Словарь санскритских понятий и имен
А
АБХЬЯСА «повторение», «добавление»,
а в йоговских текстах — «упражнение», «прием», «прилежание» .
АГАМА «подход», «передача», «приобре
тение» (священного знания); священные тантрийские писания.
АДЖАПА (ajapa, м.): «неповторяемая» мантра, в отличие от)'ара — «повторяемой». Прием сосредоточения и созерцания, в котором согласованная с дыханием мантра как бы не повторяется, а непроизвольно воспроизводится дыханием. Самая известная ajapajapa — so'ham(To — я).
АДЖНЯ : центр (cakra), располагающийся в голове (выше нёба или, чаще, за межбровьем), «третий глаз». Считается волевым, руководящим центром, при достижении которого сознанием исчезает двойственность мира.
АКШАРА «неразрушимый», «неиссякаемый», «целый», также «слог» — обозначение слога ОМ.
АМАЛАТАКА или АМАЛАКА терпкий плод мираболана, с чувственным ощущением которого в руке сравнивается реальность познания какойлибо идеи.
АМРИТА 1) нектар, напиток бессмертия, некогда добытый богами и асурами при пахтании космического океана; 2) само бессмертие, вечная жизнь.
АНАНДА «отрада», «блаженство», третья часть триединства (см.), также отождествляемое в триединстве олицетворенных богов (trimurti) индуизма с Шивой.
АН АХАТА центр (cakra), расположенный в области сердца.
АНГА «член», «часть целого» и т. п. Йога
даршану Патанджали часто называют аштанга йогой, ибо она имеет восемь членов, или ступеней, по которым восходят для достижения высшей цели (состояния kayvalya). Эти восемь ступеней: 1) пять уата. 2) пять niyama;
hi. Часто их группируют парами, а три последних объединяют в самъяму.
АПАНА одна из пяти главных пран, пребывающая в нижней части живота, ответственная за выделение и воспроизводство.
АРАНЬЯКА 1) «удалившийся в лес»,
«лесной отшельник», исполняющий третью стадию жизни индус, постепенно отрекающийся от мирского и сосредотачивающийся на Истине; 2) религиознофилософские писания, примыкающие к брахманам, толкующие самхиты и описывающие правила обрядовых действий отшельников. Араньяк четыре: Брихадараньяка, Тайтирия, Айтарея и Каушитаки. Араньяки тесно связаны с упанишадами.
АРДЖУНА (arjuna. м.): «светлый», «ярый». Имя эпического героя, которого Кришна наставил в йоге.
АРИИ (агуа, м.): «верный», «благородный»; представитель пришедших в Индию индоевропейских народов; представитель одной из трех высших варн. Арьяварта — название легендарной прародины ариев или области распространения ведийской религии и соответственного дхарме поведения людей.
АСАНА «сидение» (в обоих значениях —как место и поза), «положение тела», принимаемое йогином для удержания дыхания и созерцания. Число асан бесчисленно, но чаще всего выполняются созерцательные позы, из которых наиболее известные — падмасана, Лотосное сидение, и сиддхасана, Совершенное сидение.
АТМАН «Сам». Вечная неизменная сущность, пребывающая за всеми изменениями смертных тел всякого существа (включая животных, духов, богов). Присутствуя в смертном теле (тогда он называется дживатман или, сокращенно, джива), он кажется подверженным радости и страданию, пока не достигнет освобождающего самопознания. Наконец, существует Высший Атман , который есть сам Господь. В результате упражнения йогин устраняет различие между дживатманом и параматманом.
АХАМКАРА или АХАМКРИТИ буквально «делающее (также слагающее) Я». Выделяющийся из всесущего Сознания принцип индивидуальности, «самотворение», «обособление», «Явость».
АЮРВЕДА букв, «знание жизненности». Древняя система медицины, наиболее известные трактаты которой — врачей Чараки и Сушруты — относятся ко времени между IV в. до н.э. и II в. н.э. Основные школы аюрведы используют в целении теорию уравновешивания трех дош (основных обменных расстройств, см.) и семи дхату (см.).
