Основные идеи учения Сен Симона

1. Наука – основа человеческого благополучия. Именно прогрессом науки определяется прогресс общества.

2. Развитие науки – одна из первейших задач общества и государства.

3. Наряду с науками о природе, необходимо развивать науки о человеке и обществе, т.к. общественная жизнь должна научно конструироваться. Политика должна научно регулироваться как машина. Политические решения должны приниматься на научной основе, а не в зависимости от личных интересов отдельных политических лиц.

4. Современная ему эпоха – есть эпоха перехода (для Европы) от феодализма к индустриализму. Для него это не стали прошлого и будущего, а то, что с древних времён сосуществует. Но XIX в. – время наступления индустриализма. Феодализм – тип общества, в котором власть находится в руках военизированной элиты и духовенства, а мировоззрение носит религиозный характер. Индустриализм – у власти находится продуктивный пласт индустриалов (предприниматели, банкиры, рабочие и крестьяне), господствует научное мировоззрение. Феодализм обречён на войну и завоевания, т.к. государства существуют за счёт других, а индустриализм ориентирован на производство и социальную стабильность. Феодальные классы, военизированная элита, церковники, играют ведущую политическую роль в обществе, являясь непродуктивными. Решающую роль в переходе должна играть новая идеология.

Основные этапы развития позитивизма:

1. Классический позитивизм: Конт и др.

2. Эмпириокритицизм (кон. XIX - нач. ХХ вв.): Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Спенсер, Богданов (Малиновский).

3. Неопозитивизм. Основы заложены Венским кружком.

    1. Логический позитивизм.
    2. Лингвистический позитивизм/лингвистическая философия.

Современный позитивизм ­- аналитическая философия – наиболее распространена в качестве предмета в современных западных университетах (прежде всего, в Британии и США).

Классический позитивизм

Основные принципы

Огюст Конт (1798-1857); Джон Стюарт Милль (1806-1873), Герберт Спенсер (1820-1903).

Огюст Конт. Учился в политехнической школе в Париже, где проявил интерес к двум областям: математике и философии. Влияние Локка, Дидро и Монтескье. Выгнали за вольнодумство. Зарабатывал трудом домашнего учителя. Пошёл в секретари и библиотекари к графу Сен Симону. Вёл записи бесед с графом. Опубликовал своё учение после смерти Сен Симона своё учение «Курс позитивной философии». Раскритиковали, что скучная. Издал более понятную книгу «Дух философии». Система позитивной политики (трактат, в котором содержались основы совершенно новой науки об обществе - социологии). Вместе со Спенсером стал основателем социологии.

Исходные положения позитивизма: учение о трёх стадиях развития человеческого познания. Человеческое познание (также как и общество) развивается, эволюционирует и проходит в этой эволюции три основных стадии:

1. теологическую/религиозно-мифологическую (фиктивную). С древности до 1300 г. Все явления рассматривались как продукты действия сверхъестественных сил.

2. метафизическую (абстрактную). 1300-1800 гг. Основа объяснения – идеи и понятия самого разума, которому, к сожалению, человек некритично доверяет. Что приводит к догматичности (заимствовано у Канта: догматичность метафизики в том, что здесь человеческий разум ставит перед собой некоторые задачи и пытается их решать, не побеспокоившись, однако, о своих способностях решить это). Попытка решения религиозных задач нерелигиозными методами. Необходимо отказаться от решения ненаучных вопросов, т.е. того, что нельзя решить опытным путём. Необходимо построить систему положительного позитивного знания, которая бы синтезировала данные, полученные разными науками для того, чтобы построить научную картину мира.

3. научную (позитивную). Начало - 1800 г. Человеческий разум признаёт свою догматичность и приступает к исследованию действительности на основе наблюдений, экспериментов, фактов и логики. Первые две стадии становятся музейными экспонатами. «Наука в силах решить многие проблемы, в которых философия рассуждала веками».

Классификация наук: абстрактные (изучающие законы определённых областей действительности) и конкретные (занимаются практическим применением знаний, полученных абстрактными науками). Биология – абстрактная/фундаментальная; медицина – конкретная/прикладная по отношению к ней.

Математика – фундамент науки, не наука. Философия – не наука, а научное мировоззрение, в котором создаётся научная картина мира.

Абстрактные науки (от простого к сложному): астрономия (проста в силу своей наглядности для описания), физика, химия, биология, социология. У Энгельса почти копия: механика, физика, химия, биология, социология.

