Часть вторая. эволюция религиозно-философских взглядов
Сложность изучения философского наследия Ауробиндо заключается в том, что, говоря о системе его взглядов, необходимо использовать созданную и детально разработанную им терминологию. В свою очередь, приводя спектр значений того или иного термина, необходимо иметь в виду систему, в рамках которой он используется. Тогда происходит своего рода логическая ошибка в изложении: неизвестное описывается через неизвестное. Таким образом, мы попадаем в замкнутый круг: нельзя описать систему без присущей ей терминологии и в то же время нельзя дать терминологию без знания системы в целом.
Поэтому вначале мы дадим систему – основные положения йоги и онтологии Ауробиндо, используя основные, базовые термины, не претендуя при этом на полноту изложения.
ЙОГА И ОНТОЛОГИЯ АУРОБИНДО
С точки зрения Ауробиндо принцип интегральной йоги дан Кришной в Гите: действовать в мире, но при этом отречься от плодов действий.104 Имеется в виду следующее. Можно действовать, не думая о плодах действий, то есть избегая ментальной активности, следовательно – сохранять покой сознания во время деятельности. Это и есть интегральная йога, которую Ауробиндо определяет как совершенство в действии. Систему карма-йоги, данную в Гите, Ауробиндо определяет как евангелие труда.105
Поскольку мир – это мир действия, то есть кармы, отречение от действий представлялось, по мысли Ауробиндо, единственно правильным решением. Причем под миром понимается не столько мир материальный, сколько мир людей, полный борьбы и страстей, – социальная реальность. "Все те, кто покидает мир на долгое время, уже не могут в него вернуться. Они утрачивают эту возможность, поскольку какая-то часть их существа не выдержит столкновения с миром", – говорил Ауробиндо своему ученику.106
Ауробиндо сближает понятия "кармайогин" и "дживанмукта": "Идеалом кармайогина служит дживанмукта, душа (self), достигшая спасения, которая вместо того, чтобы немедленного покинуть феноменальное существование, остается в нем, свободная от рабской зависимости ему".107
В обосновании принципов интегральной йоги Ауробиндо опирается не только на Гиту, но и на авторитет Упанишад. В статье "Интегральная йога в упанишадах" Ауробиндо отмечает, что йога, названная им интегральной, опирается на опыт божественной реальности в сердце, разуме и теле и утверждает, что данный опыт отнюдь не является его открытием, напротив – этим опытом обладали ведийские риши и провидцы упанишад.108
Ауробиндо полагает, что эта йога существует в самой природе вещей, поскольку сам Брахман интегрален, объединяя в себе множество состояний сознания. Стремясь к полноте реализации божественного, последователь йоги Ауробиндо также должен стать интегральным и всеохватывающим.109 Как говорит Ауробиндо, интегральный метод дает интегральный результат. Именно это и отличает йогу Ауробиндо от прежних путей, под которыми он понимает весь комплекс духовных учений и практик, уводящих от мира.
Интегральность понимается им как:
- имманентная – гармонизация всех планов человеческого существа, а не только тела, разума или витального в отдельности или в различных сочетаниях;
- трансцендентная – полнота реализации божественного, а не одного из его аспектов;
- социальная – гармония человека и общества (отречение от плодов действий, но не от них самих).
Название основного философского труда Ауробиндо ("Жизнь божественная") полностью формулирует принцип интегральной йоги – это обычная жизнь, преобразованная тотальным переживанием божественного.
Ауробиндо называет свою йогу не только интегральной, но и супраментальной. Особенность йоги Ауробиндо заключается в том, что в ней главную роль играет нисходящая свыше сила, преобразующая смертную природу человека в природу бессмертную. Это нисхождение происходит в результате концентрации сознания и его стремления достичь источника этой силы: "Супраментальная йога есть одновременное восхождение души к Богу и нисхождение божества (шакти. – А. В.) в воплощенную природу".110
Итак, йога Ауробиндо называется интегральной по задачам и супраментальной по методу, объекту и источнику.
