Минимальная характеристика истории
Основная идея предшествующей главы заключалась в том, что субстан-
тивная философия истории и история как таковая относятся к разным жан-
рам и что первая совершает незаконные с моей точки зрения, экстраполя-
ции в будущее, обладающие той же самой структурой, с помощью которой
историки организуют события "прошлого. Вследствие структурного сход-
ства между обычным историческим описанием и философией истории и
опять-таки благодаря тому, что одно и то же понятие исторического значе-
ния обусловливает свойственные им описания, а именно нарративные опи-
сания, можно было бы предположить, что эти два вида деятельности в об-
щем и целом похожи, отличаясь лишь размахом. Обычный исторической
подход охватывает лишь часть того, что пытается охватить философия ис-
тории, а именно историю в целом. Конечно, в рамках самой истории име-
ются разные по широте описания. История террора 1793 г. охватывает бо-
лее узкую область, чем история Французской революции, а история после-
дней — уже, чем история Франции; в свою очередь, последняя более узка,
чем история Европы, и т.д. Наиболее широким историческим описанием,
как мне представляется, является описание всего прошлого. Но это описа-
ние нужно отличать от описания всей истории, что является предметом фи-
лософии истории. Хотелось бы думать, что описание всего прошлого лишь
практически невозможно, в то время как описание всей истории невозмож-
но логически. Однако на самом деле это вовсе не так, и причину этого мож-
но усмотреть в том, каким образом — в наиболее глубоком смысле — суб-
стантивная философия истории «связана» с историей. В одной из последу-
ющих глав я буду пытаться обосновать мысль о том, что любое описание
прошлого существенно неполно. Оно существенно неполно в том смысле,
что попытка сделать его полным потребовала бы выполнения такого усло-
вия, которое не может быть выполнено. И моя основная идея будет заклю-
чаться в том, что полное описание прошлого предполагало бы полное опи-
сание будущего, поэтому нельзя получить полного исторического описа-
ния, не создав вместе с тем некую философию истории. Поэтому, если не-
возможна правомерная философия истории, то не может существовать пра-
вомерного и полного исторического описания. Перефразируя знаменитый
логический результат, можно кратко сказать: невозможно непротиворечи-
вое и полное историческое описание. Иными словами, наше знание о про-
шлом ограничено нашим знанием (или незнанием) будущего. В этом зак-
ачается более глубокая связь между субстантивной философией истории
и обычной историей. И это объясняет, почему нельзя обойтись без субстан-
26 Артур Данто. Аналитическая философия истории
тивной философии истории при анализе понятия истории — даже той, ко-
торой занимаются обычные историки.
Возможно, небольшая иллюстрация прояснит то, что я имею в виду.
Полное описание некоторого события должно было бы включить в себя
каждое истинное историческое описание этого события. Рассмотрим рож-
дение Дидро в 1715 г. Одним из истинных исторических описаний этого
события будет то, что в 1715 г. родился автор «Племянника Рамо». До того,
как «Племянник Рамо» был написан, никто не мог дать такого описания,
если только он не выдвигал определенного утверждения о будущем, т. е. не
высказывался пророчески. В течение соответствующего интервала време-
ни такое историческое описание должно было бы логически опираться на
предложение, относящееся к философии истории. Но без такого описания у
нас не было бы полного описания события, случившегося в 1715 г. Таким
образом, мы не можем иметь полного исторического описания, не предпо-
лагающего некоторую философию истории. Это универсальный принцип.
Всегда будут существовать описания событий 1715 г., зависящие от описа-
ния тех событий, которые еще не произошли. Лишь после того как эти со-
бытия произойдут, мы сможем дать их описания и получить полное описа-
ние первых событий. Но давать эти описания еще до того как произошли
соответствующие события, значит заниматься философией истории. Таким
образом, если философия истории невозможна, то так же невозможны и
полные исторические описания, и, стало быть, исторические описания яв-
ляются существенно неполными.
