Связь чувственного и духовного опыта

Слитность чувственного и духовного опыта наиболее ярко мож­но проследить на примере философии бхакти, которая стала ос­новой мощного художественно-поэтического течения в средневе­ковой Индии. Оно во многом связано с переменами в религиозной жизни Индии, с распространением вишнуизма1. Вишну, одно из основных божеств индуизма, известен, в основном, в своих пере-

1 Основными божествами индийского пантеона считаются: Брахма — созида­тель жизни, Вишну, который ее поддерживает, и Шива, воплощающий разруши­тельное начало. Индуизм имеет два основных направления — вишнуизм и шиваизм.

воплощениях — аватарах, наиболее популярным из которых был

Кришна.

Кришнаистское бхакти было широко распространено в Индии с XII по XVI в., а новый взлет популярности кришнаизма прихо­дится уже на вторую половину XX в. Одним из первых поэтичес­ких воплощений легенды о Кришне и его возлюбленной пастуш­ке Радхе стала поэма «Гита Говинда», написанная в XII в. бенгальским поэтом Джаядевой. Несмотря на эротическую окрас­ку, с точки зрения философии бхакти поэма аллегорична, так как символизирует стремление индивидуальной человеческой души, воплощенной в образе Радхи, к слиянию с Божеством, персонифицированном в Кришне.

Мистическая любовь, облаченная в чувственные формы, стала излюбленной темой поэзии бхакти. Ее расцвет связан с деятель­ностью выдающихся религиозных философов индийского Сред­невековья — Чайтаньи, Рамануджи, Валлабхачарьи, которые учи­ли, что для достижения спасения от горестей жизни нужно идти по пути любви-бхакти. Эти же идеи были выражены в поэтиче­ской форме выдающимися поэтами Сур Дасом, Тульей Дасом, Видьяпати, Мирой Баи и др. Для многих поэтов-бхактов харак­терно обращение к стихии народного праздника, карнавальной культуре, которая служит фоном для любовных игр Кришны и

пастушек.

Чувственный характер литературы бхакти объясняется в ком­ментарии Валлабхачарьи к X главе «Бхагавата Пураны», где этот выдающийся философ-реформатор выражает свое отношение к любовным играм Кришны как к совершенному выражению и воплощению основной категории древнеиндийской эстетики — «раса» — эстетического переживания, настроения или чувства. Ос­новы теории раса заложены в «Натья Шастре». Сущность раса зак­лючается в самой природе эстетического переживания и в том наслаждении, которое оно дает подготовленному зрителю. Содер­жание этого понятия динамично и скорее интуитивно угадывает­ся, чем рационально определяется. Большой вклад в разработку этого понятия внес выдающийся индийский философ, предста­витель школы веданта, Абхинавагупта, живший в XI в. Он при­равнивает эстетическое наслаждение к понятию трансцеденталь-ного высшего блаженства («ананда»). Валлабхачарья, развивая это учение, соединяет эмоцию, чувственность, интеллект в понятии «всеохватывающей любви», которая имеет для него смысл не чув­ственного желания и не эстетической эмоции, а высшего чув­ства, идущего от души по направлению к божеству и носящего религиозный характер.

Движение бхакти было высшей точкой слияния религиозных и чувственно-эротических мотивов в индийской культуре. Поэзия и другие виды искусства этого периода вобрали в себя и религиозные





учения, и традиционные мифологические образы, и живое чув­ство художника, и богатейший материал окружающей природы.

Соединение духовного и чувственного начал характерно и для отношения к любви в индийской традиции, которая разделяет жизненное, чувственное, и духовное, эстетическое, пережива­ния. Искусство становится силой, способной преодолеть разоб­щенность людей, которая существует даже в страстной экстати­ческой любви и является источником вечной неудовлетворенности любящих.

Индийское искусство связано не только с религией, оно ни­когда не рассматривалось отдельно от жизни общества. В широком понимании, искусство, по определению индийского искусство­веда С. Пандита, — это «систематическое и организованное при­менение энергии и мастерства для выполнения человеческого пред­назначения». Искусство не изолируется от потока жизни, а утилитарное и прекрасное не вступают в противоречие, являясь частями единого социального комплекса.

В Индии во все периоды расцвета ее культуры наблюдаются восторг перед жизнью, природой, наслаждение бытием, развитие музыки, литературы, живописи, танца, театра, внимание к про­блемам любви как чувственного опыта и эстетического пережива­ния. В то же время в этой культуре всегда звучал призыв к аскетиз­му, освобождению от мирского зла. Социальные и религиозные течения материализовались в памятниках искусства, носящих ха­рактер культовых сооружений, таких, как буддийские ступы или сикхские гурдвары.

