Деловая игра «я – историк философии»
Студенты делятся на несколько групп (5). Каждая команда должна придумать название и выбрать своего ведущего мыслителя. Преподаватель оценивает работу ведущего мыслителя, который, в свою очередь, оценивает участников своей команды. За правильный ответ команда получает орден философа эпохи.
I станция «ПОНЯТИЙНАЯ»
Равнозначны ли понятия?
1) Философия и филология
2) Быт и бытие
3) Диалектика и метафизика
4) Материализм и марксизм
5) Агностицизм и идеализм
6) Гносеология и эпистемология
7) Сознание и мышление
8) Язык и речь
9) Деизм, теизм и атеизм
10) Сенсуализм и эмпиризм
II станция «АНТИЧНАЯ»
Античность – самая древняя эпоха, но ее обязательно нужно знать, потому что в античности корень философии.
Назовите философа или школу по системе философских взглядов.
1) Он занимался философией, астрономией, геометрией. Он был купцом и использовал торговые поездки для контактов с мудрецами других стран; он прославился изобретением гидравлических часов, постройкой мостов, созданием военной техники, открытием простого способа измерения высоты египетских пирамид. Определил продолжительность года, разделив его на 12 месяцев по 30 дней. Открыл Полярную звезду и предсказал затмение Солнца в 585 г. до н. э. Первоначалом всего сущего считал воду. Вода как первооснова мира в сгущенном состоянии создает твердые тела, а в более разреженном – жидкости и газы. Сама Земля представляет из себя плоский диск, который плавает на поверхности безграничного водного пространства.
2) Отказался от царского престола в пользу брата и стал известным философом. Он считал первоначалом всего сущего огонь и выдвинул принцип творческого отрицания: огонь живет смертью воздуха, земля живет смертью огня. По его мнению, «все течет, все изменяется» и «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Наш мир находится в постоянном движении и развивается благодаря борьбе противоположностей. Но вместе с тем, все сущее подчиняется Логосу – Мировому Разуму. Кроме того, он признавал относительность всего существующего: «Самая красивая из обезьян безобразна по сравнению с человеком».
3) Его главные идеи связаны с признанием единства и неподвижности истинно сущего бытия. Бытие – это весь существующий мир. Философ утверждал, что «бытие есть, а небытия нет». Только единое, всеобъемлющее и неподвижное шарообразное бытие существует «по истине». Ему некуда двигаться, поскольку все пространство и так уже заполнено веществом. Поэтому любое видимое движение – это некая иллюзия, что-то кажущееся, оно происходит не в «бытии согласно истине», а в «бытии согласно мнению». Истинное бытие – «бытие согласно истине» – вечно, неподвижно и неизменно. «Бытие согласно мнению» – это не мир сам по себе, а субъективное представление человека о мире, искажающее действительность.
4) Они создали этическую концепцию, которая отражала протест бесправной части общества против власти и богатства. Суть этого протеста состояла и постоянной демонстрации своей свободы от сложившихся в обществе моральных норм, обычаев и правил поведения. Человеку нужен возврат к природе, к существованию в естественных условиях, без культуры, вне стеснительных рамок общества. Нужен уклад жизни простого, примитивного существа с ограниченными потребностями. Основоположник этого направления воплотил свои идеи в жизнь, живя не в доме, а в бочке.
5) Сторонники этой школы видели наслаждение естественной целью всех живых существ. Каждое существо ищет удовольствия и избегает страданий. Но при этом они заключали: «Когда мы говорим, что наслаждение есть цель, мы говорим не о наслаждениях распутников и не о вкусовых удовольствиях, как полагают некоторые несведущие, инакомыслящие или дурно к нам расположенные. Наша цель – не страдать телом и не смущаться душой. И не беспрерывные пиршества и пляски, не наслаждения юношами и женщинами, или же рыбою и всем, что дает роскошный стол, – не они рождают сладостную жизнь. Ее рождает рассудок».
Верю – не верю»
Все мы в детстве играли в игру «Верю – не верю», и нам надо было подтвердить, правду ли нам говорят, то есть подтвердить или опровергнуть.
Задание: подтвердите или опровергните следующие суждения.