БАНДХА (bandha. м.): «связка», «узел», «замок», мысленномышечное замыкание пран в теле йогина, узловой прием, как бы связывающий человеческое тело со вселенской энергией. Используется для облегчения удержания дыхания и нужного направления пран. См. также мула бандха, джаландхара бандха и уддияна бандха.
БИДЖА (bija, ср.): «семя», слогсимвол какоголибо бога, природного элемента и пр.
БИНДУ (bindu, м.): 1) «капля» (часто амриты), в тантре также сперма; 2) «точка», указывающая в письме деванагари на резонанс , продлевающий слог ОМ; 3) точка в задней части головы, местопребывание всего творения.
БЛАГО см. БРАХМАН.
БЛАЖЕНСТВО см. ОТРАДА и АНАНДА.
БОГИНЯ (devi): божественная Сила, проявление Шакти, почитаемая как супруга Бога. Так, в индуизме Вишну сопровождает Л акшми, Шиву — Парвати, Раму — Сита и пр. В Йога кундалини Богиня обычно отождествляется с Парвати.
БРАХМАН (brahman): этимологически означает «расширяющийся», «простирающийся». 1) Ср. р.: Благо, абсолютное, неизменное, вечное, единосущее; 2) м. р.: Благой, имя собственное, БогТворец всего сущего. Его отождествляют с Бытием (sat), первым элементом брахманической триады
БРАХМАН: представитель высшей и самой почитаемой варны в общественнорелигиозном устройстве ведизма и классического индуизма, чаще всего, но не обязательно, священник, жрец.
БРАХМАНИЗМ: название, данное европейскими учеными совокупности религиозных, социальных, философских доктрин и общественного устройства традиционной древней и средневековой Индии, характеризующейся духовной властью брахманов. Из брахманизма развился современный индуизм.
БРАХМА НАДИ (brahma nadl, ж.): самый тонкий пранический ток внутри сушумны.
БРАХМА ГРАНТХИ (brahma ganthi, см. также ГРАНТХИ): «узел» сознания, связанный с творением, расположенный в муладхара чакре и обозначающий материальную и чувственную привязанность к проявленному миру.
БУДДХИ (buddhi. ж.): «разум», «воля», «наитие», одновременно космический и индивидуальный орган духовного прозрения.
БХАГАВАДГИТA (bhagavad glta, ж.): «Божественная Песнь» из шестой книги Махабхараты. Один из самых чтимых священных текстов индуизма, один из трех главных источников Веданты.
БХАКТИ (bhakti, ж.): «доля», «участь», «участие». Слово, используемое для обозначения преданного обожания божества верующим. Один из путей достижения совершенства, позволяющего разделить верующему со своим обожаемым Господом или Богиней радость вечной жизни.
БХУТА м. или ср.): «сущности», «стихии», «первоэлементы» (Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир) и «действующая сила» в мире и человеке (иногда низшие сверхъестественные существа).
БЫТИЕ см. CAT.
В
ВАДЖРА (vajra, м.): «молния», «алмаз»; созданное из костей мудреца Дадхичи божественное орудие Индры, которым тот сокрушил змея Вритру.
ВАЙРАГЬЯ бесстрастие, непривязанность,одно из важнейших достижений и качеств йогина.
ВАРНА «цвет», «окраска». Одно из трех (позже — четырех) сословий ведийского общества.
ВАСАНА побуждение, устремление, желание, скрывающееся за каждой мыслью.
ВЕДАНТА «конец Вед», одна из шести главных даршан (см.), направленная, по собственному определению, на познание Брахмана. Основывается на трех источниках: упанишадах, Бхагавадгите и Брахма сутрах.
ВЕДЫ (veda, ср.): «ведение», «знание» — свод писаний из четырех Вед, почитаемых в брахманизме и индуизме не просто как боговдохновенные, но даже как само «дыхание Бога». В их составе — гимны богам (самхиты), обрядовые формулы, магические заклинания и заговоры, описание и объяснение обрядов, религиознофилософские рассуждения и пр. Йога часто занимает достаточно отстраненную и критическую позицию по отношению к ведийской обрядности.
ВИБХУТИ «проявление сил», могущество», психические необычные силы.