Искусство относится по индийской традиции к сфере «кама» — чувственного опыта. Эта сфера занимала полноправное место в жизни каждого человека, а любовная страсть с древности стави­лась на первое место среди всех других чувственных наслаждений. Наука о любви зародилась в Индии еще в ведические времена, наряду с другими школами знания — грамматикой, геометрией, астрономией, медициной. Эротика в Индии была одновременно наукой и искусством, ее целью являлось научить человека как можно лучше контролировать свои сексуальные стремления, что­бы он мог оставаться полезным членом семьи, общества и вно­сить свой вклад в его процветание. Любовь и ее радости рассмат­риваются как одно из высших наслаждений земной жизни. Это объясняется значимостью, которую индийская культура придава­ла стадии домохозяина: напряжение и трудности семейной жизни и социальных обязательств вырабатывают дисциплину, полезную для подготовки к конечному этапу жизни — отходу от плотских желаний, духовному существованию. Место, отведенное для чув­ственного наслаждения, дает возможность регулировать его, а не подавлять, что, в конечном итоге, помогает развитию гармонич­ной личности. Принято считать, что когда кама регулируется и дис-

циплинируется, она ведет к счастью и блаженству, когда нет — к несчастью и разложению личности человека. Таким образом, твор­ческая философия камы является этической в своем основном значении, и это главная причина того, что этика и эстетика ни­когда не дифференцировались в индийской традиции.

Различные аспекты индийской культуры теснейшим образом переплетены между собой, что часто приводит к трудностям в их анализе и дифференциации. Этические и эмоциональные, при­родные и цивилизационные аспекты настолько тесно переплете­ны между собой, что делают вычленение какого-либо элемента практически невозможным без учета всего его социокультурного контекста. Именно это делает индийскую культуру такой сложной для восприятия представителями других культур. Но эта комплекс­ность является одновременно и очень привлекательной чертой, определяя неповторимый и самобытный облик культуры. В то же время в ней проявляются универсальные черты и принципы, род­нящие ее с другими культурами, в том числе и нашей собствен­ной. Вл. Соловьев в свое время точно заметил, что освоение од­ним народом культуры другого народа «не в том, чтобы перенять, а в том, чтобы понять чужие формы, понять и усвоить положи­тельную сущность чужого духа и нравственно соединиться с ним во имя высшей всемирной истины». Эти слова особенно актуаль­ны сейчас, когда проблемы гуманизации жизни, взаимопонима­ния и межкультурной коммуникации являются особенно насущ­ными и актуальными.

Литература

Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. — СПб., 1991. Боги, брахманы, люди. — М., 1969.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: Философия. На­ука. Религия. — М., 1980.

Васильев Л. С. История религий Востока. — М., 1985.

Гусева Н.Р. Многоликая Индия. — М., 1987.

Да услышат меня земля и небо: Из ведийской поэзии. — М., 1984.

Джатаки. — М., 1979.

Дюмезиль Ш. Верховные боги индоевропейцев. — М., 1986.

Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. — М., 1990.

Искусство стран Востока. — М., 1986.

История и культура Древней Индии: Тексты. — М., 1990.

Литература Древнего Востока: Тексты. — М., 1984.

Махабхарата. — М., 1992.

Неру Дж. Открытие Индии. — М., 1989.

Нет жизни без Кришны: Из средневековой индийской поэзии / Под ред. Н.Сазановой. — М., 1992.

Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. - М., 1987.

Рамаяна. — М., 1986.

Серебряков И.Д. Литературы народов Индии. — М., 1985.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается единство индийской культуры, какие вы можете назвать теории, подтверждающие это?

2. Дайте краткую характеристику протоиндийской цивилизации.

3. В чем состоят социокультурные особенности индоарийской циви­лизации?

4. Каково происхождение кастовой системы в Индии? Какие теории происхождения и сущности касты вы можете назвать?

5. Каковы основные философско-религиозные учения в Индии, в чем заключается их значение для индийской культуры?

6. Охарактеризуйте индомусульманский культурный синтез как при­мер взаимовлияния культур.

7. Раскройте сущность преемственности как одного из основных ме­ханизмов индийской культуры.

8. Расскажите об основных памятниках индийской культуры и их роли в формировании личности и социума.

9. В чем заключаются этическая направленность эпических поэм Древ­ней Индии и их воспитательное значение?

10. Раскройте основные особенности учения бхакти и его роль в ин­
дийской культуре.

ГЛАВА 3 КУЛЬТУРА ЯПОНИИ

Периодизация

Прежде чем перейти к сути рассматриваемой проблемы, остано­вимся (по необходимости предельно кратко) на периодизации ис­тории Японии и основных особенностях каждого периода, без чего наши дальнейшие рассуждения вряд ли найдут должное понимание.

1. Палеолит (40—13 тыс. лет назад). Памятники палеолита, от­крытые только в послевоенное время, немногочисленны, а их ат­рибуция вызывает много вопросов. Антропологический состав на­селения неясен.

