Глава 1. эволюция взглядов на сверхсознание
Наиболее ярко эволюция религиозно-философских взглядов Ауробиндо проявляется в описании им планов сверхсознания и тех сил, которые их олицетворяют.
Изложение материала, посвященного этой теме, целесообразно представить в следующей последовательности:
- ранние публикации;
- дневники за 1914-1920 гг., номера "Арьи" за 1914-1921 гг.;
- вечерние беседы за 1922-1926 гг.;
- дневники за 1927 год;
- "Письма о йоге", 1930-1938;
- книга I "Жизни божественной", редакция 1939 года;
- книга II "Жизни божественной", редакция 1940 года;
- первые двенадцать глав "Синтеза йоги", прошедшие редакцию в 1948 году;
- "Супраментальное проявление на земле", 1949-1950.
Для удобства восприятия промежуточные выводы будут представлены в виде таблиц.
* * *
В "Йоге и ее целях", написанной до 1913 года, при рассмотрении сверхсознания Ауробиндо отождествлял виджняну, идеальность и высший буддхи: "Над буддхи, который является высшей способностью разума, находится еще более высокий буддхи, или виджняна, некая совершенная способность (ideal faculty)..."123
Большей информации относительно центрального понятия в системе Ауробиндо – виджняны-суперразума – в ранних публикациях обнаружить не удалось, поэтому перейдем к его дневникам.
Планы сознания в дневниках
Дневники Ауробиндо – это своего рода хроника религиозного опыта. Они носят название "Записи йоги". В ней Ауробиндо кратко описывает свой опыт и, приводя переживания в систему, разрабатывает фиксирующую их терминологию. Дневники ведутся с 1909 по 1927 год. При этом следует учитывать, что 1910 год в них не отражен, а более-менее регулярные записи ведутся с января 1912 по октябрь 1920 года. Затем следует перерыв, и записи вновь возобновляются на рубеже 1926 и 1927 годов. В конце 1927 года Ауробиндо прекращает ведение дневников, поэтому о последующих двадцати трех годах развития его садханы практически ничего не известно124
Следует отметить, что дневники – это своеобразная терминологическая лаборатория. В ней Ауробиндо создает термины и их группы. Одни термины постепенно вытесняют другие, вследствие чего возможно определенное их пересечение или дублирование. Наша задача – проследить в дневниках основную тенденцию в формировании терминологии, которая имела свое продолжение в книгах Ауробиндо. Детальное изучение "Записи йоги" – тема отдельного исследования. Для ориентации в терминологии и ее локализации мы используем приведенное выше разделение на области сознания.
* * *
В дневниках Ауробиндо фиксирует этапы реализации программы йоги, данной ему Кришной.
Ауробиндо располагает источник своей йоги в области сверхсознания. Суперразум (виджняна) находится сразу над головой. Из него в человеческую природу нисходит преобразующая супраментальная шакти. Забегая вперед, скажем, что эволюция взглядов Ауробиндо на сверхсознание развивалась по пути дифференциации суперразума, выделения в нем новых планов и подпланов.
До 24 ноября 1913 Ауробиндо проводит разделение на интеллект и виджняну. Интеллект относится к области сознания, а виджняна – к области сверхсознания. В этот день Ауробиндо пишет о самообразовании виджнянабуддхи (vijnanabuddhi, vijnana buddhi, Vijnana Buddhi) – интуиционного разума (intuitional mind).125
Прежде чем продолжить изложение, необходимо сделать небольшое отступление, связанное с переводом используемых Ауробиндо терминов. "Mind" и "reason" мы будем переводить как "разум" и "ум" соответственно. Прилагательные "intuitive" и "intuitional" на русский язык переводятся одинаково, но таким образом исчезает вся специфика, с ними связанная. Поэтому "intuitive" будет переводиться как "интуитивный", а "intuitional" – как "интуиционный".
Продолжим. С точки зрения Ауробиндо, интеллект (manasabuddhi) должен передать свою познавательную функцию ("знание") виджнянабуддхи, чтобы тот в свою очередь передал ее виджняне. Этот процесс осуществляется благодаря виджняне, которая управляет виджнянабуддхи и озаряет его. Виджнянабуддхи должен постепенно вытеснить собою интеллект в качестве преобразующего человеческую природу нисхождения виджняны.
