Реконструкция духовного опыта
Реконструкцией сакральной биографии позволяет понять часть высказываний Шри Ауробиндо, но не дает ключ к тому опыту, который за ней скрывается. Поэтому возникает необходимость в реконструкции мистического опыта. Наибольшей известностью пользуется реконструкция Сатпрема, представленная в книге "Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания".
Его версия духовного пути Шри Ауробиндо такова. В 1908 году за три дня Шри Ауробиндо постигает опыт безмолвного Брахмана (Нирваны). В тюрьме он реализует космическое сознание и проходит все его планы вплоть до сверхразума, то есть, выйдя из заключения (в мае 1909-го), Шри Ауробиндо уже обладает опытом глобального разума [10: 202, 203]. Открытие сверхразума происходит в Чандернагоре (1910) [10: 212, 229], и далее до конца своего пребывания в теле Шри Ауробиндо стремится низвести сверхразум в тело с целью трансформации последнего.
Во-первых, настораживает то, каким образом Сатпрем обращается с цитатами: "В Шандернагоре (1910 г.) Шри Ауробиндо достиг низших уровней физического подсознательного. Перед ним была стена: "Нет, то, чем я сейчас занят, – это не Эмпиреи [Небеса] – хорошо, если бы это было так. Это, скорее, нечто противоположное – обратная сторона вещей"" [10: 228]. В данном фрагменте Сатпрем цитирует письмо Шри Ауробиндо, написанное им 30 мая 1936 года [27: 153].
Во-вторых, физическое подсознательное (physical subconscient) является низшим не в области подсознания, а в промежуточном подсознании, но в текстах Шри Ауробиндо на него указывает термин "subconscient physical". Как будет показано ниже, последовательность слов в термине играет решающую роль при локализации и описании природы того или иного аспекта сознания.
В-третьих, из книги Сатпрема, претендующей на каноничность в изложении взглядов индийского философа,7 следует, что сверхразум 1910 года и 1950-го – одно и то же, что стройная система терминологического описания опыта сложилась у Шри Ауробиндо в период его пребывания в тюрьме, а в изданиях "Арьи" он передавал свое знание в законченной форме; когда же он почувствовал, что сказал достаточно, ушел в сосредоточенную садхану. С этим нельзя согласиться, поскольку его взгляды на природу сверхразума менялись и притом довольно значительно. Вслед за ними менялись модели описания человека и мира. Кроме того, возникали принципиально новые задачи в йогической практике.
Совсем иной подход предлагает другой последователь Шри Ауробиндо – Питер Хиз. Благодаря его усилиям в журнале "Archives and Research" ("Архивы и исследования") публикуются неизвестные ранее фрагменты и небольшие работы Шри Ауробиндо, его дневники, письма, документы и фотографии. Большую ценность представляют комментарии, которые их сопровождают. Публикуя дневники Шри Ауробиндо, в которых тот фиксировал развитие своего йогического опыта, Питер Хиз ставит перед собой задачу в пояснительных статьях показать эволюцию терминологического аппарата. Однако сопоставление эволюции терминов с идеями, представленными в книгах Шри Ауробиндо, фрагментарно, поскольку такая задача в обязанности архивариуса не входит. Поздний период йоги им также не рассматривается.
Реконструкция мировоззрения
Литература на западноевропейских языках, посвященная взглядам Шри Ауробиндо, огромна. Однако для наших целей ее значение невелико: изложение мировоззрения часто сопровождается эмоциональной восторженностью и подается как откровение, нисшедшее из вечности и не подверженное каким-либо изменениям. Выходят достаточно глубоко проработанные биографии, которые, однако, в большинстве случаев не позволяют с уверенностью говорить о причинах развития его философских взглядов.
