Но откуда появились основы того знания, которое все великие духовные Учители мира передавали своим наиболее подготовленным ученикам?
Е. П. Блаватская в «Тайной Доктрине» убедительно показывает, что эзотерическое знание досталось нам от ушедших цивилизаций прежних эпох, Лемурии и Атлантиды, в существование которых большая часть ученых не верит. Знания этих древнейших цивилизаций были унаследованы Востоком, и в итоге на Востоке – уже во времена нашей цивилизации – возникла единая эзотерическая традиция, называемая Гупта-Видьей, или Йога Видьей(Видья – «Высшая мудрость, высшее знание»). Именно к этой традиции принадлежит, как писала Блаватская, полученное ею учение теософии.
Один из индийских учеников Махатм, бывший членом Теософского общества, брамин Субба Poy, также писал о том, что в архаичные времена в Индии и Тибете существовала единая эзотерическая традиция: «Мы еще имеем путеводную нить, чтобы понимать учение наших древних риши[19]и доктрины всех других систем философии, которые возникли от Древней Религии Мудрости»[20].
Наконец, прежний руководитель Шамбалы (позднее таковым стал Махатма Мория), Маха-Чохан, упоминал в своем послании теософам о том, что в основе всех религий лежит одно и то же философско-эзотерическое знание, с течением веков затемненное неизбежной – в рамках религий – догматизацией: «Будучи освобожденными от мертвого груза догматических интерпретаций, персональных имен, антропоморфических концепций и оплачиваемых священников, фундаментальные доктрины всех религий окажутся идентичными в своих эзотерических основах. Озирис, Кришна, Будда, Христос окажутся просто различными именами для одного и того же величественного пути к окончательному блаженству: Нирване»[21].
Махатма Кут-Хуми в письмах своему последователю, британскому журналисту Синнетту, высказывал ту же самую идею о внутреннем единстве всех основных философских доктрин древности, в основе которых лежит единое для всего мира эзотерическое знание:
«Египетский иерофант, халдейский маг, Архат и риши в дни седой древности были вынуждены продвигаться тем же путем открытий и в конечном счете пришли к одной и той же цели, хотя и различными путями. В нынешнее время даже существуют три центра духовного Братства, географически весьма отдаленные друг от друга и так же далекие друг от друга экзотерически, но истинная эзотерическая доктрина у них одинакова, хотя различается в терминологии»[22].
Письма Махатм
Так что настоящая эзотерика – отнюдь не какая-то бесовщина, каковой ее кое-кто хочет ныне изобразить, а великое философское знание древности, послужившее основанием в том числе и для возникновения на этой основе различных религий. Эзотерическая философия ни в чем не противоречит учению Христа! Между прочим, Христа некоторые ревнители прежней религии тоже подозревали в том, что Он творит чудеса «силою бесовскою». Аналогичных подозрений удостаиваются в наше время учения теософии и Агни Йоги, содержащие в себе те же моральные заповеди и те же знания, которые есть и в христианстве. Как писала Е.И. Рерих: «Истинно, Учение Жизни не отвергает ни одного учения, до него бывшего, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений»[23].
Тем более что все религии и философские учения древности имели одну цель: изложить основы единого для всего мира знания о человеке и мироздании тем языком, который в их времена был более понятен людям, и при этом напомнить им о том, что неотъемлемым элементом этого знания являются нравственные принципы, несоблюдение которых порождает в мире все зло и несчастья.
В этом отношении учения теософии и Агни Йоги являются последними, т.е. наиболее близкими к нам, ветвями Сокровенного Знания, пришедшего в нашу эпоху из незапамятной древности. Как сказано об этом в записях Б. Н. Абрамова[24]:
«Во все времена сущность Сокровенного Учения Жизни одна. Учение одно и едино, но формы выражения его разны. Духовная сущность Провозвестника накладывает на эти внешние формы яркую печать своей
Индивидуальности и тем придает им особую красоту и ценность, делая Учение доступным людям, находящимся на той или иной ступени Великой Лестницы Жизни, к характеру которой и приурочивается даваемое Учение»[25].
Грани Агни Йоги.
Теософия и Агни Йога, или Живая Этика, были даны миру не только для того, чтобы уже на языке современности, на языке научных и философских понятий, изложить людям основы единого знания древности. Эти учения имели и сугубо практическую цель – помочь людям пережить самый сложный для них за всю историю цивилизации момент смены космических эпох, названный в Библии Апокалипсисом.
Относительно будущего, которое нас ждет, в «Гранях Агни Йоги» говорится:
«Считаем, что никакие потуги противодействовать наступлению Огненной Эры не увенчаются конечным успехом. Не может человеческая злая воля преодолеть Законы Эволюции. Атлантида – хороший пример для тех, кто в этом еще не уверен. Знание мощи Космических Законов лежало в основании уверенности в своей правоте Тех, Кто Вел человечество за собою. Также и многие древние пророчества о будущем планеты базировались на этом же Знании. Основы Бытия – непреложны и не зависят от того, знают о них люди или не знают, равно как и великие Космические Законы (…)»[26].
Грани Агни Йоги.
Судя по этой цитате, авторам эзотерических учений известны природные законы, управляющие наступлением на Земле апокалиптических событий? И знание тех же законов лежит в основе древних пророчеств о будущем… Что ж, тем интереснее понять действие этих законов и узнать, что нас ожидает!
Но все-таки вопрос, который мы задали в начале этой главы, по-прежнему остается для нас актуальным: а можно ли верить тому, что говорит о будущем эзотерическая философия? Ответить на тот вопрос мы сможем, лишь оценив ее утверждения и взгляды.