Опросник «склонны ли вы к жадности?»

Инструкция. Выберите тот или иной соответствующий вашему поведению вариант ответа на предлагаемые вопросы и обведите их кружочком.

Текст

1. Вы обычно замечаете, когда вас пытаются обмануть?

Да

Нет

2. В школе или в институте вы когда-нибудь брали деньги за то, что давали списать свои работы?

Да

Иногда

Нет

3. Кто, по вашему мнению, более счастлив — богатые или бедные?

Богатые

Бедные

4. Вы когда-нибудь брали в долг и потом не возвращали?

Да

Иногда

Нет

5. Надо ли жалеть бомжей?

Да

Не всех

Нет

6. Синица в руках лучше, чем журавль в небе?

Да

Нет

7. Даете ли вы деньги в долг?

Всегда

Смотря кому

Нет

8. Что лучше — быть богатым или влюбленным?

Богатым

Влюбленным

9. Любите ли вы хвастаться своими доходами?

Да

Нет

10. Когда вы даете деньги в долг своим близким родственникам, требуете ли, чтобы они вернули вам этот долг?

Да

В зависимости от обстоятельств

Нет

11. Вы подписывались в избирательных листах всяких непонятных партий за деньги?

Да

Иногда

Нет

12. Вы ищете в газетах купоны на скидки?

Да

Редко

Нет

13. Вы когда-нибудь делали благотворительные пожертвования?

Да

Редко

Нет

14. Собираясь с друзьями в кафе, вы скидываетесь наравне со всеми?

Да

Нет

15. Гложет ли вас зависть к богатым?

Да

Иногда

Нет

16. Посещают ли вас мысли, что ваши богатенькие родственники слишком долго задерживаются на этом свете?

Да

Иногда

Нет

Ключ . Ответы «да» оцениваются в 3 балла, ответы «иногда», «редко» и др. — в 2 балла, ответы «нет» — 0 баллов. Подсчитывается набранная по всем вопросам сумма баллов: 30–48 баллов — большая склонность к жадности; 15–29 баллов — средняя; 0–14 баллов — низкая.

Опросник «Алчность»

Тест взят из книги Ю. Щербатых «Семь смертных грехов»

Текст опросника

Первая шкала

1. Если вы получаете незапланированный доход (выигрываете в лотерее, находите деньги или получаете легкий заработок), откладываете ли вы эту сумму на «черный день»?

2. Часто ли вы думаете о потраченных деньгах, снова и снова представляя, на что можно было бы потратить их сейчас, в новых обстоятельствах?

3. Можно ли о вас сказать, что вы зарабатываете гораздо больше, чем тратите?

4. Часто ли вас «давит жаба» в магазине, когда вы вполне способны купить понравившуюся вещь, но вам жалко на это денег?

5. Вы интересуетесь условиями размещения денег в разных банках, сравнивая процентные ставки депозитных вкладов?

6. Можно ли сказать, что вы нередко покупаете вещи на распродажах не потому, что они вам нужны, а просто из-за большой скидки?

7. Бывает ли так, что вы отказываете дать знакомым в долг, потому что вам было жаль денег, и вы боялись, что их не вернут вовремя?

8. Вам приходилось выбирать более дешевый, хотя и неудобный вид транспорта?

9. Было ли так, что вы заходили в несколько магазинов, чтобы сравнить цены на какой-то товар, а потом возвращались туда, где этот товар был дешевле, так как вы не любите переплачивать?

10. Вы любите делать у себя дома запасы продуктов?

Вторая шкала

1. Смотря телевизионное шоу, в котором разыгрываются денежные призы, часто ли вы задумываетесь о сумме выигрыша, прикидывая, как бы потратили эти деньги на месте победителя?

2. Можно ли сказать, что вы больше фиксируетесь не на том, что у вас есть, а на том, чего вам не хватает, а получив желаемое, вы начинаете думать о новых благах?

3. Вы завидуете игрокам на бирже, зарабатывающим на финансовых спекуляциях, и хотели бы сделать состояние на подобных операциях?

4. Можно ли сказать, что в вашем доме скапливаются ненужные вещи, которые вы покупаете под влиянием спонтанно возникшего желания, а не по необходимости?

5. Часто ли бывает так, что часть продуктов пропадает и их приходится выбрасывать?

6. Приносят ли вам радость походы по магазинам, повышается ли у вас настроение от приобретения новых вещей?

7. Вы готовы испортить отношения со своими коллегами, если вам захочется занять более высокую должность?

8. Любите ли вы роскошь и дорогие вещи?