ВИШНУ Бог ведийского пантеона, ставший в индуизме хранителем, спасителем вселенной, сотворенной Брахманом. Отождествляется с cid, вторым членом брахманического триединства
ВИШНУ ГРАНТХИ см. также ГРАНТХИ): узел сознания, расположенный в анахата чакре, обозначающий личную и эмоциональную привязанность.
ВИШУДДХА центр, располагаемый на уровне горловой ямки и щитовидной железы, связан с шейным сплетением.
ВЬЯХРИТИ возглашения или svar), означающие три мира Вселенной.
ГАЯТРИ (gayatri, ж.): «Поющая», строфа из трех восьмисложников, часто используемая в ведийских текстах. Молитва гаятри — самый почитаемый стих из Ригведы (3.62.10), обращенный к Светилу (Савитару), который ежедневно читается брахманами: «Да помыслим о желанном блеске дивного Светила, разум наш до озарит он!»
ГРАНТХИ (granthi, м.): один из трех психических «узлов» или «узловых» состояний сознания (брахма грантхи, вишну грантхи и рудра грантхи) на сушумне нади, препятствующий проходу кундалини вверх.
ГУЛ см. НАДА.
ГУНА букв, «жила», «волокно». Обозначает одну из трех качественных основ проявленного мира — саттва, раджас, тамас. Саттва — спокойствие, чистота, естество и уравновешенность, раджас (ср. рус. «раж») — деятельное, беспокойное и страстное качество, тамас — недвижимость, бездеятельность, темнота.
ГУРУ (guru, м.): в зависимости от того, какой корень принимается за основу — «веский», «важный» или «рассеивающий» (подразумевается: мрак неведения), — обычное обозначение духовного учителя в брахманизме. Исключительное значение отношений учитель — ученик — одна из важнейших черт индийской преемственности. Гуру считается воплощением Знания. Он должен быть чист, знать писания, не иметь самолюбивых мыслей об известности, славе, богатстве и пр.
ГХАТА «горшок», см. КУМБХАКА. Также синоним плотного тела.
Д
ДАРШАНА «воззрение», «мировоззрение», философская система объяснения действительности. Классическая йога — одна из шести главных даршан в индуизме (наряду с ведантой, санкхьей, мимансой, вайшешикой, ньяей).
ДЕВИ см. БОГИНЯ.
ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА горловой замок, в котором подбородок, прижатый к верхней грудной кости, запирает поток праны в горле.
ДЖАПА (japa, м.): «бормотание», «шепот». Религиозный прием, состоящий в длительном непрерывном повторении мантры или божественного имени, ведущем к Освобождению. На этом основании джапа представляет собой один из приемов йоги. Слог ОМ, «изначальный звук» творения, как правило, не используется в технике непрерывной джапы, откуда двойной смысл его названия «неповторимый» (а japa).
ДЖИВА сокращенное от jlvatman, «живое существо», обозначение Атмана в воплощенном и, следовательно, связанном состоянии. Но в своей сущности джива едина с Брахманом.
ДОША м. или ср.): «расстройство», «нарушение», «порча». В древнеиндийской медицине аюрведе одна из трех определяющих состояние тела: vata(воздух или ветер), pitta(желчь), kaphaили (слизь или флегма).
ДУХ: одно из возможных смысловых приближений к санскритскому Пуруша (см.).
ДУША: одно из возможных, хотя и не вполне точных соответствий санскритскому Атман.
ДХАРАНА «удержание», «установка»мысли. Шестая ступень йоги Патанджали, направленная на обучение сосредоточению ума на одном объекте и предшествующая созерцанию.
ДХАРМА (dharma, м.): совокупность нравственных, общественных, религиозных установлений и правил, направляющих жизнь человека к истине и поддерживающих мировой порядок. Нравственный и общественный долг человека, определяющий его добродетельность. Одно из важнейших понятий индуизма и буддизма.
ДХАТУ «основа», «состав». Одна из семи составляющих вселенной (Пространство, Воздух, Огонь, Вода, Земля). В аюрведе — одна из семи составных частей тела (жизненный сок, кровь, мышцы, жир, кости, костный мозг, сперма).
