Analytical Philosophy of History
by Arthur C. Danto
Associate Professor of Philosophy
Columbia University
им. _•;
..v-ifsJU
Cambridge at the University Press, 1965
.
Артур С. Данто
Аналитическая философия
Истории
Перевод с английского
ч.^з UiOiMMiqi'd'U» f. .' '" А. Л. Никифорова и О. В. Гг "
Под редакцией
Л. Б. Макеевой
' '.'..•!,-< ••'*.:•-. П
>:.'" кяа\Л
;/; н "'•,-" -' . • •
,
V
•
•
•
Идея-Пресс, Москва, 2002
Содержание
Предисловие 7
Глава I
Субстантивная и аналитическая философия истории 11
Глава II
Минимальная характеристика истории 25
Глава III
Три возражения против возможности исторического знания 34
' _ --,
Глава IV
Верификация, верифицируемость и предложения,
имеющие форму времени
'-,:*. -.
Глава V
.41
Язык времени и темпоральный скептицизм 68
Глава VI
Свидетельства и исторический релятивизм 90
: . - .
Глава VII
История и хроника 110 1
Глава VIII
Нарративные предложения 139
Глава IX
Будущие и прошлые случайности 176
Глава X
Историческое объяснение: роль повествований 194
Глава XI
Историческое объяснение: роль повествований 221
Глава XII
Методологический индивидуализм и методологический
социализм 243
Примечания 267
УДК 1/14
ББК87.3
Д17
Издание выпущено при поддержке
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) — Россия
в рамках мегапроекта "Пушкинская библиотека"
This edition is published
with the support of the Open Society Institute
within the framework of "Pushkm Library" megaproject
Редакционный совет серии "Университетская библиотека":
Н.С. Автономова, Т.А. Алексеева, М.Л. Андреев, В.И. Бахмин,
М.А. Веденяпина, Е.Ю. Гениева, Ю.А. Кимилев, А.Я. Ливергант,
Б.Г. Капустин, Ф. Пинтер, А.В. Полетаев, И.М. Савельева,
Л.П. Репина, A.M. Руткевич, А.Ф. Филиппов
"University Library" Editorial Council:
Natalia Avtonomova, Tatiana Alekseeva, Michail Andreev,
Vaycheslav Bakhmin, Maria Vedeniapina, Ekaterina Genieva,
Yuri Kimelev, Alexander Livergant, Boris Kapustin,
Francis Pinter, Andrei Poletayev, Irina Savelieva,
Lorina Repina, Alexei Rutkevich, Alexander Filippov
Выражаем благодарность
за информационную помощь в подготовке издания Американскому центру
(г. Москва, ул. Николоямская, д. I)
Д17 Данто, Артур
Аналитическая философия истории. Перевод с англ. А. Л. Ни-
кифорова, О. В. Гавришиной — М: Идея-Пресс, 2002. — 292 с.
Данто полагает, что задача философии не в том, чтобы размышлять
или говорить о мире, а, скорее, в том, чтобы анализировать способы раз-
мышлений и высказываний о мире. Его книга — первый на русском язы-
ке анализ исторического мышления и языка, открывающий структуру
самой истории.
ББК87.3
ISBN5-7333-0050-7 © Перевод с англ. А. Л. Никифорова
(предисл., гл. 1—6, 9—10, 12), 2001;
О. В. Гавришиной (гл. 7—8, 11), 2001
© Научная редакция Л. Б. Макеевой, 2001
© Художественное оформление Идея-Пресс, 2001
© Идея-Пресс, 2002
, Предисловие
•
. •
.
*
•
i "
.
•
-
;
'
•
.М -
.
'
•
.
/•
• .
- .
•
Иногда утверждают, что задача философии заключается не в
том, чтобы размышлять или говорить о мире, а скорее в том, чтобы
анализировать способы размышлений и высказываний о мире. Посколь-
ку, однако, у нас нет иного доступа к миру, кроме как через посред-
ство мышления и языка, постольку, даже ограничиваясь рассмотре-
нием последних, мы едва ли избежим каких-либо утверждений о са-
мом мире. Философский анализ наших способов размышлений и выс-
казываний о мире становится, в конце концов, общим описанием того,
каким мы обязына представлять мир при существующих способах
мышления и языка. Короче говоря, систематически применяемый ана-
лиз приводит к дескриптивной метафизике.