В отечественной науке изучением философии Шри Ауробиндо занимались В.В.Бродов, В.С.Костюченко, А.Д.Литман, И.П.Челышева. Творческое наследие индийского мыслителя рассматривалось и оценивалось в основном через призму профанной биографии. Большое внимание уделялось периоду его политической деятельности (1905-1910 гг., когда Шри Ауробиндо был одним из лидеров т.н. экстремистов), а также периоду его работы над "Арьей" (1910-1921 гг., когда он разрабатывал религиозно-философские проблемы). Период с 1922 по 1950 гг. не рассматривался. Мировоззрение Шри Ауробиндо описывалось как ставшее. Давались общие контуры онтологии, социальной философии, учения о йоге и эволюции. Развитый терминологический аппарат описания йогического опыта не анализировался, что можно, в частности, объяснить отсутствием необходимого количества источников. (В Советском Союзе Шри Ауробиндо оставался "закрытым" философом, поскольку в равной мере осуждал и фашизм, и коммунизм, рассматривая их как формы неведения).
Среди упомянутых исследователей В.С.Костюченко (защитивший диссертацию на тему "Философские взгляды Ауробиндо Гхоша", а затем издавший ее в виде книги под названием "Интегральная веданта") внес самый большой вклад в изучение взглядов Шри Ауробиндо. Именно он впервые высказал мысль о необходимости реконструкции его мировоззрения:
"Поскольку сам Гхош ни в одной из работ не дал суммированного изложения всей своей системы, ее приходилось выяснять и в значительной мере реконструировать, сопоставляя его произведения. При этом нам представлялось существенным не простое воспроизведение внешних результатов движения философской мысли Гхоша, а раскрытие внутренних механизмов этого движения – тех проблем и трудностей, которые с самого начала возникли перед ним, и, принимая все новые обличия, воспроизводились на разных ступенях развертываемой им системы" [3: 62].
Указанные выше проблемы и трудности заключались, по мнению автора, в обращенности философии Шри Ауробиндо к религиозному опыту.
Также вполне справедливо утверждение В.С.Костюченко, согласно которому антропология Шри Ауробиндо лежит в основе его представлений о мире:
"В соответствии с традицией Ауробиндо стремится найти ключ к пониманию мира в понимании человека, настаивая при этом на необходимости целостного подхода к проблеме и критикуя "односторонние" концепции человеческой сущности, а именно трактовку человека в качестве чисто телесного существа (материализм), одного из проявлений мировой жизни (витализм), комплекса идей (субъективный идеализм) и, наконец, бестелесного духа (спиритуализм). Перед нами как бы транспонированная на различные философские системы знаменитая ведантистская концепция "оболочек" (коща) человека" [4: 209].
Нельзя не согласиться с В.С.Костюченко и в том, что работы последователей Шри Ауробиндо "носят чаще всего весьма эпигонский характер" [4: 221]. Во многом эта тенденция связана с трудностями в понимании текстов Шри Ауробиндо (ибо его рукой водила сама Вечность) и нежеланием видеть в нем философа.
Методология
Реконструкция сакральной биографии ставит вопрос о реконструкции того духовного опыта, который за ней скрывается. В свою очередь, реконструкция этого опыта невозможна без реконструкции мировоззрения, поскольку в текстах нет опыта как такового, а есть его описание в соответствии с выработанными представлениями.
Мировоззрение же можно реконструировать по-разному. Например, на уровне идей, сводя воедино высказывания Шри Ауробиндо по определенным вопросам. Но идеи также не существуют сами по себе: они являются производными от более глубоких структур – от ключевых систем понимания, которые активизируются в мышлении философа, как только он приступает к анализу тех или иных проблем.
Эти системы понимания создают когнитивный фон, или фоновое знание, которое неявно присутствует за любым высказыванием. Оно существует по умолчанию. Если не попытаться проникнуть на этот уровень невысказанного, безмолвного, личностного знания Шри Ауробиндо, то его философские тексты так навсегда и останутся криптософией или рассыпанной мозаикой смысла.