Правда ли, что …
1) … Демокрит считал, что все состоит из атомов, которые делятся на протоны, нейтроны, электроны. Атомы движутся без закономерности, хаотично, что освобождает место случайности. Они могут различаться по форме, величине, порядку, положению. Душа также состоит из атомов.
2) … Аристотелю принадлежат такие мысли: мир делится на истинный, вечный, неизменный, первичный «мир идей» – эйдосов и преходящий, неистинный, изменчивый «мир вещей». Душа человека до соединения с материальным телом летала в мире идей и «все знала». Когда она соединилась с телом, душа «все забыл» и в течение жизни только припоминает то, что знала.
3) … Платон считал, что идеальную сущность вещи нельзя отделить от материального тела. Важны не общие понятия – идеи, а индивидуумы, конкретные вещи. Все материальные тела представляют собой соединение пассивной материи и активной формы.
4) … Идеал скептиков – мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, не зависящий от внешних обстоятельств. Он действует в согласии природными законами, добровольно и бесстрашно подчиняется воле судьбы, необходимости, року. Противостоять судьбе бессмысленно и тщетно. Покорность же перед судьбой переходит во внутреннюю свободу человека, мысли и действия которого перестает сковывать страх за свою жизнь и благополучие.
5) … Платон путешествовал в Египте, Италии и в Сиракузах безуспешно желал воплотить в жизнь свою теорию идеального государства, за что был продан в рабство, но затем выкуплен своим учеником.
«Вопрос на засыпку»
Общеизвестно, что в Афинах казнили единственного философа – Сократа. Он добивался своей смерти настойчивее, чем судьи. В этом и заключено самое трудное для понимания. Как вы объясните поступок Сократа?
III станция «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»
Задание «Снежный ком»: ваша задача охарактеризовать философию эпохи средневековья. Каждая команда называет черту или факт данного периода по очереди. Команда, которая не дает ответа, выбывает из снежного кома и не получает ордена.
IV станция «НОВОЕ ВРЕМЯ»
Викторина по XVII веку
1) Какому философскому направлению принадлежит высказывание «В начале была мысль»?
2) Кто сказал «Знание – сила», «Мыслю, следовательно, существую»?
3) Продолжите фразу «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в …»
4) Какое направление характеризует высказывание «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума»?
5) Назовите плюралистическую модель мира XVII века.
6) Назовите представителей рационализма.
7) Пантеизм – это …
8) Какой универсальный метод познания предложил Френсис Бэкон?
9) Кто из эмпириков XVII века отрицал врожденные идеи и считал сознание новорожденного «чистой доской»?
10) Назовите агностиков XVII века.
2. Задание «Теоретическое»: изложите систему взглядов философов КНФ.
1 группа: теория познания Канта
2 группа: этика Канта
3 группа: диалектика Гегеля
4 группа: объективный идеализм Гегеля
5 группа: Людвиг Фейербах.
Задание для самых внимательных и любознательных»
1) Видным представителем иррационализма являлся немецкий философ …. Его ведущая работа …. Он опирается на индийскую философию, учения Платона и Канта. Универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой является …. . ….он понимает как «абсолютно свободное хотение, неконтролируемое разумом, не имеющее ни причин, ни оснований».
Его позиция по отношению к жизни – … . «Жизнь нашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание», «Всякая жизнь – страдание». Человек должен изжить волю к жизни, ибо нет желания – нет воли, нет представлений – нет мира. Философ предлагает в качестве выхода – …. .
2) Родоначальник философии жизни – … . Важной в его творчестве является его идея о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, свои движущие силы, свое поведение.
Основные элементы его мировоззрения: идея …, «вечного возвращения», «переоценки …», «сверхчеловека». Для него основа мира – не бытие, а …. Сущность жизни – это …, т.е. некая сила, стремящаяся к господству – как внутри человека, так и в обществе.
… ценности разлагают человеческую природу. Много в его творчестве занимает исследование христианства. Он … оценивал христианство.
3) Основателем позитивизма является французский мыслитель….Он сформулировал «закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий». Согласно этому закону человеческое познание прошло три ступени развития:
1) теологическую (религиозную);
2) метафизическую, или отрицательно разумную;
3) ….
