Ментальный аспект физического сознания (mental physical)
I.3. Ментальный аспект физического сознания ограничен физическим взглядом на мир и физическим опытом: он облекает в ментальную форму (mentalises)38 переживания, полученные в результате контакта со внешним миром, но не идет дальше этого [26: 326]. По сути, этот аспект отвечает за осознанное восприятие и ориентацию на физическом плане. Его интересует лишь то, что происходит вокруг, а не то, почему это происходит.
В тех же выражениях Шри Ауробиндо описывает и физический разум. Эта часть ментального сознания имеет дело исключительно с физическими явлениями; она не видит ничего, кроме объектов и событий внешнего мира, а ее выводы основываются лишь на данных чувственного восприятия. Физический разум также имеет обыкновение наблюдать за всем, что происходит вокруг, независимо от того, есть в том польза или нет [26: 327, 328].
Автоматически мыслящий разум
Низшей формой (или подпланом) ментального аспекта физического сознания является автоматически мыслящий разум (mechanical mind), который, будучи предоставлен самому себе, "лишь повторяет привычные идеи и записывает (record) естественные реакции физического сознания на воздействия внешнего мира" [26: 327].
Он именно "повторяет идеи и фиксирует реакции", а не "облекает в ментальную форму" данные чувственного восприятия, как это делает высший уровень ментального аспекта физического сознания. Автоматический разум ничего не создает сам – он лишь
"повторяет привычные мысли и движения или, самое большее, добавляет к ним свои рефлекторные реакции на события внешней жизни (без какого-либо понимания того, что вокруг происходит)" [26: 328].
Это своего рода машина: какие бы мысли или движения к нему ни приходили, он вовлекает их в свое круговое движение и повторяет до бесконечности, не интересуясь, что они собой представляют. Автоматический разум действует по инерции, поэтому ему трудно остановиться [26: 329, 1221].
С автоматическим разумом связаны навязчивые воспоминания и прошлые желания. Из-за своей привязанности к движениям, сформированным в прошлом, автоматический разум легко забывает и отрицает все новое [26: 340, 1221]. Как будет показано ниже, все новое отрицает и физический аспект ментального сознания (III.1). Однако автоматический разум, в отличие от него, не может быть скептиком, поскольку не способен вырабатывать собственные мысли. Поэтому он просто отрицает и забывает.
Термин "автоматический разум" Шри Ауробиндо использует не только для обозначения низшего уровня ментального аспекта физического сознания, но и для обозначения самого этого аспекта в узком смысле:
"Природа ментального аспекта физического сознания в том и состоит, чтобы бессмысленно повторять то движение, которое оказалось в поле его внимания. Это сознание мы называем автоматическим разумом – он наиболее силен в детстве, когда мыслящий разум еще не вполне развит, а круг интересов слишком узок. В дальнейшем автоматическое мышление становится низовым течением ментальной активности" [26: 329].
Физический разум также всегда полон привычных, постоянно повторяющихся мыслей, он всегда занят внешними событиями и объектами. Сама физическая природа существует благодаря постоянному повторению, поэтому способность к упрямому повторению, считает Шри Ауробиндо, – одна из характерных черт физического разума. В отличие от материального сознания (I.1) он отнюдь не инертен. Если он не повторяет что-либо, то впадает в состояние апатии [26: 351, 1268, 1434].
Комментарий
Можно ли рассматривать термины "ментальный аспект физического сознания" и "физический разум" как синонимы? – Можно, но лишь отчасти. Дело в том, что физическим разумом Шри Ауробиндо называет не только описываемую часть поля, но и сектор, образованный пересечением ментального плана и тонкой физической оболочки (III.1).
Один и тот же термин функционирует в разных значениях, что, собственно, признает и сам Шри Ауробиндо:
"Термин "физический разум" несколько двусмысленен, поскольку может означать как объективирующий разум, так и разум в физическом сознании (mental in the physical)" [26: 326].
Отсюда – проводимое им различие между физическим разумом, примыкающим к области подсознания (I.3), и той его частью, которая натренирована для ментальной работы с объектами внешнего мира (III.1, подробнее о ней см. ниже) [26: 1445].
