Мужской и женский костюм XVI-XVIII вв.

До середины XVI века быт и нравы в английском обществе имели отчетливую классовую характеристику. А так как, по меткому замечанию известного историка нравов Э.Фукса, всякая мода является средством классового обособления, то и костюм высшего дворянства имел мало общего с одеждой простых англичан, зато во многом походил на дворянский костюм в других европейских странах.

До конца XV века англичане носили средневековую одежду: узкие штаны-трико, на которые натягивались короткие чулки, и короткую (до пояса) куртку «дублет» с узкими рукавами, плащ-накидку с прорезями для рук и тупоносую обувь. На голову надевали небольшую шапочку вроде берета, но с узкими отогнутыми кверху полями.

Женское платье имело талию на уровне подмышек, сильно расширяющиеся книзу рукава и собранную в сборки юбку длиной

до пола. Придворный костюм английского аристократа в XVI веке был похож на испанский: такие же узкие длинные, облегающие ноги штаны, которые вскоре разделились на чулки и штаны-буфы, дублет удлинился ниже пояса и получил рукава и фрезу на стоячем воротнике. С середины века стали носить берет и короткий плащ, отказались от высоких сапог, сменив их на туфли с пряжками. Вошла в моду к концу века испанская шляпа с жесткими полями и высокой тульей - некий прообраз цилиндра. Характерная деталь костюма английского аристократа этого времени-«Орден Подвязки», носимый на ленте, повязанной вокруг левой ноги под коленом.

Особенностью женского костюма в начале XVI века стал жесткий корсет из кожи, надеваемый на рубашку. Юбка теперь имела контур трапеции, расширяющейся от пояса к подолу. Рубашка и платье получили вырез-каре; стали двойными рукава. Головные уборы состояли из каркаса разнообразных форм, к которому крепились накидки, спускавшиеся на плечи и лопатки. В 50-е годы завезли из Франции маленькую серповидную наколку с приколотой к ней черной вуалью.

Затем появились и в мужском, и в женском костюме отложные воротники, мужчины стали носить широкополые шляпы.

На смену испанской моде пришла французская, но англичане не сразу стали носить парики, делали прическу из собственных завитых волос длиной до плеч. Если кто-то и носил парик, то небольшой. В женском платье появилось декольте, в начале следующего века ставшее весьма широким.

Мужчины позаимствовали из французских мод прежде всего штаны покроя «кюлотт», завязываемые под коленом.

Во времена королевы Елизаветы дамы носили платье с широким кринолином, который не доходил до пола, оставляя открытыми ступни ног в башмаках без каблуков. Узкий лиф имел довольно глубокий вырез-каре и высокий стоячий веерообразный воротник из кружев. При закрытом платье продолжали носить воротник-фрезу до конца XVI века.

Парадный женский костюм включал в себя предмет, неизвестный в других странах - палантин. Это была длинная и довольно

широкая полоса дорогой ткани, края которой были закреплены на левом плече, а все полотнище, пропущенное под правой рукой, ложилось свободными мягкими складками на правый бок от груди до бедра.

А в начале XVII века отказались от многих французских фасонов; в 20-х годах исчезли и следы испанского влияния на английский костюм. Стала формироваться собственная национальная мода, которая в XVIII веке дала направление европейскому костюму следующей эпохи. Появились новые прически, одна из которых вошла в европейскую моду под названием английской; под этим названием она была распространена в XIX веке в России: гладкие, расчесанные на прямой пробор и сложенные в узел сзади волосы дополнялись круто завитыми локонами по бокам головы, вдоль щек.

С момента Революции существовала армия, причем создавшие ее индепенденты, эти наиболее активные борцы против монархии, подчиненной папству, сформировали хорошо организованное и дисциплинированное войско. Пехотинцы были одеты в латы и каски с султаном, в штаны фасона «бричз» (широкие в верхней части и узкие от колена - прототип ставших потом известными охотничьих бриджей) и обуты в прочные башмаки. Поверх лат через правое плечо шла перевязь висевшего в ножнах оружия типа тяжелой шпаги. У кавалеристов был полный доспех, включая шлем с забралом. Кирасиры носили под кирасой обычный дворянский костюм, ботфорты и каску на голове.