Философия должна опираться на достоверное … знание, она должна исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущность, освободиться от оценочного аспекта. Таким образом, позитивистский стиль мышления состоит в сознательном отказе от постановки и решения … проблем, в попытке ограничить философию и другие науки решением частных, сиюминутных задач, возникающих в практической деятельности человека. Наука должна основываться на наблюдениях и выполнять …., а не объяснительную функции.
Конт считал, что в обществе существуют 4 класса: 1)представители научного, философского и эстетического видов деятельности; 2) предприниматели, банкиры, торговцы; 3) земледельцы и 4) рабочие. Классовая борьба … социальному организму.
4) Родоначальником философии диалектического материализма по праву считают … Именно по этому диалектический материализм называют … философией. Предпосылками ее возникновения были: 1) … революция в Европе, означавшая переход от ручного к машинному труду 2) появление такого класса, как …; 3) идеи немецкой классической философии, особенно …; 4) открытия в области естественных наук: эволюционная теория Ч. Дарвина, учение о клеточном строении и ….
С этой точки зрения, … людей определяет их …, то есть материалистический принцип был перенесен на общество и историю.
5) Основателем психоанализа является ….
Структура человеческой психики была представлена в виде 3 слоев: …. Скрытые представления и влечения, вытесненные из сознания идеи, либидо включены в … .
Цензуру желаний осуществляет … – отпечаток внешнего мира – надстраивается над бессознательным, выступает посредником между бессознательным и внешним миром. Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу …, а деятельность сознательного – принципу ….
Бессознательные желания проявляются в поведении и сознании человека в ….
Вытесненные в бессознательное запрещенные желания подвергаются …– преобразованию в другие разрешенные типы деятельности. Она является источником творчества. В произведениях искусства каждый автор идентифицирует себя с героем и рисует либо исполнение своих бессознательных желаний, либо их трагическое столкновение с силами социального запрета.
Одна из важнейших категорий психоанализа – … – обозначает эротическое бессознательное влечение к родителю противоположного пола и агрессивное чувство к родителю собственного пола.
5 станция «СОВРЕМЕННОСТЬ» (XX–XXI вв.)
Задание «Ты мне, я тебе».
Команды задают вопросы друг к другу.
Модуль 3
Онтология
Проблема бытия
План лекционного занятия
1.Проблема бытия и небытия в философии.
2.Бытие и его всеобщие формы. Уровни бытия. Идеальное и материальное бытие.
3.Материя, ее атрибуты и формы движения. Материя и природа.
4.Пространство и время как философские категории.
Основные понятия
Бытие, антропология, дуализм, идеализм, логика, материализм, объективный мир, материя, пространство, время, движение, развитие, сознание, бессознательное, антропоцентризм, апологетика, креационизм, пантеизм, патристика, провиденциализм, реализм, секуляризация, субстанция, схоластика, теоцентризм, абсолют, абсолютная идея, абсолютный дух, деизм, субъективный дух, панлогизм, волюнтаризм, атеизм, архэ, модусы, монада, монизм, детерминизм, имманентный, трансцендентный, категория.
Краткие сведения
Для философии, как особого рода формы познания, объектом является окружающий мир и человек в нем как нечто единое. Философия исходит из того, что существование, т.е. способность быть, – это важнейшая характеристика любого предмета, события или явления. Вот почему понятие бытия является одним из самых древних и содержательных во всей истории философии. Проблема бытия рассматривается в разделе философии, который называется онтологией.
Онтология – учение о бытии. Впервые термин встречается в «Философском лексиконе» (1613) немецкого философа Рудольфа Гоклениуса. Для осмысления онтологических вопросов философия применяет особые формы мышления – категории. Это предельно широкие понятия, например, бытие и небытие, качество и количество, сущность и явление, возможность и действительность, необходимость и случайность, единое и многое, целое и часть, движение и покой. Центральной категорией онтологии является бытие.