Ауробиндо относит виджнянабуддхи к идеальности, так же как и виджняну.126 Следовательно, этот новый план принадлежит области сверхсознания. Таким образом, с 1913 года в виджняну-суперразум127 вносится разделение – в ней появляется не выделяемый ранее план. Иерархия планов сознания теперь выглядит следующим образом:
- манасабуддхи;
- виджнянабуддхи;
- виджняна.
Таблица 1
Планы сознания | |
до 1913 | ноябрь 1913 |
Область сознания | |
интеллект, манасабуддхи | интеллект, манасабуддхи |
Область сверхсознания | |
виджняна, идеальность, высший буддхи | виджнянабуддхи, интуиционный разум, высшая идеальность |
виджняна, высочайшая идеальность (откровение) |
Хотя появление нового плана в области сверхсознания можно толковать и так: первоначально Ауробиндо, как это показано в "Йоге и ее целях", не разделял высший буддхи (higher buddhi) и виджняну. Затем разделение все же произошло, в результате которого виджняна поднялась над высшим буддхи, что позволило говорить о нем отдельно. На прежнее родство указывает его двойное название.
Вероятно, преемственность с прежней терминологией сохранилась и в том, что идеальность Ауробиндо теперь разделяет на высшую (higher) и высочайшую (highest) (26 марта 1914). Первая характеризуется им как интуиционная, а вторая – как обладающая природой откровения (revelational).128
20 ноября 1914 года Ауробиндо пишет о том, что существует три вида виджняны. Первый соотносится с материальным разумом и позволяет ему интуитивно обращаться с вещами, с идеями, которые следуют из чувственного опыта. Это праджнянамайя виджняна, интуитивная и различающая. Вторая соотносится с интуитивным разумом (intuitive mind) и не зависит от какого-либо опыта. Она имеет характер вдохновения. Третья – чистая виджняна. Это откровение и непосредственное видение.129
Итак, в области сверхсознания к концу 1914 года появляется три плана виджняны, причем два из них сообщаются с ментальными планами в области сознания – материальным разумом и интуитивным разумом. Для первого плана характерны интуиция и различение, для второго вдохновение, третий же – виджняна как таковая – само откровение и провиденциальное видение.
Между уже существующими (виджнянабуддхи и виджняной) появился новый план, побудивший Ауробиндо дать новую классификацию виджняны. Снова чистая виджняна поднимается вверх, уступая свое место. Виджнянабуддхи как интуиционный разум наследовал способности интуиции и интуитивного различения. Отметим появление интуитивного разума.
Таблица 2
Планы виджняны | |
ноябрь 1913 | ноябрь 1914 |
виджнянабуддхи, интуиционный разум, высшая идеальность | интуиция и различение |
виджняна, высочайшая идеальность | вдохновение |
откровение |
Arya
Проследив эволюцию представлений о сверхсознании в дневниках Ауробиндо, обратимся теперь к его произведениям, изданным в "Арье", которая начала выходить в августе 1914 года
Начнем с "Тайна Веды". А в чем собственно эта тайна состояла? Почему Ауробиндо дал такое интригующее название работе, которая наряду с "Жизнью Божественной" и "Синтезом йоги" открывает публикации в "Арье"?
Сатпрем пишет, что Ауробиндо на собственном опыте открыл то, что позже обнаружил читая гимны Ригведы. Действительно, в своих дневниках Ауробиндо использует образы Вед. Из Ригведы он отчасти заимствует язык описания религиозного опыта: так, например, неоднократно упоминается Вритра и его силы. Надо отметить, что над "Тайной Веды" Ауробиндо начал работать еще до ее публикации в "Арье".
Ауробиндо полагает, что ведийские риши использовали сложную систему символики. Заимствуя образы из внешнего мира, на описание которого настроен наш язык, они использовали их для фиксации внутреннего опыта, добиваясь при этом двух целей: 1) передачи опыта следующим поколениям риши и 2) эзотеричности.130 Привычные значения слов и образов, ими создаваемых, служили для поддержания ритуальной религиозности. Ауробиндо полемизирует с Саяной, знаменитым толкователем гимнов, и европейскими авторами переводов, на него опирающимися. Он выстраивает собственную систему интерпретации.
Ведийские мифы рассказывают о похищении коров демонами пани, которые укрыли их в пещере, и о победе бога Индры над демонами Вритрой и Валой.
