Понятие науки в философии Аристотеля
В «Метафизике» (которую он сам так не называл) он различает три основных сферы познавательной деятельности[8]:
· Опыт – знание фактов.
· Искусство (греч. – techne, отсюда – техника) – знание общего.
· Наука[9] – синтез опыта и искусства, или единичного и общего, или конкретного и отвлечённого.
Функции науки: объяснение причин появления вещей и явлений.
Четыре вида причин:
· материальные,
· формальные,
· действующие,
· целевые (Бог).
Классификация наук
· Теоретические. Первая философия (изначальное название метафизики).
· Практические. Знания, которые имеют практическое применение. Этика. Политика[10]. Медицина. Математика и т.д.
· Продуктивные. Знания, которые непосредственно связаны с ремёслами и производством чего-то нового.
· Логика. Наука о правилах и законах мышления, на которых основаны как человеческая коммуникация, так и познание мира.
Предпосылки формирования научного мышления в Средние века[11]
Возникновение и развитие христианской философии. По мнению многих христиан-учёных, этот период – недоразумение, попытка соединить несоединимое – разум и веру. Письма апостола Павла – наставления для начинающих христиан в пределах Римской империи. «Да убойтесь, братия, чтобы кто не увлёк вас философией», «Вера от Бога, а разум от дьявола». Явление Христа безграмотным рыбакам не случайно. Возникновение философии обусловлено распространением христианства среди образованных римлян, основой образования которых была античная философия. Примером может служить биография Аврелия Августина: родился в Карфагене, получил логико-риторическое образование, мама христианка, а папа язычник. Преподавал логику и риторику. Принял крещение в 33 года вместе с сыном. Мать была в восторге. Один из основателей христианской философии. Работы: «О граде Божьем» (первая христианская интерпретация исторического процесса), «Исповедь» (его понимание мира; каждая часть начинается с обращения к Богу и извинений; проблема времени, поставленная в этой работе, восхитила физиков ХХ века).
Эволюция христианской философии:
1) патристика (до VII в.),
2) схоластика (IX в. – до конца Средних веков). Схоластика: XI-XIV вв. – период интеллектуального развития, развития техник человеческого мышления.
Литература: Алекса́ндр Койре́ (фр.), «Очерки истории философской мысли».
Возникновение культурных отношений между Западом и Востоком (Арабский мир). Это вернуло тексты античных авторов (Платона и Аристотеля, прежде всего) в переводах с арабского, с комментариями арабских мыслителей (Авиценна и др.). Всё, что было доступно до этого – Плиний, Цицерон, Сенека.
Христианский догмат о боговоплощении. В «Физике» Аристотеля – попытка рационального объяснения природы. Не смотря на развитие математики в это время, у него нет ни одной математической формулы. В этом сочинении видна установка того времени, согласно которой математика применима только для описания движения небесных тел (надлунного мира). Сущности вещей нет в вещах, сущность в идее. Небесная сфера близка к Бытию, к идеалу. Но на Земле ничего математически строго нет. Христос одновременно Сын Божий и человек. Мир – единое целое, сотворённое Богом. Алекса́ндр Коже́в (фр.): «идея боговоплощения – главный источник науки Нового времени», т.к. если мир земной и небесный едины, математика одинаково применима к обоим мирам.
Возникновение университетов[12] (XI в.). Важны были только на первом этапе. Функции университетов:
§ Распространение образованности. Удовлетворялись потребности в юристах, врачах и переводчиках.
§ Формирование интеллектуальной среды, зарождение слоя профессионалов.
§ Обеспечение социального порядка, законодательного статуса власти. Государством и Церковью должны управлять образованные люди.
§ Формирование основ научной традиции, научных школ, норм и стилей научной деятельности.
Существование процедуры исповеди. «Грех и страх: формирование чувства вины на Западе». Исповедь – способ расшифровывания себя. Развитие техники самоанализа. Практика исповеди в конце Средних Веков охватывала всё более широкое пространство человеческой деятельности: религиозные вопросы, отношения с другими людьми, трудовая деятельность, семейные отношения, мир собственных переживаний и страстей. И всё это в процедурах исповеди выстраивалось в некую рациональную систему, обсуждалось и планировалось. Всё это получило развитие в эпоху Реформации. Согласно Лютеру[13], христианин обязан продумывать каждый день своей жизни. Принцип самосвященства. Яро выступает против разума и науки: дистанция до Бога одинакова как для безграмотного каменотёса, как и для профессора теологии.
Литература: соратник Бертрана Рассела, Альфред Норт Уайтхед, статья «Истоки современной науки» (в «Избранном»).