ДХВАНИ (dhvani, м.): «отзвук»,«созвучие». В йоге форма, временная, преходящая, произносимая и пр., объятая Звуком — вечным, неизменным, непроизносимым, невыразимым и пр., который зовется sabdaили sphota.
ДХЬЯНА созерцание, техника, в той или иной степени известная всем учениям брахманизма, но имеющая особое значение в йоге, где она следует за отстранением чувств (пратъяхара) и удержанием ума сосредоточенным на той или иной мысли, образе или предмете (дхарана). После этого дхъяна становится почти непроизвольным направлением ума на избранный предмет. Совершенное созерцание не нуждается в «опоре» и ведет к са мадхи.
Ж ЖИВАЯ ДУША, ЖИВОЕ СУЩЕСТВО см. ДЖИВА.
3 ЗВУК см. НАДА и ШАБДА.
И
ИДА левый ток (nadi) в тонком теле, управляющий мысленной энергией, лунная сила читта шакти. Соответствует и связывается со слогом haв слове hatha, луной, а также с Гангой и левой ноздрей. Обычно считается бледножелтого цвета.
ИЗБАВЛЕНИЕ (подразумевается: от цикла рождений): санскритские mukti(ж.) и (м.) — слова, обозначающие высшую цель всех ортодоксальных даршан индуизма: достижение несвязанности Атмана с царством иллюзии (тауа), миром.
ИЛЛЮЗИЯ см. МАЙЯ.
ИНДРА (ihdra, м.): боггромовержец, царь богов в ригведийском пантеоне.
ИШВАРА «Владыка», Высший Бог, в виш
нуистской ветви индуизма — Вишну, в шиваистской Шива. В ведантистской традиции Ишвара — это проявленный аспект Брахмана.
И
ЙАМА (уата, м.): «сдержанность», «ограничение», «обуздание» и т. п. Первая ступень или член классической восьмичленной йоги. Йога сутра называет «великим обетом» пять заповедей, имеющих не столько запретитель
ный, сколько нежелательный и положительный характер: доброта (невреждение), правдивость, нестяжание, бескорыстие и целомудрие.
ЙАТИ (yati, м.): отшельник (особенно в Южной Индии).
ЙОГА (yoga, м.): 1) упряжь, ярмо; 2) система мышления и упражнения, имеющая целью «запрячь» (упражнять, обуздать) различные составные части личности и ведущая к единению личностного и вселенского сознания; 3) теория и практика йоги (йога даршана), описанная Патанджали и последующими толкователями.
ЙОГА СУТРА ср. мн. ч.): «тезисы» йоги, короткие фразы мнемотехнического характера, связанные одна с другой по принципу непрерывной «нити» (sutra), коими изложена классическая йога. Йога сутра — первый из известных текстов йоги. Датируется приблизительно II в. до н.э., но включает гораздо более древний материал.
ЙОГИН (yogin, м.): приобщенный к йоге; занимающийся йогой; осуществивший йогу.
ЙОДЖАНА (yojana, ср.): мера длины около 16 км.
К
КАЙВАЛЬЯ (kaivalya, ср.): «особое» состояние, считающееся высшей целью йоги, когда душа освобождена от всякой мирской привязанности. Отделенная от проявленной и изменчивой вселенной, она чиста, умиротворена и наслаждается вечным блаженством.
КАРМА (karman, м.): «действие», «дело», «удел», «обязанность». Учение о причинноследственной связи: каждое совершенное действие оставляет следствие в виде заслуги или прегрешения. Совокупность или «сгущение» этих следствий приводит существо к перевоплощению, пока оно не достигнет Избавления.
КОРНЕВОЙ или КОРЕННОЙ ЦЕНТР см. МУЛАДХАРА.
КОША «кожух», «оболочка», «облачение».
Одно из пяти проявлений, областей или тел Атмана.
КРИШНА «Черный», имя воплощения, или нисхождения, Вишну. Изображается с кожей синего цвета. Является наставником героя Арджуны в дхарме и йоге.
