Мужской и женский аспекты Божественного

Теперь проследим отношение Шри Ауробиндо к мужскому и женскому аспекту в супраментальной йоге.

В "Кармайогине" (1909-1910) была напечатана статья "Зримое в символах" ("Things seen in symbols"). Первая ее часть посвящена анализу дхьяны (медитации), а вторая – тому, что открывается в результате ее практики. Для цели нашего исследования особенно интересна вторая часть. Она небольшая, поэтому приведем ее полностью.

"Есть четверо, которые суть Запредельное. Это они управляют величественной игрой эволюции. Это они сотворили вселенную своей мыслью и воображением. В соответствии с поворотом мирового периода Вишну, или Вират, раскрывает на первом плане одного из них – так каждый из них правит циклом. Все сыны бессмертия произошли из них и к ним же вернутся, все чада Земли суть их частицы (portions). Когда один из них правит циклом, другие воплощаются ему в помощь. Все они – сам Бог в своем четырехликом (fourfold) проявлении. Один раз в каждый период (чатурьюга) они нисходят вместе – все четыре проявления Бога (чатурвьюха) – Шри Кришна, Баларама, Прадьюмна, Анируддха.

Шри Кришна содержит всех прочих и выражает их из своего существа. Он – Ишвара, Шива, Брахма, Вишну. Власть – его проявление; мощь и мудрость – его качества (гуны). Баларама суть второй аспект (power). Сила (force) – его проявление; могущество и гнев – его качества. Прадьюмна – третий аспект. Любовь – его проявление; нежность и радость – его качества. Анируддха – четвертый аспект. Желание – его проявление; телесное наслаждение и земной ум – его качества.

Шри Кришна – брахман, которому служит кшатрий. Он обладает божественным знанием и использует свою силу для управления этим знанием. Баларама – кшатрий. Он позволяет Шри Кришне в себе управлять своим могуществом и гневом, но он не может управлять Шри Кришной – он наслаждается им. Он – Рудра. Прадьюмна суть вайшья. Он служит для даяния, любви и сокрушения (дана, према, каруна). Он отдает всего себя людям и в обмен на это покупает их любовь. Он – космический филантроп. Он – нежное и трепетное сердце в природе вещей. Анируддха есть шудра. Он – желающий и наслаждающийся (камин, бхогин), он – ученый, приверженец материальных средств, демократ, сторонник равенства.

Сатья – это полнота Шри Кришны, золотой век, когда люди полны мощи и мудрости. Трета – полнота Баларамы. Вселенский правитель воплощается в Трета-юге (чакраварти раджа), она полна великих сражений и пышных жертвоприношений. Двапара – полнота Прадьюмны. Он подготавливает любовь в Двапара-юге, которая поддержит людей в течение Кали. Анируддха воплощает царство шудры в Кали-юге. Он разрушает старые формы, разбивает в вдребезги обычаи (ачара), все исследует, все разбирает, все уравнивает и все восстанавливает. Как шудра он обладает страстью к труду и служению Он отрекается от власти ради того, чтобы стать божественным слугой человечества.

Каждый из них не существует отдельно сам по себе, но содержит трех других и их качества, при этом его собственные обычно являются ведущими. Каждый из них не часть, но сам Господь во всей своей полноте. Они не-отличны, но тождественны. Четыре суть один, один суть четыре. Этот один и есть Шри Кришна" [30: 452-453].

Текст интересен тем, что, во-первых, Кришна четырехипостасен, а во-вторых, он содержит в себе индийскую троицу – тримурти.61 Шри Ауробиндо, подобно "кришнаитам" – последователям бенгальской "Чайтанья-бхакти", рассматривает Кришну не как аватару Вишну, но как самого Всевышнего.

