Мать как единая изначальная трансцендентная шакти (Махашакти) предстает в мирах низшей тройственной вселенной посредством своих четырех великих аспектов-ипостасей – Махешвари, Махакали, Махалакшми и Махасарасвати.
Махешвари – ипостась "всеохватной мудрости, спокойной доброты, неисчерпаемого сострадания, всевластного и всепревосходящего величия и управляющего всем могущества"
Махакали воплощает силу, всесокрушающую волю, стремительность и мощь. Она – воительница миров.
Махалакшми является воплощением глубинной тайной гармонии и изящества. Она – всемирная красота.
Махасарасвати – материнская ипостась трудов, она наделена способностью к сокровенному знанию, безупречной работе и строгому совершенству во всем. "Эта ипостась есть мощный, неутомимый, прилежный и умелый созидатель, организатор, администратор, техник, мастеровой и архитектор миров".249 Она самая близкая к физической природе. Ее сфера – наука, ремесло и техника.
При сопоставлении характеристик аспектов-ипостасей Кришны, данных в работе "Зримое в символах", и ипостасей трансцендентной Матери выясняется их идентичность.
Таблица 7
"Зримое в символах" (1909-1910) | "Мать" (1928) | ||
ипостаси Кришны | ипостаси Матери | ||
название | характеристика | название | характеристика |
Кришна (брахман) | власть, мудрость и мощь | Махешвари | мудрость, сострадание и могущество |
Баларама (кшатрий) | сила, могущество и гнев | Махакали | сила, всесокрушающая воля, воинственный настрой |
Прадьюмна (вайшья) | любовь, нежность и радость | Махалакшми | гармония, красота, очарование и нежность, "пребывать подле нее – глубочайшее счастье" |
Анируддха (шудра) | желание, телесное наслаждение, страсть к труду, к служению и земной ум | Махасарасвати | совершенство, безупречная работа, близость к физической природе |
В тексте "Йога и ее цели" Кали представляет собой шакти Шри Кришны без какой-либо внутренней дифференциации, возможно потому, что эта статья представляет собою популярное издание. В дневниках же она обладает четырьмя аспектами. В работе, посвященной Матери, метафизический статус Кали снижается – она превращается в один из аспектов трансцендентной Матери, – а Шри Кришна вообще не упоминается.
Все это говорит о резком смещении акцентов в мировоззрении Ауробиндо. О переформулировании садханы для учеников, начиная с 1926 года, мы уже говорили при изложении сакральной биографии. Вероятно, "Мать", где дается новая метафизика Ауробиндо, была написана в тех же целях. В определенной мере программа, изложенная в "Матери", явилась результатом переработки программы "Йоги и ее целей". В частности, об этом свидетельствуют следующие параллели.
Таблица 8
Внутренняя позиция садхака | |
"Йога и ее цели" | "Мать" |
"Что же касается деятельности и внутренней позиции, то принцип этой йоги – абсолютная отдача себя Паратпара Пуруше (Кришне. – А.В.) – трансцендентной, бесконечной и универсальной Личности... Такое отречение должно быть полным. Ничего нельзя оставлять в себе для себя – ни единого желания, ни требования, ни мнения, ни даже мысли: "так должно быть, а так не может быть", "этому следует быть, а тому – не следует", – нужно отдать все" (77. С.11). | "Да будут ваши искренность и отреченность подлинными и абсолютными. Отрекаясь от себя, отрекайтесь полностью, без требований, без условий, ничего не оставляя для себя, – так, чтобы все в вас принадлежало Божественной Матери, чтобы ничего не доставалось ни эго, ни какой-нибудь другой силе" (77. С.40). |
"Йогу и ее цели" сам Ауробиндо относит к раннему этапу садханы.250 Для него характерно почитание Кришны в качестве всевышнего бога, пребывающего на супраментальном плане, – паратпара пуруши. Ипостаси Кришны – мужские, а Кали – лишь его исполнительная сила, сам Кришна в аспекте силы. 1926-1927 годы, по-видимому, явились переломными в мировоззрении Ауробиндо.