КУМБХАКА (kumbhaka, м.): «кубок», «чаша», «кубышка»; слово, уподобляющее грудную клетку наполняемому воздухом сосуду и используемое, чтобы отметить вторую стадию пранайамы — «удержание дыхания» (первая — пурака, наполнение легких дыханием, третья — речака, удаление воздуха). Прием задержки дыхания считается трудным, даже подвижническим, но он, как ясно видно из упанишад йоги, составляет истинный смысл пранайамы, ибо тем самым воздух, удерживаемый в это время в теле, разжигает Коренной (или Основной) Огонь и им пробуждает кундалини. См. также ГХАТА.
КУНДАЛИНИ «свернутая» сила или энергия, которая у обычного человека пребывает в основании туловища, как свернувшаяся кольцами змея. Йогин направляет дыхание до Корневого Центра (муладхара), где его приток разжигает жизненный огонь и пробуждает кундалини, божественную энергию, являющуюся не чем иным как Богиней, суженой Шивы.
КХЕЧАРИ МУДРА «печать
Небесной странницы» (khecari); язык подворачивается назад (при необходимости надрезается уздечка), пока не проникает в глотку, где собирает выделяющуюся с задней стороны неба амриту. Тем самым йогин достигает бессмертия.
Л
ЛАЙА ЙОГА (layayoga, м.): йога растворения (подразумевается — мысли, ума). Направленная на пробуждение кундалини, эта йога под сильным влиянием тантры часто присоединяется к хатха йоге, дабы составить раджа йогу.
ЛЕБЕДЬ см. ХАМСА.
ЛОКА (loka, м.): «мир», «область»; этот земной мир; также соподчиненно расположенные миры Вселенной: в Ригведе — Земля, Пространство, Небо, позднее дополненные (Махарлока, Джаналока, Таполока и Сатъялока, Брахмалока); многочисленные состояния бытия (человеческое, необычное, божественное) и места в человеческом теле, сосредоточение на которых вызывает соответствующее, преобладающее в этих мирах, состояние.
М
МАЙЯ «марево», «магия», «иллюзия» —название божественной силы (в Ведах — Варуны и Индры, в индуизме — Вишну), творящей явления и скрывающей за явным главное. Как примеры ее обманывающей силы часто используют зрительные обманы: веревка, принимаемая за змею, перламутр — за серебро, круг, описываемый в воздухе горящей головней и т. п.
МАНАС (типах, м.): ум, мысленная область человеческого сознания, мыслительный орган (мозг) и его деятельность (мысль ощущающая и рассудочная).
МАНИПУРА чакра (cakra), расположенная в области пупа.
МАНТРА (mantra, ср.): «молитвенное изречение», «стих». Слог, божественное имя или короткая фраза (максимально одна строфа из четырех стихов), используемые в йоге и обрядности. Наиболее известна ведийская мантра гаятри (см.).
МАРЕВО см. МАЙЯ.
МАТРА «мера», «размер», «количество» —единица времени, используемая для измерения времени дыхания.
МЕДИТАЦИЯ см. ДХАРАНА и ДХЬЯНА.
МОКША (м.) или МУКТИ (ж.) см. ИЗБАВЛЕНИЕ.
МУДРА «печать» или «знак», некоторые жесты или положения тела, используемые в йоге, имеющие как символическое, так и психофизиологическое значение. Печати — это не асаны, ибо последние изменяют положение всего тела, тогда как мудры менее заметны на глаз, но область действия их больше, чем у бандх (замков). Они как бы запечатлевают и запечатывают в человеческом теле вселенскую энергию. Наиболее известна из этих печатей кхечари мудра (см.).
МУКТИ (ж.) или МОКША (м.) см. ИЗБАВЛЕНИЕ.
МУЛАДХАРА «Корневой» центр (cakra), расположенный в области ануса (в нижнем конце копчика).
МУЛА БАНДХА «Корневойзамок»,состоит в сильном нажиме пятками на промежность, сокращении и напряжении ее мышц и сосредоточении на этой точке.
МУНИ (muni, м.): молчальник, мудрец, «победивший ум», добившийся мысленного молчания.
Н
НАГАРИ (nagarl, ж.): «горожанка» (обычно devanagarl) — название письменности, чаще всего используемой в священных писаниях, а также текстах йоги, находящихся внутри индуистской традиции.