Особую часть населения составляли шотландцы, сохранявшие свой национальный костюм: короткую клетчатую юбку, чулки до колен и плед, набрасываемый на плечи в качестве плаща. Примечательно, что каждый шотландский клан придерживался определенных расцветок одежды, закрепленных традицией. Шотландские женщины часто закутывались в плед от головы до пят, оставляя открытым только лицо.

Бедные горожане носили рубашки и куртки, штаны до колен, широкополые шляпы и очень часто их костюм дополнял передник, связанный с родом занятий. Женщины этого сословия одевались в такую же рубашку и юбку из грубой шерстяной ткани,

поверх юбки повязывали передник. Голову покрывали сначала платком, поверх которого надевали шляпу.

Горожане среднего класса тоже не были однородным явлением. Особую группу составляли пуритане, объявившие непримиримую борьбу с излишествами в образе жизни, как главным грехом против нравственности. Они призывали к умеренности во всем, о какой бы стороне быта ни шла речь. Скромность в одежде считалась не менее важным признаком добродетели, чем сохранение супружеской верности. Они носили одежды из самых простых тканей, черных или очень темных цветов, совсем не носили украшений. Женщины-пуританки носили платье без выреза, с белым воротником из простой ткани; юбка была сборчатой и дополнялась обязательным передником. На голове пуританки носили чепец, обычно белого цвета. Во время диктатуры Кромвеля происходила массовая эмиграция пуритан - главным образом в Северную Америку. В новую английскую моду от пуритан вошла шляпа с полями и конусообразной тульей - «квакерская».

Состоятельные горожане, представители буржуазии, одевались сообразно своим доходам, но избегали вычурности дворянского костюма. Чаще всего они носили поверх обычного платья (дублета и коротких штанов) длинную верхнюю одежду с откидными рукавами и застежкой впереди; нередко воротник украшали небольшой фрезой. В качестве головного убора был в ходу берет. Женщины из этих семей носили платья с высоко застегнутым лифом, сборчатой юбкой и узкими рукавами, приподнятыми у плеча «грибком». Женская шляпа имела широкие плоские поля и маленькую круглую тулью.

Наконец, в стране оставался пока еще значительный, но постепенно уменьшавшийся слой крестьянства. Одежду крестьянина составляли рубашка, шаровары до колен, холщовые гетры или чулки грубой вязки, которые часто заворачивали валиком под коленом. На рубашку надевался джеркин - отрезной в поясе кафтан. В холодное время верхняя одежда была стеганой. На голове крестьянина был берет, на ногах - башмаки из губой кожи. Платье крестьянки не отличалось от крестьянских одежд в других странах

Европы: те же рубашка и юбка, иногда со шнурованным корсажем, чепчик на голове и башмаки на толстой подошве.

В начале XVIII века модная одежда в Англии мало отличалась от среднеевропейской. Мужской костюм походил на французский, но отличался тканью; англичане шелкам предпочитали сукно. Редингот считался деловой одеждой, при нем носили рубашку с более простым воротником и манжетами поменьше, чем это было модно во Франции. Для езды верхом надевали сапоги, по городу их не носили до 80-х годов.

В 40-е годы под влиянием стиля рококо стали приталивать костюм, применять в отделке вышивку золотом и серебром по шелку. Мужские парики появились во второй половине века и были разных цветов и несколько отличной от французских формы: сзади они были гладкими, делились на три части и только внизу завивались. Широкие обшлага продержались до 60-х годов и были отменены.

В 70-х годах вошел в употребление фрак с укороченными фалдами, с которым носили короткий жилет. На париках появился высокий тупей.

В 80-х годах в мужском силуэте исчезли оттенки женственности. Фрак получил покрой, известный в наше время, отличаясь от нынешнего только высоким стоячим воротником. Парик вышел из употребления, на голове стали носить шляпу, по форме близкую к цилиндру. Парики сохранились лишь как принадлежность профессионального облачения - у судей, адвокатов и пр.

Простой народ одевался традиционно - в рубашку с короткой курткой, штаны до колен и чулки с башмаками. Кое-где сохранились даже чулки-штаны.