В дневниках Шри Ауробиндо ипостаси Кришны фигурируют, но крайне редко. Баларама связывается им с Махакали, Анируддха – с Махашакти. Махешвари, Махакали, Махалакшми и Махасарасвати упоминаются в разделе "Шакти чатуштайя" программы "Семь четверок" [43: 8], а в "Дневнике йоги" они впервые упоминаются со ссылкой на этот раздел 16 июля 1912 года. Четыре шакти рассматриваются Шри Ауробиндо как аспекты Кришнакали [43: 130]. Далее они постоянно используются при описании опыта, причем гораздо чаще, чем ипостаси Кришны.

В "Йоге и ее целях", написанной до 1913 года, мы еще встречаем деление на юги, но Баларама, Прадьюмна и Анируддха исчезают, а их место занимает Кали – шакти Кришны. Кришна – гуру в той йоге, о которой говорит Шри Ауробиндо. Он – паратпара пуруша, ему необходимо отдавать все свои действия (и ответственность за них), чтобы трансцендентная универсальная Личность могла с помощью шакти осуществлять свою работу через человека.

К четырем мужским аспектам сверхразума Шри Ауробиндо возвращается в 1915 году. В Ригведе он обнаруживает соответствие ипостасей Кришны и сил Сурьи (причем и тот и другой символизируют для Шри Ауробиндо сверхразум). Он полагает, что прежде чем истина Сурьи утвердится в смертной человеческой природе, надобно, чтобы для этого были созданы предварительные условия. Таковыми являются укоренение в природе человека сущностных сил Сурьи. В "Гимнах Атри" Шри Ауробиндо перечисляет богов, представляющих собою силы Сурьи и описывает их функции. Безбрежную чистоту, разрушающую всякий грех и ложь, символизирует Варуна; светлую силу любви и понимания – Митра; бессмертное могущество стремления – Арьяман; благую спонтанность правильного наслаждения сотворенным – Бхага [18: 108]. Бхага соответствует Анируддхе, Арьяман – Балараме, Митра – Прадьюмне, Варуна – Кришне. Однако в дальнейшем идею четырехипостасного мужского божества Шри Ауробиндо не использует. 62

В 1928 году в Пондичери выходит в свет небольшая работа Шри Ауробиндо "Мать", в которой он обосновывает ведущую роль шакти в садхане. Особый интерес представляет то описание, которое дает Шри Ауробиндо различным ее ипостасям.

Все есть проявление шакти, все есть ее игра с Наивысшим. Высочайшее проявляется в ней как Сат-Чит-Ананда, которая, в свою очередь, далее проявляется посредством шакти как "единое и дуальное сознание Ишвары-Шакти и как двойственный принцип Пуруши-Пракрити". Мать как единая изначальная трансцендентная шакти (Махашакти) предстает в мирах низшей тройственной вселенной посредством своих четырех великих аспектов-ипостасей – Махешвари, Махакали, Махалакшми и Махасарасвати.

Махешвари – ипостась "всеохватной мудрости, спокойной доброты, неисчерпаемого сострадания, всевластного и всепревосходящего величия и управляющего всем могущества"

Махакали воплощает силу, всесокрушающую волю, стремительность и мощь. Она – воительница миров.

Махалакшми является воплощением глубинной тайной гармонии и изящества. Она – всемирная красота.

Махасарасвати – материнская ипостась трудов, она наделена способностью к сокровенному знанию, безупречной работе и строгому совершенству во всем. "Эта ипостась есть мощный, неутомимый, прилежный и умелый созидатель, организатор, администратор, техник, мастеровой и архитектор миров" [16: 51, 56]. Она самая близкая к физической природе. Ее сфера – наука, ремесло и техника.

При сопоставлении характеристик аспектов Кришны, данных в работе "Зримое в символах", и аспектов трансцендентной Матери выясняется их идентичность.

