Постоянные или стандартные асаны
Вытяните ноги как палки, не отрывая их от земли, и захватите пальцы ног руками. Затем положите лоб на колени. Это гарбхасана, зародыш.
Примечание: Эта асана общеизвестна как пашчишоттанасана у Айенгара и других, в «Гхерандасамхите» (11.26) и «Хатха-йога-прадипике» (1,28). См. прим. к 107 и 108,
114. Лягте лицом вниз, скрестите пятки, возьмитесь руками за пальцы ног и раскачивайтесь. Это ньюбджасана, асана лицом вниз,
115. Лягте лицом вниз. Подтяните пятки к шее, обхватив лодыжки руками. Это пада-хаста-самъогасана, асана соединенных рук и плеч.
Примечание: Сходное с этим названием, падахастасана, встречается у Айенгара, но обозначает другую асану. Эта асана тоже похожа на дханурасану Айенгара.
116. Сплетите пальцы обеих рук. Просуньте все тело между руками и скрутитесь. Это хастангулибаддхасана, асана сплетенных пальцев.
117. Расположите колено перед одной стороной груди. Поместите лодыжку у другой стороны, держите ее рукой. Это хридж-джану-самьогасана, асана соединения сердца и колена.
Примечание: Такого названия асаны у Айенгара нет. Эта форма или движение исполняются перед падмасаной для расслабления бедренных и боковых мускулов.
118. Примите позу препкхасана (94). Заложите ногу за голову, не отрывая ягодиц от земли. Это пренкхасана, трясущийся.
119. Сцепите руки. Впрыгивайте и выпрыгивайте в образовавшееся пространство. Это удданасана, взлетающая асана.
Примечание: Это движение очень похоже на упражнения борцов.
120. Ударяйте по рукам. Ударяйте по бедрам. Ударяйте по бокам и т. д. Ударяйте кулаком, рукой и пяткой по полу. Это куттана-траясана, тройной удар.
Примечание: Это очень похоже на движения, выполняемые борцами.
121. Сложите руки и ноги. Держите их ровно. Оденьте пояс для медитации, удерживая его свободными пальцами. Это йога-паттасана.
Примечание: На храме Нанджангуд, находившемся под покровительством Майсорского царского рода, есть скульптуры людей, сохраняющих сидячую позу с помощью пояса для медитации. Эти изображения встречаются повсеместно в скульптуре и живописи. Хотя сегодня эта поза совершенно не используется, она, благодаря достигаемой в ней устойчивости и поддержанию спины в прямом положении, по всей видимости, представляла альтернативу традиционным позам для медитации.
122. Встаньте на колени на землю и положите руки на сердце. Это анджаликасана, асана молитвы.
Примечание: Эта асана, должно быть, считалась подходящей мангалам для завершения курса. Похожая асана, называемая парватасана, но с ногами в падмасане, есть и у Айенгара.
Лино Милини
Аштанга – Йога
Под руководством директора «Йогасана Вишарада Видван»
Шри К.Паттабхи Джойса
Аштанга - Йога - Мантра
Ом Ванде гурунам чаранаравииде Сандаршита-сватма-сукхава бодхе Нихшреясе джангали-кайя-мане Сансара-хал ахала-мохашантьяй
Абаху-пурушакарам Шанкха-чакраси-дхаринам Сахасра-ширасамшветам Пранамами патанджалим Ом
Я возношу молитвы клотосным стопам Верховного Гуру,
наставляющего в благом знании, указующего путь к
постижению самопробужденнозо высочайшего счастья;
к Нему, врачу в джуг&чях бытия, в чьих силах устранить
яд неведения обусловленного существования.
К Патанджали, воплощению Адишеши, белому цветом и с тысячью сияющих голов
(в его форме Божественного Змея,Ананты),
в человеческом облике ниже плеч
держащему меч (способность к различению), огненное
колесо (диск света, представляющий бесконечное время) и
раковину (божественный звук), — перед Ним я склоняюсь.