2. Период Дзёмон (неолит) (13 тыс. лет до н.э. — III в. до н.э.). Назван так по типу керамики с веревочным орнаментом («дзёмон»). Хозяйственные занятия: собирательство, охота, рыболовство (реч­ное и морское). Основная часть населения (его численность оцени­вается в 1 млн человек) концентрируется в северовосточной части Хонсю. Культура дзёмон распространена на всей территории ар­хипелага (от Хоккайдо до Рюкю).

3. Период Яёй(бронзово-железный век). Назван по специфиче­скому типу керамики, впервые обнаруженной в Яёй (район Токио).

В это время наблюдаются крупные миграции с материка (в основ­ном через Корейский полуостров) племен алтайской языковой группы, принесших на архипелаг культуру заливного рисосеяния, технологию производства металлов (бронзы и железа), шелкотка­чество. Процесс смешения с местным населением (видимо, аустро-незийского происхождения) приводит к появлению протояпон-цев и протояпонской культуры. Основной ареал распространения: север Кюсю и Центральная Япония. Ввиду малозаселенное™ ука­занных регионов процесс переселения не сопровождался круп­ными конфликтами. Население Хоккайдо и Кюсю не усваивает культуру рисосеяния и технологию производства металлов, про­должая традиции дзёмон, с чем и связано их историческое отста­вание. Численность населения оценивается в 3 млн человек.

4. Период Кофун (курганный) (III— VI вв.). Назван так по мно­
гочисленным масштабным похоронным сооружениям курганного
типа, свидетельствующими о значительной социальной диффе­
ренциации.

Становление протояпонского государства (самоназвание — Яма-то), сопровождавшееся многочисленными военными столкнове­ниями.

5. Период Асука(552 — 646). Назван так по местонахождению
резиденций царей Ямато в районе Асука (Центральная Япония).
Окончательное становление японской государственности. Начи­
нается распространение буддизма, призванного в это время сыг­
рать роль общегосударственной идеологии. Активное (включая во­
енное) присутствие на Корейском полуострове.

6. Период ранняя Нара(646 — 710). В социально-историческом и
культурном отношениях образует неразрывное единство с перио­
дом Нара (710 — 794), характеризующимся масштабными заим­
ствованиями из Китая (письменность, ранжирование чиновниче­
ства, теория и практика управления и т.д.). В 646 г. формально
начинается длительный период реформ, ставящих своей целью
превращение Ямато в «цивилизованное» на китайский манер го­
сударство. Создание первых законодательных сводов. Провозгла­
шение государственной собственности на землю, становление
надельной системы землепользования. Отказ от прямого вмеша­
тельства в дела государств Корейского полуострова.

7. Период Нара(710 — 794). Назван так по местонахождению
первой постоянной столицы Японии в городе Нара. Смена на­
звания страны на Нихон («там, откуда восходит солнце»). Воз­
никновение и активное развитие бюрократического аппарата.
Появление первых нарративных письменных памятников (ми-
фологическо-летописные своды «Кодзики» и «Нихонги»). Социаль­
но-политическая борьба между служилой знатью (среди которой
было много выходцев из Кореи и Китая) и родоплеменной арис­
тократией приводит в конце периода к определенному усилению

консервирующих тенденций в духовной культуре и ослаблению роли буддизма в общегосударственной идеологии за счет синтоиз­ма, проявившего значительную силу в части самоорганизации. Осу­ществление эффективного контроля над сбором налогов и про­винциями.

8. Период Хэйан(794— 1185). Назван так по местонахождению
новой столицы — Хэйан (букв, «столица мира и спокойствия»),
совр. Киото, которая формально остается столицей, т.е. резиден­
цией «сына неба», «императора», до 1868 г. Отмечен тенденциями
упадка государственной власти, связанной с утерей монополир
государства на землю, крахом надельной системы и образованием
сёэн — усадеб, находившихся в частном владении аристократии
Прекращение контактов с Китаем и Кореей на официальном уров­
не, возникновение блестящей аристократической культуры, явив­
шейся синтезом континентальной и местной. Появление слоговой
азбуки, на основе которой создаются многочисленные прозаи­
ческие и поэтические произведения. Доминирование в придвор­
ной жизни рода Фудзивара.

9. Период Камакура(1185— 1333) (сёгунат Минамото). Называ­
ется так по ставке военного правителя (сегуна), первым из кото­
рых был Минамото Ёритомо. Пренебрежение делами управления,
наблюдавшееся в конце периода Хэйан, изнеженность родопле-
менной аристократии привели к установлению социального гос­
подства самураев. Тем не менее «император» всегда оставался вер­
ховным жрецом синтоизма, и попыток свержения правящей
династии не наблюдалось. В среде самурайства — период классиче­
ского феодализма с развитыми вассальными отношениями. В XIII в.
были предприняты две неудачные попытки вторжения на терри­
торию Японии монголов, что оказало большое влияние на про­
цесс самоосознания японского этноса. Распространение дзэн-буд­
дизма как религии самураев. Появление феодального эпоса, в своем
изображении смещающего акцент с утонченного индивида на пред­
ставителей военного сословия. В связи с утерей политической ста­
бильности распространение получают эсхатологические настрое­
ния, имеющие буддийскую окраску.