Чтобы этого не произошло, нужно обратиться к герменевтике. Ее методы позволяют достичь наиболее полного понимания изучаемого текста. Сами методы можно разделить на внешние и внутренние. Внешние методы – это изучение биографии автора и того времени, в которое он жил. Внутренние – погружение сознания исследователя в опыт автора, а в пределе – проникновение в его сознание, пребывающее за текстом.
Значение внешних методов не вызывает никаких сомнений, равно как и возможность их применения. Что же касается внутренних методов, то здесь возникают вопросы. Как быть, если перед нами текст мистического содержания, в котором зафиксирован не обыденный жизненный опыт, а опыт переживания трансцендентного? А если это несколько текстов, принадлежащих различным традициям, то как сознание ученого будет переключаться между ночью души, слезами теплыми и самадхи? Складывается впечатление, что путь к пониманию текстов такого рода нам заказан, поскольку сам опыт, на который они указывают, или уникален или недоступен сознанию исследователя. В любом случае, невозможно освоить все мистические переживания, известные человечеству.
И все же выход из этой ситуации, как нам представляется, есть. Вопрос только в том, что мы понимаем под словом "опыт"? Это мистическое переживание или опыт его понимания и описания? Опыт во втором смысле вполне доступен для изучения, поскольку он проявляется через специальную лексику, которую автор использует в своем тексте.
В случае со Шри Ауробиндо можно с уверенность говорить, что он создавал не просто отдельные термины, а целые системы описания и понимания опыта. Совершенствуясь, одни категориальные системы вытесняли другие:
"В духовной жизни всегда нужно быть готовым отбросить любую систему, любое интеллектуальное построение. Система может быть полезным инструментом, но затем становится вредной. Я лично, начиная с сорока лет, три или четыре раза ломал складывавшиеся у меня системы и полностью освобождался от них" [14: 21].8
Каждый значительный философ рано или поздно сталкивается с ограниченностью существующих инструментов понимания и потому создает свой категориальный аппарат, расширяющий его когнитивное восприятие. Таким образом, за поверхностью философских текстов скрыта работа над системами категорий – категориология.
Данный подход к изучению текстов развивают и отечественные востоковеды. Так, В.К.Шохин в статье "Индийские категориальные системы и 16 падартх ньяи" утверждает:
"Изучение категориальных систем является более значимым делом для историка философии, чем он, как правило, себе это представляет. В самом деле, если философия как таковая может быть охарактеризована как важнейший модус интеллектуальной авторефлексии культуры, то наличие системы философских категорий (а категории эти могут быть только системными – изолированных, по определению, не бывает) является доказательством того, что та или иная философская традиция уже достигла уровня собственной авторефлексии, поскольку категории обеспечивают алфавит того языка, в котором философская рефлексия себя описывает. ... Но помимо категориальных философских систем та или иная философская традиция может достичь еще одного уровня рефлексии – когда в ней появляется категориология, или исследование самих систем категорий. ... В дополнение к сказанному категориальные системы, будучи алфавитами философского языка в целом, непосредственно связаны с определенными философскими предметностями, притом решающего значения" [12: 58].
В той же статье он подчеркивает, что "выявление категориальных систем в истории индийской философии весьма важно для установления ее статуса в истории мировой философии..." [12: 58].
Мнение В.К.Шохина полностью разделяет А.И.Кобзев, но уже в отношении китайской культуры:
"... изучению и переводу важнейших идеологических текстов in toto должно предшествовать систематическое изучение лежащего в их основе категориального аппарата. Здесь также следует совершать восхождение от абстрактного к конкретному – от общих категориальных дефиниций к конкретному смыслу соответствующих иероглифов в конкретных текстах. В противном случае понять смысл последних становится так же трудно, как трудно понять смысл фразы, не представляя себе, что значат ее ключевые слова" [12: 225].
