Глава третья. Зарождение Бодхичитты
Следующая часть семичленной молитвы, которая носит название сорадование добродетели (ст. 1—4), позволяет нам накопить неизмеримые заслуги. Искренне сорадуясь благим деяниям, совершенным всеми живыми существами на протяжении трех времен, а также духовным достижениям Будд и их Сыновей, мы выигрываем дважды. Во-первых, мы зарождаем в своем уме семена достоинств совершенных существ. А во-вторых, мы уничтожаем зависть, препятствующую возникновению драгоценной Бодхичитты.
Далее, Шантидева просит Будд повернуть Колесо Дхармы (ст. 5). Это обращение имеет огромное значение, ибо укрепляет нашу связь с Буддами и их Учениями. Человек, выполняющий эту часть семичленной молитвы на протяжении жизни и на пороге смерти, непременно повстречает Просветленного Будду или выдающегося учителя и в своем следующем существовании.
Затем мы просим Будд не уходить в Нирвану (ст. 6) и переходим к посвящению заслуг (ст. 7—22), которым по традиции завершается любая молитва или другая духовная практика.
Итак, теперь наш ум готов к зарождению Бодхичитты и принятию обета Бодхисаттвы, которые помогут нам достичь Пробуждения на благо всем живым существам. Обет Бодхисаттвы принимается в присутствии духовного учителя. Согласно Гамбопе (с. 140), сперва следует трижды повторить текст обета Бодхисаттвы, который Шантидева приводит в своей Шикшасамуччае:
Покуда длится безначальная самсара,
Я буду исполнять бессчетное число деяний
Во имя блага всех живых существ.
Пред Буддою, покровителем мира,
Я посвящаю свой ум достижению высшего Пробуждения
Затем мы трижды повторяем стихи 23 и 24 из третьей главы Бодхичаръя-аватары, зарождая сначала вдохновенную, а затем и деятельную Бодхичитты:
Подобно тому, как Сугаты прошлого
Зарождали Бодхичитту в своих сердцах
И, шаг за шагом,.
Исполняли практики Бодхисаттв,
Так и я, на благо всего живого,
Сумею зародить Бодхичитту
И,шагзашагом,
Стану выполнять эти практики.
Зародив драгоценную Бодхичитту и так ступив на Путь благородных Бодхисаттв, мы должны возрадоваться, осознав, какое великое счастье выпало нам на долю (ст. 26—28), и вознести хвалу чудотворной силе Бодхичитты (ст. 29—34).
Защита и поддержание Бодхичитты
Глава четвертая. Самоконтроль.
В этой главе тон повествования резко меняется. Шантидева вдруг осознает, что тот обет, который он принял в минуту душевного подъема, ему едва ли по силам. Сомнения неизбежны. Но что ожидает его, если, поддавшись слабости, он отвергнет Бодхичитту? Последствия такого отказа поистине ужасны (ст. 1—13), ибо Бодхисаттва, забывший о своих обязательствах, наносит непоправимый ущерб всем существам.
Но ведь именно теперь, когда мы «каким-то неведомым чудом» обрели благословенное рождение в человеческом теле, мы способны осознанно устремиться к благому (ст. 14—27). Только в мире людей, переродиться в котором столь же непросто, «как нелегко черепахе продеть свою шею в ярмо, гонимое по просторам океана», мы получаем счастливую возможность достичь высшей цели — пути Бодхисаттвы Пробуждения.
Но для этого нам нужно знать в лицо наших врагов, с безначальных времен обрекающих нас на рождение в мирах страдания и боли. Имя им — «вездесущие клеши» (ст. 28—48). Буквально санскритское слово клеша означает «недуг», «мучение», «загрязнение», «скверна», «яд», «отрава» и т. д. В различных направлениях буддизма приняты разные классификации клеш, однако коренными обычно считаются три: неведение (санскр. moha, avidya), страсть (санскр. raga) и отвращение (санскр. dvesa). Их производные — гордость (санскр. mana), зависть (санскр. irsya), а также сомнение, лень, беспокойное сознание, ложные взгляды и др.
Именно они, иллюзорные клеши, которых не отыскать «ни в объектах, ни в органах чувств, ни в пространстве между ними», и препятствуют нам в исполнении обета Бодхисаттвы и сохранении драгоценной Бодхичитты. Осознав это, мы должны отвергнуть страх и сомнения и обратиться к практикам, которые помогут нам одолеть наших «прирожденных врагов».
Глава пятая. Бдительность
В этой главе Шантидева приступает к описанию основных практик Бодхисаттвы — парамит, или совершенств. Их всего шесть: даяние, нравственность, терпение, усердие, медитация и мудрость.
Однако любая практика оказывается эффективной только в том случае, если мы «внимательно следим за своим умом». Здесь Шантидева снова прибегает к традиционному приему сопоставлений. Он сравнивает «необузданный» ум, способный не только обречь нас на беспредельные страдания в этой жизни, но и низвергнуть в самый страшный из адов, с умом укрощенным — источником всех добродетелей и бесстрашия (1-8).