Ауробиндо решительно возражает против того, что риши в гимнах заняты исключительно описанием природных явлений, наделяемых сакральным значением. С его точки зрения они описывают внутренний путь к высшей реальности. Планы и области, через которые пролегает их путь, а также их силы олицетворяются и получают имена.131
Сурья – бог откровения и озарения, его область определяется как истина, закон и безбрежность, он божественный пуруша, он – Яма. Сурья – бог истины, его лучи в его собственной области – это супраментальная активность откровения, вдохновения, интуиции, различения. Веданта называет эту область виджняной, совершенным знанием, а Веда – истиной (ритам). Нисходя, эти лучи создают в человеческой ментальности мир светлой ментальности (luminous intelligence), или озаренного разума (illumined Mind) – Свар, богом которого является Индра.132
Свар именуется также светлым интуитивным разумом (luminous intuitive mind), который непосредственно получает высший свет божественного солнца.133
Заря (ушас) – это озарение истины, лежащей над ментальностью, которая приносит полуденный свет полноты сознания в ночь нашего бытия. Она приходит как Дакшина, чистое интуитивное различение, или как Сарама, раскрывающая интуиция, которая проникает в пещеру подсознания, где владыками чувств пани сокрыты стада солнца, и обращается к Индре. Туда к ним приходит Индра, господин светлого разума (luminous Mind), он взламывает пещеру и выпускает наверх на волю солнечные стада навстречу сознанию истины, дому богов.134 Заря – богиня солнечной славы. Она и есть супраментальная деятельность Сурьи, наделенная именем.
Пани – олицетворение чувственного сознания (sense-consciousness), именно они похищают лучи озаренного сознания и заключают их в пещерах подсознания (subliminal cavern). Слово "go", поясняет Ауробиндо, в санскрите означает и "корову", и "луч света". Таким образом, коровы – сокрытые лучи Зари или Сурьи.
Вритра, с которым сражался Индра, – персонификация бессознательного.135
Зачем понадобилось Заре нисходить в пещеру подсознания и обращаться к Индре? Для Ауробиндо ответ заключается в том, что подсознание содержит в себе все то, что относится к божественной жизни. Именно это божественное должно быть достигнуто, чтобы овладеть низшей жизнью и подчинить ее высшей.136 Эту мысль Ауробиндо называет ведической идеей подсознания.
* * *
Ауробиндо различает планы Сурьи и Свара, принадлежащего Индре, как супраментальный и высший ментальный планы соответственно, тем не менее, в текстах встречается ряд неопределенностей и противоречий.
В ноябре 1914 года Ауробиндо определяет откровение, вдохновение, интуицию и различение как аспекты супраментальной активности Сурьи. В декабре эти же способности приписываются интуитивному уму:
"... Ила, Сарасвати и Сарама представляют три из четырех способностей интуитивного ума (intuitive reason) – откровение, вдохновение и интуицию".137
В марте следующего года они снова становятся характерными силами суперразума:
"Я полагаю, что Дакшина, подобно более известным Иле, Сарасвати и Сараме, – одна из четырех богинь, представляющих четыре способности ритам, или сознания истины. Ила представляет истинное видение, или откровение;138 Сарасвати – истинное слышание, вдохновение, божественное слово; Сарама – интуицию; Дакшина – интуитивное различение".139
Попробуем соотнести способности Сурьи-суперразума с тремя планами виджняны, описанными выше. Очевидно, что Ила относится к третьему плану, Сарасвати ко второму, а Сарама и Дакшина – к первому.
Три плана виджняны (1914):
- интуиция и различение (Сарама и Дакшина);
- вдохновение (Сарасвати);
- откровение и видение (Ила).
О соответствии способностей суперразума и ведийских богинь Ауробиндо задумывался еще до издания "Арьи". Так, 28 марта 1914 он записывает, что когда в интуиционной идеальности вивека объединится с интуицией (Дакша с Сарамой), это приведет к снижению возможностей интеллекта исказить истину.140 О таком соответствии этих сил планам виджняны пишет Ауробиндо в дневниках в ноябре 1914 года (см. выше).
Теперь выясним, к какой области относится Свар (и Индра соответственно) – к области сознания или к области сверхсознания. В последнем случае придется определить, какой из трех планов виджняны Ауробиндо называет высшим ментальным планом.