Женский костюм в середине XVIII века тоже попал под французское влияние, появилась даже прическа «фонтанж». Опять стали носить нижнюю юбку на каркасе, что продолжалось до конца 80-х годов, несмотря на возмущенные протесты священников. В 40-х годах появились овальные фижмы на шарнирах, позволявших при необходимости собирать юбку вверх, а в 50-х придворная мода приобрела даже утрированные формы - восстановили панье самых сложных очертаний. Однако гримом англичанки

пользовались гораздо умереннее, чем француженки, а в мужской среде это вообще было редкостью.

Единственным типично английским нововведением середины века стали стеганые юбки.

Запоздалым отзвуком стиля рококо стали пудреные прически и громоздкие головные уборы. Не чуждалась мода и других иноземных влияний: меховая отделка туалетов была позаимствована из Польши, расцветки тканей и детали отделки подражали китайским и турецким образцам. Не осталась мода равнодушной и к событиям французской революции - появились платья без корсета, с завышенной талией, и «американские» платья.

Погоня за иностранными модами в Англии сдерживалась верностью умеренным буржуазным идеалам. В конце века женская одежда стала все больше напоминать мужскую: появился двубортный редингот для выхода на улицу в прохладную погоду, да и домашнее платье напоминало в своей верхней части мужской фрак.

XVIII век стал в Англии веком поклонения природе. Прогулки в парках и за городом, выезды на дачу входили обязательным пунктом в программу семейной жизни. Соответственно этому появились укороченные платья для прогулок по городу, соломенные шляпы «пастушеского» образца, которым стали подражать модистки всей Европы. При такой шляпе волосы можно было носить свободно распущенными или завивать их мелким «барашком» Рядом со складным дамским зонтиком появился «семейный зонт» - большой, под которым могли укрыться от дождя его хозяин с женой или с детьми. Прогулки на природе повлекли за собой появление спортивных игр: играли в кегли, в теннис, в 1775 году появилась игра в волан - то, что сегодня называется бадминтоном. Для игр на природе появились новые разновидности спортивных костюмов. У мужчин появилась летняя шляпа панама - ее название напоминало об американских колониях.

Увлечение природой привело к широкому распространению любительской живописи: многие дамы и девушки занимались этим дома и выходили на прогулки с альбомами для рисования.

В 80-х годах изменился и детский костюм. Девочкам стали шить платьица длиной до середины голени, с поясом чуть ниже талии; этикет требовал, чтобы из-под платьица были видны кружева панталончиков. Свободно распущенные волосы девочек завивали, а на лбу выстригали челочку. Мальчиков одели в «стиле Ван Дейк» - в курточку с кружевным воротником и кюлоты.

К концу века вся мужская одежда приобрела устойчивый английский стиль. Теперь все его части были черными - фрак, жилет, панталоны: и по виду, и по назначению это был гражданский и городской костюм. В качестве головного убора утвердился цилиндр; но была популярна и шляпа фасона «квакер», которую любили в пуританских кругах.

Военный костюм был особой областью, его конструировали военные портные, и он существенно отличался от костюма делового человека. Любопытно отметить, что король Георг XIV самостоятельно разработал фасон гусарского мундира, во многом похожий на гусарскую одежду армий восточной Европы. Однако это произошло уже в начале следующего, XIX века.

Так с конца XVIII века английская мужская мода стала примером для Европы. Что касается женской моды, то ее центром все-таки оставался Париж, в который стекались модные поветрия из разных стран, в том числе и из Англии, благодаря чему в дальнейшем светские женщины большинства европейских стран, если не хотели выглядеть отсталыми провинциалками, одевались «по парижской моде». Хотя прилагательное «парижская» становилось все более условным: скорее можно было говорить о моде европейской.

Этикет и манеры поведения.

Что до правил этикета и манер поведения, то вполне естественно, что придворный этикет в Англии хотя и не был прямой копией этикетов, существовавших при дворах других европейских монархов, но в основе его лежали такие же принципы. Можно сказать, что он носил общеевропейский характер, мало отличаясь по своему содержанию от этикетов, принятых в других странах Европы, кроме отдельных деталей, которыми английское светское

общество иногда удивляло своих соседей: например, в присутствии английского короля никто не обязан был снимать шляпу, но никто, за исключением королевы и вдовствующей супруги прежнего короля, не имел права сидеть. Зато король, являясь в парламент, при входе в зал заседаний снимал шляпу.

Но население страны, как известно, не исчерпывается кругом придворных аристократов.