В философии первую попытку определить бытие и небытие предпринял Парменид Элейский. Он считал, что характерной чертой бытия является его неподвижность и неизменность, оно не обладает признаками рождения и уничтожения. Парменид полагал, что небытия нет, т.к. небытие – это пустота, пустое пространство. Значит, если нет небытия, то нет и пустого пространства, все заполнено веществом. Вывод: если весь мир, все пространство заполнено веществом, то не существует никакого множества вещей, т.к. между вещами нет пустых промежутков, которые отделяли бы одну вещь от другой. Демокрит отождествил небытие с пустотой для того, чтобы сделать движение мыслимым.
Платон выделил два рода бытия – материальное (вещественное) и идеальное (духовное). Мир идей, по Платону, – это подлинное бытие, вечное и неизменное. А мир вещей – неподлинное бытие, поскольку этот мир преходящ и смертен. Мир вещей является лишь бледной тенью мира идей.
Представитель неоплатонизма Плотин учил, что высшей формой бытия является Единое – некая первосущность, источник, из которого все проистекает.
В средние века господствовало религиозное мировоззрение, и бытие рассматривалось как сотворенная Богом реальность. В философии доказывалось бытие Бога как Творца, источника мироздания. Считалось, что Бог – это начало, середина и завершение всего сущего, совершеннейшая реальность (Фома Аквинский, Августин Блаженный и др.).
С эпохи Возрождения (XV–XVI вв.) начинается быстрое развитие естественных наук (математика, механика, астрономия). Бытие стало рассматриваться преимущественно как физическая реальность. Считалось, что в своей действительности бытие – это прежде всего природа как объект естествознания и практической деятельности человека. В это время было широко распространено убеждение в том, что в природе растворено божественное начало, некая «мировая душа». (Ф. И. Тютчев: «...Природа: / Не слепок, не бездушный лик, / В ней есть душа, в ней есть свобода...».)
КНФ соединила в себе борьбу двух направлений и подходов в трактовке бытия – идеалистического и материалистического. Так, Гегель подлинным бытием считал «абсолютную идею» как основу всего сущего. Природный и социальный миры, включая и человека, – это инобытие, порождение этой идеи. Напротив, Л. Фейербах сводил бытие к природе, уникальным творением которой он считал человека.
В марксистской философии учение о бытии продолжило традиции философского материализма и естественных наук. Ф.Энгельс развивал учение о материи, ее свойствах и формах существования, законах материального мира.
Русская религиозная философия при исследовании бытия активно использовала основные положения христианства, идеи Платона и Гегеля. Подчеркивалось, что бытие духовно, а сам Дух воспринимался как свободная энергия, данная от Бога и прорывающаяся в природный и социальный мир (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев и др.). Человек рассматривался как маленькая точка на пересечении материального и духовного, земного и божественного начал бытии. Напротив, в русском философском материализме (М. Ломоносов, H. Чернышевский, И. Мечников и др.) бытие трактовалось по-иному – как нечто объективное, чувственно-воспринимаемое, объект науки и практической деятельности.
Современная философия большое внимание уделяет бытию человека в окружающем мире. Она пытается постигнуть внутренний мир человека, существующего в противоречивых, нередко конфликтных отношениях с социальной действительностью. XX век сделал существование человека очень хрупким, драматичным и неопределенным.
История философской мысли показывает, что подавляющее большинство философов считают реально существующими и окружающий мир, и самого человека
БЫТИЕ – это философское понятие, которое указывает на реальное существование объекта как основное его свойство.
Напротив, отсутствие признаков бытия обозначается понятиями «небытие» («ничто», «пустота», «смерть).
Как видим, в истории философии существуют различные подходы к пониманию бытия. Так, для философского материализма («линия Демокрита») на первом плане находится бытие материи как исходный и основной объект познания и практики. В философском идеализме («линия Платона») на первый план всегда выдвигается бытие духа в различных его проявлениях (мировой дух, формы индивидуального и общественного сознания). Как мировоззрение философский идеализм (в некоторых его формах) имеет много общего с религией, поскольку предполагает наличие сверхъестественного (неземного) начала всего сущего (в религии таким началом выступает Бог).
2. Определив понятие, назовем теперь и кратко охарактеризуем основные формы проявления бытия, образующие реальный мир. Можно сказать, что бытие предполагает две основные реальности – «мир внешний» (космос, природа, общество) и «мир внутренний» (душа, сознание человека). Эти два рода бытия обозначаются в философии и такими понятиями, как материальное и идеальное.