НАДА «отзвук», «гул». В йоге это название внутреннего гула, производимого Основным Огнем, когда, разожженный дыханием, он становится гудящим пламенем. Название, данное шипению змееобразной кундалини, поднимающейся по сушумне. В шиваистской тантре — тонкий звук, производимый соединением Шива и Шакти таттв.
НАДИ «ток» (тонкого тела). Нади в йоге не артерии, не вены, как иногда переводят, но каналы, токи, уподобляемые священным рекам индуизма (Ганга, Ямуна и пр.): эти каналы проводят жизненные дыхания (праны) и вселенскую энергию (кундалини).
НАРАЯНА «пришедший (ауапа) в смертных — имя Господа (Вишну), который в качестве Атмана пребывает в сердце каждого существа.
НИЙАМА (niyama, м.): «соблюдение», «обязанность»; следующая после уата ступень восьмичленной йоги. Положительные привычки и навыки самоуправления для успокоения ума и подготовки его к созерцанию; йога предлагает пять правил: чистота, удовлетворенность, усердие, изучение «своих» текстов, преданность избранному божеству
О
ОМ: слогсимвол, используемый в ведийском богослужении, чтобы отметить согласие (как «амен», «аминь» в христианстве) или чтобы начать (или завершить) обрядные действия. ОМ в санскрите образован тремя фонемами (гласные А, У, сливающиеся вместе в дифтонг О плюс носовой), которые продлеваются последующим резонансом, о котором в текстах йоги говорится, что он превосходит три другие, как Четвертое состояние (см.) — три других состояния сознания.
ОСВОБОЖДЕНИЕ см. МОКША.
ОСНОВНОЙ или КОРНЕВОЙ ОГОНЬ: расположенный в муладхаре (или в ее отверстии), этот жизненный Огонь разжигается дыханием, когда йогин доведет его туда. Тогда он способствует пробуждению кундалини.
ОТРАДА см. АНАНДА.
П
ПАДМАСАНА «Лотосное (padma)сидение туловище прямое, ноги скрещены, ступни помещаются подошвами вверх на бедрах около паха.
ПАРВАТИ «Горянка», одно из имен Богини, олицетворения Шакти, супруги Шивы.
ПАТАНДЖАЛИ полулегендарный философ и грамматик; считается автором «тезисов» йоги (.Йога сутра).
ПИНГАЛА один из трех главных — правый — ток (нади) тонкого тела, управляющий пранашакти. Связан с практическими сознанием и опытом. Представляется красным или желтым цветом. Слог «<йв»хатха йоги, означающий Солнце или Солнечную силу; уподобляется также реке Ямуне (притоку Ганга). Слово употребляется как синоним правой ноздри.
ПИСАНИЕ см. ВЕДА и НАГАРИ.
ПОЗА см. АСАНА.
ПРАКРИТИ проявленная и непроявленная природа; космическая энергия.
ПРАНА всеприсущая, в том числе и в теле, энергия, дыхание, жизнь. Также одна из пяти главных пран (дыханий) в теле.
ПРАНАВА священное Слово ОМ, по Йога сутре Патанджали обозначающее и выражающее Ишвару.
ПРАНАЙАМА «управление дыханием» (где «дыхание» понимается, скорее, как «жизненная сила»). Практика, имеющая целью управление дыхательным движением, чтобы сделать его ритмичным, а затем до предела замедлить («удержанием дыхания», кумбхака). Четвертая ступень йоги, следующая за освоением особых поз, пранайама считается совершенно необходимой в духовном развитии (особенно в учениях тантры о дыханиях).
ПРАТЬЯХАРА отстранение чувств от влечения к внешнему, сокращение в сознании области ощущений и действий. Сравнивая йогина с черепахой, втягивающей голову и лапы внутрь своего панциря, тексты учат, что нужно отделиться от внешнего мира для сосредоточения своей мысли (дхарана) и созерцания (дхъяна).
ПТИЦА см. ХАМСА.
ПУРАКА «наполнение» (подразумевается: легких), вдох, первая стадия пранайамы.
ПУРУША букв, «муж», «человек» (с оттенком: первосущий); «дух» (другое имя Атмана и Брахмана), сознательный принцип бытия в санкхье.