"Зримое в символах" (1909-1910) "Мать" (1928)
ипостаси Кришны ипостаси Матери
название характеристика название характеристика
Кришна (брахман) власть, мудрость и мощь Махешвари мудрость, сострадание и могущество
Баларама (кшатрий) сила, могущество и гнев Махакали сила, всесокрушающая воля, воинственный настрой
Прадьюмна (вайшья) любовь, нежность и радость Махалакшми гармония, красота, очарование и нежность, "пребывать подле нее – глубочайшее счастье"
Анируддха (шудра) желание, телесное наслаждение, страсть к труду, к служению и земной ум Махасарасвати совершенство, безупречная работа, близость к физической природе

В тексте "Йога и ее цели" Кали представляет собой шакти Кришны без какой-либо внутренней дифференциации, возможно потому, что эта статья представляет собою популярное издание. В дневниках же она обладает четырьмя аспектами. В работе "Мать" метафизический статус Кали снижается – она превращается в один из аспектов трансцендентной Шакти, – а Кришна вообще не упоминается.

"Йогу и ее цели" сам Шри Ауробиндо относит к раннему этапу садханы [16: 9]. Для него характерно почитание Кришны в качестве Всевышнего, пребывающего на супраментальном плане, – Паратпара Пуруши. Ипостаси Кришны – мужские, а Кали – лишь его исполнительная сила, сам Кришна в аспекте силы.

Поздний период его йоги характеризуется, преобладающим почитанием женского начала. Только Матери доступна полнота супраментального бытия. Кришна же становится божеством глобального разума, а его ипостаси – аспектами трансцендентной Матери (которые отчасти сохраняют первоначальный "варновый" характер63). В работе "Мать" Кали из творческой энергии супраментального Кришны превращается в один из этих аспектов. В 1930-е годы ипостаси Кришны (Кришна, Баларама, Прадьюмна и Анируддха) вновь соединяются. В новой классификации Кришне соответствует Махакали. Вместе они представляют глобальный разум [34: 74, 75, 87]. Таким образом, Шри Ауробиндо возвращается к варианту "Йоги и ее целей", где Кришна и Кали рассматриваются вместе. Души, которые определяются на раннем этапе как частицы ипостасей Кришны, после 1926 года предстают как частицы Матери, ее дети. Хотя Шри Ауробиндо утверждает, что супраментальный Пурушоттама (высший пуруша) и Мать едины, акцент в своих наставлениях он делает на женском аспекте. Нисходящий ток силы престает быть безличной энергией планов сверхсознания, направляемой Ишварой, но подается как сила Матери [34: 142]. Сам Ишвара после 1926 года остается на уровне глобального разума, а Сурья, который ранее ему соответствовал, поднимается вверх вслед за сверхразумом.

В "Синтезе йоге", прошедшем редакцию 1948 года, то есть через двадцать лет после выхода в свет работы "Мать", Шри Ауробиндо анализирует свой прошлый опыт отношения к мужскому и женскому началам Божественного. В главе "Жертва. Триединый путь и Господин жертвы" Шри Ауробиндо рассматривает те оппозиции, с которыми сталкивается на пути своего восхождения сознание.64 Одной из них является оппозиция Ишвары и Шакти. На одном ее полюсе, искатель духа осознает одного лишь Владыку бытия, устремляющего на него свои силы знания, могущества и блаженства с целью освободить его и обóжить его природу; и тогда Шакти представляется ему лишь безличной Силой, выражающей качества или атрибуты Ишвары. На другом полюсе он встречает Мать мира, создательницу вселенной, проявляющей богов, миры и все сущее из своей духовной субстанции. Даже если он видит оба аспекта, в его видении может присутствовать соподчиненность и разделение. Так, Шакти может восприниматься лишь как средство приближения к Ишваре. Но когда искатель духа достигает единства этих полюсов опыта, он начинает открываться влиянию еще более высокой силы, которая избавит его от столкновения различных Сил и вознесет его сознание в область высшей Истины. Тогда эта Истина сможет нисходить через его природу и воздействовать на мир Неведения. Только когда искатель духа пересечет границу царящей в этом мире двойственности, он овладеет интегральной тайной и вступит в область, в которой духовный разум исчезает в супраментальном Гнозисе [38: 125-126].