21 июля 1914 в дневниках мы встречаем первое упоминание о божественном разуме (Divine Mind).141 В сентябрьском выпуске "Арьи" Индра называется божественным разумом (Divine Mind).142 Индра называется также высшим разумом (supreme Mind).143 Его область находится над тройным миром разума, жизни и тела.144
Все это позволяет отнести высший ментальный план, о котором говорит Ауробиндо, к области сверхсознания. Определение Индры как "supreme Mind" вызывает ассоциации с "Supermind". Конечно, Индра не может считаться олицетворением суперразума, так как эта роль закреплена Ауробиндо за Сурьей, но ассоциация может быть вызвана намеренно, чтобы показать отношение Индры к сверхсознанию. Если вспомнить, что виджняна (суперразум) называлась в свое время Ауробиндо высшим разумом (higher buddhi), то можно предположить принадлежность Индры (как supreme Mind) первому плану виджняны. В пользу этого предположения свидетельствует то, что Заря, низошедшая в пещеру подсознания, обращается к Индре как Сарама и Дакшина – то есть посредством способностей сверхсознания, характерных для первого плана виджняны.
Напомним, что первый план виджняны соотносится с материальным разумом. В "Записях йоги" от 3 февраля 1917 года Ауробиндо фиксирует, что Индра победил Вритру на земле, то есть в области физического аспекта разума.145
Идея того, что высший ментальный план относится к сверхсознанию, прослеживается также в "Синтезе йоги". Ауробиндо описывает свой опыт обращения к области сверхсознания, который он впервые обрел, следуя совету Леле – ждать пока речь не придет сама, но не из ума, а из другого источника (см. сакральную биографию). Со временем опыт стал постоянным, превратился в реализацию, и Ауробиндо смог подробно описать его природу.
Через сахасрадалу (мистический центр над макушкой), согласно Ауробиндо, происходит непосредственный контакт с супраментальными планами. Когда сознание избавляется от ограничений физического ума, которые приковывают ментальную активность к физическому мозгу, и оказывается способным думать "выше и снаружи" головы, реализуется тонкая чистая способность мышления, которая создает более легкую связь с супраментальными центрами. Ауробиндо замечает, что эта способность чистого мышления над головой осуществляется в тонком теле, которое относится к ментальному, а не к супраментальному [сознанию].146 Следовательно, планы супраментального сознания начинаются не сразу над головой, а над тонким ментальным телом – environmental mind, surrounding intelligence (дневники, 1918 год).
Индра как господин высшего ментального плана называется Ауробиндо божественным разумом. В XVIII главе "Жизни божественной" ("Разум и суперразум") Ауробиндо дает развернутое определение божественного разума, данное с точки зрения его роли в инволюции.
Поскольку конечное является лишь проявлением бесконечного, результатом его действия, то необходимым образом должно существовать сознание, которое видит и содержит в себе все отношения между конечным и бесконечным – божественный разум. Это сознание еще не неведение, поскольку ему известно бесконечное (оно видит бесконечное в конечном), а конечное не обособлено от последнего как независимая реальность. В нем все еще присутствует процесс определения границ – тот процесс, благодаря которому материя, жизнь и разум приходят в феноменальное существование. Божественный разум – подчиненная суперразуму деятельность. Осуществляется она через познавательное движение суперразума – праджняну, первый план виджняны, о котором уже говорилось выше.
Именно в праджняне происходит разделение, которое дает начало всем последующим, – разделение пуруши и пракрити, между сознанием и его силой. Последним действием этого процесса является проникновение пуруши в каждую точку своего бытия, благодаря чему появляется множество душ, в каждой из которых пуруша присутствует во всей своей той же полноте. Но при этом пуруша воспринимает все остальное с точки зрения своего обособленного бытия, в соответствии с которым строятся его отношения с другими душами.147
Следующей ступенью является разум, который видит каждый феномен как вещь-в-себе. Он разделяет бытие целостности разного порядка вплоть до атомов, пока наконец не растворяет первичный атом в ничто. Разум, благодаря своему разделяющему действию теряет знание о супраментале, который знает все целое и каждый атом как формы самоконцентрации силы сознания и бытия в феноменальных формах самого себя.148
Речь идет о космическом разуме, получающем в результате инволюции определенную автономность. Движение направлено от единства к множественности. Индивидуальное познание обусловлено космическими условиями: человек наблюдает множество вещей и сил потому, что его видение осуществляется в области разума. Космический разум вносит логическую и физическую определенность в изначальное единство. Таким образом, индивидуальный разум как часть разума космического познает не природу как таковую, а себя в природе.