9. Угнетает ли вас отсутствие возможности купить что-то из дорогих вещей, потому что вам это не по карману?

10. Часто ли вы думаете: «У меня мало денег» или «Как бы разбогатеть»?

Ключ . За каждый утвердительный ответ вы получаете по одному баллу.

Первая шкала: 0–2 балла — щедрая душа; 3–6 баллов — бережливый; 7–8 баллов — скупой; 9–10 баллов — скряга.

Вторая шкала: 0–2 балла — буддистский монах; 3–6 баллов — расчетливый; 7–8 баллов — хотел бы иметь больше; 9–10 баллов — ненасытный.

Баллы по двум шкалам: 1–5 баллов — низкая жадность; 6–13 баллов — средняя жадность; больше 14 баллов — высокая жадность.

[1]Боюсь обидеть школьницу О., но мне кажется, что это «сочинение» — мистификация; на самом деле это эссе, написанное с некоторой иронией журналисткой, этакий призыв к ученым, чтобы они помогли обывателям разобраться с этой проблемой.

[2]Это касается и альтруизма/эгоизма, о чем я писал в предыдущей книге. См.: Ильин Е. П. Психология помощи. СПб.: Питер, 2013.

[3]Гравюра «Зависть», выполненная неизвестным мастером из региона Констанца ок. 1480–1490 гг. См.: Delter H.-G. Die Kunst der Intrige. Hamburg, 1966. S. 14.

[4]В истории смерти Моцарта много загадочного, но до сих пор в качестве первой всерьез рассматривается версия, озвученная А. С. Пушкиным. «Когда защитники итальянского композитора Антонио Сальери (1750–1825) утверждают, что у него “было все, а у Моцарта — ничего” и поэтому он не мог завидовать Моцарту, они лукавят. Да, Сальери имел надежный заработок, а после ухода с придворной службы его ждала хорошая пенсия. У Моцарта действительно ничего не было, ничего, кроме… гения. Однако уходил он из жизни не только в самый плодотворный в плане творчества год, но и в год, переломный для судьбы его и семьи, — он получил декрет о зачислении на должность, дающую материальную независимость и возможность спокойно творить. Одновременно из Амстердама и Венгрии пришли значительные, рассчитанные на долгое время заказы и договоры на новые сочинения.

Вполне возможной кажется в таком контексте фраза, произносимая Сальери в новелле Густава Николаи (1825): “Да, жалко, что от нас ушел такой гений. Но вообще-то музыкантам повезло. Проживи он еще, никто не пожаловал бы всем нам и куска хлеба за наши сочинения”.

Именно чувство зависти могло толкнуть на преступление Сальери. Известно, что чужие творческие удачи вызывали у него глубокое раздражение и стремление противодействия. Достаточно упомянуть письмо Людвига ван Бетховена от января 1809 г., в котором он жалуется издателю на происки врагов, “из которых первым является господин Сальери”. Биографы Франца Шуберта описывают интригу Сальери, предпринятую им с целью помешать гениальному «королю песен» получить всего-навсего место скромного учителя музыки в далеком Лайбахе.

Советский музыковед Игорь Бэлза (в 1947 г.) спросил у австрийского композитора Йозефа Маркса, действительно ли Сальери совершил злодейство. Ответ был мгновенным, без колебаний: “А кто же из старых венцев сомневается в этом?” По словам Маркса, его друг, историк музыки Гвидо Адлер (1885–1941), при изучении церковной музыки обнаружил в одном венском архиве запись исповеди Сальери от 1823 г., содержащую признание в совершении этого чудовищного преступления, с приведением подробных и убедительных деталей, где и при каких обстоятельствах давался яд композитору. Церковные власти не могли пойти на нарушение тайны исповеди и не дали согласия на предание этого документа гласности.

Сальери, мучимый раскаянием, пытался совершить самоубийство: он перерезал себе бритвой горло, но остался жив. По этому поводу остались подтверждающие записи в “разговорных тетрадях” Бетховена за 1823 г. Есть и другие упоминания о содержании исповеди Сальери и неудавшемся суициде.