Задаваясь вопросом, с изучения и перевода каких категорий следует начинать – с наиболее общих или наиболее специфичных (не имеющих западных эквивалентов), А.И.Кобзев приводит обобщенное мнение видных западных китаистов, согласно которому особое внимание нужно уделять дословно непереводимым оборотам, идиомам и терминам [12: 229]. Эта установка полностью применима не только к феноменам культуры, но и к философским системам.
В нашей работе мы также опираемся на концепцию неявного знания М.Полани. В предисловии к его книге "Личностное знание" В.А.Лекторский точно сформулировал основной смысл этой концепции:
"Любой термин, утверждает М.Полани, нагружен неявным, имплицитным знанием. Следовательно, для адекватного понимания смысла термина необходимо реконструировать теоретический контекст его употребления" [6: 10].
Итак, для реконструкции йогической антропологии Шри Ауробиндо нам необходимо освоить его философский идиолект. Для этого, в свою очередь, понадобится составить представление о разработанной им лексике, выделить из нее базовые термины9 и определить принципы терминирования10 (на этом этапе, конечно, не обойтись без построения интерпретирующих гипотез, образующих структуру предпонимания). Знание терминов и характера связей между ними позволит воссоздать субъективное семантическое пространство Шри Ауробиндо, а значит и те системы понимания, которыми он оперировал в своем мышлении.
Источники
В нашем исследовании мы обращались главным образом к "Письмам о йоге". Это вызвано в первую очередь тем, что работа над ними велась в 1930-е гг., то есть уже после того, как все основные произведения Шри Ауробиндо вышли в свет. Именно в письмах нашло отражение более глубокое и более системное понимание Шри Ауробиндо человеческой природы, поскольку через них он руководил внутренним развитием своих учеников, отвечая на самые разные вопросы йогической практики. Без специальной системы понимания и детально разработанной карты опыта это было бы невозможно.
Кроме данного источника, мы опираемся на отредактированную "Жизнь Божественную", поскольку в ней имплицитно присутствует та же система понимания, что и в письмах. По возможности отслеживаются истоки ее формирования на материалах раннего периода. Сразу следует сказать, что таких материалов совсем немного, поскольку в период издания "Арьи" и до середины 1920-х гг. Шри Ауробиндо интересовался в основном областью сверхсознания.
На широко известную работу "Йогическая садхана" опираться как на источник по философии Шри Ауробиндо нельзя, поскольку она является примером автоматического письма, эксперименты с которым он начал еще находясь в Бароде (1893-1906). Сам Шри Ауробиндо неоднократно заявлял протест, когда издатели печатали эту работу под одним из его имен – Уттара Йоги (Йогин с севера). Этим именем его наделил один знаменитый тамильский подвижник. Шри Ауробиндо отрицал свое авторство по той причине, что он только записывал информацию, получаемую от духа человека, который, по его словам, выглядел как Раммохан Рой, основатель "Брахмо самадж" (1772-1833) [13: 373]. Тем не менее, духовные существа, опыт общения с которыми переживал Шри Ауробиндо, исповедовали идеи, следующие из его опыта, – учение о планах, находящихся над обычным разумом (дух Вивекананды), и утверждение того, что шакти действует через макушку в своем нисходящем движении (дух автора "Йогической садханы"). Стилистика "Йогической садханы", сильно отличаясь от большинства работ Шри Ауробиндо, все же напоминает "Йогу и ее цели" – то же изложение последовательности ступеней в йогическом опыте, та же насыщенность специальной санскритской лексикой.
Основное внимание в книге уделено рассмотрению терминологии позднего периода йоги Шри Ауробиндо, связанной с фронтальным (внешним) сознанием. На основе ее анализа выдвигается гипотеза, которая объясняет причину появления ряда терминов и предлагает способ их понимания как базовых, или системообразующих.11
Исследование дополнено кратким очерком эволюции взглядов Шри Ауробиндо на природу сверхсознания, который позволяет читателю проникнуть в терминологическую "лабораторию" индийского мыслителя.
