Общественно-экономической формации
Победа революции, взятие пролетариатом, трудящимися власти открывает перед ними путь в новый строй. Создатели марксизма-ленинизма, в отличие от социалистов-утопистов, воздерживались от чрезмерной детализации своих представлений о нем. Вместе с тем они исходили из возможности научного предвидения и разработали довольно целостную теорию возникновения, становления и развития коммунистической общественно-экономической формации. Там обосновано, что этот процесс должен содержать следующие три стадии:
Переходный период от капитализма к социализму – начало становления коммунистической формации. История показала, что когда одна антагонистическая формация сменялась другой, никакого качественно особого переходного периода не требовалось. Все они были однотипными (именно антагонистическими), и новый способ производства стихийно складывался в недрах старого. Классам, представлявшим новый способ производства, надлежало взять власть в свои руки и привести политическую надстройку в соответствие с уже существующим экономическим базисом. Другое дело – социализм. Стихийно сложиться в недрах капитализма он не может, ибо представляет собой принципиально иной (уже неантагонистический) общественный строй. В недрах капитализма созревают лишь предпосылки социализма. Сам же он должен быть ещепостроенсознательными усилиями пролетариата, трудящихся. Для этого и требуется определенный исторический отрезок времени – качественно особый переходный период. И если буржуазная революция актом взятия капиталистами власти фактически заканчивается, то социалистическая революция актом взятия пролетариатом, трудящимися власти фактически только начинается. Используя власть, пролетариат, трудящиеся должны преобразовать капиталистические общественные отношения в социалистические.
Политическая власть в условиях переходного периода может существовать в различных формах. Одна из них –диктатура пролетариата. Создатели марксизма-ленинизма считали ее краеугольным камнем своего учения. Она представляет собой власть не всех трудящихся, а преимущественно наиболее передовой их части – рабочего класса. Он осуществляет её под руководством коммунистической партиивместе с трудящимися и в их интересах. Опыт свидетельствует, что диктатура пролетариата насущно необходима, когда революция происходит в обстановке чрезвычайно обостренной классовой борьбы, немирно, при особенно сильном сопротивлении эксплуататоров. В таких условиях любая власть вообще может существовать только в форме диктатуры. Либо это будет диктатура буржуазии, если победит она, либо диктатура пролетариата, если победят трудящиеся. Широкой демократии здесь быть не может. И рабочий класс в союзе с другими трудовыми слоями использует диктатуру для того, чтобы подавить сопротивление реакции, защитить завоевания революции и организовать строительство нового общества. С построением его диктатура пролетариата исчерпывает свои задачи и перестает быть необходимой. Из власти преимущественно рабочего класса она постепенно превращается во власть всех трудящихся.
Поначалу считалось, что диктатура пролетариата является единственной формой власти в переходный период. Однако строительство социализма в различных странах позволило сделать вывод о возможности и другой ее формы – народной демократии. Она представляет собой власть уже не только преимущественно рабочего класса, а всех передовых слоев трудящихся. Это есть своего рода коалиция сил, стоящих на социалистической платформе и выступающих вместе против реакционных сил. Если при диктатуре пролетариата условий для широкой демократии нет, то при данной форме власти она не исключается. Народная демократия способна утвердиться, когда классовая борьба не приобретает особой остроты, и революция осуществляется мирно. На возможность такого развития событий в порядке научного предвидения указывал еще Энгельс. «Можно себе представить, – писал он, – что старое общество могло бы мирно врасти в новое в таких странах, где народное представительство сосредоточивает в своих руках всю власть, где конституционным путем можно сделать все, что угодно, если только имеешь за собой большинство народа…»[17]. В диктатуре пролетариата здесь, конечно, нужды нет. О подобном варианте размышлял и Ленин. Требование диктатуры пролетариата, разъяснял он, определяется тем, что рабочий класс является единственным подлинным революционным классом. Но «если бы мы действительно положительно знали, что мелкая буржуазия поддержит пролетариат при совершении им его, пролетарской, революции, тогда не к чему было бы и говорить о «диктатуре», ибо тогда вполне обеспечено было бы нам такое подавляющее большинство, что и без диктатуры прекрасно обошлись бы…»[18]. Установление диктатуры передового класса – не конечная и самодовлеющая цель коммунистов, а вынужденное и временное средство для решения социалистических задач. Отсутствие объективной необходимости в нем снимает и вопрос о его использовании.
Социализм – первая (низшая) фаза коммунистической формации. Возникая в результате коренных преобразований, социализм представляет собой уже не то общество, которое типично для переходного периода, а во многом качественно иное. И ему уже становятся присущи некоторые черты, свойственные всей коммунистической формации. Особенно это характерно для этапа, названного Лениным, развитым социализмом. Вместе с тем, поскольку социализм вырастает непосредственно из капитализма (а в ряде случаев и из добуржуазных отношений), он несет на себе следы старого общества, по выражению Маркса, «родимые пятна» прошлого. Поэтому социализм представляет собой неполный коммунизм. Он является его именно первой, низшей фазой Для построения полного коммунизма стадия социализма так же важна, как и переходный период. Через социализм прямо в полный коммунизм перескочить нельзя, ибо для этого нет необходимых предпосылок. От капитализма общество может перейти только к социализму, а коммунизм требуется потом тоже построить путем совершенствования социалистических устоев. Сущность социализма создатели марксизма-ленинизма видели в его глубоком реальном гуманизме. «Гуманизм» в переводе с латинского означает человечный. Это – воззрения, признающие человека главной ценностью на земле, видящие в нем самоцель общественного развития. Отсюда социализм противопоставляется капитализму, где человек является не самоцелью развития, а средством обогащения имущих, где жизнь основывается на индивидуализме, идет борьба всех против всех, а благополучие одних предполагает неблагополучие других.
Полный коммунизм – вторая (высшая) фаза коммунистической формации.Поскольку социализм и коммунизм являются двумя фазами единой формации, между ними нет резкой грани. Следовательно, дальнейшее совершенствование, развитие социализма одновременно должно быть и движением к полному коммунизму, постепенным перерастанием первого во второе. По той же причине социализм и полный коммунизм должны обладать одинаковой гуманистической сущностью. Разница же между ними выразится в ином
уровне её реализации. При полном коммунизме остатки старого строя целиком исчезнут. И он будет характеризоваться несоизмеримой с социализмом степенью зрелости общественных отношений.
Маркс писал, что только с коммунизма начнется подлинная история человечества, тогда как прошлые формации являлись лишь его предысторией. Имеется в виду, что все истекшие тысячелетия человечество развивалось в условиях жесткой зависимости от природных и социальных факторов. Оно развивалось в условиях постоянного подавления, отчуждения человеческой сущности. И коммунизм призван навсегда избавить общество от этой зависимости, устранить все, что человеческую сущность подавляет и отчуждает, т.е. призван общественные отношения максимально очеловечить. Поэтому если целью социализма является, как отмечено, наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей, то цель коммунизма – обеспечение всестороннего и гармоничного развития каждой личности. Тем самым откроются широкие горизонты для безграничного, постоянно ускоряющегося социального прогресса