Заметим, что если бы философия истории была правомерной, то ка-
кая-либо из ее концепций позволяла бы высказывать или яз нее были бы
выводимы некоторые утверждения о прошлом — утверждения, которых в
ином случае не могли бы высказать историки. Представители философии
истории не ограничиваются только утверждениями о будущем, они выс-
казывают утверждения также и о прошлом. Поэтому способность «выс-
казываться о прошлом» не позволяет отличить историков от философов
истории. Это последняя связь между историей и философией истории, ко-
торую я должен отметить. Различие состоит в том, на какие, соответствен-
но, предположения опираются их утверждения о прошлом. Представителя
философии истории отличает то, что его утверждения о прошлом предпо-
лагают определенные утверждения о будущем. Под будущим я понимаю,
конечно, «его будущее». Характеристика как истории, так и философии
истории необходимо включает ссылку на временные координаты истори-
ка и философа истории.
Пока я буду говорить только об обычной истории. Историки как исто-
рики не занимаются событиями их будущего, по крайней мере, не занима-
ются ими так, как они изучают события своего прошлого или в некоторых
случаях события своего настоящего — те события, во время которых они
Глава II. Минимальная характеристика истории 27
живут. Событиями настоящего они могут интересоваться, например, в та-
ком смысле: они наблюдают эти события в ожидании того дня, когда эти
события станут прошлым и они напишут их историю. Так было с Фукиди-
дом, деятельность которого особенно поучительна в настоящем контексте.
Он начинает свою замечательную книгу следующим предложением:
«Фукидид афинянин описал войну пелопонесцев с афинянами, как они
воевали между собой. Приступил же он к своему труду тотчас после нача-
ла военных действий, предвидя, что война эта будет важной и наиболее
достопримечательной из всех бывших дотоле» *.
Очевидно, он чувствовал важность событий, во время которых жил, и
следил за происходящим, с тем чтобы впоследствии рассказать историю
этих событий. Фукидид стремился быть как можно более точным в описа-
нии того, что действительно происходило, и эта точность, как он сам со-
общает, требовала от него значительных усилий 2. Он сам был свидетелем
многих событий, вошедших в его Историю, однако в отношении некото-
рых был вынужден опираться на показания других людей. Но последние
не всегда согласовывались между собой, и для того чтобы установить, ка-
кое из двух противоположных описаний было правильным, он был вы-
нужден прибегать «к самым строгим и тщательным проверкам». Именно
эта тщательность обеспечила ему почетное имя отца научной истории.
Однако он стремился не просто дать правильное описание событий, хотя
это и было необходимым условием достижения его дальнейших целей. Он
хотел, чтобы его работа была полезной 3, и был убежден в том, что она
будет полезна лишь в том случае, если будет истинна. Отсюда его усилия
быть точным. Возможно, все историки хотят, чтобы их работы были по-
лезными. Однако часто полезность их работ сводится лишь к тому, что
это просто описания истории. Иначе говоря, их работы полезны для дру-
гих историков, интересующихся соответствующими периодами или собы-
тиями, или для людей, стремящихся узнать о прошлом. Критерии полез-
ности здесь остаются в рамках самой истории, но Фукидида интересовала
полезность не в этом, связанном с историей смысле. При написании своей
работы он преследовал как цели создания истории, так и иные цели, лежа-
щие за пределами истории. Вот эту дополнительную пользу я и хочу крат-
ко рассмотреть.
Его книга была обращена к людям, которые, по его словам, хотят «ис-
следовать достоверность прошлых и возможность будущих событий»,
loo «прошлое может «когда-нибудь повториться... в том же или сход-
ном виде» 4. Поэтому его «труд создан как достояние навеки». Эти не-
:олько утверждений, казалось бы, ясно показывают, что Фукидид писал
как — с моей точки зрения — должен писать философ истории: он
28 Артур Данто. Аналитическая философия истории
писал о прошлом, но только или главным образом для того, чтобы дать
ключ к пониманию будущего, ибо прошлое может «когда7нибудь повто-
риться... в том же или сходном виде». Однако его ссылка на будущее, как
мне представляется, не является той апелляцией к будущему, которая ха-
рактерна для концепций философии истории, а утверждение о том, что про-
шлое может «когда-нибудь повториться... в том же или сходном виде», в
действительности представляет собой лишь приблизительную формулиров-
ку того, что мы считаем Принципом индукции. Поэтому мысль Фукидида я
реконструирую следующим образом. Сейчас, говорит он, идет война при
таких-то и таких-то условиях. Условия, аналогичные данным, могут сло-
житься в будущем, как это уже бывало в прошлом, и тогда в будущем про-
изойдут войны, аналогичные данной. Следовательно, если, по крайней
мере, точно описать эти условия в настоящем случае, то когда в будущем
мы обнаружим сходные условия, то можем ожидать наступления сходных
событий. Вот так мы получаем ключ для понимания событий будущего,
которые будут в достаточной мере похожи на Пелопонесскую войну 5.
