Революционный парламентаризм
Ранее отмечено, что коммунисты, когда требует обстановка, должны максимально использовать возможности буржуазного парламента и буржуазного парламентаризма против самих капиталистов в интересах трудящихся. Они должны превратить буржуазный парламент и буржуазный парламентаризм вреволюционный парламент и революционный парламентаризм.Принципы революционного парламентаризма обстоятельно раскрыты в ленинских произведениях. Для четкости целесообразно разбить их на две группы.
Первая группа принципов касается организацииреволюционного парламентаризма. Отправной точкой здесь должно быть правило: ни в коем случае не рассматривать парламентскую работу как главное, основное и самодовлеющее. Требуется безусловное подчинение всей парламентской работы общей классовой борьбе трудящихся. Общая классовая борьба – целое, парламентская работа – ее часть. И парламент может быть одним из поприщ классовой борьбы лишь при условии, если это целое не упускается из виду, а цели классовой борьбы не затушевываются. Характер парламентской работы должен находиться в тесной связи с теми целями, которые революционный народ ставит перед собой в настоящий момент. Непосредственными носителями революционных тенденций в парламентской деятельности призваны стать парламентские фракции коммунистических партий в представительных учреждениях (как на общегосударственном, так и на региональном, местном уровнях). И чтобы данные фракции не скатились на позиции старого, буржуазного парламентаризма, необходимо со стороны коммунистической партии исключительно строгое к ним отношение. А именно:
1. Направлять путем тщательного отбора на работу в парламентские фракции наиболее подготовленные, зрелые кадры и давать им в руководители лучшие силы.
2. Обеспечивать безусловную партийность парламентских фракций, наличие у их членов выдержанного коммунистического мировоззрения. Следить за тем, чтобы эта партийность была не только на словах, но и в делах. Все члены коммунистических парламентских фракций непременно должны состоять на учете в одной из первичных партийных организаций.
3. Добиваться полного подчинения коммунистических парламентских фракций, парламентариев-коммунистов контролю и указаниям партии. В представительных органах коммунистические парламентские фракции, парламентарии-коммунисты обязаны проводить не свою волю, а волю партии, не свои решения, а решения партии, не свою стратегию и тактику, а стратегию и тактику партии. Директивы партии обязательны для коммунистического парламентского представительства. Кто станет защищать независимость парламентских фракций от партии, тот должен рассматриваться как нарушитель партийного единства. Депутаты-коммунисты, разошедшиеся с волей партии, впавшие в буржуазность и оппортунизм, подлежат исключению из партийных парламентских фракций.
4. Оказывать коммунистическим парламентским фракциям помощь. Осуществляя принципиальный контроль за их деятельностью, не допускать в то же время по отношению к ним мелочной опеки и администрирования. Создавать условия для налаживания их творческой, продуктивной работы.
5. Анализировать внимательнейшим образом деятельность коммунистических парламентских фракций. Широко пропагандировать их успехи. И одновременно не замалчивать недостатки, вести деловую критику их ошибок, особенно связанных с отступлениями от партийной линии. Каждый депутат-коммунист должен чувствовать, что партия стоит за ним, болеет его ошибками, заботится об их исправлении. Он должен добиваться, чтобы вся коммунистическая парламентская фракция была действительным олицетворением революционного парламентаризма в буржуазных условиях.
Вторая группа принципов касается содержания революционного парламентаризма. Здесь требуется исходить из того, что цель деятельности коммунистической партии в буржуазном представительном органе принципиально отличается от деятельности других политических партий. Коммунистическая партия стремится не к сделкам, не к торгу с господствующими силами, не к штопанью существующего режима, а ко всемерному развитию классового сознания, коммунистической ясности мысли, решительности и организованности трудящихся и в конечном счете к свержению антинародной власти. Отсюда вытекают направления деятельности революционных парламентариев:
1. Максимально использовать возможности избирательных кампаний и выборов. Не рассматривать их лишь как борьбу за мандаты ценой каких угодно обещаний и заявлений. Бюллетенями для голосования надо бить противников, а не проводить в парламент на теплые местечки политиканов. Избирательные кампании и выборы есть средство повышения общественной активности трудящихся, втягивания их в сознательную политическую деятельность на стороне революционных сил. Добиваться, чтобы каждый кандидат в депутаты от коммунистической партии, каждый парламентарий-коммунист всю свою деятельность подчиняли интересам революционной пропагандистской, агитационной, организаторской работы.
2. Сделать парламентскую трибуну местом беспощадной, всесторонней, аргументированной критики правящего режима, разоблачения его антинародной сущности и антинародных действий. Противорежимная критическая деятельность парламентариев-комму-нистов должна быть развернута в полной мере и заострена до высшей степени.
3. Не ограничиваться нападками непосредственно только на правящий режим. Одновременно критиковать, разоблачать и те политические силы, которые поддерживают его, осознанно или неосознанно наносят урон делу освобождения трудящихся – буржуазных и мелкобуржуазных демократов, экстремистов, правых и левых оппортунистов.
4. Активнейшим образом разъяснять с парламентской трибуны суть коммунистического учения, цели и задачи коммунистической партии, ее позицию и действия по конкретным вопросам. Давать решительный отпор антикоммунистической пропаганде и агитации, разоблачать ложь и клевету в адрес коммунистов.