Поздний период его йоги характеризуется, преобладающим почитанием женского начала. Только Матери доступна полнота супраментального бытия. Кришна же становится божеством глобального разума, а его ипостаси – аспектами трансцендентной Матери (которые отчасти сохраняют первоначальный "варновый" характер251). В Работе "Мать" Кали из творческой энергии супраментального Кришны превращается в один из этих аспектов. В 1930-е годы ипостаси Кришны (Кришна, Баларама, Прадьюмна и Анируддха) вновь соединяются. В новой классификации Кришне соответствует Махакали. Вместе они представляют глобальный разум.252 Таким образом, Ауробиндо возвращается к варианту "Йоги и ее целей", где Кришна и Кали рассматриваются вместе. Души, которые определяются на раннем этапе как частицы ипостасей Кришны, после 1926 года предстают как частицы Матери, ее дети. Хотя Ауробиндо утверждает, что супраментальный Пурушоттама (высший пуруша) и Мать едины, акцент в своих наставлениях он делает на женском аспекте. Нисходящий ток силы престает быть безличной энергией планов сверхсознания, направляемой Ишварой, но подается как сила Матери.253 Сам Ишвара после 1926 года остается на уровне глобального разума, а Сурья, который ранее ему соответствовал, поднимается вверх вслед за суперразумом.
Трансформация тела осуществляется высочайшей Матерью, согласно ее санкции, отвечающей на призыв практика супраментальной йоги. В воплощенной Матери ум не видит ее божественности, и лишь душа открывает ее для себя. Мирра Ришар, по словам Ауробиндо, – "посредник, связующий санкцию и призыв".254
По-видимому, трудность реализации поставленной задачи, открывшаяся перед Ауробиндо в переходный период, когда он сам не смог преобразовать тело силой суперразума, который, как он выяснил для себя позже, оказался лишь преддверием к нему – глобальным разумом, повлияла на пересмотр метафизической доктрины и своей роли как учителя. Признав в 30-е годы себя аватаром Кришны ("Кришна – мой двойник"), которого он определял как божество глобального разума, Ауробиндо поставил в глазах учеников Мирру Ришар, которая представляла саму трансцендентную шакти, выше себя.
Мирра Ришар становится не только учителем, но и условием-посредником достижения физического бессмертия. Мужское начало как представитель пассивного Брахмана в йоге трансформации не достигло поставленной цели, ему на смену приходит начало женское – представитель активного Брахмана – как на человеческом, так и на метафизическом уровне. Мирра Ришар не просто представитель божественного в земной природе – она само божественное, сама божественная Мать. Залогом успеха в садхане становится служение ей. Таким образом были созданы все условия для формирования религиозной психологии. На первое место выходит вера в Мать. В 1935 году Ауробиндо пишет: "Раскаяние искупит все ваши ошибки и недостатки. Если вера в Мать, преданность ей будут возрастать, ваша природа изменится".255
Ауробиндо, подобно пассивному Брахману, уходит на второй план, отдавая полноту действий как в йоге, так и в жизни божественной общины Матери – активному Брахману. При этом, однако, именно он прокладывает дорогу Матери "в мало изученные области опыта".
В "Синтезе йоге", прошедшем редакцию 1948 года, то есть через двадцать лет после выхода в свет работы "Мать", Ауробиндо анализирует свой прошлый опыт отношения к мужскому и женскому началам божественного. В главе "Жертва. Триединый путь и Господин жертвы"256 Ауробиндо рассматривает те оппозиции, с которыми сталкивается на пути своего восхождения сознание. Одной из них является оппозиция Ишвары и Шакти.