Очевидно, что оппозицию Ишвары и Шакти Шри Ауробиндо описывает в контексте своего учения о глобальном разуме. Именно разделяющее видение Ишвары и Шакти или видение с преобладанием Ишвары доминирует в ранних работах Шри Ауробиндо и в изданиях "Арьи". В дальнейшем преобладает поклонение Шакти при формальном признании роли Пурушоттамы. Утверждение и того и другого в равной мере характеризует итоговую точку зрения Шри Ауробиндо.

Выводы

На ранних этапах своей йоги Шри Ауробиндо полагал, что сразу над головой (над разумом) начинается область сверхсознания, область супракосмической трансцендентной Сат-Чит-Ананды. Собственно поэтому, вероятно, и появился термин "сверх-разум", обозначавший динамичный аспект Сат-Чит-Ананды, который приносил в низшее сознание вдохновение, откровение, видение, интуицию.

Когда же Шри Ауробиндо "открывает" для себя глобальный разум ("открывает", потому что долгое время он рассматривал этот план как сверхразум), супраментальное Сознание Истины смещается вверх, а его непробужденная ипостась – на один план вниз, в подсознание. Если до 1926 года сверхразуму соответствовала задача преображения физического сознания, то после осознания Шри Ауробиндо природы глобального разума новому статусу сверхразума соответствует задача преображения подсознания, причем подсознания всего человечества.

Открытие глобального разума сказалось на интерпретации Шри Ауробиндо образа солнца в Ведах и упанишадах. Своему новому опыту он находит отклик в Иша упанишаде в образе золотого диска, которым закрыт лик Истины. Этим диском, отражающим великолепие Солнца супраментала, но закрывающим его самого, и является глобальный разум. Опыт ведийских риши теперь связывается не с практикой низведения вниз – в ментальное, витальное и физическое сознание – сил и способностей супраментала, а в стремлении к нему самому без каких-либо последствий для низшего тройственного бытия разума, жизни и тела. Указание упанишад на то, что прошедший врата Солнца (символ супраментала) уже не может сохранять свое присутствие в физическом теле, явилось, по мнению Шри Ауробиндо, результатом неудачи реализации супраментала в физическом сознании или вообще отсутствия установки на ее возможность. Поэтому все духовные усилия в Индии завершились Майявадой. Заметим, что на ранних этапах йоги ответственность за сугубо созерцательную духовность Индии Шри Ауробиндо возлагал на учение Шанкары и его трактовку Майи, которая отличается от той, что дается в ведах.

По мере развития своего опыта Шри Ауробиндо наполнял понятие "сверхразум" различным содержанием. Постепенно в нем появляется внутренняя дифференциация, которая привела к разделению области сверхсознания на несколько планов.

В развитии учения о сверхразуме и планах сверхсознания ключевыми являются 1914 год, когда оформилось деление сверхразума на три подплана, и 1926 год, когда Шри Ауробиндо ввел понятие глобального разума. Именно в эти годы Шри Ауробиндо достигает определенного опыта, который затем пытается зафиксировать и теоретически осознать в создаваемой им системе терминов. На первых порах в ней прослеживается тенденция обращения к индийской и греческой традициям (виджняна, буддхи, манас, логос, гнозис и т.д.). В дальнейшем Шри Ауробиндо создает собственную терминологию, освобождая понимание описываемого им опыта от традиционных ассоциаций.

Критерием, служащим отнесению все новых и новых планов сверхсознания к области разума, служит их неспособность изменить природу человека. Постепенно в области сверхсознания появляются планы духовного разума, вершину которого представляет глобальный разум. Таким образом, космическое сознание постепенно приникает в ту область, которая прежде считалась супракосмической, трансцендентной.

Наши рекомендации