РАДЖА ЙОГА (raja yoga, м.): «царская» йога, то есть высшая, превосходная, полная и пр. В йоговских упанишадах фактически речь идет о синтезе на основе хатха йоги, к которой присоединяются молитвенные упражнения (джа па), либо познавательный труд (джняна), либо (чаще всего) приемы, унаследованные от тантры (растворение мысли, мано лайя; пробуждение кундалини и пр.).
РАЗУМ см. ЧИТ.
РЕЧАКА (recaka, м.): «удаление» (подразумевается: воздуха, который вдохнули и удержали), третий и последний момент пранайамы.
РУДРА (rudra, м.): Бог ведийского пантеона, позднее слившийся с Шивой.
РУДРА ГРАНТХИ, см. также ГРАНТХИ: «узел Шивы» в аджня чакре, обозначающий привязанность к необычным силам и восторгам высших состояний сознания.
САДХУ (sadhu, м.): подвижник, святой или посвятивший себя осуществлению истины (sat) человек.
САМ: почти буквальный перевод термина atman.
САМАДХИ (samadhi, м.): «свершение», «завершение», «совершенство», «самость». Конечное сверхсознательное состояние достижения и постижения самого себя; единство объекта и созерцающего; восьмая, заключительная, ступень йоги Патанджали. Достигается очищением и упорядочением умственной деятельности, достижением умиротворенности и сосредоточением, в котором совершенная самопогруженность легко переходит в духовную обособленность (kaivalya) от проявленного и изменчивого мира. Поэтому самадхи противоположно экстазу, так как в этом состоянии не выходят из себя, но входят, достигая самости, самостоятельности.
САНКХЬЯ «счет», «расчет», «разбивка», одно из древнейших философских учений Индии, тесно связанная с классической йогой. Санкхья рассматривает Действительность как отношение между безначальными Духом (Пуруша) и Природой (Пракрити) и стремится анализировать действительность так, чтобы «давать отчет» или «отсчитывать» в прямом смысле слова явления Природы, чтобы в заключение «рассчитаться» с Нею, отделив от Нее Дух.
САНСАРА «текучесть», круговорот явлений (возникновение — пребывание — конец и снова возникновение); переход души (в данных текстах — Атмана) из одного состояния или тела в другое в результате перевоплощений до конца существования Вселенной (или до воплощения в теле человека, способного упражнением освободить свою душу).
САНСКРИТ «совершенный», «отделанный» грамматиками древний ведийский или арийский (индоевропейский) язык. Родственен русскому, латинскому, греческому, готскому, литовскому и пр. Название разговорного языка ариев во II тыс. до н.э., язык эпоса, доживший до наших дней в Индии в качестве языка культуры.
САРАСВАТИ (sarasvatl, ж.): мифологическая река, ушедшая под землю, название которой было перенесено на левый приток Инда (современный Сатледж). Одно из имен богини мудрости и красноречия.
CAT (sat, ср.): «бытие» (отождествляемое обычно с Брахманом в триединстве саччидананда).
САХАСРАРА «тысячелепестковый» центр,или расположенный в макушке, где часто совпадает с затылочным отверстием, или даже находящийся «выше головы».
СВАДХИШХТАНА центр (чакра),расположенный в генитальной области.
СВАМИ (svami, м.): «хозяин», «ставший самим собой»; подвижник, монах.
СИДДХИ (siddhi, ж.): «достижение»; одна из необычных сил, приобретаемых йоговским подвижничеством. К восьми наиболее известным относятся:
1) способность принимать ничтожно малый размер;
2) способность терять вес;
3) способность удовлетворять любое желание;
4) непреодолимая воля;
5) способность принимать огромные размеры;
6) высочайшая власть;
7) способность подчинять все;
8) способность подавлять свои желания. СИЛА см. ШАКТИ и КУНДАЛИНИ. СОЗЕРЦАНИЕ см. ДХЬЯНА.