Конт первоначально называл социологию социальной физикой. Разделил её на две части: социальная статика (изучает структуру общества, его элементов и отношений между ними; предмет – настоящее состояние общества), социальная динамика (изучает законы развития общества и анализировать факторы/причины социального развития, поэтому она должна полностью ориентироваться на историческую науку). Научная социология должна стать единственным прочным фундаментом для организации общества и преодоления социальных и политических кризисов. Если выяснены законы, то конфликтов не будет.

17.12.2015

Джон Стюарт Милль

Знатного происхождения. Никогда не занимался наукой профессионально. Основную часть деятельности провёл в Ост-Индской компании. На склоне лет подался в политику. Наукой занимался в свободное время. Основная работа ­- «Система логики силлогистической и индуктивной» (1843 г.). 1865 г. – «Огюст Конт и позитивизм». «Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона» - 1869 г. (пожалуй, последняя значительная работа). Доминировали эмпиристские установки. Продолжатель линии английского эмпиризма, её идеологии. В последней названной работе продемонстрировал ограниченность и несостоятельность рационализма. Пример критики дедукции: высказывание/суждение[20] «все люди смертны», «герцог Велингтон человек», следовательно, Велингтон смертен. Но всё опирается на фразу про смертность всех людей, которая выводится не логически, а из опыта. Но опыт опирается на единичные случаи. Ведь нельзя исключать вероятность нахождения «чёрного лебедя». В чём проблема дедукции? В этих рассуждениях можно получить информацию, которая не взята непосредственно из опыта. Основа основ опыта – индукция (обобщение про всех людей). Но: нет гарантии, что данное положение будет всегда выполняться. Таким основанием является принцип единообразия в устройстве природы. Но: откуда происходит наша уверенность в этом однообразии? Это выводится только на основании нашего опыта на основе индукции. Замкнутый круг.

Уильям Уэвелл

Современник и критик Миля, сторонник позитивизма. Незаслуженно неизвестен. По таланту и эрудиции значительно превосходивший Миля. Самый известный трактат - «История индуктивных наук» (1860 г. в Англии, 1867 г. – в России, но (!) с тех пор не переиздавался). Будучи индуктивистом полагал, что индуктивные обобщения не являются простым суммированием фактов. Это означает, что при индуктивных обобщениях и поиске закономерностей в различных науках наше мышление опирается на понятия, которые из опыта не выводятся, и они и помогают обобщить опыт.

Милль

Оставил значительный след в экономике и этике. Он полагал, что без прогресса в области морали невозможен и прогресс общественный. Он утверждал, что моральные ценности выводятся из опыта и не являются априорными, как считал Кант, они меняются со временем. Он полагал, что природа, и человек, и общество существуют о определённым законам. И если определённых законов мы не знаем, то это не значит, что их нет. В человеческом существовании всё строго детерминировано, но это не означает фатальности или обречённости. «Свобода – есть познанная необходимость». Он не оригинален, но эта истина утверждалась до него первоначально античными стоиками по-своему, затем Спинозой, Карлом Марксом. Развитие общества должно идти эволюционным путём, а не революционным, и опираться на науку. Наличие порядка в мире свидетельствует о наличии автора. Но он, очевидно, не всемогущ и не всесилен.

Философское знание носит эмпирический характер. Но философские теории не случайны, а являются отражением изменчивого опыта человеческого существования. И в этом человеческом существовании философия не эмпирична. Почва для философии – психология, которая носит весьма неповторимый и индивидуальный характер. Философия – рациональная реконструкция действительности, определяемая опытом жизни и психологическими переживаниями этого опыта.

Спенсер

Дружил с Милем. Основной труд - «Система синтетической философии» в 10 томах. «Социологические исследования». Фигура на фоне Конта и Миля наименее оригинальная. Но ему некуда было деваться. Он должен был создавать научную картину мира. Но читать его сейчас не интересно. Он был энциклопедист-дилетант. Он предлагает научную картину мира. Тома: «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания этики», «Основания социологии». Социология возникла благодаря позитивизму. По времени создания – Конт, по масштабности разработки проблемы – Спенсер. Хорошо знал экономику. Особенно уважал Адама Смита. Отношение к учению Конта было неоднозначно. Высоко ценил социологические идеи учения Конта, но не разделял его закона трёх стадий и считал, что этот закон является чисто метафизической идеей, далёкой от реальности.