В книгу также включен перевод писем Шри Ауробиндо, осуществленный автором на основе проведенного исследования. Кроме писем о йогической практике, представлены собственно философские письма Шри Ауробиндо (в разделе "Йога, философия и наука").
Книга снабжена приложением, в которое вошли таблица и глоссарий. В таблице показано соотношение семантических полей базовых философских терминов, а в глоссарии разъясняется значение санскритских слов, которые встречаются в текстах Шри Ауробиндо.
Все указанные материалы даны для того, чтобы облегчить восприятие предлагаемой реконструкции взглядов Шри Ауробиндо на природу человека.
СТРУКТУРА ФРОНТАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ.
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Система понимания и описания опыта Шри Ауробиндо имплицитно присутствует во всех его текстах, но нигде в сжатом, так и хочется сказать "догматическом", виде она не представлена. Ее нужно реконструировать, чтобы понимать изнутри все производные от нее тексты. И здесь мы сразу попадаем в герменевтический круг: знание общего предполагает знание частного, и наоборот. Стремиться выйти за его пределы не имеет смысла, поскольку так мы можем оказаться за пределами самого пространства понимания. Нужно попеременно концентрировать внимание на общем и частном, и тогда круг превратится в спираль, по которой понимание будет восходить на качественно новый уровень.
Итак, сначала опишем в самых общих чертах философию Шри Ауробиндо, затем перейдем к анализу ее терминологического аппарата и реконструкции, а в заключение нашего исследования снова обратимся к положениям общего характера.
* * *
Согласно Шри Ауробиндо, абсолют – это Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство). Она трансцендентна и супракосмична, а потому непроявлена.12 Ниргуна и Сагуна Брахман (абсолют как чистое Бытие и абсолют как Энергия) – ее аспекты, разделенные в космосе, но единые в Сат-Чит-Ананде.
Трансфизический космос проявлен. Причем вневременно.13 Он состоит из так называемых типических14 планов сознания, на которых обитают существа, не способные или не стремящиеся к эволюции. Последовательность космических (или универсальных, всеобщих) планов такова: подсознание, крайней степенью которого является бессознательное; физическое сознание, наиболее грубым состоянием которого является материя; витальное сознание15; ментальное сознание и духовный разум (включающий в себя планы возвышенного разума, озаренного разума, план интуиции и план глобального разума). Сверхразум (супраментал) является связующим звеном между проявленным космосом и непроявленной Сат-Чит-Анандой. Собственно, супраментал и есть Сат-Чит-Ананда в аспекте энергии, воли. Он трансцендентен по своему источнику и космичен по области действия.
Через уже существующую структуру планов происходит инволюция супраментального сознания, которое самозаключает себя в бессознательном. Инволюция сменяется эволюцией, которая призвана раскрыть полноту Сат-Чит-Ананды на каждом из планов ее спектра. Таким образом, эволюция это не возвращение к источнику, не бегство из бессмысленного тварного мира, а раскрытие полноты Божественного сознания в условиях проявленного космоса.
В отличие от обитателей типических планов, человек включает в себя все предыдущие стадии, или планы, эволюции: материя, жизнь и разум индивидуализируются в его природе. Именно поэтому существа типических планов должны принять земное рождение (т.е. воплотиться в человеке), если хотят обрести освобождение в Брахмане.
Эволюция не закончилась с появлением человека, она продолжается. Человек (ману) – это разум (манас), следовательно, сверхчеловек – это сверхразум. Но для полноты божественной жизни ему необходимо обрести не только супраментальное сознание, но и супраментальное тело, которое станет инструментом, сосудом и храмом (shrine) Духа.
Именно эту задачу и ставит перед собой интегральная йога Шри Ауробиндо. Он полагает, что эта йога существует в самой природе вещей, поскольку сам Брахман интегрален, объединяя в себе множество состояний сознания. Стремясь к полноте реализации Божественного, последователь йоги Шри Ауробиндо также должен стать интегральным и всеохватывающим: "Быть и быть во всей полноте" [33: 36, 1023-1024].