Намерение покончить жизнь самоубийством созрело у Сальери не позже 1821 г., к тому времени он написал реквием на собственную кончину. В прощальном послании (март 1821 г.) Сальери просил графа Гаугвица отслужить в частной капелле заупокойную службу по нему и исполнить посылаемый реквием ради спасения его души, ибо “к моменту получения письма последнего уже не будет среди живых”. Содержание письма и его стиль свидетельствуют об отсутствии у Сальери психического заболевания. Тем не менее Сальери был объявлен психически больным, а его признание — бредом. Многие исследователи считают, что это было сделано во избежание скандала: ведь и Сальери, и Свитены были тесно связаны с правящим Габсбургским двором, на который в какой-то степени ложилась тень преступления. Умер Сальери в 1825 г., как явствует из свидетельства о смерти, “от старости”, причастившись Святых Даров (чего не удостоился Моцарт).

А теперь самое время вспомнить о трагедии Пушкина “Моцарт и Сальери” (1830 г.) и о гневных нападках некоторых европейцев на автора за то, что “не пожелал представить двух своих персонажей такими, какими они были в действительности”, за использование якобы легенды, очерняющей имя Сальери.

Во время работы над трагедией Пушкин написал статью “Опровержение на критики”, в которой высказался однозначно: “Обременять вымышленными ужасами исторические характеры и не мудрено и не великодушно. Клевета и в поэмах всегда казалась мне непохвальною”. Известно, что этот труд занял у поэта не один год: Пушкин тщательно собирал различные документальные свидетельства» (Ласкова Н. Б. По материалам Интернета: www. istoria.ru).

[5]Олеша Ю. К. Зависть // Олеша Ю. К. Избранное. М.: Художественная литература, 1974; Sue E. Frederick Bastien: Envy. Boston, vol. 2 (оригинальное название (фр.): Eugène Sue. Frédéric Bastien). Leipzig, 1848; Мелвилл Г. Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история // Мелвилл Г. Повести. М.: Художественная литература, 1977; Hartley L. P. Facial Justice. London, 1960; Elkann A., McEvan A. Envy. Pushkin Press, 2007.

[6]Иероним Стридонский — религиозный ученый, переводчик Библии (IV в.).

[7]Кьеркегор Серен (1813–1855) — датский философ, теолог, писатель.

[8]Спиноза писал, в частности, что зависть «есть не что иное, как сама ненависть, поскольку она рассматривается располагающей человека таким образом, что чужое несчастье причиняет ему удовольствие, и наоборот, чужое несчастие причиняет ему удовольствие» (2004. С. 47).

[9]Этому вопросу посвящено большое количество публикаций в англоязычной литературе (Spielman, 1971; Farber, 1976; Titellman, 1982; Farrell, 1989; Ben-Zeev, 1990; Parrott, 1991; Salovey, 1991; Salovey, Rodin, 1991; Salovey, Rothman, 1991; Vecchio, 1995; и др.).

[10]В своей книге Э. Рега показывает источник зависти, ее связь с ревностью, обсуждает феномен «завистливого возмущения», а также рассматривает зависть и восхищение. Две главы посвящены различным формам сексуальной и несексуальной ревности. Далее он рассматривает проявление зависти в семье, среди друзей, в провинциальном городе, в определенных кругах в большом городе (среди адвокатов, врачей и хирургов, чиновников, военных, поэтов и писателей, художников и скульпторов), роль зависти в художественной критике, в академическом мире и между победоносными генералами. В трех главах речь идет о зависти при демократии, особенно о зависти масс и ее роли в надеждах социалистов. Наконец, он исследует зависть в религиозной жизни и на международном уровне. Заключительная глава посвящена социальной функции зависти.

[11]Понятие ressentiment предложил Ф. Ницше для обозначения глубинного комплекса отрицательных эмоций, среди которых одно из центральных мест занимает зависть.

[12]Евгений Евтушенко. Мое самое-самое. М.: ХГС, 1995.

[13]Кейри Б. Психологи задумались, почему людям нужна слава // The New York Times. 2006. 11 сентября.

[14]В словарях самолюбие определяется как чувство собственного достоинства, самоуважения, самоутверждения. В то же время самолюбие может стать и источником негативных эмоций и даже страданий (болезненное самолюбие, оскорбленное самолюбие). Вольтер писал, что чрезмерное самолюбие есть «надутый воздухом шар, из которого вырываются бури, когда его прокалывают».

[15]К сожалению, как показывает сегодняшняя жизнь, и замена социализма на капитализм ведет к тому же. Очевидно, дело не столько в идее, сколько в желании людей получить власть и пользоваться ее благами. Об этом писал и Э. Рега: «Какой политик, разжигая зависть в массах, задает себе вопрос, является ли его целью власть и сопутствующие ей привилегии, или же он хочет уничтожить несправедливость, от которой страдают другие?»