За семейным столом в знатных домах во главе сидит носитель титула, владелец семейного состояния. Когда он умирает, до похорон это место занимает вдова, а после официального оглашения завещания - во главе стола садится тот, кто унаследовал титул и имущество.

В первой трети XIX века в английском обществе появился своеобразный способ организации танцев на балу. До этого дамы появлялись на балу чаще не с книжечками, а с «программками», где указаны танцы и их порядок. Туда дамы вносили имена кавалеров, с которыми условились на какой-то танец, и новые приглашающие могли рассчитывать только на свободный. В эти годы дамы придумали трюк, который помогал избавиться от нежелательных партнеров: они имели с собой две программки, одну настоящую, а другую - поддельную, где все танцы были уже якобы расписаны. Если подходил нежелательный кавалер, ему демонстрировали поддельную программку, и он уходил ни с чем. Когда этот приемчик стал широко известен, был изобретен выход, который не был обидным ни для кого, а дам избавлял от вранья. Организатор бала собирал приглашенных мужчин и делил их на группы по 10 человек, обозначая группы литерами: А, В, С и т.д. Точно так же делился на группы список приглашенных дам. Затем происходило голосование: дамы выбирали 10 кавалеров в группу А и по 10 человек в остальные группы, таким же образом кавалеры расписывали по группам дам (голосование было тайным). Затем результаты голосования оглашались, и 10 кавалеров группы А танцевали с десятью дамами группы А. При этом каждый член группы имел номер, под которым он прошел в список: кавалер № 1 танцевал с дамой №1 первый танец, в следующем танце действовал новый список, но в рамках той же десятки. Впрочем, допус-

кался и обмен партнерами по взаимному согласию (внутри десятки или - реже - между группами). Понятно, что такой распорядок отражал мнение общества о качествах того или иного участника бала - так сказать, его бальный рейтинг.

Если случалось, что кто-то опаздывал к голосованию и не попадал в «десятку», то ему могли уступить партнера на один-два танца, проявляя тем самым сочувствие к опоздавшему и уважение к нему.

Английская этика основана на практическом подходе к морально-этическим проблемам. То есть, главное - поведение человека, а не его внутренние побуждения. Так подходят к этим вопросам и церковь, и школа, и правосудие: они утверждают определенные этические нормы, оценивая поступки, а не их мотивы. Главное - вести себя по правилам, общепризнанным и безусловным: в этом состоит нравственность.

Поскольку занятия спортом вошли в жизнь английского светского общества как его непременный элемент, то спортивная терминология вошла в обиход в качестве характеристики манер поведения. Истинный джентльмен должен всегда вести себя спортивно - играть по правилам. Иначе говоря, следует быть честным всегда и во всем, на службе и в частной жизни, не нарушать законов и общепринятых нравственных норм, строго придерживаться сложившихся в обществе правил поведения. Возникла даже поговорка, в которой использовали название самой английской игры: «Это вовсе не крикет», - так говорили, оценивая чей-то безнравственный поступок, недостойный подлинного джентльмена.

Образование.

Публичная школа - частная школа закрытого типа для детей знатных и состоятельных англичан. Такие школы возникли в конце средних веков, давали классическое образование, готовили служителей церкви и государственных чиновников. В 1827 году произошла реформа, связанная с именем доктора Томаса Арнольда (школа Регби). Сейчас таких школ около 260, они существуют наряду с государственными общеобразовательными школами, и

по-прежнему родители стремятся поместить в них своих мальчиков: считается, что только в такой школе можно выковать характер истинного англичанина, закалить его дух. Но если раньше дух воспитанника закаляла религия, то после реформы на первое место вышел спорт. Считается, что игры на свежем воздухе, воспитывают командный дух и дисциплину.

Детей в публичных школах с первого дня приучают соблюдать субординацию: школа делится не на классы, а по вертикали -на «дома». Старшеклассники каждого «дома» приучают новичков к подчинению по вертикали суровыми методами. Существует официальная система телесных наказаний (детей секут розгами и воспитатели, и старшеклассники). Шестой класс - выпускной, в нем учатся два года Эти ученики командуют всеми младшими.

Директор назначается советом попечителей и не зависит от министерства образования. Он подбирает преподавателей, составляет программы и своим примером формирует модель «джентльмена».