* * *
На основе своего йогического опыта Ауробиндо разрабатывает онтологию, по отношению к которой все остальные его философские построения в значительной степени являются производными. Онтология макрокосмоса, в свою очередь, производна от онтологии микрокосмоса – человека. Эта духовная онтология (некая карта внутреннего мира человека) строится по отношению к физическому телу человека и подразделяется на планы и области, их объединяющие.
Планы – это планы сознания. Их наиболее общая последовательность в восходящем движении выглядит так: материя, жизнь, разум, суперразум, Сат-Чит-Ананда (бытие-сознание-блаженство – высочайшее катафатическое определение абсолюта в индийской традиции). Материя, жизнь и разум составляют космос. Сат-Чит-Ананда супракосмична, а потому трансцендентна. Суперразум – активная сторона абсолюта, действующая в низшей тройственной природе космоса.111 Она трансцендентна по источнику, но космична по области своего действия.
По отношению к человеку Ауробиндо выделяет четыре области сознания: сверхсознание, подсознание, а между ними – сознание, поверхность нашего существа, о котором мы осведомлены в бодрствующем состоянии, и сублиминальное. Существует также некая промежуточная зона, ничья земля (No-man's-land), находящаяся между поверхностью нашего существа и сублиминальным.112
Нельзя с уверенностью утверждать из каких источников Ауробиндо заимствовал понятие сублиминального.113 В "Жизни Божественной", а также в "Письмах о йоге" Ауробиндо предупреждает читателя от неверного понимания сублиминального как синонима подсознательного, поясняя, что сублиминальное не относится к тому, что находится ниже по отношению к бодрствующему уму, оно есть то, что скрывается за вуалью поверхностного существа.
Сам Ауробиндо рассматривал подсознание в двух значениях: 1) как субментальное, то есть то, что находится ниже бодрствующего ума (в этом случае к подсознанию относятся планы витального и физического сознания); 2) как область, локализованную ниже области физического сознания и начинающуюся сразу от подошв ног (таким образом, подсознание оказывается под землей). Сублиминальное по Ауробиндо лежит вне этих значений. Оно находится между сверхсознанием и подсознанием за порогом области сознания.
Области сознания и сублиминального объединяют одни и те же планы – ментального, витального и физического сознаний. Ментальное сознание, проецируясь на физическое тело, занимает пространство от головы до сердца. От горла до пупка простирается витальное. Зона пересечения ментального и витального занимает пространство от горла до сердца. Ниже пупка и вплоть до Муладхары, нижней чакры, располагается зона перехода витального сознания в физическое. Физическое сознание занимает область от Муладхары до подошв ног.
Область сознания включает в себя внешнюю, волновую, активность вышеперечисленных планов. Находясь в этой области, сознание человека оказывается онтологически омраченным, ибо не ведает собственной природы, отличной от интеллекта, витального и тела.
Сублиминальное объединяет внутренние планы физического, витального и ментального сознания. Области сознания и сублиминального соотносятся как внешнее и внутреннее существо. Для первого характерно волнение, тогда как для второго – мир и покой.
Область сознания находится в контакте с обычными космическими силами и существами, стоящими за этими силами. Это космическое неведение. Сублиминальное открыто восприятию космических истин, единого универсального существа, единой космической силы, всех ведантических истин об этом едином.
Внутреннее сознание является индивидуализированной частью универсального, а именно – универсальных ментального, витального и физического планов сознания. В учении Ауробиндо понятия "универсальный" и "космический" почти тождественны. Различие заключается в том, что первое может обозначать как космическое в широком смысле, так и общее для всех.
Так, универсальное физическое – это материальный космос, который доступен чувственному восприятию, в отличие от универсальных ментального и витального. Когда становится возможным восприятие космического ментала или витала, материя (материальный космос) теряет свои абсолютные характеристики, свою незыблемую реальность в свете нового опыта. На этом положении строится концепция нирваны Ауробиндо. Согласно ей, нирвана приводит к постижению космического сознания.
В современной литературе понятие "космическое сознание" весьма неопределенно – оно может означать и высший разум Сократа, и ноосферу как некое информационное поле, облекающее планету, и сознание, пронизывающее собою астрономическую вселенную.
