Пантеистическая философия Б.Спинозы и монадология Г. Лейбница.
Б. Спиноза (1632-1677) автор наиболее разработанной философской системы Голландии нового времени. Выдвинул самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем: существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; она заключает в себе окружающий мир Природу и Бога; природа и Бог — едины; Бог внутри Природы; только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи; единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога; внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования; чувственное познание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости; путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю.
Готфрид Лейбниц(1646-1716) — немецкий философ — считается предшественником немецкой классической философии. В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие: весь мир состоит из огромного количества субстанций – монад; монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга и делятся на четыре класса: "голые монады" — лежат в основе неорганической природы; монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, способностью мыслить; высшая монада — Бог. Познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а из обоих видов.
Социальные учения Нового времени и Просвещения.
Т. Гоббс (1588-1679): разработал теорию государства; первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор. Человек обладает изначально злой природой; право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех»; для предотвращения «войны всех против всех», возник общий институт государства.
Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Ф. Вольтер (1694-1778) один из основоположников французского Просвещения, который: страстно выступал против религии, особенно католицизма; выдвинул идею "просвещенного абсолютизма",
Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) который: считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения; видел влияние климата и географии на устройство общества; выдвинул идею разделение государственной власти в целях предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;
Жан Жак Руссо (1712-1778): выступал против религии как таковой, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию"; считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность; обосновал право народа на восстание; в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения); власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами — непосредственно через собрания, сходы, в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества.
Лекция 5. Немецкая философия XVIII – начала XX вв.
План:
Гносеология и этика И. Канта.
Философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Исторический и диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
Философия жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.