Это утверждение можно интерпретировать совершенно тривиальным
образом. Конечно, мы были бы способны предсказать последовательность
событий в любой войне, которая в достаточной мере похожа на Пелопо-
несскую войну, если у нас имеется точное описание самой Пелопонесской
войны: тот, кто понимает х, поймет также каждую копию х, если это хо-
рошая копия. Весь вопрос в том, существуют ли на самом деле войны,
достаточно похожие на Пелопонесскую войну, и действительно ли буду-
щие события будут похожи на события прошлого? И в определенном смыс-
ле можно сказать, что это не так. Мы знаем, например, довольно много
войн, которые для нас находятся в прошлом, а для Фукидида — в буду-
щем и которые настолько же сильно отличаются от Пелопонесской вой-
ны, как и похожи на нее. Ясно, что Фукидид ничего не мог знать относи-
тельно войн своего будущего. Однако у него должна была быть информа-
ция для сравнения, если понимать его буквально. В конце концов, война,
столь превосходно им описанная, находилась в будущем по отношению
ко многим войнам из прошлого Фукидида, и о некоторых из них он дол-
жен был знать. Если его война в точности похожа на эти другие войны,
то мы должны отвергнуть многие элементы его описания. Например, он
утверждает, что его война была «значительной». Однако он сообщает так-
же: «на основании проверенных и оказавшихся убедительными свиде-
тельств, я пришел к выводу, что все эти исторические события далекого
прошлого не представляли ничего значительного как в военном отноше-
нии, так и во всем остальном» б. Действительно, если его утверждение о
том, что его война «будет важной и наиболее достопримечательной из всех
бывших дотоле», имело какие-то основания, то следует предполагать, что
это были какие-то специфические особенности именно данной войны. Если
Глава П. Минимальная характеристика истории 29
будуЩее похоже на прошлое, то прошлое должно быть похоже на буду-
щее (отношение сходства является симметричным). Поэтому очевидно, что
Фукидид не имел права настаивать на беспрецедентности его войны и в
то же время утверждать, что все будущие войны будут на нее похожи. Ясно,
что все войны в каком-то смысле похожи одна на другую. Но тогда нам
достаточно лишь заглянуть в словарь, чтобы установить, в чем состоят
общие особенности событий, которые надлежит называть войнами. Нам
не нужно изучать историю. Тогда какое право — в важном когнитивном
смысле — имел Фукидид предполагать, что будущие войны будут похожи
на его войну, если прошлые войны не были на нее похожи? У него не мог-
ло быть никаких свидетельств в пользу этого, ибо имевшиеся у него дан-
ные категорически свидетельствовали против предположения о том, что
будущие войны будут похожи на его войну. Разве он не должен был пред-
положить, что как все прошлые войны отличались от его войны, так и
войны будущего будут от нее отличаться? Но если это единственный вы-
вод, к которому он вправе был прийти на основании имеющихся у него
свидетельств, его намерение написать «полезную» историю было бы по-
дорвано с самого начала. Или же ее польза заключалась бы совсем в ином,
а именно в демонстрации того, что знание прошлого совершенно беспо-
лезно для понимания будущего и тот, кто стремится постичь будущее,
может не тратить время на изучение истории. Но если прошлое не дает
ключей к пониманию будущего, то что же дает? Несомненно, что в каком-
то смысле — о чем говорят наши индуктивные процедуры — оно дает ключ.