Предисловие
Я был очень польщен, когда Лино попросил меня предварить второе издание «Аштанга-виньяса-йоги». В первом издании Лино проделал огромную работу по расшифровке и классификации виньясы (дыхательно-двигательной системы упражнений) в соответствии с асанами, как того требует метод аштанга-йоги, преподаваемой Шри К. Паттабхи Джойсом из Майсора, Южная Индия,
Вдохновленный успехом и огромным интересом, которые вызвало его первое издание, Лино счел необходимым продолжить изучение метода аштанги и поделиться большим знанием, полученным от своего Гуру. Лино записал многие частные занятия со Шри К. Паттабхи Джойсом, посвященные исследованию целей и пользе каждой отдельной асаны, и после многих часов, отданных чтению книг по медицине и консультации с врачами, создал этот ценный текст «Виньяса и ее польза».
Я хотел бы лично поблагодарить моего хорошего друга и коллегу Лино Милини за его смелые и настойчивые вопросы к нашему Гуру Шри К. Паггабхи Джойсу, без которых эта книга не появилась бы на свет.
С любовью и благодарностью,
Джон Скотт
Вступление
Мне безмерно посчастливилось и повезло, когда я встретил наконец своего возлюбленного Гуру Шри К. Паттабхи Джойса из Майсора*
Это произошло в 1988 году. Моя подруга Тина и я шесть месяцев путешествовали по Индии в поисках подходящего мастера йоги, способного удовлетворить наши потребности и интересы. Мы покинули Италию с верой, что Индия, «страна йоги», была единственным местом, где можно обучиться йоге под руководством квалифицированного учителя. Это оказалось намного сложнее, чем мы ожидали, ибо каждый так называемый учитель, встречавшийся на нашем пути, претендовал на то, что именно он является подлинным мастером и -гуру изначальной йогической традиции. В конце нашего путешествия, усталые и разочарованные, имея при себе весьма небольшое количество оставшихся денег, мы, с подачи Тины, решили попытать счастья еще раз и увидеться с гуру, который, как она слышала, жил где-то в Майсоре. Мы покинули Бангалор и по прибытию в Майсор сразу же отыскали его. Он был хорошо известен местным жителям и имел репутацию великого йога. Посещение Центра Исследования аштанга-йоги и дома Шри К. Паттабхи Джойса явилось для нас восхитительным опытом. Мы поняли, что нашли наконец своего Мастера. С улыбкой на лице он пригласил нас войти.
Однако, по иронии судьбы, время нашего пребывания в Индии истекло и мы не могли долее там оставаться. Теперь мы приезжаем в Майсор каждый год, а наши любовь и вера в учителя только растут. Как мой друг Джон Скотт упомянул в предисловии, моя работа в качестве технического директора была беспокойной и полной стрессов. Да и ответственность была слишком высока, а ум всегда был чем-то занят. Мир театра не подходит к йогическому образу жизни. Мало-помалу, вняв словам своего Гуруджи, постоянно звучащим в моем уме, — «спокойный ум — сильное тело», — я наконец-то решился оставить свою профессию и таким образом решился уменьшить воздействие стресса на мою жизнь. Я стал посвящать все больше и больше времени практике и изучению йоги.
В 1993 году во Франции, в Лилле, впервые встретив Гуруджи за границей, я услышал его энергетический голос, называющий точный номер виньясы, Я был восхищен и вдохновился, решив глубоко изучить научный метод виньясы.
При помощи моего друга Жиля Кервиса и с доброго соизволения Шри К. Паттабхи Джойса я смог завершить эту работу, надеюсь, не допустив много ошибок.
Лино Милини
Шри К. Паттабхи Джойс
Родился в 1915 году.
Йога—древняя дисциплина, и много величайших йогов внесли свой вклад в передачу ее философии и практики от поколения к поколению, Шри К, Паттабхи Джойс — один из таких великих йогинов, разделивших свое знание с учениками по всему миру, включая США, Австралию, Канаду, Европу, Новую Зеландию и Южную Америку.
Шри К. Паттабхи Джойс, или Гуруджи, как его с любовью называют его последователи, прошел весьма впечатляющую подготовку. В 1927 году в возрасте 12 лет он начал свою йогическую практику под руководством Шри Т. Кришнамачарьи. Эти занятия продлились до 1945 года. С 1930 по 1960гг. он изучал «Сахитьяведу» на санскрите и адвайта-веданту в Санскритском колледже майсорского махараджи.