СОМА (some, м.): 1) сок неотождествленного до сих пор растения (или гриба?), из которого готовили священный напиток с таким же названием, употреблявшийся в ведийском жертвоприношении, которым приобретали бессмертие и блаженство; 2) напиток бессмертия, амрита; 3) луна. В йоге название Сома применяется к амрите, выделяющейся с задней части нёба, которую подвижник может получить (или собрать), овладевая, например, кхечари или випарита карат мудрой.
СОН: уже в ведийских писаниях проявляется особый интерес ко сну, считавшемуся первым приближением к Избавлению (в снах душа на время ускользает из телес
ной тюрьмы; в глубоком сне она совсем не .затрагивается миром и пр.). Глубокий сон (третье состояние) выше легкого сна (второе состояние), но эти три превосходит Четвертое (см.).
СПАСЕНИЕ: христианизированное (менее точное) соответствие понятию (Освобождение).
СУРЬЯ : Бог Солнца.
СУШУМНА (susumna, ж.): срединный из трех главных токов (нади) алмазного цвета, по которому поднимается кундалини. Сушумна уподобляется реке Сарасвати.
ТАНТРА: совокупность многих культур, культов, учений, объединенных общей идеей почитания Силы, Энергии (Шакти) или МатериПрироды, выраженная в текстах, называемых tantra («книги»). Тантра основывается на посылке необходимости подчинения присутствующей в нас силы {кундалини), тождественной той, что правит Вселенной (Природе во всех ее проявлениях и обликах).
ТЕКУЧЕСТЬ см. САНСАРА.
ТУРЬЯ (turiya, м.): «Четвертое» (см.).
УДДИЯНА БАНДХА «поднимающий», «летящий», «парящий» — замок, котором втягиваются живот и желудок к позвоночнику и диафрагма подтягивается вверх.
УМ см. МАНАС.
УМА одно из имен Богини.
УПАНИШАДА древние ведийские и следующие ведийской преемственности тексты в прозе или чаще в стихах, содержащие рассуждения древних мудрецов о природе Истины и объяснения учителем ученику путей ее достижения. Всего их насчитывается более двух сотен, составленных в разное время и в различных учениях и школах. Одиннадцать упанишад считают принадлежащими Ведам, а 108 — не противоречащими ортодоксальному индуизму. Среди них примерно 20 относятся к йоге как таковой, но все в той или иной мере ее касаются.
X
ХАМСА (hamsa, м.): гусь, лебедь, священная птица индийской мифологии, с которой сравнивается душа.
ХАТХА ЙОГА йога усилия сосредоточенная, главным образом, на очистительных и телесных упражнениях.
Ч
ЧАКРА (cakra, м.): «колесо», «круг»; места схождения токов (нади) мыслепранического «тонкого тела». Эти энергетические круговороты последовательно пронизываются кундалини по мере ее подъема (также говорят, что они ею разрубаются, рассекаются, как гордиевы узлы). Численно разнящиеся (за исключением трех самых нижних) в зависимости от традиции и школы, чакры часто изображаются в форме цветков лотоса с разным числом лепестков, цветом и многими другими символами.
ЧЕТВЕРТОЕ (turiya): высочайшее состояние обособленности, в котором находится душа, превзошедшая состояние бодрствования (где она действует, желает, страдает), легкого сна (где она ощущает приятноенеприятное и грезит) и забытья или глубокого сна (где она уже не ощущает ничего, но остается привязанной к телу).
ЧИТ (cit, ж.): «разум», «смысл», «сознание», второй член триединства (Бытие Сознание Блаженство) или второе Лицо тройственного имени Господа.
ЧИТТА (citta, ср.): «сознание». В йоге обозначает совокупность психических процессов (мысленные представления, ощущения, желания и пр.). Они считаются «нечистыми», если они не упорядочены; йогин должен стремиться (самообузданием и упражнением) управлять психическими проявлениями, успокаивая, упорядочивая и — в завершение (в самадхи) —останавливая их. Такое «очищенное» сознание отождествляется со вторым членом брахманического Триединства — Чит.
Ш
ШАБДА название Абсолюта (brahman, ср.)как воплотившегося в Слове (личным Богом, владыкой сотворенной речи).
ШАКТИ изначальная Энергия или Сила; женская сущность Вселенной.
ШАРТА (sarta, м.): тантрик, преданный Боги