Вопрос в том, имел ли здесь Фукидид право на индукцию?
Есть что-то в высшей степени искусственное в попытках применить логи-
ческий анализ такого рода к высказываниям Фукидида 1. Он явно выразил же-
лание написать полезную книгу и ясно высказал свои мысли о том, как она
может быть использована. Более конгениальной реконструкцией его методо-
логии могла бы быть следующая. Как и Платон в знаменитом разделе его «Рес-
публики», Фукидид мог бы воспользоваться приемом исследовать что-то че-
рез что-то другое, «написанное крупно» *. Идея заключалась в том, что если А
является увеличенной проекцией В, то структурные особенности, общие А и
В, легче изучать на А, чем на В. Предполагается, конечно, что А и В структурно
подобны, но такого рода предположения лежат и в основе нашего использова-
ния микроскопа, даже если «невооруженным глазом» мы не способны срав-
нить увеличенный образ х с самим х. Поэтому Фукидид мог чувствовать, что
изучаемая им война была столь значительной, что ее можно было рассматри-
вать как увеличенный образец вообще всякой войны и, изучая ее, он мог обна-
ружить такие структурные свойства, которые нелегко было разглядеть в более
!лких примерах. В конечном счете он настаивает на том, что именно раз-
Платон. Республика. 368d-e.
30 Артур Данто. Аналитическая философия истории
меры этой войны сделали ее «наиболее достопримечательной» по сравне-
нию с другими войнами. В таком случае его выбор может быть оправдан
точно так же, как выбор наиболее ясного примера из некоторой совокуп-
ности, другие члены которой проявляют изучаемые свойства менее ярко,
чем избранный пример. Его повествование должно было выявить особен-
ности типичных человеческих реакций на типичные ситуации, которые, как
он считает, повторяются вновь и вновь. Именно за это ценили его работу и
считали ее, как он и хотел, «достоянием навеки», ибо она есть нечто боль-
шее, чем простое описание того, что происходило между Афинами и Спар-
той в далеком прошлом.
Тогда мы можем сказать, что его утверждение о том, что будущее дол-
жно быть похоже на прошлое и что посредством тщательного описания
одного из ярких примеров войны он дал средство для понимания буду-
щих войн, по сути дела не было привязано к определенному времени. Го-
воря о будущем, он в общем-то не подразумевал время. Он имел такое же
право сказать, что дал ключ для понимания всех войн прошлого. Возмож-
но, однако, что он не считал это ценным достижением. Будучи человеком
практичным, Фукидид, несомненно, чувствовал, что для прошлого уже
ничто не может быть полезным (как заметил Ричард Тейлор, в отношении
прошлого мы все фаталисты) 8. Только с будущим мы можем что-то сде-
лать, и только в отношении будущего его работа могла бы принести ка-
кую-то пользу 9. Однако это несущественно для логики его рассуждений,
представленной в нашей интерпретации. Фактически он совершил пере-
ход от отдельного образца (пусть «хорошего» образца) к совокупности:
от происходящей войны — ко всем войнам, прошлым и будущим. Но вы-
ражение «прошлые и будущие» ничего не добавляет к выражению «все
войны». Поэтому утверждение Фукидида о будущем носит такой же ха-
рактер, как и утверждение любого из нас, опирающееся на обычную ин-
дукцию. Однако это утверждение нельзя считать утверждением о буду-
щем в большей мере, чем о прошлом. Это утверждение о совокупности, и
оно не зависит от информации о положении членов совокупности во вре-
мени — ни по отношении друг к другу, ни по отношению к человеку, осу-
ществляющему индукцию. Верно, конечно, что иногда наши философс-
кие сомнения относительно индукции выражаются в вопросе «Будет ли
будущее похоже на прошлое?». Однако в действительности индукция сим-
метрична относительно времени, направление времени в ней не учитыва-
ется. Мы легко могли бы перефразировать этот вопрос следующим обра-
зом: «Будет ли прошлое похоже на прошлое?» Иначе говоря, будет ли про-
шлое, предшествующее периоду, из которого взяты наши образцы, «по-
хоже» на более позднее прошлое? Все проблемы, связанные с будущими