Шри К. Паттабхи Джойс был ревностным студентом и помимо ежедневной практики асан йоги изучал подлинные тексты по йоге и древние труды на санскрите, такие, как «Йога-даршана» Патанджали, «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита», «Сута-самхита», «Иога-яджнявалкъя» и т. д. Шри К, Паттабхи Джойс получил степень видвана и в 1937 году был избран профессором и главой факультета йоги санскритского колледжа махараджи Майсора. Он занимал этот пост до 1973 года, В 1945 году он удостоился титула «йогаса-навишарады» от Шри Шри Джагадгуру Шанкарачарьи из Пури. Затем, в 1948 году, он основал Институт исследований аштанга-йоги с целью практики и экспериментального изучения лечебной значимости йоги на основании древних текстов, С 1976 по 1978гг. он был почетным профессором йоги в Правительственном колледже индийской медицины.
Шри К. Паттабхи Джойс наиболее известен своим учением аштанга-йоги, йогическим методом, получившим признание благодаря виньясе (дыхательно-двигательной системе упражнений). Эта система опирается на древний текст на санскрите, носящий название «Иога-корунта». Вместе со своим Гуру Шри Т, Кришнамачарьей Шри К. Паттабхи Джойс расшифровал и определил серии виньяс. Эта научная система описывается в настоящей работе.
Шаратххандра Рангасвами
Шаратх родился в 1971 году.
Шаратх — это внук Шри К. Паттабхи Джойса. Как и его дед, он рано начал практиковать аштанга-йогу. Приступив к занятиям в возрасте двенадцати лет, он практиковал до семнадцатилетнего возраста. Затем он уехал учиться на два года и получил диплом по электронике.
Шаратх тогда временно прекратил практику и утратил контакт со своим дедом, так что, когда ему было предложено вернуться и работать ассистентом в требовавшей пристального внимания «Йога-шале», он без промедления принял приглашение.
После пяти лет обучения Шри К. Паттабхи Джойс выдвинул Шаратха на пост заместителя директора Института исследований аштанга-йоги. Сейчас он обучает и готовит Шаратха к тому, чтобы в конце концов тот смог занять пост полномочного директора.
Выражение благодарности
Я хочу поблагодарить всех моих соратников за помощь и поддержку, без которых я бы ее смог написать эту книгу. Прежде всего, моего спутника жизни, Тину Пиццименти, за ее настойчивое воодушевление и поддержку, ибо только любовь Тины и ее познания в йоге вдохновили меня на следование этому пути,
Благодарю также нашего четырехлетнего сына Оливера, не перестающего учить меня, как взирать на жизнь открытыми невинными глазами ребенка; Джона Скотта за написание предисловия и сопровождающие рисунки асан; Жиля Кервиса, вдохновившего меня начать выполнять практику на основе подсчета виньясы; Одил Моркретт за видео и печатный материал, предоставленный мне для изучения и исследования; Брэда Гэйлорда и Эннн Гроувер за перевод молитв с санскрита; Люси Кроуфорд и Гая Донэхью за правку английской версии текста; Федерику Теччиати за перевод моего произведения с итальянского на анптийский.
Также я хотел бы отдельно поблагодарить моих друзей Джона Скотта и Люси Кроуфорд за их дружбу и поддержку. Без помощи Люси в переписи текста «Йога-чикитса» на английский было бы невозможным познакомить читателя с благотворным воздействием асан.
Виньяса
Аштанга-йога в том виде, в каком она преподается Шри К. Паттабхи Джойсом, приобрела известность благодаря научной виньясе из древнего йогического текста «Иога-корунта» принадлежащего перу Риши Ваманы. Он воскликнул как-то: «О йоги! Не выполняйте асану без виньясы». Его рукопись разъясняет причины и пользу практикована асан с виньясами*
Виньяса буквально означает «дыхательно-двигательная система упражнений».
Система виньясы многогранна:
1. Определенное число дыханий и движений для выхода и входа в асану
2. При синхронизировании движения с дыханием уджджайи и применением мула-бандхи и уддияна-бандхи в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное потовыделение. Этот пот очищает и омолаживает мускулы и органы, выводя вредные токсины, В результате в теле чувствуется сила и легкость.
3. Виньяса означает связь между асанами в сериях.
4. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает бесперебойную циркуляцию крови по всему телу,
5. Виньяса перестраивает тело между выполнением асаны в разные стороны и после каждой асаны.
6. Когда все внимание уделяется работе на основе правильного подсчета виньясы, практика становится очень сосредоточенной, дыхание ритмичным, тело сильным, а ум спокойным.