И все же определенное представление о единстве сохраняется в разуме. В человеке оно реализуется благодаря наличию в нем высшего разума (higher mind), который способен придти к ментальному представлению о единстве. Категории жизни и тела не ограничивают высший разум – он рассматривает мироздание в терминах чистой ментальности. Но даже чистая ментальность не избегает исходной ошибки разума, поскольку остается отдельное ментальное "я", которое рассматривает все со своей индивидуальной точки зрения.149
Несколько ранее Ауробиндо писал о высшем разуме, утверждая, что ум человеческий обладает двумя аспектами. Один обусловлен чувственным восприятием и не идет дальше феноменов (sense-mind, манас), другой же использует чувственные данные, но идет за их пределы. Чистый разум позволяет нам перейти от знания физического к метафизическому.150
Итак, божественный разум (Индра) – первый план виджняны, и относится к области сверхсознания, а высший разум, о котором Ауробиндо пишет в 1916 году, – к области сознания.
В "Синтезе йоги" Ауробиндо рассматривает описанные выше планы в их динамике, что позволяет выяснить соотношение разума, интуитивного разума и планов виджняны.
Ауробиндо продолжает развивать идею разделения буддхи на высший и низший, высказанную им еще в "Йоге и ее целях". В главе "Очищенное понимание" он указывает, что наряду с термином "виджняна" он использует термин "буддхи", но в более глубоком смысле. Интеллектуальное понимание – это низший буддхи, в то время как высший буддхи – не столько понимание, сколько бытие над знанием и видение: нет поиска знания, поскольку высший буддхи уже обладает им и только переводит его в термины откровенной и интуитивной мысли. В человеке влияние высшего буддхи воспринимает интуитивный разум. Высший буддхи Ауробиндо называет супраментальной способностью, а также интуитивной и вдохновенной областью знания.151
Далее в "Синтезе йоги" интуитивный разум называется высшей формой буддхи. Возникает вопрос, какого буддхи – низшего или высшего? Ауробиндо пишет, что интеллект никак не может считаться гносисом, поскольку зависит в своих действиях от чувственного разума (манаса) и отвлеченных построений. Интеллект – только низший буддхи. Но существует высшая форма буддхи (higher form of the buddhi. – выделено мною), которая благодаря своим интуиции, различению, вдохновению и провиденциальному видению может выполнять работу с большей силой и уверенностью. Эту форму Ауробиндо и называет интуитивным разумом (intuitive mind or intuitive reason). Определенный артикль и общий контекст позволяет утверждать, что интуитивный разум – высшая форма низшего буддхи. Его функция заключается в том, что он переводит истины, получаемые свыше из суперразума, в ментальные термины.152
Что касается локализации интуитивного разума, то Ауробиндо замечает, что, даже обладая интуитивной ментальностью, мы все еще находимся в пределах разума и смотрим вверх, чтобы воспринять влияние суперразума.153 Эта новая ментальность есть развитие наличного ментального уровня, интуитивный разум – все еще разум, а не гносис.154
Приведенные данные свидетельствуют в пользу того, что интуитивный разум, являясь высшей формой низшего буддхи, принадлежит области сознания. Но как быть с тем, что он обладает теми же силами и способностями, что и суперразум? В "Тайне Веды" Ауробиндо также наделяет интуицией, различением, вдохновением и откровением и Сурью (суперразум), и интуитивный ум. Этот вопрос разрешается при дальнейшем изучении "Синтеза йоги".
Ауробиндо рассматривает интуитивный разум как переходное звено между суперразумом и обычной человеческой ментальностью. Он исходит из того положения, что в низшей природе суперразум присутствует главным образом как интуиция, а потому развитие интуитивного разума является первым и вполне естественным шагом к супраментальному знанию, а значит и к самому супраменталу (1920).155 В свою очередь первым результатом воздействия суперразума на низшую природу является создание интуитивной ментальности, которая заменит ментальность обычную.156 Именно интуитивная ментальность станет посредником между интеллектом и супраментальной природой.157
Синонимом суперразума выступает гносис. Об этом можно судить по тому, что, как и в случае с суперразумом, к гносису невозможно взойти сразу. Прежде необходимо сформировать "как соединяющее звено или мост интуитивный, или озаренный, разум". Этот озаренный разум (illumined mind), по мнению Ауробиндо, вначале будет неким смешением привычных ментальных движений и влияния гносиса, но после практики его очищения обычное ментальное мышление обратится в мышление осиянное, а воление – в видящую истину волю, осуществляемые посредством интуитивного различения, интуиции, вдохновения и откровения.158
Суперразум поднимает ментальное сознание до уровня интуиции, создавая таким образом промежуточную интуитивную ментальность, а затем поднимает ее способности и трансформирует в супраментальный ум (высший буддхи, логос виджняну).159
Находясь на уровне супраментального божественный ум (reason) оказывается возможным наблюдать разум, жизнь и тело сверху, поскольку пуруша поднимается над ментальным уровнем.160 Таким образом, противопоставляются божественный ум и интуитивный разум, находясь в котором, мы "смотрим вверх".