1) Бытие природы (живой и неживой)
Природа включает в себя область неорганического мира (микро-, макро- и мегамир) и область органического (живого) мира.
В ходе преобразования природной среды человек своим трудом сумел создать «вторую природу» – мир искусственных вещей, процессов и отношений, или культуру.
2) Бытие человека.
3) Бытие общества (общественное бытие).
4) Бытие духовного. Духовное начало представляет собой чувства и идеи, эмоции и образы, понятия и представления – все то, что в философии обозначается понятием «сознание». Бытие духовного включает в себя и бессознательное, воспринимавшееся З.Фрейдом как «темная» сторона человеческой психики. Духовное – это также и общественное сознание в различных формах своего проявления (религиозное, нравственное, художественное, политическое и т.д.).
В XX веке на волне достижений научно-технического прогресса появились новые формы бытия. Это, например, виртуальная реальность («киберпространство»), которая создается с помощью компьютерных систем и является важнейшим компонентом современных информационных технологий.
Формы бытия активно взаимодействуют и проникают друг в друга. В этом смысле человек, как некий «перекресток» мироздания, является своеобразным символом единства мира и тесного взаимодействия различных его сфер, их взаимодополнения. Вот почему он не случайно был назван в философии «малой Вселенной».
При осмыслении проблем бытия философия применяет также понятие «субстанция». Под ней принято понимать некую основу всего мироздания, предельное основание бытия. Субстанция не нуждается ни в чем другом для своего существования.
Философские учения, которые исходят из признания одной и единственной субстанции, называют монизмом (материализм, идеализм).
Противоположностью монизму является дуализм, который исходит из признания двух начал мира, – материального и духовного, как якобы равноправных. Его основателем был французский философ Р.Декарт, который выделял две субстанции – Бога и материю. Проявлениями дуализма были пантеизм и деизм.
Плюрализм исходит из идеи множественности субстанций как основ мироздания (монадология, атомизм). Субстанция может рассматриваться как нечто неизменное (в метафизической философии) или же изменчивое, развивающееся начало бытия (в диалектической философии).
3. Первые, наглядно-чувственные представления о материи появились в древней философии в связи с попытками найти некую первооснову мира в виде конкретного вещества. Так, для Фалеса такой основой выступала вода, для Гераклита – огонь, для Демокрита – атомы. Начиная с Демокрита, берет свое начало атомистическое представление о материи, которое впоследствии развивали многие философы и ученые (К. Гельвеций, И.Ньютон, Ломоносов и др.). Эмпедокл одновременно выделял четыре стихии – воду, землю, воздух и огонь.
Понятие «материя» впервые появилось в работах Аристотеля. Он понимал под ней бесформенную и пассивную массу, которая потенциально содержит в себе любые вещи. Материя – это как бы возможное бытие, а все конкретные вещи возникают под воздействием некоей творческой энергии («формы»).
В философии средних веков считалось, что материальный мир был сотворен за шесть дней из ничего актом доброй воли всемогущего Творца – креационизм.
В эпоху Возрождения и Нового времени материя стала рассматриваться как совокупность физических тел и процессов. Большую роль в познании материального мира сыграл Ньютон, который сформулировал законы классической механики. Н.Коперник создал гелиоцентрическую картину мира, которая радикальным образом изменила существовавшие до сих пор представления о Вселенной. Во французском материализме XVIII пека (Ламетри, Дидро и др.) подчеркивалось, что материя существует вечно. Она является колоссальной мастерской, которая снабжена всеми необходимыми инструментами и материалами для работы человека. Сам же человек – это деятель, активный и умелый работник в этой мастерской.
На рубеже XIX–XX веков в естественных науках произошел ряд крупных открытий, на основе которых наступила ломка ранее сложившихся классических представлений о материальном мире, который воспринимался как некое вместилище тел, существующих в абсолютном (неизменном) пространстве и времени. Ранее, в середине XIX века, сформировалась теория Дарвина, в которой была раскрыта органическая взаимосвязь в растительном и животном мирах. В 1869 г. русский ученый Менделеев создал периодическую систему химических элементов. Были открыты химический элемент радий (В.Рентген) и электрон, явление искусственной радиоактивности (Беккерель). В 1905-1916 гг. Эйнштейн разработал специальную и общую теорию относительности.
