Негативное влияние «черной» зависти на человека, которому завидуют
Древнегреческий философ Эсхил писал: «Незавидна участь того, кому никто не завидует». И это действительно так. Если кому-то завидуют, значит, этот человек удачливее и успешнее завистников; и чем больше завистников, тем выше он поднялся в этой жизни. Так что зависть к себе можно считать своего рода признанием достижений и успехов. Действительно, расцвет искусства в эпоху Возрождения сопровождался и расцветом интриг завистников к гениям. Боккаччо,[27]Альберти,[28]и Джовио[29]были уверены в том, что они подвергнутся преследованиям завистников.
Известно об интригах Браманте[30]против Микеланджело, интриги завистников описаны в автобиографии Бенвенуто Челлини. Поэтому итальянский поэт того времени Верини долго сомневался, упоминать ли ему живых людей в своей поэме в честь Флоренции. Он боялся, что если включит их, то покажется льстецом, а если нет, то покажется полным зависти.
В то же время имеется немало людей, которые хотят, чтобы им завидовали. В. А. Лабунская (2006) в этой связи отмечает: «Современный человек <…> стремится к созданию “круга” завидующих ему людей. Без такого отношения оценивания со стороны других субъекту трудно прослыть успешным <…> “круг” завистников выполняет важную социально-психологическую функцию. Он подтверждает или не подтверждает, возвращает индивиду его представления о нем (совпадающие или не совпадающие с его Я-концепцией), позволяет ощутить или не ощутить причастность к клану успешных людей». В исследовании Т. В. Бесковой (2010ж) это получило фактическое подтверждение: в случае высокого предполагаемого уровня зависти к себе других людей происходит повышение самоуважения (когнитивной составляющей самоотношения) и аутосимпатии (эмоциональной составляющей).
Таким образом, вполне закономерно, пишет Т. В. Бескова, возникает вопрос: когда на одной чаше весов оказывается страх перед чужой ненавистью и другими негативными последствиями зависти, а на другой — повышение самоотношения, какая из них перевесит? Поиск ответа на данный вопрос и явился основной целью цитируемого исследования.
Для реализации заявленной цели автором была разработана анкета, которая включала в себя и такие вопросы: «Скрываете ли вы от других свои собственные достижения, материальный достаток и прочее, чтобы не вызывать у них зависть?» и «Доставляет ли вам удовольствие осознание того, что вам завидуют другие? Почему?» В результате опроса респондентов выяснилось, что 29,3 % испытуемых никогда не скрывают от других факт своих достижений и приобретений, 29,2 % респондентов испытывают чувство удовольствия от осознания того, что им завидуют в чем-то другие. Наиболее частой причиной, по которой субъект испытывает удовольствие от чужой зависти, является «повышение самооценки» (27,6 %). Лишь 1 % опрошенных испытывает при этом удовольствие от злорадства, а для 0,7 % — предполагаемая зависть других к себе является стимулом для дальнейшего развития и именно поэтому вызывает положительные чувства.
Казалось бы, коль скоро человек вызывает это чувство у других, значит, у него все хорошо и он является для окружающих примером для подражания. Однако получение удовольствия от того, что субъекту завидуют, может иметь и негативные последствия. Когда человеку завидуют, он может начать переоценивать свои достоинства и успехи и направлять всю энергию не на созидание, а на гордыню. Человек перестает видеть реальность. Уверенный в собственной непогрешимости, он перестает отслеживать сигналы, предупреждающие его о каких-то негативных изменениях в его жизни.
К счастью, большинству людей это не грозит. Так, 70,8 % опрошенных ответили, что зависть других не доставляет им удовольствия; 9,3 % из них ответили, что просто не хотят быть объектом излишнего внимания («не хочу, чтобы обо мне сплетничали», «это моя жизнь, и других она не касается», «чувствуешь себя при этом не в своей тарелке», «некомфортно, без зависти спокойнее» и т. п.); 8,1 % респондентов уточнили, что испытывают страх от последствий зависти, и их ответы демонстрируют это: «могут навредить, сглазить», «негативно сказывается на здоровье», «завистливые люди делают гадости», «с чувством зависти связана злоба — жди неприятностей», «это может быть опасно для меня»; 4,8 % считают, что зависть портит отношения между людьми («не хочется терять друзей», «вносит недоверие в отношения» и т. п.); 2,6 % ответили, что у них нет того, чему можно завидовать, и 2,4 % — что им становится жалко людей, которые им завидуют.
«Черные» завистники не только создают дискомфорт объекту зависти, но могут даже сломать его судьбу. Показано, например (Vecchio, 1995), что из-за враждебности завистников работники скрывают свои достижения, боясь вызвать зависть других, снижают свою трудовую энергию и энтузиазм, скрывают свое благосостояние и достижения, пользуются ими скрытно, не получая от них, таким образом, полного удовлетворения. В 1960-е гг. американские колледжи и университеты стали приглашать на работу ведущих и наиболее одаренных специалистов разных специальностей; их пытались привлечь удвоенной (по сравнению с обычной профессурой) заработной платой, однако некоторые из них отказались от лестного предложения, открыто признавая, что не могут избавиться от чувства страха стать объектом зависти на факультете (Шек, 2008).
Из-за зависти других люди меняют место работы, а то и место жительства. Например, древнегреческий философ Платон вынужден был отказаться от всяких государственных дел из-за клеветы завистников (Платон, 1972).