В главе "Градации суперразума" Ауробиндо подробно описывает супраментальный ум. По природе он является духовным (spiritual) умом – это не ментальный (манаса буддхи), а супраментальный (виджняна буддхи) ум. Он действует посредством тех же четырех сил, что и интуитивный разум, но в нем они присутствуют в изначальной чистоте, не искаженные влияниями ментальной субстанции интеллекта. Силу различения трудно выделить, так как она имплицитно присутствует в трех остальных. Они представляют собой восходящие планы (elevations) супраментального ума, которым Ауробиндо дает следующие названия – супраментальная интуиция, супраментальное вдохновение и супраментальное откровение.161
По отношению к интуитивному разуму Ауробиндо использует идею одновременной инволюции и эволюции: с одной стороны, интуитивный разум, имплицитно заключенный в обычном разуме человека, развивается в ходе эволюции, а с другой стороны, суперразум в своем нисхождении (инволюции) в качестве тока силы обретает в рамках человеческого разума форму разума интуитивного. Тот же подход Ауробиндо применяет и к супраментальному божественному уму. Супраментальный ум обладает теми же силами, что и интуитивный разум, но в нем они представлены как иерархия планов. По отношению к интуитивному разуму божественный ум вступает как источник его способностей.
По-видимому, интуитивный разум получает из божественного ума не только свои силы, но и озарение, которое в изначальной чистоте присутствует только в области сверхсознания. Индра – владыка высшей ментальности, которую Ауробиндо называет светлым интуитивным разумом (luminous intuitive mind) и озаренным разумом (illumined Mind). Интуитивный разум в "Синтезе йоги" также называется озаренным разумом, но пишется немного иначе – illumined mind. Возможно, заглавное написание некоторых терминов Ауробиндо использовал, чтобы подчеркнуть их принадлежность области сверхсознания. Отметим также, что пока Ауробиндо не различает интуитивный разум и разум озаренный.
Вернемся к поставленному выше вопросу об одновременной принадлежности сил, персонифицируемых Сарамой, Дакшиной, Сарасвати и Илой, планам, представляющим области сознания и сверхсознания. Казалось бы, ответ найден. Но теперь в области сверхсознания эти четыре силы относятся не к Сурье, а к Индре.
Теперь необходимо выяснить соотношение Сурьи и Индры (как божественного супраментального ума). Ответ Ауробиндо дает в той же главе "Градации суперразума": супраментальный ум является силой света Ишвары (surya-shakti).162 Следовательно, божественный ум не конечный источник интуиции и т. д., а только субстантивированный посредник, фиксация изначальной силы Сурьи-Ишвары на определенном уровне сверхсознания. Поэтому супраментальный ум обладает не только силами суперразума, но и воспроизводит внутри себя их градацию.
Таблица 3
Планы виджняны | |
интуиция и различение | Сарама и Дакшина; Свар, Индра (luminous intuitive mind, illumined Mind, Divine Mind) |
вдохновение | Сарасвати |
откровение | Ила; Сурья |
Надо отметить, что при описании планов сверхсознания Ауробиндо постоянно использует понятие интуиции. "Intuitio" происходит от латинского "intueor" (пристально смотрю). Возможно, благодаря этому исходному значению Ауробиндо и связывает интуицию с познанием, открывающимся в религиозном опыте. Так, он приводит пример: относительно духовного познания риши говорили не "он думает", а "он видит".163 Интуиция в таком случае – аналог непосредственного восприятия и переживания истины, причем истины не спонтанного умозаключения, а истины бытия (сатья, "истина", происходит от сат – "бытие"). Интуиция – не только указание на существование запредельного, но и его созерцание. Пуруша как субъект созерцания (сакши, "свидетель") толкуется им как интуитивное "я".164
Такой подход позволяет Ауробиндо наделять виджняну природой интуиции. Так, в варианте программы "Семь четверок", изданном в "Архивах и исследованиях", виджняна называется интуицией.165
Как уже говорилось выше при изложении биографии, Ауробиндо переводил упанишады. К ним он написал пространные комментарии, в которых можно обнаружить развитие его идей относительно сверхсознания. В частности, идею виджняны как обладающей природой интуиции.