Шри Ауробиндо называет свою йогу не только интегральной, но и супраментальной. Особенность йоги Шри Ауробиндо заключается в том, что в ней главную роль играет не восходящая, а нисходящая свыше Сила, преобразующая смертную природу человека в природу бессмертную. Это нисхождение происходит в результате концентрации сознания и его стремления достичь источника этой силы: "Супраментальная йога есть одновременное восхождение души к Богу и нисхождение божества (шакти. – А. В.) в воплощенную природу" [41: 193].
Аспекты сознания
В связи с учением об эволюции мира и человека центральное внимание Шри Ауробиндо уделяет йогической антропологии.
Казалось бы, при описании природы человека можно ограничиться перечислением планов материи, жизни и разума, но в текстах Шри Ауробиндо встречается более разработанная терминология: body-consciousness, body-mind, dynamic Intelligence, dynamic Mind, externalising Mind, externalising intelligence, gross physical, higher intelligence, higher thinking mind, material consciousness, material physical, material-physical, mechanical mind, mechanical mental physical, mental physical, mental proper, mental vital, mental-vital, physical mental, physical mind, physical proper, physical vital, physical-vital, physico-vital, reason, thinking Mind, thinking mind proper, true thinking mind, vital-mental, vital Mind, vital physical, vital proper, vital-physical...
Мы привели далеко не полный перечень тех терминов, которые относятся к области сознания. Она находится между областями сверхсознания и подсознания. Область сверхсознания начинается сразу от макушки и поднимается вверх до бесконечности, а подсознания – сразу от подошв ног [26: 1597].
Из этого перечня можно выделить термины, которые на первый взгляд кажутся игрой слов: mental physical, physical mental, physical vital, vital physical. Если предположить, что это не просто игра слов, то можно составить следующие пары: physical mental и mental physical, physical vital (physical-vital, physico-vital) и vital physical (vital-physical), vital-mental и mental vital (mental-vital).
Перед нами – сочетание различных качеств сознания в природе человека. Но если есть комбинация качеств, значит должны быть и качества в чистом виде. И действительно, соответствующая терминология встречается в текстах Шри Ауробиндо: чистый разум (mental proper), чистый витал (vital proper), собственно физическое сознание (physical proper).
Итак, теперь у нас есть девять терминов, с которыми можно работать. И все же остается ряд вопросов: чем было вызвано их появление? что определяет последовательность слов в том или ином термине? есть ли критерий этой последовательности, а если есть, то каков он?
В текстах Шри Ауробиндо есть одно замечание, которое может помочь сделать первый шаг на пути реконструкции его системы понимания и описания духовного опыта:
"Фактически в строении человека и различных частей его сознания одновременно присутствуют две системы: одна концентрическая – несколько слоев или оболочек (sheaths) с душевным существом в центре; другая вертикальная – восходяще-нисходящая (подобно лестнице) иерархия планов..." [26: 251].
Об иерархии планов сознания мы уже упоминали. Что же такое концентрическая система оболочек? По всей видимости, речь идет о тонком теле человека – ауре, "замкнутом поле сознательного бытия" [33: 554].
Но проблема в том, что само слово "аура" в текстах Шри Ауробиндо почти не встречается. Чем это можно объяснить? Вероятно тем, что Шри Ауробиндо стремился как можно дальше дистанцироваться от теософов, которые этим термином широко пользовались. Причины этого нужно искать в биографии основателя интегральной йоги. Временным учителем Шри Ауробиндо был Вишну Бхаскар Леле, входивший в Теософское общество. Под его руководством Шри Ауробиндо на третий день (из семи, проведенных вместе в сосредоточенной медитации) постиг опыт Нирваны. Вскоре их пути разошлись. И все же, несмотря на это и на весьма критическое отношение к теософскому движению в целом, Шри Ауробиндо никогда не выступал против Теософского общества.