[16]Остракизм — практика, введенная в Афинах в период после Марафонской битвы. Это была мера, позволявшая гражданам изгнать на десять лет любого непопулярного человека. Остракизм назван так по черепкам, использовавшимся для голосования (ostrakon — скорлупа, черепок).

[17]Следует отметить, что и точка зрения, что «белая» зависть непременно связана с восхищением достижениями другого или с искренней радостью за него, тоже весьма спорна. Восхищение может быть характерно для отдельных случаев острой «белой» зависти к конкретному человеку, проявившему свое преимущество «здесь и сейчас». Однако при зависти к лицами определенной профессии (например, к художникам, умеющим рисовать) восхищение вовсе не обязательно.

[18]Демьян Бедный. Собр. соч.: В 5 т. М.: ГИХЛ, 1954. Т. 5. Стихотворения, басни, поэмы, повести. Статьи. Письма (1912–1945).

[19]Т. В. Бескова предполагает, что столь высокий процент респондентов, утверждающих, что способны открыто сказать человеку о своей зависти, может быть связан с тем, что здесь присутствует разночтение понятия «зависть», которое порождается бытующим в обыденном сознании делением зависти на «черную» и «белую». В «белой» зависти признаться легко, так как она сродни восхищению и не осуждается обществом.

[20]Строго говоря, глазное яблоко само по себе ничего не показывает (если не считать расширение или сужение зрачка). Глаза создают то или иное впечатление о человеке лишь благодаря тому, что они изменяются в сочетании с работой окологлазных мышц и других мышц лица, т. е. с мимикой.

[21]Человек высокого ранга не желает, чтобы его подчиненные пользовались теми же привилегиями, что и он. Он прижимист по отношению к запасам и распределяет их так, чтобы никто из подчиненных не чувствовал себя чересчур комфортно. Это зависть, осуществляемая с позиции власти.

[22]Из «Стихов на смерть Доктора Свифта» Джонатана Свифта; русский перевод Ю. Левина.

[23]Сиблинги — это дети от общих родителей, не однояйцевые и не двуяйцевые близнецы.

[24]Имеется в виду легенда о Прометее, который похитил с Олимпа для людей Божественный огонь, за что боги наказали его: он был прикован к скале в горах Кавказа. Ежедневно к нему прилетал орел и клевал его печень.

[25]Как отмечает У. Лукан, в литературе существуют разные точки зрения на этот вопрос: одни говорят, что зависть — это причина нарушения самооценки, другие — что зависть это последствия нарушения самооценки. Лукан полагает, что зависть появляется тогда, когда нарушается самооценка, когда человек уже не может регулировать ее, когда человек уже не может сказать: «Это ничего не значит» или «Это ничего не значит для меня, мне этого не нужно». Не удается создать дистанцию с объектом зависти, придумать причины, почему он этого не имеет, а другой имеет. То есть если вся регуляционная система рушится, тогда и возникает зависть.

[26]Олеша Ю. К. Зависть. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008.

[27]Боккаччо Джованни (1313–1375) — итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения.

[28]Альберти Леон Баттиста (1404–1472) — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.

[29]Джовио Паоло (1483–1552) — итальянский эрудит, историк и писатель, филолог и философ.

[30]Браманте Донато (1444–1514) — итальянский архитектор эпохи Высокого Возрождения. Работал в Милане (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро), Риме (дворы Ватикана, проект собора Св. Петра).

[31]Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. 2012.

[32]Об этом писал еще Шопенгауэр, отмечавший, что у зависти есть два излюбленных средства — хвалить то, что дурно, или, напротив, замалчивать то, что хорошо.

[33]Нужно различать сплетни и клевету. Сплетня — это передача неточных сведений, своего рода «испорченный телефон», когда кто-то что-то не расслышал или неправильно понял и в своем ви`дении понес информацию дальше. Сплетня, передаваясь из уст в уста, обрастает подробностями, живописными деталями, и, в конце концов, уже трудно понять, откуда она началась. Поэтому первоисточник сплетен трудно вычислить и нельзя наказать. Клевета — это распространение заведомо неверной и оскорбительной информации. За клевету можно привлечь к ответственности по закону.

[34]Методика «Способы реагирования субъекта на превосходство и неудачи Другого» (Т. В. Бескова) состоит из двух субтестов. Первый субтест «Способы реагирования на превосходство (успех) Другого» включает в себя следующие шкалы: радость за Другого, восхищение им; сожаление по поводу себя; желание достичь того же; желание лишить Другого его превосходства. Второй субтест «Способы реагирования на неудачи Другого» — пассивное сожаление; равнодушие; злорадство; содействие и помощь.