В комментарии к Иша упанишаде (1914-1915) Ауробиндо определяет виджняну как истину, причинную идею, супраментальное знание-волю, супраментальную идею реальности (real-idea). Идея реальности, в отличие от абстрактной ментальной идеи, – это сознание, сила и радость бытия, вбирающая в себя все истины и силы их существования, это сила всех их возможностей и форм.166
Виджняна – интуитивная идея, чье отличие от интеллектуальной состоит в том, что чистая интуитивная идея видит себя как в бытии, так и в становлении. По своей природе она – самосознающая сила Единого. Ее природа – видение. Таково видение самого Сурьи.167 Встречается также определение виджняны как "интуитивной или скорее гностической идеи".
Комментарий к Кена упанишаде особенно интересен тем, что в нем Ауробиндо обосновывает идею суперразума.168
За пределами нашего ума находится другое сознание – брахма-сознание. Оно – разум нашего разума, чувство наших чувств, речь нашей речи, жизнь нашей жизни. "Речь нашей речи" – это творящее вселенную слово, слово-Брахман. Слова человеческой речи представляют собой ментальные формы объектов. Брахман же посредством слова выражает в форме себя самого. Эти формы и составляют универсум. Использование тайной силы слова (ритмической вибрации звука – мантры) – указывает на исходную идею творящего слова. Слово – это вибрация и сила чистого бытия, само тело Брахмана. Поскольку существует божественное слово, творящее все сущее, необходимым образом должен существовать божественный разум, познающий это слово и все то, что оно выражает. Ему Ауробиндо дает название "суперразум". Его эквивалент в Веде – "сознание истины" (рита-чит). Суперразум, использующий божественное слово, и есть творящий логос.169
В определенной мере интуитивные способности ритам можно связать с идеей суперразума как чувства наших чувств (видение, слышание), речи нашей речи (вдохновение).
По мере развития религиозного опыта Ауробиндо менялось его представление об интуиции. Так, в "Жизни Божественной" (глава "Духовное гностическое существо") Ауробиндо дает имя интуиции вторичному действию супраментальной силы в низшей полусфере разума, жизни и тела. Эта интуиция обладает множеством градаций. Существует физическая интуиция, витальная интуиция, эмоциональная и чувственная интуиция, а также интеллектуальная интуиция. Но существует и супраинтеллектуальная сила интуиции. Это действие суперразума в человеческой ментальности.170 Здесь уже намечается отход Ауробиндо от отождествления интуиции и виджняны. Интуиция становится формой присутствия суперразума в низшей тройственной природе. В дальнейшем, как будет показано ниже, Ауробиндо оставляет за интуицией один из планов в области сверхсознания, который на один план ниже суперразума.
От текстов "Арьи" вернемся к дневникам. Посмотрим, как в них отразилась эволюция его взглядов на планы сверхсознания. В них мы обнаружим более детальную разработку идеи божественного ума, чем в "Синтезе йоги", а также новый подход к определению трех планов виджняны.
Дневники, 1919-1920 гг.
В 1919-1920 гг. Ауробиндо продолжает изучать три плана виджняны (triple ideal supermind), выделенные им в еще 1914 году.
Первый план
Ауробиндо использует термины "logistic" и "logistis" для описания первого плана виджняны. Слово "logistic" происходит от греческого "logisticos" (искусный в объяснениях, рассуждениях). Как сказано в "Записи" от 20 июля 1919 года, идеальная способность к объяснению (logistic ideality, logistic gnosis, logistis, logistic vijnana) – это божественный ум (divine reason).171 Ауробиндо называет его также светлым умом (luminous reason).