Таким образом, термин "физический разум" действительно используется Шри Ауробиндо для обозначения как объективирующего разума (III.1), так и разума, погруженного в физическое сознание (I.3). В последнем случае этот термин совпадает по смыслу с термином "ментальный аспект физического сознания" – как в широком, так и в узком смысле.39
В дневниках термин "ментальный аспект физического сознания" (mental-physical) впервые встречается 14 мая 1918 г. [47: 33]. В записи от 2-5 апреля 1920 г. появляется выражение "ментализованный физический тамас" (the mentalised physical tamas) [48: 24]. И в том, и в другом случае просматриваются контуры будущей системы терминов.
* * *
Что касается термина "физический разум", то именно так в период "Арьи" Шри Ауробиндо называл манас. Манас – это разум чувств (sense mind, sense-mind): разум зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Он позволяет воплощенному сознанию вступать в контакт с окружающим миром через тот или иной канал восприятия. В качестве шестого чувства манас способен работать в двух режимах – внешнем и внутреннем. В первом случае он стремится воспринимать лишь мир объектов и ограничивается тем, что привлекает внимание субъекта ко внешним воздействиям, полученным через нервную систему и органы чувств. Во втором – ориентируется на субъективную реальность и непосредственно воспринимает внутренние процессы через своего рода отождествление с ними (by a sort of identity with them) [33: 62; 38: 650, 651]. Поэтому мы можем смотреть и не видеть, слушать и не слышать – наше внимание привлекло что-то во внешнем мире или оно полностью переключилось на внутренний мир, где мы осознаем мысли, эмоции и желания, отождествляясь с ними.
В поздний период йоги Шри Ауробиндо полагает, что хотя большая часть действий физического разума соответствует действиям манаса, последний включает в себя также многое из того, что можно соотнести с витальным разумом (II.3) и тонкой нервной системой (I.2) [26: 331]. Тем не менее, он продолжает использовать термины "разум чувств" и "физический разум" как синонимы [33: 648, 717].
Возникает вопрос: какой именно физический разум имеет в виду Шри Ауробиндо? По-видимому, ментальный аспект физического сознания, поскольку функции Манаса и данного аспекта практически совпадают. Основная функция Манаса – воспринимать объекты и ментально на них реагировать (react mentally) [26: 331], а ментального аспекта физического сознания – записывать и облекать в ментальную форму (mentalises) естественные реакции физического сознания на воздействия внешнего мира [26: 326-327].
Что же Шри Ауробиндо имеет в виду? Возможно, следующее. Воспринимающий разум чувств, по его словам, служит ментальной основой аффектов нервной системы (nervous mental basis of the affections); он откликается на воздействие объектов внешнего мира, порождая реакции ментального удовольствия или раздражения, которые образуют основу полярных эмоций симпатии и антипатии. Все эмоции сердца сопровождаются аккомпанементом разума нервной системы. Так, страх или гнев, с точки зрения Шри Ауробиндо, нередко являются реакцией нервной системы, переведенной на язык эмоций [38: 649, 661].
Семантическое поле термина "ментальный аспект физического сознания" | |
Синонимы | |
животная, физическая, или перцептивная ментальность | animal, physical or sense mentality |
манас | manas |
разум, погруженный в физическое сознание | mental in the physical, mind in the physical |
направленный вовне разум чувств | outward sense-mind |
физический разум | physical mind |
физический разум чувств | physical sense-mind |
перцептивный разум | sensational thought-mind, sensational mentality |
разум чувств | sense mind (sense-mind) |
разум нервной системы | nervous mind, nervous mentality |
воспринимающий перцептивный разум | receptive sensational mind |
Низшие слои | |
ментальный аспект материального сознания | mental material |
автоматически действующий ментальный аспект физического сознания | mechanical mental physical |
автоматически действующий физический разум | mechanical physical mind |
автоматический разум | mechanical mind |
ВИТАЛЬНЫЙ ПЛАН
Переходим к описанию второго плана – витального. При его пересечении оболочками поля образуются:
- физический аспект витального сознания (II.1, physical vital),
- чистый витал (II.2, vital proper) и
- ментальный аспект витального сознания (II.3, mental vital).