"На одном ее полюсе, пишет Ауробиндо, ищущий может осознавать одного лишь владыку существования, устремляющего на него свои силы знания, могущества и блаженства с тем, чтобы освободить его и обожествить; Шакти может представляться ему лишь безличной Силой, выразительницей атрибутов Ишвары. На другом полюсе он может встретить Мать мира, создательницу вселенной, проявляющей богов, миры и все сущее из своей духовной субстанции. Либо, даже если он сразу видит оба аспекта, то это может быть неравноценное, разделяющее видение, подчиняющее одно другому, рассматривающее шакти лишь как средство приближения к Ишваре... Лишь когда совершенное единство двух сторон этой двойственности достигнуто и руководит его сознанием, он начинает открываться влиянию более полной силы, которая всецело избавит его от имеющего здесь место столкновения идей и сил и поместит в область более высокой Истины, и сделает возможным нисхождение этой Истины для того, чтобы она могла просветить, осенить и властно воздействовать на этот мир неведения. Ищущий начал завладевать интегральной тайной, которая может быть охвачена во всей полноте, лишь когда он пересечет границу царящей в этом мире двойственности, в которой знание переплетено с первоначальным неведением, и вступит в область, в которой духовный разум исчезает в супраментальном гносисе".257
Очевидно, что оппозицию Ишвары и Шакти Ауробиндо описывает в контексте своего учение о глобальном разуме. Именно разделяющее видение Ишвары и Шакти или видение с преобладанием Ишвары доминирует в ранних работах Ауробиндо и в изданиях "Арьи". В дальнейшем преобладает поклонение Шакти при формальном признании роли Пурушоттамы. Утверждение и того и другого в равной степени характеризует итоговую точку зрения Ауробиндо.
Но разделение мужского и женского аспектов божественного, по словам Ауробиндо, исчезает только при достижении суперразума. Следовательно, если руководствоваться логикой учения Ауробиндо, в 1930-е годы и далее его сознание находилось в промежуточной зоне между глобальным разумом и суперразумом. Косвенно на это указывает проработанность уровней глобального разума, его сил и аспектов. Так, появляются уровни ментального глобального разума (который, по-видимому, совмещает в себе силы и способности, представленные ниже в планах высшего и озаренного разума), интуитивного глобального разума, собственно глобального разума и супраментального глобального разума, причем Ауробиндо указывает, что в каждом из них существует множество уровней, которые, в свою очередь, могут рассматриваться как самостоятельные планы.258
Часть подпланов глобального разума, согласно Ауробиндо, образуется в результате "вбирания" им в себя сил предшествующих планов, поэтому наличие супраментального глобального разума указывает на намечающееся разделение внутри самого суперразума, который подобно глобальному разуму также может включать в себя силы и способности более низких планов, правда, на качественно новом уровне. Вероятно потому, что дальнейшее развитие этой идеи предполагает комбинирование сил духовного разума и тем самым вызовет новые трудности, Ауробиндо не включает супраментальный глобальный разум в суперразум.
На третьем этапе штурма суперразума (первый заканчивается в 1914 году, а второй в 1926-м) повторяется один и тот же алгоритм: в суперразуме намечается дифференциация259, появляется чистый, или собственно, суперразум и подуровни, которые Ауробиндо или заключает в суперразум как разные ступени его интенсивности, или передает предшествующему суперразуму плану. Далее следует оформление некоторых из них в самостоятельные планы, а суперразум вновь смещается вверх по шкале сверхсознания. Поскольку предполагаемый нами третий период в йоге Ауробиндо не был завершен, терминология осталась той же, а на развитие идеи суперразума указывает приведенное выше высказывание из "Синтеза йоги" и дифференциация внутри глобального разума, последний уровень которого непосредственно связан с супраменталом.
Когда терминология, созданная Ауробиндо на определенном этапе, перестает более или менее полно и точно описывать переживаемый им религиозный опыт, это служит характерным признаком того, что опыт выходит за ее пределы. Спектральное комбинирование терминов – только временная мера, которая влечет за собой радикальный пересмотр учения, связанный с новым критерием систематизации и выбора приоритетов. Возможно, предвидя такой ход развития, Ауробиндо остановился на последнем варианте учения о планах сверхсознания, представленном в его работе "Супраментальное проявление на Земле".