В результате была подорвана господствовавшая прежде механистическая картина мира. Было убедительно показано, что мир не только един, но бесконечен и разнообразен в своих формах, свойствах и проявлениях. Тем самым горизонт знаний о материи резко раздвинулся и был дополнен новыми сведениями и фактами, которые изменяли прежние, «вещественные» представления о материи. Обобщая эту важную тенденцию в науке своего времени, Ленин в 1908 г. предложил развернутое определение материи.
МАТЕРИЯ есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества.
Материальный мир включает в себя также и человека как уникальное явление мироздания. Вот почему русский философ А. Ф.Лосев призывал «понять материю личностно, с точки зрения категории личности», т.е. включить человека в объект анализа философии, а материю воспринимать также с точки зрения ее ценностного (аксиологического) значения.
Современной науке известны два вида материи – вещество и поле, которые переходят друг в друга. Формы вещества очень разнообразны – элементарные частицы, атомы и молекулы, газы, жидкие и твердые тела, полимеры, белок, вирусы и живые организмы, макротела, звездные системы космоса. В отличие от вещества, поле представляет собой сложное электромагнитное образование, которое состоит из квантов («порций»). Они не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле тоже существует в различных видах – гравитационное, электромагнитное, биологическое и т.д. Особым состоянием поля является вакуум, в котором отсутствуют какие-либо частицы. Вещество и поле взаимопроникают и дополняют друг друга. Их синтезом является, например, плазма как особое состояние материи. Из нее состоят, в частности, небесные тела типа Солнца.
Материя обладает рядом универсальных (всеобщих) свойств, или атрибутов. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Она есть причина самой себя (Б. Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Известны и такие ее свойства, как объективность, структурность, отражение и движение, пространство и время, причинность и взаимодействие, качество и количество, самоорганизация.
Кроме атрибутов, неразрывно связанных с материей, различают еще и ее модусы – такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность и электропроводность, получение и передача информации и т.п.).
Отражение представляет собой способность предметов воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки и внутреннее содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки («копии»). Формы проявления отражения (раздражимость, психика и другие) разнообразны, как и сам материальный мир.
Особым свойством материи является движение, которое выражает способность предметов изменяться и переходить в иное состояние. Оно представляет собой условие существования всех вещей материального мира и человеческого мышления, процесса познания. Движению присущи такие характеристики, как объективность, абсолютность и относительность, неуничтожимость, вечность, универсальность.
Противоположностью движения является покой как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей. Он всегда относителен, так как нет вещей, которым не присуще движение.
Движение материи существует в разных формах.
1) механическое движение представляет собой перемещение тел в пространстве.
2) физическое (теплота, свет, электричество и магнетизм, гравитация). Например – броуновское движение молекул газа.
3) химическое (взаимодействия атомов, что порождает в ходе реакций еще более сложные вещества)
4) биологическое – существование и развитие живых организмов, растительного и животного миров. (В настоящее время на Земле имеется более 500 тысяч видов растений и около 1,5 миллиона видов животных). Носителем процессов жизни является белок, который имеет очень сложную молекулярную структуру.
5) социальное.
Иные классификации:
«Мир ядра» (частицы и античастицы).
«Мир электромагнетизма» – внутриатомные и молекулярные процессы;
«Мир тяготения» (плазма, планетарное вещество), включающий гравитационные формы движения материи;
«Мир жизни» – биогенетические, популяционные, организменные и иные процессы на нашей планете;
«Мир человеческого общества» как тесное единство материального и духовного, система деятельности людей и отношений между ними.
Особым видом движения является развитие – это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.
Развитие может быть прогрессивным (переход от низшего к высшему) или регрессивным (деградация, переход от высшего к низшему).
4.Пространство и время, будучи атрибутами материи, являются в то же время важнейшими формами бытия. По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:
§ субстанциональный (Демокрит, Эпикур – считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией)
§ реляционный (Аристотель, Лейбниц, Гегель – воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов).