"Нирвана", с которой "космическое сознание" соотносится, напротив, представляет некую смысловую данность, атом, не подлежащий дальнейшему раскрытию. Этимология указывает апофатический смысл термина114, существенно не приближая к пониманию природы того религиозного опыта, который за ним скрывается.
С точки зрения Ауробиндо нирвана – это универсализация индивидуального (внутреннего, сублиминального. – А. В.) существа, которое может реализоваться на "любом уровне". Возможны разные виды нирваны – например, нирвана на витальном или физическом планах.115 По словам Ауробиндо сам он впервые пережил нирвану на уровне ума.116 "Ментальное существо во мне стало свободным умом, универсальным Разумом".117 Так Ауробиндо вошел в "безличную универсальность Абсолютного Брахмана".118
Сублиминальное отделено от космического оболочками тонкого ментального (environmental mind, surrounding intelligence), витального и физического тел (точно так же, как наша внешняя индивидуальная природа отделена от универсальной природы грубой материальной оболочкой – физическим телом). За их пределами существует некое поле сознания, которое Ауробиндо называет вокругсознательным (circumconscient). Теософы, полагает Ауробиндо, именуют вокругсознательное аурой. Именно с вокругсознательным соприкасаются волны, приходящие из всеобщих планов, прежде чем войти внутрь человека. Сублиминальное обладает способностью расширять вокругсознательное до тех пор, пока вокругсознательное и космическое сознание не сольются воедино. Тогда сознание практика становится универсально-индивидуальным, единым со всем сущим, единым с космическим разумом, жизнью и материей и их энергиями.119 Это и есть нирвана.
Расширение, в результате концентрации, внутреннего сознания и его растворение в космическим сознании лишает практического смысла прежнее разделение на внешнее и внутреннее. Своим ученикам, участвовавшим в вечерних беседах, Ауробиндо рассказывал, что в опыте нирваны сознание переживает себя как точку в бесконечности или как часть универсального; тело же чувствуется внутри сознания, а не сознание внутри тела, как прежде.120 Такого рода реализацию Ауробиндо называет горизонтальным освобождением. Вертикальное освобождение связано с областью сверхсознания. В вечерних беседах с ближайшими учениками Ауробиндо указывал, что внутреннее открытие относится к сублиминальному, высшее – к сверхсознанию.121
Область сверхсознания начинается сразу от макушки и поднимается вверх до бесконечности. Ауробиндо называет планы, лежащие над головой духовными. Часть этих планов составляют высшие планы разума. Взятые сами по себе, они образуют духовный, или одухотворенный, разум. Выше него располагаются супраментальные планы.
Сверхсознательное находится над телом, подсознательное же – под ним, оно начинается сразу от подошв ног. Подсознание – это эволюционная основа в нас, оно является главной опорой смерти, ибо хранит в себе все санскары ума, витального и тела. Оно полно иррациональных привычек, оно – опора как всех привычных движений, в особенности физический и низших витальных побуждений, так и смерти.
В учении Ауробиндо каждый план сознания можно рассматривать как силу, или – как обладающий соприродной себе силой. Силы планов сверхсознания способны нисходить в человеческое существо, принося с собой озарение, интуицию или откровение. Нисхождение супраментальной силы способно преобразовать смертную природу человека в природу бессмертную, божественную. Действие нисходящей силы помимо этого универсализирует индивидуальные ментальное, витальное и физическое сознание.
Субъектом опыта областей и планов сознания является психическое существо, способное перемещаться по планам и областям сознания. О психическом существе Ауробиндо пишет, что оно нисходит в природу из божественного и может возвратиться к нему "через безмолвие высшего "Я".122 Таким образом, сознание способно перемещаться по различным планам бытия посредством культивирования в себе присущие им сущностных характеристик, например, безмолвия-неподвижности.
Такова в самых общих чертах та картина мира (отчасти итоговая), из которой исходил Ауробиндо в своем творчестве. Ее изложение понадобилось для того, чтобы дать некоторое представление о системе в целом, а также для того, чтобы помочь сориентироваться при локализации используемых в дальнейшем понятий.