примерами той совокупности, из которой мы выбрали свой пример, воз-
никают и в связи с предшествующими примерами. Например, у нас не боль-
Глава II. Минимальная характеристика истории 31
ше оснований предполагать, что впоследствии появятся такие же приме-
ры, как и предполагать, что такие примеры уже были. И существует как
возможность того, что избранный нами пример является последним, так и
возможность того, что он был первым. Юм однажды заметил, что суще-
ствует логическая возможность того, что однажды весь наш мир изменит-
ся таким образом, что ни один из наших общих законов не будет действо-
вать 10. Однако мы можем допустить, что такое уже случалось, и мир изме-
нялся так, как он мог измениться по предположению Юма. Очевидно, у меня
нет индуктивных оснований для исключения ни той, ни другой возможнос-
ти. Отсутствие таких оснований и призвана подчеркнуть та возможность, о
которой говорит Юм. Или, наоборот, у меня есть только индуктивные ос-
нования для исключения обеих возможностей, ибо каждая из них является
логически последовательной, а индуктивные основания здесь недостаточ-
ны. Предполагать их достаточность — значит уходить от вопроса.
Даже не говоря обо всех этих симметриях, мы можем заключить, что
индуктивные процессы как выводы от известных к неизвестным приме-
рам инвариантны относительно как прошлого, так и будущего. Тогда не-
явно предполагаемые в произведениях Фукидида идеи относительно того,
что человеческие мотивы всегда и везде остаются одинаковыми и что люди
предсказуемыми стандартными способами реагируют на стандартные си-
туации, не зависят от времени. Следовательно, его утверждения о буду-
щем по своему виду не отличаются от его утверждений о настоящем и про-
шлом. Сейчас я не касаюсь, конечно, вопроса о том, верны или ошибочны
были его конкретные выводы, я подчеркиваю лишь их независимость от
времени. Фукидид не вторгается в охарактеризованную мною философию
истории. Скорее он занимается социальной наукой, по крайней мере не-
явно, ибо стремится к тому, чтобы из его книги мы почерпнули какие-то
весьма общие факты относительно поведения отдельных лиц и групп лю-
дей в политическом контексте — факты, которые наиболее отчетливо вы-
ступают в описываемых им событиях. Тем не мецее, его работа сохранила
бы свою ценность даже в том случае, если бы эти факты не носили общего
характера, даже если бы греки и спартанцы значительно отличались от
тех людей, которые жили раньше или позже. В его книге мы действитель-
но находим свое отражение.
Успешность изложения Фукидида, по-видимому (по крайней мере с его
собственной точки зрения), был обусловлен тщательностью его описания
ого, что на самом деле произошло. Поэтому о Фукидиде мы по крайней
мере можем сказать, что он стремился дать истинное описание событий
зоего прошлого, некоторые из которых он наблюдал сам, а некоторые
юлюдали его современники, сообщения которых он тщательно прове-
рял. И это можно было бы сказать, даже если бы у него не было той не-
проявленной цели, которую я обсуждал выше. Допуская, что эта непрояв-
32 Артур Данто. Аналитическая философия истории
ленная цель могла оказать влияние на его отбор характерных черт войны,
мы можем все-таки считать независимыми два вида его деятельности и
выразить особенности его труда в дополнительных описаниях: «это — ис-
торическое сочинение» и «это — работа по социальной науке».
Я буду использовать прием Фукидида, состоящий в том, чтобы от хо-
рошо подобранного примера переходить к общему утверждению относи-
тельно целого класса, избрав его самого в качестве хорошего образца, пред-
ставляющего класс историков. Я могу сказать, что минимальная задача
историка состоит в том, чтобы дать истинное описание событий своего
прошлого. Я считаю это минимальной характеристикой деятельности ис-
торика, необходимым условием приписывания какому-то индивиду пре-
диката «быть историком». Я не утверждаю, что это достаточное условие,
ибо, как мы уже видели, такая характеристика входит также и в наш кри-
терий приписывания индивиду предиката «быть философом истории».
