Лекция. Природа как предмет философского и научного познания

Лекция. Природа как предмет философского и научного познания

Природа как предмет философского и научного познания. Самоорганизация и развитие природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.

Начало освоению различных проявлений бытия и их фундаментальных характеристик в теоретическом мышлении было положено изучением природы. Исторически природный мир конституировал первые версии объектов человеческого познания, и первоначально именно природа явилась основной предметной областью познания и сферой реализации познавательного интереса человека.

В предельно широком философском смысле природа – это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория “природа” соразмерна с понятиями “материя”, “реальность”, “Универсум”, “Космос”.

Под природой в узком смысле этого слова понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу, а в соответствии с канонами классической философии – и человеку. Природа, понимаемая в этом смысле слова, выступает в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает философской рефлексии над различными аспектами существования природного мира. Противопоставление различных смыслов понятия “природа” в достаточной мере носит условный характер, поскольку между “большой” и “малой” природой не существует непроходимой границы, а по мере исторического развития представления о природе постепенно трансформируются и наполняются новым философским и естественнонаучным содержанием.

Понятие «ПРИРОДА»:

Античность

• Природа – это органическое произрастание; рост, процесс в целом.

• Природа (фюсис) – возникновение того, что растет и всякая сущность вообще.

• Природа – внутренне присущий вещам принцип архэ, придававший им определенность.

Средневековье

• Разделение на природу творящую (natura) и природу тварную (naturata).

• Разделение на духовное и телесное.

• Природа – книга, ключом к ее прочтению выступает другая книга – Библия.

Новое время

• Природа (natura) – естественное бытие природных явлений (мир, миропорядок, Вселенная).

• Природа – объект естествознания.

• Природа – безмерная кладовая.

Умозрительное философское истолкование природы, рассматрива­емой в ее целостности, носит название натурфилософии (от лат. natu-га - природа). Место натурфилософии в системе философского зна­ния и ее отношения с развивающимся естествознанием исторически менялись. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древ­ности, когда она возникла как исходная форма философских пред­ставлений о мире. Рост интереса к природе в эпоху Возрождения спо­собствовал расцвету натурфилософии в этот исторический период. В Новое время в силу стремительного развития естествознания натур­философия отходит на второй план. На исходе развития классической философии натурфилософия наиболее полно была представлена в твор­честве Ф. Шеллинга.

Со временем натурфилософские умозрительные построения вступи­ли в конфликт с развивающимся естествознанием и были отвергнуты им, но философия не утратила своего значения для науки. Не подме­няя конкретно-научных исследований, она выступает в качестве мета-теоретического основания научного познания.

Принципы философии природы

1. Процветание любых форм на жизни на земле ценно само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека.

2. У человека нет права на снижение природного многообразия.

3. Вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того, и другого.

4. Принцип Ноя.

Новый взгляд на осмысление природы стал возможным с утверждением эволюционной концепции, в которой была обоснована идея развития неживой (в геологии) и живой (в биологии) природы, и показана их теснейшая взаимосвязь и единство. В результате обоснования основных факторов органической эволюции живая природа получила трактовку в виде целостной саморазвивающейся системы, все компоненты которой теснейшим образом взаимосвязаны между собой и подвержены эволюционным преобразованиям. Концепция эволюции, обоснованная в рамках синтетической теории эволюции, сыграла важную методологическую роль в формировании эволюционной картины Природы в целом, благодаря обоснованию универсальных закономерностей, открывающих новые аспекты единства мира теоретические конструкции которых оказались применены к анализу объектов самой различной природы.

Однако, к концу ХХ века в сфере научного познания обнажились трудности свидетельствующие о том, что эволюционной парадигмы для осмысления природы явно недостаточно. Для построения целостного образа динамично развивающейся природы, эволюционная стратегия должна быть дополнена коэволюционной, предполагающей изучение совместного, сопряженного развития эволюционирующих систем на основе принципов отбора. В этом плавне ведущую методологическую роль сыграли идеи системности и системный подход как доминирующие познавательные модели современного естествознания.