10. Период Муромати(1392— 1568) (сёгунат Асикага). Называ­ется так по ставке сегунов из рода Асикага в Муромати (район Киото). Постоянные феодальные междоусобные войны. В конце периода — рост городов, сопровождавшийся развитием городской светской культуры. Первые контакты с европейцами (миссионе­рами).

11. Период Эдо(1603— 1867) (сёгунат Токугава). Назван так по ставке сегунов из рода Токугава в Эдо (совр. Токио). Основатель этого сёгуната — Токугава Иэясу вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и объединил ее под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства (в котором сё-

гуны Токугава справедливо увидели угрозу внутриполитической и культурной стабильности) сопровождалось добровольным закры­тием страны, когда все контакты с внешним миром были сведе­ны к минимуму. Бурный рост городов, городской культуры, эко­номики, населения. Неоконфуцианство (чжусианство) становится официальной идеологией. Всемерная регламентация жизни всех слоев населения окончательно формирует тот тип менталитета, который мы называем «японским».

12. Период Мэйдзи(1868— 1911). Назван так по девизу правле­ния императора Муцухито — «светлое правление». Не в силах про­тивостоять нарастающему военно-политическому давлению запад­ных держав Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индуст­риального государства с сильной армией. Реформы, носившие рево­люционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возвращения к правопорядку древности, т.е. «реставрации» власти императора, отодвинутого на второй план при сегунах. Наблюда­ются бурное промышленное развитие, широкая вестернизация, при которой, однако, удается сохранить национальную аутентичность (во многом за счет сознательного нагнетания националистических настроений). Военная экспансия в Корею и Китай.

Среда обитания

Островам Японского архипелага присущ ряд разнообразных и разнохарактерных экологических факторов, которые оказали зна­чительное влияние на стиль жизни японцев, их менталитет, куль­туру и историю.

Одной из основных особенностей географического положения Японии принято считать изолированность от материка, что ока­зало огромное влияние на жизнь ее обитателей. Однако следует иметь в виду, что отделенность нынешней Японии от материка — явление историческое, т.е. временное. В эпоху плейстоцена Япо­ния была связана с материком сухопутными мостами. Считается, что во время максимального оледенения вюрмского периода уро­вень океана был на 140 м ниже нынешнего. Это позволяло прони­кать в Японию переселенцам из разных частей Азии. Таким обра­зом, ранняя культура обитателей Японского архипелага, их хозяйственный уклад формировались в результате тесного взаи­модействия различных этнических элементов. Достаточно замет­ные инокультурные этнические вливания продолжались вплоть до VII в. н.э. В условиях, когда национальная культура еще не сфор­мировалась, это создавало определенный «фон терпимости» (на уровне поведенческих реакций) по отношению к многообразию социального и хозяйственного мира.

Данное утверждение также справедливо и в отношении мира природного. В отличие от Северной Америки и Северной Европы в Японии не наблюдалось глобального оледенения во время лед­никового периода, закончившегося приблизительно 10 тыс. лет назад. Растительный мир не претерпел катастрофических измене­ний даже в самые холодные времена. Процесс оледенения вызвал не столько исчезновение определенных видов флоры, сколько их отступление к югу. С концом же оледенения эти виды постепенно начали свое продвижение к северу. В связи с этим нынешняя Япо­ния располагает чрезвычайно большим разнообразием раститель­ного мира, в том числе эндемичными растениями дочетверичного периода.

Подобным же разнообразием отличается территория Японско­го архипелага с точки зрения рельефа и — в силу своей вытянуто-сти в меридианном направлении — в климатическом отношении.

Современная Япония представляет собой страну, образованную приблизительно четырьмя тысячами островов. Однако ее основная территория — это четыре крупных острова: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. На их территории не существует точки, откуда расстоя­ние до моря или океана превышало бы сто плюс несколько десят­ков километров. Рельеф являет собой сочетание гор (около 75 % суши) и равнин. Причем на любом широтном срезе представлены как равнинные, так и горные участки. Таким образом, каждый из регионов Японии обеспечивает сосуществование трех зон, весьма отличных по своим природным условиям, на основе которых в са­мой непосредственной близости друг от друга в исторический пе­риод получили полноформатное развитие три хозяйственно-куль­турных комплекса: морской, равнинный и горный (рыболовецкий, земледельческий, охотничье-собирательско-земледельческий).

Наши рекомендации