ПРОСТРАНСТВО – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов
Пространство характеризует протяженность материи, ее структурность, взаимодействие элементов в тех или иных материальных системах. Пространство реального бытия трехмерно и в этой трехмерности оно бесконечно и неисчерпаемо. Пространство однородно и изотропно. Однородность пространства связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений.
Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами и подсистемами, границы между ними.
ВРЕМЯ – это всеобщая, объективная форма существования, выражающая длительность бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов.
Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое. Само же время характеризуется тем, оно одномерно, ассиметрично, необратимо.
Теория относительности, открытая в сер. XX века Альбертом Эйнштейном, подтвердила правильность реляционной теории. Современная физика доказала, что время тесным образом связано с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера изменений в структуре, от мощи гравитационного поля.
Появление пространства и времени различно в различных формах движения, поэтому выделяют биологическое, социальное, психологическое и др. Психологическое время связано с чувственно-практическим опытом, с его психическим состоянием, установками. Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года, циклами солнечной активности. Социальное время во многом обусловлено темпами развития производительных сил и научно-технического прогресса.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое бытие? Почему бытие является основополагающим понятием?
2. Что такое «бытие в возможности» и «бытие – действительность»? Каково их соотношение?
3. В каких формах существует бытие? Выделите основные направления в решении данной проблемы? Проследите развитие данных направлений в истории философии.
4. Какой аспект понимания бытия затрагивает Э. Фромм в работе «Иметь или быть»?
5. Дайте определение сущности и существования. Какова их взаимосвязь? Каким образом в истории философии освещается понимание сущности и существования? В чем противоречие, по И. Канту, сущности и явления? Как решает данную проблему марксизм, феноменология, экзистенциализм?
6. Что такое материя? Проследите этапы развития данного понятия? В каких видах существует материя? Совпадают ли понятия вещество и материя, вещество и поле? Какие существуют формы движения материи? Приведите примеры.
7. Почему Августин Блаженный считал проблему времени самой сложной в философии? Чем отличаются пространственно-временные концепции Ньютона и Лейбница? Как повлияла теория относительности Эйнштейна на философские представления о пространстве и времени? В чем проявляется диалектическая взаимосвязь пространства и времени?
Задания для практического занятия
1. Категория небытия в истории философии.
2. Проблема субстанции в истории философии.
3. Виртуальная реальность.
4. Техника как особая реальность.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте определение понятию «мир» в современной философии.
2. Что такое «картина мира». Какие виды картин мира вы знаете?
3. Проследите эволюцию понятия «материя». Каково определение материи в современной философии?
4. Чем отличается диалектическое и метафизическое понимание материи?
5. Как вы понимаете абсолютность и относительность пространства и времени?
Рекомендуемая литература
1. Алексеев П. В. Понятие материи // Философские науки. – 1990. – № 12. – С. 3–11
2. Гайденко П. П. От онтологизма к психологизму: понятие времени и длительности в XVII-XVIII веках // Вопросы философии. – 2001. – № 7. – С. 77–99
3. Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия // Вопросы философии. – 2001. – № 6. – С. 52–67.
4. Кутырев В. А. Оправдание бытия // Вопросы философии. – 2000. – № 5. – С. 15–32.
5. Солодухо Н. М. Бытие и небытие как предельные основания мира // Вопросы философии. – 2001. – № 6. – С. 176–184.
6. Дедова И.А. Небытие как предельное основание мира // Духовная сфера общества: материалы научной конференции. – Йошкар-Ола, 2009. – С. 21–26.
7. Горохов В. Г. Трансформация понятия «машина» в нанотехнологии // Вопросы философии. – 2009. – № 9. – С. 97–115.
8. Судьба европейского проекта времени: сб. ст. / Рос. ин-т культурологии; отв. ред. О. К. Румянцев. – М.: Прогресс-Традиция, 2009.
9. Трофимов В. П. Онтология временного опыта: социально-философский аспект: монография. – Чебоксары: РИО ЧКИ РУК, 2008.
10. Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. – М.: Логос, 2007.
11. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность: проблема времени в европейской философии и науке. – М.: Прогресс-Традиция, 2006.
12. Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Наука, 2008.