Основные идеи системного подхода заключаются в признании того, что любой объект можно рассматривать как органичное целое, обладающее качествами и свойствами, отсутствующими у его составных частей. Существуют механизмы, обеспечивающие целостность, которые заложены в системе связей, в структурной организации объекта. Одни и те же системные свойства и структуры могут быть присущи системам самой различной природы.

Системный подход задает стратегию исследования, позволяющую рассматривать любой объект как систему. Однако реализовать эту стратегию непросто, поскольку реальная системность объектов очевидна далеко не всегда. Вследствие этого возникает необходимость разработки методологических приемов, благодаря которым объект может быть представлен в познавательном процессе как система. На основе выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам действительности, становится возможным интегрировать знания различных научных областей.

В последние десятилетия ХХ века произошел синтез эволюционного и системного подходов, что привело к оформлению системно-эволюционной парадигмы и стало возможным рассмотреть процессы развития, конкретизировать его механизмы. Системный подход, делая упор на структурной организации объекта, позволяет тем самым трактовать эволюцию как процесс самоструктурирования и самоорганизации не только отдельных природных объектов, но и Природы в целом. Примерами творческого синтеза этих двух подходов являются системная теория эволюции, разработанная Е.Янчем, а также синергетика и глобальный эволюционизм. Эти концепции приобрели статус универсальных исследовательских программ. Развитием и конкретизацией системно-эволюционной парадигмы становятся новые подсистемы науки, такие как ритмология, симметриология и др, теоретические конструкты которых также обладают универсальной значимостью и могут внести весомый вклад в понимание природы.

Системно-эволюционная парадигма представляет представить природу как открытую, сложноорганизованную, самоорганизующую систему, составные элементы которой взаимодействуют друг с другом и обеспечивают ее нормальное функционирование

Общим основанием естественнонаучного изучения природы на со­временном этапе становится принцип универсального эволюционизма, объ­единяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его осно­ве создается единая научная картина мира, единая стратегия естест­веннонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и со­циальной жизни. Основной вклад в реализацию этого масштабного проекта вносят физико-космологические, биогеохимические и социально-экологические научные дисциплины.

В формировании образа природы как саморазвивающейся системы определяющую роль играют три важнейших направления в современ­ном научном познании: теория нестационарной Вселенной, синергети­ка, а также теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

Теория нестационарной Вселенной возникла в результате револю­ции в астрономии в начале XX в. Первой версией этой теории стала концепция расширяющейся Вселенной, благодаря которой в научный обиход вошли представления о космической эволюции, начавшейся примерно 15-20 млрд лет назад. Теория раздувающейся Вселенной, появившаяся в середине XX в., установила взаимосвязь между эволю­ционными процессами в мега- и микромире. Дальнейшее развитие ко­смологических исследований привело к становлению в 80-е гг. XX в. космомикрофизики, синтезирующей космологию и физику высоких энергий. Эта отрасль современного знания ведет поиск единого под­хода к описанию процессов, происходящих на разных уровнях орга­низации материи — от ядер атомов до звезд и планет, — и тем самым способствует созданию непротиворечивой модели самоорганизации Универсума.

Современной теорией самоорганизации является синергетика. Под­ходы синергетики могут быть распространены на рассмотрение любых самоорганизующихся систем, включающих в себя многие подсистемы (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, людей, сообщества людей и т. д.). Благода­ря синергетике самоорганизация, включающая все процессы самострук­турирования, саморегуляции, самовоспроизведения, начинает рассмат­риваться как одно из основных свойств Универсума.

Представления об открытых саморазвивающихся системах находят подкрепление в самых различных отраслях знания. Прежде всего к ним стоит отнести термодинамику неравновесных процессов и теорию эво­люционного катализа. В рамках последней рассматриваются особые химические объекты с неравновесной структурой и функциональной ор­ганизацией. Такие объекты способны к прогрессивной эволюции, а са­ма химическая эволюция может быть представлена как процесс необ­ратимых последовательных изменений элементарных каталитических систем.