Дав краткую характеристику каждой из шести парамит: даянию (ст. 9—10), нравственности (ст. 11), терпению (ст. 12—14), усердию (ст. 15), медитации (ст. 16) и мудрости (ст. 17), Шантидева приступает к обсуждению двух качеств, без которых их осуществление едва ли принесет ощутимые результаты (ст. 18—33). Эти качестваспамятование (санскр. smrti) и бдительность (санскр. samprajanya). Эти термины очень близки по смыслу. К. Кросби и А. Скилтон11 даже утверждают, что на ранних этапах они, возможно, являлись синонимами, но позднее были разделены для более точного описания медитационной практики.
Слово памятование (санскр. smrti) происходит от санскритского глагола smr — «помнить» и означает непрерьюное удерживание в памяти объекта медитации, а также внимательность и постоянное осознава-ние тела, ощущений и ментальных состояний. Термин бдительность (санскр. samprajanya) происходит от глагола samprajna «точно знать, ясно осознавать» и, прежде всего, означает непрерывное сознательное наблюдение за деятельностью тела, речи и ума, а также за всякой склонностью к подавленности, притупленности или возбуждению во время медитации.
Эти качества играют первостепенную роль в духовной практике, ибо без них нам не удастся одержать победу над нашими коварными врагами — клешами, которые только и ждут удобного случая, чтобы напасть на нас и отобрать все накопленные ранее заслуги и добродетели. Ни слушание, ни осмысление учений, ни медитация не принесут никаких плодов, если ум утрачивает памятование и бдительность.
Наиболее важно удерживать памятование, ибо именно оно, как подчеркивает Шантидева, является основой для бдительности. Что же делать, если памятование утрачено? Шантидева советует нам вспомнить о страданиях низших миров, которые ждут нас, если мы по небрежности перестанем соблюдать обет Бодхисаттвы.
Конечно, легче всего сохранять памятование в присутствии своего духовного учителя, однако, если у нас нет возможности постоянно пребывать рядом с ним, мы можем прибегнуть к следующей практике. Шантидева предлагает нам вспомнить о том, что Будды и Бодхисаттвы, наделенные всепроникающим взором, видят каждое наше деяние, каждый помысел. Так размышляя, мы ощутим стыд за свои неблагие поступки, благоговение перед Покровителями и страх переродиться в низших мирах. Все это поможет нам вернуть памятование и бдительность.
Итак, напомнив нам о необходимости тщательно следить за своим умом с помощью памятования и духовной бдительности, Шантидева переходит к последовательному изложению парамит. Этому будет посвящена оставшаяся часть Бодхичарья-аватары.
Первая парамйта, котору надлежит Осуществить Бодхисаттве, носит название даяние. В пятой главе Шантидева ограничивается лишь ее определением (ст. 10): «...парамита даяния есть готовность отдать другим все вместе с плодами [этого совершенства]. Следовательно, это не что иное, как состояние ума». На первый взгляд может показаться, что Шантидева уделяет недостаточное внимание этой парамите. Однако, в действительности, прекрасные примеры щедрости в ее высшем проявлении мы находим и в третьей главе (ст. 7—22), и в заключительной десятой главе «Посвящение».
Вторая парамита — нравственность обсуждается достаточно подробно. Шантидева начинает с объяснения основного метода соблюдения нравственной дисциплины (ст. 34), суть которого сводится к следующему. Всякий раз, когда мы решим что-либо обдумать, произнести или сделать, мы должны незамедлительно исследовать свой ум, чтобы проверить, не завладели ли им клеши. И если мы обнаружим, что собираемся совершить неблагое, поддавшись влиянию клеш, нам следует тотчас же отказаться от каких-либо помыслов, действий или слов.
Вначале Шантидева подробно описывает практику воздержания от неблагих помыслов, высказываний и деяний (ст. 34—58), а затем предлагает нам понять причину, побуждающую нас нарушать нравственную дисциплину. Эта причина кроется в нашей привязанности к телу (ст. 59— 70). Стремясь защитить это тело от болезней, жажды и голода, даровать ему наслаждения и блаженство, мы зачастую и вовлекаемся в порочные дела. Но что такое — это тело? Всего лишь груда мяса и костей, лишенная какой бы то ни было подлинной основы. Осознав это, мы не станем больше потворствовать его желаниям, но заставим его трудиться на благо всем живым существам.
Далее Шантидева переходит к описанию правильного поведения, которого следует придерживаться Бодхисаттве (ст. 71—109).
Пятая глава относится к числу наиболее изученных глав Бодхичарья-аватары. В 1988 году был опубликован сравнительный анализ традиционно признанных рукописей произведения Шантидевы с текстами, доставленными Штейном из Центральной Азии в 1906—1908 гг12. Согласно этим исследованиям, стихи 40, 85, 88—98 и 105, возможно, отсутствовали в первоначальном варианте Бодхичарья-аватары и были Добавлены к ней при последующем переписывании текста. Стихи 85 и 88—98, заметно отличающиеся от общего стиля Бодхичарья-аватары, представляют собой цитаты из свода правил монашеской жизни, пратимок-ши. Многие из них, по всей видимости, добавлены к Бодхичаръя-аватаре из Шикшасамуччаи.
В любом случае, эти стихи приводятся и в Шикшасамуччае, и в Бодхичарья-аватаре не как правила для безоговорочного исполнения, но как примеры обстоятельств, в которых мы должны практиковать па-мятование и бдительность.