Быть может, мы сможем уточнить этот критерий, дабы провести различие
между историками и философами истории, указав, что в отличие от фило-
софов истории, историки пытаются давать истинные описания событий
своего прошлого, которые логически не предполагают истинных и зави-
сящих от времени описаний событий их будущего.
Я не утверждаю, что историк занимается только этим. Однако я буду
настаивать на том, что какую бы еще деятельность ни приписывали исто-
рикам, их успех в создании таких описаний является необходимой пред-
посылкой любой другой их деятельности. Так, например, можно сказать,
что историки стремятся объяснить события прошлого. Я не могу спорить
с этим. Я утверждаю лишь, что сначала нужно дать истинное описание
некоторого события, а уж потом объяснять его. Но что, если историк А
уже дал такое описание события, которое хочет объяснить индивид 5?
Назовем ли мы тогда В историком? Ответ состоит в том, что любое объяс-
нение данного события потребует ссылки на другое событие и пока у нас
нет его истинного описания, мы не достигнем успеха в объяснении перво-
го события. И мы не должны упустить из вида, что высказывание «Е2 про-
изошло благодаря £j», предполагаемое в качестве объяснения £2> по край-
ней мере, является истинным утверждением о некотором событии из про-
шлого какого-то историка. Аналогично обстоит дело в тех случаях, когда
говорят, что для объяснения некоторого прошлого события историк дол-
жен осуществить особый акт эмпатического отождествления себя с лица-
ми, участвовавшими в этом событии. У меня нет сомнений в том, что ис-
торики могут осуществлять и осуществляют такие акты. Однако их спо-
собность совершать это, безусловно, зависит от их предварительного удо-
стоверения в том, что такое событие существовало и существовали люди,
с которыми можно пытаться осуществить эмпатическое отождествление.
Тем не менее такого удостоверения нельзя достигнуть за счет эмпатичес-
Глава П. Минимальная характеристика истории 33
кого отождествления. Но здесь выявляется некоторый пробел в моей ха-
рактеристике. Можно было бы сказать, что человек не является событи-
ем, а моя характеристика имеет отношение только к событиям из прошло-
го историка. Поэтому я должен расширить свою характеристику: историк
высказывает истинные утверждения о прошлом, будь то события, люди
или вещи любого рода.
Это пока все, что я хотел бы сказать об историках. Я даже не хочу ут-
верждать, что они когда-либо добиваются успеха в своей деятельности, а
говорю лишь о том, что они пытаются делать. Безусловно, это самое безо-
бидное, что можно сказать об историках. Возможно, это мало что проясня-
ет, по крайней мере, до тех пор, пока мы не уточним, утверждения какого
вида они пытаются высказывать (истинные утверждения в этом смысле не
являются особым видом утверждений). Точно так же мы можем сказать, что
философ истории пытается высказывать утверждения определенного рода
о будущем. Однако я хочу сказать здесь, что представитель субстантивной
философии истории пытается высказывать о будущем утверждения того же
рода, которые историк пытается высказывать о прошлом. Поэтому наш
образ представителя субстантивной философии истории будет приобретать
все более четкий вид по мере того, как будет уточняться наш образ самого
историка. И в конце концов, как я надеюсь, мы увидим, почему относитель-
но будущего нельзя высказывать утверждений такого рода, которые допу-
стимо высказывать относительно прошлого.
Между прочим, есть причина для того, чтобы ограничиться столь общей и
неконкретной характеристикой намерений историка. Эта причина заключает-
ся в следующем. Иногда утверждают, что в общем и целом мы не способны
достигнуть успеха в высказывании истинных предложений о прошлом. Но
если стремления историков в общем неосуществимы, немногое можно по-
лучить посредством какого-либо дальнейшего описания этих стремлений.
Если единорогов не существует, бесполезно выяснять относительно них
какие-то подробности, например, свирепые они или кроткие. Поэтому я
обращаюсь к возражениям, которые можно высказать против нашей спо-
собности делать истинные утверждения о нашем прошлом.
34 Артур Данто. Аналитическая философия истории
Глава III