Природа как среда обитания

Человек как биологическое существо в полной мере зависит от природы, поскольку он вышел из животного царства в ходе длительной эволюции. Вследствие этого человек и общество связаны с природой множеством разнообразных связей, характер которых определяется климатическими условиями, составом почвенного покрова, атмосферного воздуха, гидрологических условий, наличием полезных ископаемых и множества других факторов. Иными словами, для обеспечения нормальной жизнеспособности человека ему необходима определенная среда обитания, которая включает в себя совокупность условий, элементов и факторов. Среда обитания – это не только естественная, природная среда (климат, свет, воздух, вода, почва, пища, флора и фауна и др.), но и все то, что создано и создается в процессе человеческой деятельности.

В широком смысле среда обитания включает все природное окружение на планете, космическое пространство, оказывающее влияние на живые организмы, в том числе и на человека. На всех этапах человеческой истории зависимость человека от природы постоянно изменялась и была обусловлена наличием средств и орудий труда для обеспечения его жизнедеятельности.

В более узком смысле среда обитания включает совокупность физических, химических, биологических и социальных факторов, оказывающих влияние на человека. Иными словами, среда обитания складывается из совокупности абиотических факторов (атмосфера, гидросфера, литосфера), биологических условий (все сложные взаимоотношения между живыми организмами, изменение среды в результате их жизнедеятельности) и социальных явлений, определяющую роль в которых играет производство материальных и духовных благ.

Необходимым условием существования общества является природная среда обитания, которая представляет собой сложное образование, включающее естественное природу, которая не подвержена влиянию человеческой деятельности, и искусственную среду, созданную в результате этой деятельности.

Естественная среда выступает как внешние природные условия, с которыми, так или иначе, взаимодействуют люди, и как внутренние качества индивидов, обусловленные их биологической природой.

В процессе трудовой деятельности люди вовлекают в орбиту своего существования все новые и новые элементы внешней природы, организуя среду обитания, в том числе и естественную, и по мере развития общества в сферу человеческого существования вовлекается все больше6е количество природных элементов. В итоге возникает весьма парадоксальная ситуация, стремление человека освободиться от внешней зависимости от природы, оборачивается все большей зависимостью от нее. Будучи вовлеченной, в сферу человеческой деятельности природа претерпевает существенные изменения, которые оказывают обратное воздействие на человека и общество.

В ходе преобразования естественной среды обитания человек создает "вторую" или искусственную природу, обнажая свою экологическую незавершенность, суть которой состоит в том, что многие из предметов созданных человеком не включаются в круговорот естественных процессов. К примеру, различного рода синтетические материалы не разлагаются на составные части, образуя горы мусора и отходов.

Помимо природной среды в обеспечении жизнедеятельности людей важную роль играет социальная среда, включающая налично существующие естественные факторы, относительно независимые от человека и искусственные, представляющие продукт человеческой деятельности. Социальная среда включает также все сложные взаимоотношения, которые складываются между людьми в сфере материального и духовного производства.

В структуру общественных отношений входят производственные отношения, в которых человек проявляет и утверждает себя как родовое существо, вступая в определенные отношения с другими людьми. Согласно К. Марксу, в процессе производства люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга. Общественные отношения далеко не сводимы только к производственным отношениям, но и включают многочисленные отношения по национальным, религиозным, политическим, культурным и многим другим признакам. Все эти отношения образуют общество, в котором существует человек, живет в нем и создает его. Социальная среда, определяемая характером естественных отношений как взаимодействие между людьми, включает трудовые (производственные) отношения, межличностные отношения, место проживания людей (село, город, регион), культурные и духовные составляющие, образующих общую совокупность человеческой среды.