Божественный ум представляет собою самый первый план виджняны. Его сущностью является смрити – припоминание сокровенного знания, потерянного в невежестве разумом. Надо полагать, что данное толкование смрити согласуется с платоновским учением о познании как припоминании. Косвенно на это указывает пояснение Ауробиндо: "smriti, divine mnemosyne".172
Божественный ум имеет три плана (каждый из которых в свою очередь распадается внутри себя на три подплана в результате различных комбинаций интуиции, вдохновения и откровения173):
- низший, или первичный, гносис (primary logistic gnosis, intuitive logistis), природу которого составляет интуиция;
- вторичный гносис, обладающий природой вдохновения (secondary logistic gnosis, inspirational logistis);
- третичный гносис, обладающий природой откровения (tertiary logistic gnosis, revelatory logistis, revelatory logistic vijnana).
Возможно, эти планы и составляют низшую, или первичную, идеальность с тремя ее формами: откровением, вдохновением и интуицией, о которой писал Ауробиндо в 1918 году (19 мая).
Выше мы уже приводили описание супраментального ума, данное Ауробиндо в "Синтезе йоги" (глава "Градации суперразума").174 Но теперь у нас есть возможность сопоставить планы божественного и супраментального ума. Напомним их названия: супраментальная интуиция, супраментальное вдохновение и супраментальное откровение.
Отсюда следует, что термины "божественный ум" и "супраментальный ум" действительно используются Ауробиндо как синонимы.
В течение 1919-1920 гг. Ауробиндо главным образом интересовал низший план виджняны. Особое внимание он уделил его третьему плану – revelatory logistis. В нем он выделил следующие уровни:
- I.3.1. уровень интуитивного откровения (intuitive revelation, intuitive revelatory logistis, intuitive revelatory vijnana);
- I.3.2. уровень вдохновенного откровения (inspired revelation, inspired revelatory logistis, inspired revelatory vijnana) и
- I.3.3. уровень полного откровения (full revelation, full logistis).
4 февраля 1920 года Ауробиндо заменяет inspired revelatory logistis на interpretative revelatory vijnana (второй уровень revelatory logistis), а 20 февраля следует замена intuitive revelation на representative revelatory vijnana (первый уровень revelatory logistis).175 В марте третий уровень обретает санскритское название – drashta (drashtri).
Теперь картина уровней третьего плана низшей виджняны (божественного супраментального ума) стала выглядеть следующим образом:
- I.3.1. representative revelatory logistis, representative revelatory vijnana, representative vijnana;
- I.3.2. interpretative revelatory logistis, interpretative revelatory vijnana, interpretative vijnana;
- I.3.3. drashtа.
Предыстория термина "interpretative" такова. 20 июля 1919 года Ауробиндо описывает герметический гносис (второй план виджняны) как обладающий природой вдохновенного объяснения (inspired interpretation). Греческое прилагательное "hermeneutikos" и производное от него английское "hermeneutic" как раз и означают "толковательный, объясняющий". Далее вплоть до 1927 года эта мысль не развивается, однако сам термин появляется вновь в 1920 году, но уже по отношению к низшему плану виджняны.
В "Синтезе йоги" Ауробиндо проливает некоторый свет на значение понятий "репрезентативный" и "интерпретирующий". Так, восходящее движение духовного ума выражается в величественном репрезентативном действии, которое оформляет для нас актуальность "Я" в нас и вокруг нас (возможно, этот этап восхождения соответствует переживанию универсальной личности, описанному в сакральной биографии). Интерпретирующее же действие супраментального знания выражается в открытии для нас потенциально сущего во времени, пространстве и за их пределами.176 Итак, репрезентация связана с постижением актуально сущего, а интерпретация – потенциально сущего.
Термины "intuitive", "intuitional", "inspired", "inspirational" продолжают встречаться в дневниках, но они относятся уже только к низшим планам logistic vijnana.177
В октябре 1920 года появляется новый термин "logos vijnana", который Ауробиндо использует в широком и узком смысле. В узком смысле logos vijnana заменяет собой revelatory logistic vijnana (третий план божественного ума), а в широком – весь божественный ум (logistic gnosis, logistis).178 При этом объем понятия "representative vijnana" совпадает с объемом этого нового понятия, вытесняя собою "interpretative vijnana". Кроме того, репрезентативная виджняна наделяется (17 октября) тремя формами: репрезентативной, интерпретирующей и императивной.179
В апреле 1920 года Ауробиндо пишет своему брату Барину: "После пятнадц<