Буддхи (способность к пониманию)

БУДДХИ... означает, собственно говоря, интеллектуальную способность к пониманию. [13:89]

Мы употребляем слово “понимание” как ближайший по смыслу эквивалент в английском языке философскому понятию буддхи на санскрите...

Под “пониманием” мы подразумеваем то, что одновременно воспринимает, оценивает и различает, истинный интеллект человеческого существа, не зависящий от органов чувств, желаний или слепой силы привычки и самостоятельно действующий на своем уровне ради обретения знаний и совершенства. [20:295 — 96]

Высший уровень достижения человека — это жизнь чистого РАЗУМА или гармонично организованного и упорядоченного ИНТЕЛЛЕКТА с присущей ему динамической силой сознательной воли, буддхи, которая является или должна являться возницей, направляющей силой всего человеческого существа. [15:76]

Буддхи — это формирование, возникающее на уровне сознательного существа и превосходящее по своим возможностям порождающую его изначальную основу, Чипу; буддхи представляет собой ИНТЕЛЛЕКТ с присущей ему силой ЗНАНИЯ и ВОЛИ... Следует различать три последовательных уровня деятельности буддхи. Первый, низший уровень — соответствует пониманию в виде восприятия, которое просто фиксирует и регистрирует происходящее, реагируя на информацию, предоставляемую органами чувств, памятью, сердцем и чувственным разумом. На этом уровне формируется примитивный МЫСЛЯЩИЙ РАЗУМ, который не выходит за пределы чувственных реалий и целиком подчиняется их ритму, движению и форме, послушно следуя по замкнутому кругу навязанных окружающей средой и обстоятельствами привычных .и однообразных мыслей или переключаясь на новые, свежие объекты восприятия, предложенные жизнью. Помимо этого примитивного мыслительного аппарата, который все мы широко используем, существуют также различающая и связующая сила логического РАССУЖДЕНИЯ и сила интеллектуального различения и понимания, имеющая своей целью достижение убедительного, правдоподобного и упорядоченного знания и воли, а также построение интеллектуальной концепции жизни.

Несмотря на преобладание чисто интеллектуального характера второго, или промежуточного, уровня деятельности буддхи, его мышление является по сути прагматическим, так как стремится к созданию определенной интеллектуальной формы, структуры, правила, к которому пытается свести все проявления внутренней и внешней жизни, чтобы успешно использовать их в интересах и целях определенного рода рациональной воли. Именно на этом уровне мышления интеллектуальное существо человека формирует свои эстетические и этические нормы и воззрения, наши представления о смысле и целесообразности того, с чем мы сталкиваемся. Этот образ мышления хорошо развит в людях, обладающих способностью к пониманию. Но есть еще один уровень Буддхи, на котором проявляется высшая деятельность разума, углубленного в беспристрастные поиски чистой истины и настоящего знания, подлинной ИСТИНЫ, скрытой за всеми внешними проявлениями жизни и за нашей видимой оболочкой личности, а также устремленного к тому, чтобы подчинить свою волю закону Истины. Лишь очень редко могут люди использовать истинный разум во всей его чистоте; только одна попытка приобщиться к этому уровню мышления относится к разряду высших возможностей нашего внутреннего орудия, антахкарана. [21:624—25]

БУДДХИ И МАНАС см. МАНАС И БУДДХИ

БУДДХИ И ВИДЖНЯНА см. ВИДЖНЯНА И БУДДХИ

БХАКТИ (ПРЕДАННОСТЬ)

Бхакти — это преданность БОЖЕСТВЕННОМУ, ЛЮБОВЬ и поклонение, желание и стремление души к высшему. [13:269]

Бхакти не есть Опыт переживания, это состояние СЕРДЦА и ДУШИ, которое наступает, когда ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО пробуждено и сформировано. [23:776]

БХАКТИ И ЛЮБОВЬ

Бхакти по своей природе есть обожание, преклонение и самоотда: ча тому, что превосходит нас; природа ЛЮБВИ заключается в чувстве или в стремлении к близости и единству. Самоотдача присуща обоим; как любовь, так и Бхакти необходимы в йоге, и каждая из них раскрывается в полной силе, если идет рука об руку друг с другом. [23:776]

БЫТИЕ

Глагол “быть” заключает в себе значение всех остальных глаголов; ЗНАНИЕ, действие, ТВОРЕНИЕ, радость есть лишь реализация бытия. [12:350]

Чистое Бытие — это самоутверждение непознаваемого как свободной основы всего космического миропроявления. [18:28]

Наши рекомендации