Среда обитания, таким образом, включает совокупность естественных и общественных условий, необходимых для жизнедеятельности и развития человека. Сам человек при этом не есть изолированное, замкнутое в себе духовное существо или отдельный природный индивид, а представляет собой конкретно-историческое существо, включенное в исторический процесс, проявляющее себя как родовое существо в своем бытии и знании. Именно благодаря своей социальности человек реализует себя как общественно деятельное существо и потому социальная среда является важнейшим компонентом среды обитания. Разумеется, человек зависит и от природного окружения, физически и духовно связан с ним и потому его существование определяется наличием необходимых жизненных условий.

Понимаемая таким образом среда обитания является процессом и результатом взаимодействия общества и природы, завершающихся созданием необходимых условий для жизни человека и общества. Она представляет особую гиперсистему, структурными уровнями которой выступают природа и общество. Интегральными элементами этого суперсложного образования являются эволюционное развитие природы и вектор человеческой деятельности, направленный на ее преобразование.

Лекция. Природа как предмет философского и научного познания - student2.ru

Промежуточная модель

• Античность: идея гармонии человека и природы (микрокосма и макрокосма).

• Природа – абсолютный эталон и гарант всеобщего порядка.

• Моральный закон – закон самой природы.

• Ностальгия по ушедшему «золотому веку» (осознание деструктивных действий человека).

• Средневековье: идея удвоения мира.

• Природа как тварная начинает обесцениваться в глазах человека.

• Принцип обособления.

• Законы человека и законы природы не тождественны.

• Природа, созданная Творцом, содержит скрытый план творения (Природа – Книга).

• Изменять следует только человеческую природу, т.е. душу.

Природа как среда обитания.

Природа — естественная предпосылка существования человека и об­щества. При этом общество активно воздействует на природу и созда­ет из природного или искусственного материала то, чего ему недостает для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Тем самым че­ловек создает «вторую природу».

Часть природы, непосредственно связанная с жизнью общества, тра­диционно носит название географической среды. Географическая среда не только предоставляет условия для существования человека и обще­ства, но и определенным образом воздействует на их развитие. Однако в ходе человеческой истории влияние географической среды отступает на второй план по сравнению с сугубо социальными факторами, опре­деляющими эффективное и экономное природопользование.

На современном этапе общественного развития характер отноше­ний в системе «человек — природа — общество» фундирует экологиче­скую проблему. Сегодня она выливается в проблему будущего всего че­ловечества и входит в число так называемых «глобальных проблем».

Большую роль в выборе стратегии решения экологической пробле­мы играет характер отношения человека к природе. В разные истори­ческие эпохи оно складывалось по-разному. Так, например, для архаи­ческого общества была характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект-объектная неразделенность с ней, на­личие как прагматического, так и ярко выраженного непрагматическо­го интереса к природному окружению. В античности начинает склады­ваться противостояние человека природе. Становление техногенной цивилизации в Новое время делает такой тип отношений основопола­гающим.

Конец XX — начало XXI в. характеризуется поиском новых ориен­тиров в отношении человека к природе. Они многомерно представлены в концепциях инвайронментального консерватизма, экологизма, уни­версальной этики и биоцентризма.

Универсальная этика считает природу наиболее совершенным и наделенным духовными качествами сущим, в котором воплощены принципы жизнедеятельности всего живого и разумного. В этическом плане она не видит принципиальной разницы между человеком и дру­гими живыми существами.

Инвайронментальная (от англ. environment — окружающая среда) парадигма в современной философии основывается на принципе ко­эволюции человека и природы, естественно вытекающем из развития современного научного знания. Она отвергает господство человека над природой и, подчеркивая ответственность человека за происходящее в окружающем его мире, настаивает на необходимости диалога с ней.

КОЭВОЛЮЦИЯ

• «Коэволюция» – со-развитие: согласованное и взаимозависимое развитие.

• Коэволюционная стратегия – совместная, взаимосвязанная эволюция общества и биосферы, т. е. их кооперирование в более общую целостность.

Лекция. Природа как предмет философского и научного познания

Наши рекомендации