Условия жизни в этих школах спартанские: спальни в готических зданиях не отапливаются, питание скудное. Окна круглый год открыты, а ученики ходят в шортах. Не отапливаются и спортивные раздевалки. Зато окончившие эти школы не только закалены физически; в них заложено убеждение в своей исключительности. Они стараются всегда и везде находить тех, кто учился с ними в одной школе, и готовы оказывать им в случае необходимости поддержку, так же, как рассчитывают на ответное дружелюбие. В течение всей жизни они сохраняют галстук, который они получили в школе. Сложилось даже образное определение «Старый школьный галстук»: он - символ корпоративной связи выпускников. В Итоне, едва ли не самой престижной школе, этот галстук имеет темно-синий цвет в тонкую голубую полоску. Его повязывают, желая привлечь внимание «старых друзей» в любом кругу, в надежде на их поддержку. Итон расположен недалеко от Виндзорского замка, за мостом через Темзу и занимает несколько старинных зданий. Он основан в 1441 году, главу его попечителей назначает лично король, а попечительский совет комплектует Академия наук. Показателем престижности школы в Итоне слу-

жит тот факт, что из него вышли 18 премьер-министров. Поэтому родителей не останавливает очень высокая плата за обучение.

Наиболее респектабельны, кроме Итона, еще Винчестер, Регби, Харроу. В них строже вступительные экзамены, зато их выпускники чаще становятся студентами Оксфорда и Кембриджа. Винчестер особо славится воспитанием «жесткой верхней губы» - то есть таких качеств, как самообладание и невозмутимость. Публичные школы - средство воспроизводства элиты общества.

Кембридж - это университетский город; его название переводится как «мост через Кем». Не только соборы, но и большинство зданий в этом городе построены в эпоху готики, и в них расположены колледжи, трапезные с почетными помостами для преподавателей и портретами выпускников. Как и Оксфорду, Кембриджу уже 700 лет. По организации эти университеты сходны между собой, но по научным направлениям они различаются. Впрочем, были с самого начала и различия в идеологическом отношении. Например, во время революции в Оксфорде господствовали роялисты, а в Кембридже преобладали сторонники парламента и Кромвеля. В наше время различие сохраняется лишь в научной сфере. В Оксфорде больше внимания уделяется философии и литературе, в Кембридже - точным и естественным наукам.

Каждый город-университет состоит из 20 с лишним колледжей, существующих относительно самостоятельно, но ориентированных на факультет. Факультет - общеуниверситетское начало, объединяющее различные специальные кафедры.

В Кембридже и Оксфорде существует система личных наставников, из числа профессоров и доцентов факультетских кафедр, персонально прикрепляемых к каждому студенту. Студент ходит на факультет слушать лекции, а над собственной темой работает под руководством наставника, после чего представляет результат своей работы в письменном виде на соответствующую кафедру.

Характерная особенность университетских городов - студенческие дискуссионные клубы, участие в деятельности которых входит в число обязательных занятий. Клубы собираются регулярно для диспутов на предложенные темы. Считается, что уча-

стие в дебатах вырабатывает у студентов навыки публичных выступлений. Кроме того, во время дискуссий формируются группы сторонников какой-то определенной общественной позиции, единомышленников в вопросах политики: с этого начинается подобие партийной дисциплины. Верность своему клубу - как верность школьному дому в Итоне. Во время дебатов в дискуссионных клубах разные колледжи соперничают между собой, учась партийной борьбе.

Так же соперничают колледжи в спорте. Каждый колледж имеет свои команды по крикету, по гребле, которые непременно участвуют в ежегодных соревнованиях.

Диплом Кембриджа или Оксфорда расценивается как свидетельство о том, что его получатель прошел «фабрику джентльменов».

Примечание. Понятие «джентльмен» в средние века означало благородный рыцарь, служащий богу мечом. В XVIII веке понятие «джентльмен» приравнялось к понятию «землевладелец». С 30-х годов XIX века утвердился нынешний смысл слова. Это эталон человека: бесстрастный, немногословный, имеет жесткую верхнюю губу (то есть не выражает эмоций,), верен данному слову, не говорит хорошо о себе и плохо - о других, во всем держится правил честной игры.

Наши рекомендации