Но вернемся к системе оболочек. В одном из писем Шри Ауробиндо указывает, что сознание, окружающее тело человека (environmental consciousness), теософы называют аурой [26: 314].
Случай подобного "перевода" теософской терминологии на язык собственной системы понимания отнюдь не единичен. Так, эфирный план стал планом тонкого физического сознания, а план астральный – планом витального сознания.
В теософской литературе названия оболочек (или тел человека) совпадают с названиями планов – грубая материальная оболочка, эфирная, астральная, ментальная. Можно предположить, что Шри Ауробиндо придерживался той же логики.16 И действительно, аналогичная терминология встречается в его текстах:
- грубая материальная оболочка (corporeal sheath, body-sheath, gross physical sheath);
- тонкая физическая оболочка (physical aura, subtle environmental physical atmosphere, surrounding physical, subtle physical ether, subtle physical sheath);
- витальная оболочка (vital body, life-sheath, vital sheath);
- ментальная оболочка (unseen mental environment, environmental mind, general mind atmosphere around us, surrounding intelligence, mind-sheath, mental sheath).
Итак, человек сочетает в себе три принципа сознания, которые представлены планами и соответствующими этим планам оболочками. Планы и оболочки пересекают друг друга. Таким образом создаются различные комбинации качеств сознания.
Физический, витальный и ментальный планы пересекают тонкое физическое, витальное и ментальное тела, в результате чего получаются зафиксированные в терминологии Шри Ауробиндо комбинации качеств сознания, которые он называл частями, а мы будем назвать аспектами.
Если попытаться упорядочить бинарные термины с помощью таблицы, то окажется, что возможны два ее варианта.17 В первом случае критерием систематизации служит план, а во втором – оболочка. Не меняют своего положения лишь те аспекты, которые являются чистыми и образуются в результате пересечения однородных плана и оболочки. Например, чистый разум (III.3) – результат пересечения универсального ментального плана сознания (III) и ментальной оболочки (3). 18
Таблица 1.
Бинарные термины – первый вариант
Planes of consciousness19 | Sheaths of environmental consciousness (aura)20 | ||
1. Physical sheath21 | 2. Vital sheath22 | 3. Mental sheath23 | |
III. Universal mental consciousness24 | III.1. mental physical | III.2. mental vital | III.3. mental proper |
II. Universal vital consciousness25 | II.1. vital physical | II.2. vital proper | II.3. vital-mental |
I. Universal physical consciousness [Matter]26 | I.1. physical proper | I.2. physical vital | I.3. physical mental |
Бинарные термины – второй вариант
Planes of consciousness | Sheaths of environmental consciousness (aura) | ||
1. Physical sheath | 2. Vital sheath | 3. Mental sheath | |
III. Universal mental consciousness | III.1. physical mental | III.2. vital-mental | III.3. mental proper |
II. Universal vital consciousness | II.1. physical vital | II.2. vital proper | II.3. mental vital |
I. Universal physical consciousness [Matter] | I.1. physical proper | I.2. vital physical | I.3. mental physical |
Проведем локализацию планов универсального сознания и аспектов индивидуального сознания (ауры), чтобы остановиться на том варианте, которого придерживался сам Шри Ауробиндо.
Ментальное сознание, пронизывая физическое тело, занимает пространство от макушки до плеч. От плеч до области чуть ниже пупка простирается витальное сознание. Физическое сознание занимает область от границы с виталом до подошв ног.
Переходим к локализации аспектов. В одном из писем Шри Ауробиндо делает следующее замечание: "Шея, горло и нижняя часть лица относятся к выражающему разуму (belong to the externalising mind, the physical mental)" [26: 373]. Следовательно, physical mental находится на уровне универсального ментального, а не физического сознания, и правильным должен считаться второй вариант. Данные о других аспектах сознания, приведенные ниже, также свидетельствуют в пользу второго варианта.
