Основные исторические типы рационального познания
· Протонаука. Первые формы упорядочивания действительности в практиках древних культур (мифология, магия).
· Архаика. Утилитарное эмпирическое знание как набор ориентаций в мире и технологий для решения практических задач (Античность, Средние века).
· Классическая наука. XVI-XX вв. От Коперника и Галилея до Пуанкаре. Стремление к объективности и наличие определённой методологии. Начало - учение Декарта о методах.
a. Установка на однозначное, независящее от времени и условий исследования, истолкование событий, на окончательную и абсолютную истину.
b. Установка на субстанциональность, на наличие единой основы для всего существующего. Гипотеза эфира как изначальной субстанции.
c. Установка на понимание познавательной деятельности в рамках наивно-реалистической концепции, согласно которой познание - зеркальное отражение действительности. Демокрит ещё в IV в. писал об относительности восприятия, мир - пустота и атомы.
· Неклассическая наука. ХХ в. Идея относительности - Эрнст Мах, учитель Эйнштейна, начало ХХ в. Никакого объективного универсального знания не существует. Квантовая релятивистская механика. Установление зависимости познания от наблюдателя, от средств и способов наблюдения. Принцип Гейзенберга: в оценку физического исследования следует включать способы и средства.
· «Постнеклассическая наука». Этап, в который мы, по его мнению, входим (с 1970-х гг.), водит Стёпин Вячеслав Семёнович, «Философия науки»: осознание включённости субъекта и ценностных ориентаций учёного в ходе научного исследования, телеологичности науки (цели исследования), прагматичности науки (больше ориентации на развитие техники и науки); ориентация на междисциплинарность.
Генезис и становление рационального познания в античной культуре
Понятие рациональности
Слово происходит от лат. ratio - разум, порядок, число, гармония. Противопоставляется иррациональному. Имеется два значения термина «рационализм»:
· Широкое. Установка сознания и основанное на ней мировоззрение, согласно которому наш мир и отражающее его мышление строго упорядочены и подчиняются некоторым общим законам, т.е. всё предопределено. Представители: Платон Декарт Гегель. Рационалистичны позитивизм и марксизм. Иррационализм (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше).
Литература:
Гастон Башляр, «Новый рационализм», основоположник неорационализма: возобновляемое мышление; рациональное состояние нашего мышления - это его бодрствование, большую часть жизни мы спим, живём инерцией повседневности, традицией; рациональность - внесение в мир чего-то нового; мир становится рациональным или иррациональным в нашем в нём присутствии.
Гайденко П.П., «Научная рациональность и философский разум».
Мартин Хайдеггер, «Что зовётся мышлением». Современный человек - существо, которое отучается мыслить. Мышление в пассивном аспекте - это усвоение существующей информации, в активном - создание нового.
Кант, «Критика чистого разума».
12.11.2015
Список вопросов будет к концу марта. Литература не изменится.
· Узкое. Это направление, философско-методологическая программа в философии Нового времени, согласно которой, основой науки является разум.
Переход от Мифа к Логосу
Рационализм возник из лона мифологии. Литература: Ф. Кессиди, «От мифа к логосу. Становление греческой философии», современный греческий философ, 1960-е гг. (русское издание - 2003 г.).
Миф (букв. с др. греч. «повествование») – форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, отождествляемых с подлинными явлениями реальности.
Изначальная мифология
Первая стадия в развитии любой культуры.
Формы существования и распространения мифа: 1) устный рассказ/интерпретация; 2) система ритуалов[3].
Литература: Вильгельм М. Вундт, «Миф и религия»; Тэйлор Э.Б., «Первобытная культура»; философ А.Ф. Лосев, «Диалектика мифа».
Основные элементы мифологического мышления:
1) мифологическое знание – нерациональное, основанное на непосредственном эмоционально-чувственном восприятии действительности и усваиваемое и переживаемое на основе рассказов или ритуалов.
2) мифологический вымысел – это не простое искажение действительности, а основанное на одухотворении мироздания, при котором природа наделяется свойствами, состояниями человеческой души. Причём эти состояния в мифологии, в конечном счёте, персонифицируются, закрепляются за определёнными носителями.
3) мифологическая вера – убеждение в том, что мифологические образы и сюжеты не условны/не сказочны, в том, что они есть сама действительность. Отсутствие дистанции между образом и предметом: Зевс – не причина грома и молний, а сам ими является.
Характеристики мифологического мышления:
§ Целостность. Мифология даёт общее представление о мироздании (также как религия и философия[4]).
§ Природоцентричность. С развитием науки люди становятся бездомными, мир более безумным. Для носителя мифологического мышления мир – дом.
§ Цикличность.
§ «Человекообразующая машина» (сказал Мамардашвили). Миф – культурная система, формирующаяся человеком и одновременно формирующая человека согласно определённым ценностям и образцам.
§ Беспроблемность. Нет вопросов, требующих научного мышления, т.к. нет зазора между образом и предметом. Мышление и бытие тождественно.