[35]Психологи в отличие от обывателей отличают сплетни от слухов. Например, американский психолог Ральф Росноу считает, что предмет сплетни — всегда люди, а сама сплетня может быть либо фактом, либо предположением. Слухи же не обязательно касаются людей, и они никогда не представляют собой достоверный факт.

[36]По материалам Интернета: Архангельская Л. С. Зависимость осознания зависти от структуры личности и силы Я.

[37]Один неизвестный автор не без основания написал в Интернете по этому поводу: «Зависть способна процветать даже в социалистическом раю, где вроде бы исключено неравенство. Одетые в одинаковые серые штаны люди все равно завидуют соседям — ведь в очереди за талонами кто-то стоит на два шага ближе к окошку».

[38]Светоний Гай. Жизнь двенадцати Цезарей. М.: Вита Нова, 2008.

[39]Интернет-журнал «Записки дикой хозяйки».

[40]Зеркальные нейроны возбуждаются тогда, когда человеку надо что-то повторить, «отзеркалить». Отсюда и их название.

[41]Киньяр П. Секс и страх: Эссе / Пер. с фр. М.: Текст, 2000. С. 130–140.

[42]Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М.: АСТ; Полигон, 2004.

[43]Нарциссизм как научное понятие было введено сексологом X. Эллисом в 1898 г. для обозначения патологической формы самовлюбленности. Он первым связал классический миф о Нарциссе с психологической проблемой, которая сначала считалась проявлением гомосексуализма, а затем рассматривалась как сексуальное извращение, как патологический эгоизм; мужчина любит другого мужчину, а женщина женщину — похожего (похожую) на себя (отражение себя), а не представителя противоположного пола. Поэтому Оксфордский словарь английского языка определяет нарциссизм (термин придуман Вильгельмом Нейком, анализировавшим работы Эллиса) как «патологическое себялюбие или самолюбование».

[44]См., напр.: www.teoria-practica/ru/-1-2013/ psychology/beskova/pdf.

[45]Толстой Л. Н. Анна Каренина. Л.: Художественная литература. 1979. Т. 1. С. 315–316.

[46]Герострат — молодой житель Эфеса, который сжег храм Артемиды в своем родном городе 21 июля 356 г. до н. э. для того, чтобы, как он сознался во время пытки, его имя помнили потомки. Наказанием стала казнь и как высшая мера наказания — приказ о его полном забвении. Для этого были наняты специальные глашатаи, которые в продолжение многих десятков лет разъезжали по всей Греции и объявляли следующее распоряжение: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжегшего из честолюбия храм богини Артемиды». Но древнегреческий историк Феопомп, рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для потомков и его имя. Позднее труды Феопомпа, сохранившиеся в отрывках, стали основой для работы позднейших историков, также рассказывавших о поджоге храма Артемиды и соответственно о самом преступнике. Таким образом, Герострат добился своего: приобрел бессмертную, пусть и позорную, славу — славу Герострата. Выражение «Геростратова слава» стало крылатым, обозначая славу, равную вечному позору; постыдную известность человека, который прославился только путем разрушения того, что создано другими. Выражение существует в разных вариантах и словосочетаниях: «Геростратова слава», «лавры Герострата», «стяжать лавры Герострата».

[47]Данте Алигьери. Сочинения // Божественная комедия. Ад. Песнь тридцать четвертая. М.: Олма-пресс, 2002. С. 440–441.

[48]Высокомерие — презительно-надменное поведение, отношение к кому-нибудь. Ученые отмечают, что причина высокомерия кроется в одном из генов, названном CaM-kII. Он возбуждает наши амбиции и надменность.

[49]Надменный — самонадеянный и кичливый, высокомерный. Надменный — человек с неадекватно завышенной самооценкой, верящий в свое превосходство и не желающий на равных общаться с другими людьми, которых презирает. «Надменность — это карикатура на гордость», — писал Лион Фейхтвангер.

[50]Самомнение — преувеличенно высокое мнение о самом себе.

[51]Амбиция: 1) обостренное самолюбие, чрезмерное самомнение; 2) претензия, притязание на что-либо.

[52]Честолюбие — жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.

[53]Самодовольство — полное удовлетворение, любование самим собой, довольство собой.

[54]Опросник включает три шкалы: «гордость», «гордыня» и «скромность». Сумма баллов по шкалам «гордость» и «гордыня» с вычетом баллов по шкале «скромность» дает показатель «грех гордыни».

Наши рекомендации