Теперь самое время определиться с переводом тех терминов, которые представлены в таблицах. Термин "physical mental" можно перевести как "физический ментал" или "физический разум", но как быть с "mental physical"?.. В одном из писем Шри Ауробиндо встречается выражение "mental in the physical" [26: 326]. Можно предположить, что "mental physical" это "mental in the physical". Если исходить из предложенной нами гипотезы йогической антропологии Шри Ауробиндо, то "mental in the physical" может означать разум в физическом сознании, то есть – пересечение индивидуальной ментальной оболочки и универсального плана физического сознания.27 Тогда термин "mental physical" будет переводиться как "ментальный аспект физического сознания", а "physical mental" – как "физический аспект ментального сознания". Перевод идет по первому слову, что полностью соответствует второму варианту расположения терминов в таблице, где критерием систематизации служит оболочка.
Поле сознания (аура)
Как уже говорилось выше, в текстах Шри Ауробиндо практически не встречается термин "аура". Совокупность тонких оболочек он обозначает термином "environmental consciousness", который можно перевести как "поле сознания, окружающее физическое тело". Такой перевод полностью раскрывает содержание термина, но неудобен в использовании, поэтому можно ограничиться более кратким его вариантом – "окружающее поле сознания" или просто "поле сознания".
Согласно, Шри Ауробиндо, поле сознание – это некая тонкая атмосфера, которая всегда окружает человека, даже когда он этого не сознает. В отличие от области подсознания, в этом поле ничего не накапливается и не задерживается долго: оно очень изменчиво – это поле вибраций, через которое в человека проникают различные силы, исходящие из универсальной Природы или от других существ. Эти силы приходят извне в виде ментальных и витальных волн. Они принимают в поле личностную форму, а затем проникают в сознание человека, замкнутое в физическом теле, и тот принимает их за свои28 [26: 313, 314, 356, 359, 1534, 1535, 1602, 1712].
Сознание (душа), полагает Шри Ауробиндо, находится в теле в том же смысле, что и разум или витал. В действительности оно пребывает в тонком теле, которое пронизывает собою или накладывается на грубое. В результате этого возникает ощущение, что сознание ограничено физическим телом или тождественно с ним [26: 294, 368].
Семантическое поле термина "аура" | |
Синонимы | |
окружающее физическое тело поле сознания, поле сознания | environmental consciousness |
окутывающее со всех сторон поле сознания | enveloping consciousness |
тонкая атмосфера сознания | atmosphere of consciousness, environmental conscious atmosphere |
окружающая тонкая атмосфера | surrounding atmosphere |
окружающее поле сознание | surrounding consciousness |
тонкое тело | subtle body, sūkshma šarīra |
поле вибраций | field of vibration |
субстанция психики | psychic body |
Последовательность изложения
Каждый план сознания – это этап эволюции, пройденный или предстоящий. И на каждом плане сознание облекается соответствующей оболочкой. В природе человека представлено три плана – материя (I), жизнь (II) и разум (III), поэтому его облекают физическая оболочка (1, грубая и тонкая), витальная (2) и ментальная (3). Пересечение планов и оболочек создает аспекты сознания – аспекты физического плана, витального и ментального. В этой последовательности и пойдет дальнейшее изложение, подчиняясь следующему алгоритму:
- графическая локализация плана и сектора поля,
- реконструкция соответствующего аспекта сознания и комментарий,
- семантическое поле базового термина, указывающего на данный аспект.
ФИЗИЧЕСКИЙ ПЛАН
Итак, начнем с описания первого плана – плана физического сознания. При его пересечении оболочками поля (тонкой физической, витальной и ментальной) образуются:
- собственно физическое сознание (I.1, physical proper),
- витальный аспект физического сознания (I.2, vital physical) и
- ментальный аспект физического сознания (I.3, mental physical).