5. Энергично и постоянно участвовать в наиглавнейшем виде парламентской деятельности – законотворчестве. Целиком подчинить его революционным задачам, делу ослабления позиций правящего режима, улучшению условий жизни и борьбы трудящихся. Разрабатывать и вносить соответствующие законопроекты, а также поправки к законопроектам, исходящим от других сил.
6. Этому же должна быть подчинена и вся другая внутрипарламентская деятельность парламентариев-коммунистов – слушания, обсуждения, запросы, работа в комитетах и так далее. Основной тут принцип: не голосовать ни за какие мероприятия, не поддерживать никакие действия, которые укрепляют позиции правящего режима, усиливают его власть над народом, ухудшают жизнь трудящихся. И в то же время не забывать о конечной цели коммунистов – отстранении правящего режима от власти, быть принципиальным и непримиримым в ее достижении.
7. Обеспечить, как отмечено, постоянную связь парламентской деятельности коммунистов с разносторонней внепарламентской деятельностью их партии. Во всей парламентской деятельности опираться на внепарламентские выступления трудящихся. Исходить из того, что широкая, массовая, целеустремленная революционная работа имеет решающее значение в борьбе с правящим режимом.
Бойкот
Бойкот есть полное или частичное прекращение отношений с отдельным лицом, организацией, государством, отказ от участия в чем-либо. В данном случае имеется в виду отказ от участия в буржуазном парламенте. Бойкот здесь означает перенесение внимания трудящихся с парламента на непосредственную массовую работу.
Необходимость такой переориентации возникает тогда, когда в развитии революции начинается подъем. В подобные периоды речь уже идет не просто о борьбе с правящим режимом, а о прямом, открытом натиске на него. Это и требует перехода преимущественно к внепарламентской борьбе, к широким массовым революционным действиям трудящихся. При использовании бойкота коммунистам важны следующие марксистско-ленинские установки:
Во-первых, проблему применения в отношении какого-либо буржуазного учреждения бойкота ни в коем случае не следует связывать лишь с самим этим учреждением. То есть нельзя считать, что если учреждение худое, реакционное, его нужно бойкотировать во всех без исключения ситуациях из чисто принципиальных соображений. Ленин указывал, что для коммунистов бойкот должен быть вопросом не принципа, а целесообразности. И ответ на него содержится не в характере того или иного учреждения, а в особенностях объективной обстановки момента. Бойкот нецелесообразен и вреден, когда революция переживает спад, условия для развертывания прямых массовых действий трудящихся отсутствуют и требуется максимально использовать данное учреждение (в первую очередь парламент) в целях накопления сил. Бойкот целесообразен и обязателен, когда революция находится на подъеме, условия для прямых массовых действий трудящихся созрели, и участие в данном учреждении (в первую очередь в парламенте) только бы дезориентировало массы и отвлекало их от настоящей борьбы.
Во-вторых, если бойкот в отношении какого-либо учреждения (в первую очередь парламента) применен, он должен быть не пассивным, а непременно активным. Пассивный бойкот – это полное отстранение от какого бы то ни было участия в мероприятиях, связанных с формированием и функционированием данного учреждения. От такого бойкота мало толку, ибо он фактически существует только на словах. Активный бойкот – это, наоборот, не отстранение от участия в мероприятиях, связанных с формированием и функционированием данного учреждения, а максимальное использование их для проведения своей пропагандистско-агитационной и организаторской работы в целях прямого натиска на власть. «В противоположность пассивному отстранению, – отметил Ленин, – активный бойкот должен означать удесятирение агитации, устройство собраний везде и всюду, утилизацию избирательных собраний хотя бы путем насильственного проникновения в них, устройство демонстраций, политических забастовок и т. д. и т. п.»[76]. Активный бойкот «есть агитация, вербовка, организация революционных сил в увеличенном масштабе, с двойной энергией, под тройным давлением»[77]. Он, стало быть, представляет собой подготовку и призыв к самому энергичному и решительному наступлению. Но следует помнить, что такой бойкот возможен и имеет смысл лишь в условиях общего сильного революционного подъема. Вне этого коммунисты должны придерживаться тактики участия в формировании и деятельности представительных учреждений.
Сказанное можно проиллюстрировать примером отношения большевиков к царским Думам. Анализируя позднее это отношение, Ленин отметил, что бойкот в1905 г. булыгинской Думы был правилен, ибо соответствовал сложившейся в России ситуации – нарастанию революции. Для отвлечения народа от нее власть и созывала грубо поддельное парламентское учреждение. Но народ в нем тогда не нуждался, поскольку располагал более сильными внепарламентскими формами борьбы, вплоть до перехода к восстанию. А вот бойкот в 1906 г. I Государственной думы, пишет далее Ленин, являлся уже ошибкой, хотя и небольшой, легко поправимой. Но серьезнейшей и трудно поправимой ошибкой был бы бойкот последующих Дум. Ибо, революция, потерпев поражение, переживала спад, новая ее волна быстро возникнуть не могла и требовалось максимально задействовать все легальные, в том числе и парламентские, возможности. В этих условиях тактика неучастия в Думах опиралась бы только на яркость лозунга бойкота и на отвращение к «хлеву» реакционного царского парламентаризма. Но даже при бойкоте I Государственной думы большевики не просто отстранились от связанной с ее формированием и деятельностью работы, а неуклонно, целеустремленно проводили тактику именно активного бойкота, используя его для революционного влияния на самые широкие народные массы, их воспитания, организации и подъема на протестные выступления.