Идея эволюции. В 1857 г. впервые употребил этот термин. Через два года термин зазвучал в труде Дарвина. Развитие – универсальное свойство мироздания в целом. Начинается «эпидемия» эволюционизма.

Религия. Общая картина мира – всегда незакончена. Поэтому истоки и конечные причины мира будут для человека всегда погружены в неизвестность. Если научное познание ограничено, то ограничена и картина мира. А то, что за её пределами, это тайна. Религия – это попытка истолкования этой тайны. Но, т.к. автором этой попытки является ограниченный разумом человек, то эта интерпретация тайны должна содержать массу заблуждений и наивных ошибок.

Второй этап в развитии позитивизма:

Эмпирио-критицизм

Рассматриваем только с точки зрения философии науки. Возникает в европейской философии как продолжение линии позитивизма.

Критика опыта. Что такое опыт? Ранее было открещивание от всякой философии. Но этот вопрос носит философский характер. Кто основные идеологи? Сами учёные.

Эрнст Мах (1838-1916)

Философствующий австрийский физик. Один самых знаменитых и ведущих физиков-теоретиков Европы, заведующий кафедрой теоретической физики Венского университета. Автор принципа относительности. Учитель Эйнштейна. Наличие философских работ присуще учёным-теоретикам высокого уровня. В моменты научных революций появляются новые философские концепции. Основные фил. сочинения: «Анализ ощущений и отношения физического к психическому[21]» (1886 г.), «Познание и заблуждение» (1905 г.). Основные положения:

· Антиметафизическая ориентация (привлекает это в Канте).

· Убеждённость, что психология является главной в изучении человеческого познания.

· В то же время наблюдается заинтересованно-положительное отношение к трансцендентальной философии Канта.

· Вводит понятие «принципа экономии мышления». Наука, устанавливая законы, избавляет человеческий ум от постоянного обращения к фактам. Она даёт универсальные объяснения, подводя бесконечные ряды явлений под единые законы. Таким образом наука и «экономит» наше мышление и делает все наблюдаемые нами факты частными случаями общих теорий.

· Человеческое познание должно пониматься как способ приспособления к миру. Наука возникает всегда как процесс адаптации идеи к определённой сфере опыта. Он есть концептуальная адаптация к опыту, его систематизация, объяснение.

Рихард Авенариус (1843-1896)

Психолог. Соратник Вильгельма Вундта. Основные работы: «Философия как мышление и мире по принципу наименьшей траты сил» (1876 г.), «Критика чистого опыта» (1890 г.), «Человеческое понятие о мире» (1891 г.). Основные положения учения:

· Философия должна быть точной и конкретной наукой, подобной наукам естественным. Но, в отличие от естественных наук, её предметом должен являться не мир, а человеческое познание этого мира[22].

· Познание – есть явление, имеющее не социальные, не метафизические корни, а имеющие биологические причины.

· Жизнь – есть отношение индивида к другим индивидам и к элементам окружающей среды, взаимодействие со средой. В процессе этого взаимодействия происходит обмен энергией между индивидом и средой. Если расход энергии организма превышает её получение из среды, он погибает. Усилия организма направлены на сохранение баланса между приобретаемой и расходуемой энергиями – «принцип наименьшей траты сил».

· Любой организм, существуя в единстве со средой, стремится к гармонии. Поэтому, когда условия среды резко меняются, то организм испытывает стресс. Первый стресс – акт рождения, переход из биологически сбалансированного состояния в неравновесное.

· Познание – это сформировавшаяся в человеческом существовании форма адаптации организма к среде.

· Если жизнь есть единство некого организма и среды, то познание, необходимость в которого возникает в процессе, есть единство субъективного и объективного, психического и физического.

· Опыт как исходная форма познания является неразрывным единством психического и физического. Основой его являются ощущения и их комплексы, которые и несут нам первичную информацию о мире. И эти комплексы не идеальны и не материальны, не психичны и не физичны, т.к. опыт – единство психического и физического, идеального и материального. Факты опыта – есть третья реальность. Противостояние субъекта и объекта и их искусственное разделение в европейской теории познания, начиная от рационализма и эмпиризма Нового времени, является неадекватным и искусственным - интроекция. При анализе наше мышление начинает их разделять.

· (Мах и Авенариус) Следует различать действительность саму по себе и действительность, как она дана нам в опыте.

Нельзя согласиться с критикой некоторых авторов, которые обвиняли Маха и Авенариуса в агностицизме, солипсизме.

Наши рекомендации