Нельзя переоценить то, в какой степени наши обыденные спосо-
бы мышления о мире являются историческими *. Это проявляется,
помимо всего прочего, в огромном количестве терминов нашего язы-
ка, правильное применение которых даже к современным объектам
предполагает исторический образ мышления. Если бы когда-нибудь
появился народ, действительно мыслящий неисторично, мы узнали бы
об этом благодаря тому, что общение с ним было бы затруднено,
ибо обширные области нашего языка нельзя было бы перевести на его
язык. Попытка мыслить неисторично потребовала бы от нас, по край-
ней мере, ограничить язык, ибо мы вынуждены были бы обходиться
лишь фрагментом нашей обычной лексики и грамматики. В самом
деле, в своих описаниях нам пришлось бы ограничиваться лишь теми
предикатами, которые удовлетворяют эмпирическим критериям ос-
мысленности. Эмпирики, признавшие осмысленным только такой ог-
раниченный словарь, столкнулись с проблемами в связи с историей,
что вполне естественно, если учесть предлагаемые ими критерии.
Достоинство эмпиризма заключается в его строгости. Лишь решая
поставленные им проблемы, мы начинаем открывать неясные конту-
Слово «исторический» здесь и далее означает лишь одно: «относящийся к истории», «свя-
занный с прошлым». — Прим, перев.
ры исторического мышления и благодаря этому — структуру самой
истории. В этой книге предпринят анализ исторического мышления
и языка, представленный в виде цепочки аргументов и разъяснений,
выводы из которых образуют дескриптивную метафизику истори-
ческого существования.
Для предварительных замечаний сказанного достаточно, и сказа-
но все это лишь для того, чтобы как-то разъяснить название книги и
то, в каком духе она написана. В конце концов, я, как это ни странно,
считаю, что философии есть что сказать, что средством для этого
служит «анализ», который я истолковываю эклектически (в том
смысле, который придали этому термину художники Болонской шко-
лы), и что дистанция от Кембриджа до Сен-Жермен-дю-Пре не столь
велика, как кажется.
Большая часть этой книги была написана в течение годового от-
пуска, предоставленного мне Колумбийским университетом, и под-
держана стипендией Американского совета научных обществ. Я бла-
годарен этим учреждениям за их существенную помощь и поддерж-
ку. Моим более ранним исследованиям способствовали две летние суб-
сидии, полученные от Колумбийского совета по исследованиям в об-
ласти социальных наук. Два раздела книги, а именно главами VIII и
XII, впервые были опубликованы в виде статей в журналах «History
and Theory» и «Filosofia» (Турин; 4-й Международный выпуск, но-
ябрь 1962), и я благодарен издателям этих журналов за разрешение
использовать этот материал еще раз.
Есть три человека, перед которыми я нахожусь в интеллекту-
альном долгу. Первым из них является проф. Уильям Боссенбрук, чьи
лекции по истории в университете Уэйна пробудили у меня и целого
поколения студентов интерес к миру разума. Его лекции были самы-
ми интересными из тех, которые я когда-либо слышал, и в результа-
те я посвятил свою жизнь изучению истории. Второй — это проф.
Эрнст Нагель, работы которого по философии науки, в частности
по проблеме редукции, являются образцовым философским достиже-
нием. Мне были полезны его пример и его поддержка. Третьим явля-
ется мой близкий друг и коллега проф. Сидней Моргенбессер, человек
живой, остроумный, обладающий необычайной философской прони-
цательностью. Его преданность высшим стандартам философской
честности производит глубокое впечатление на всех, кто с ним зна-
ком. Эти три человека оказали влияние на мою книгу.
Мои размышления были стимулированы и многими другими людь-
ми, порой даже независимо от них самих. Когда они прочтут эту
книгу, они встретят отдельные фразы или мысли, которые я извлек
из разговоров с ними и вставил в книгу, как кусочки мозаики в панно.
Вдобавок, я чувствую себя в особом долгу перед Юстасом Бачлерам,
Робертом Каммингом, Джеймсом Гутманом, Джудит Джарвис
Томсон и Джоном Германом Рэндаллом, каждому из которых я чрез-
вычайно благодарен. Мои дочери, Элизабет и Джейн, снабжали меня
примерами исторических объяснений, некоторые из которых приго-
дились мне при рассмотрении этой сложной темы.
Если этому сочинению присущи какая-либо ясность и литератур-
ный блеск, то этим я обязан моей жене Ширли Данто, чьим безоши-
бочным литературным вкусом и точностью суждений я руководство-
вался, работая над книгой. Там, где текст неясен, это обусловлено
тем, что я или не посоветовался с ней, или не послушался ее совета.
Но в любом случае я перед ней в неоплатном долгу.
Нью-Йорк, 1964
А.К.Д.
Глава I, Аналитическая и субстантивная философия истории И
•
•
'
,
.
-
Глава I ..
.
•