Западноевропейская философия XIX–XX вв.
План лекционного занятия
1.Общая характеристика западноевропейской философии XIX–XX вв.
2.Проблема иррационализма в философии (А. Шопенгауэр).
3.«Философия жизни» (Ницше, Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер, Ортега-и-Гассет).
4.Экзистенциальная философия.
5.Позитивизм.
6.Психоанализ и философия неофрейдизма.
7.Философская антропология.
8.Феноменология.
9.Философская герменевтика.
Основные понятия
Неокантианство, позитивизм, философия жизни, прагматизм, экзистенциализм, философия кризиса, либидо, подсознание, бессознательное, сознание, феномен, феноменологическая редукция, антропология, герменевтика, герменевтический круг, герменевтический треугольник, объяснение, понимание, структурализм, постмодернизм.
Краткие сведения
1. Конец XIX–XX вв. – эпоха неклассической философии. В этот период возникло огромное количество философских школ, направлений, концепций. Это многообразие объясняется отсутствием монополии на истину.
Основные тенденции современного философского мышления на Западе: сциентизм, антропологизм, возврат к основам мистико-религиозной философии.
Ведущие идеи XX века: 1) изучение жизни отдельного человека, ее анализ; 2) подсознание вместе с интуицией становятся центром современной антропологии; 3) сознание и разум отдельного человека и общественное сознание зависят друг от друга; 4) сосуществование двух линий – науки и философии.
2. Немецкая классическая философия полно объяснила сущность бытия, познания и других философских проблем с точки зрения идеализма. Во 2 пол. XIX века выделилось два направления, по которым шла критика классической немецкой философии:
1) «критика слева», представленная материалистической философией Фейербаха, Маркса, Энгельса;
2) «критика справа» – неклассическая идеалистическая философия (иррационализм, «философия жизни»).
Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренней закономерности, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например, аффектам, воле.
Видным представителем иррационализма являлся немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860) – «Мир как воля и представление». Опирается на индийскую философию, учения Платона и Канта. Универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой является воля. Реальна лишь одна Мировая воля, управляющая Вселенной. Весь мир – зеркало, проявление этой воли, выступающее как ее представление. Волю он понимает как «абсолютно свободное хотение, неконтролируемое разумом, не имеющее ни причин, ни оснований». Воля – это неисповедимые силы, это космическая первооснова бытия.
Позиция Шопенгауэра по отношению к жизни – пессимизм, во многом опирающийся на буддизм. «Жизнь нашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание», «Всякая жизнь – страдание». То, что называют счастьем, всегда имеет отрицательный характер, сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должно последовать либо новое страдание, либо томительная скука. Самое большое несчастье человека – жить в обществе, где эгоизм становится злобой. Человек должен изжить волю к жизни, ибо нет желания – нет воли, нет представлений – нет мира. «Жизнь на земле – это плесень». Пессимизм философа предполагает в качестве выхода – самоубийство.
Шопенгауэр считается одним из предшественников «философия жизни» и экзистенциализма.
3. Родоначальник «философии жизни» Фридрих Ницше (1844–1900). Важной в творчестве Нише является его идея о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, свои движущие силы, свое поведение.
Основные элементы его мировоззрения: идея «воли к власти», «вечного возвращения», «переоценки ценностей», «сверхчеловека». Вслед за Шопенгауэром Ницше стал в оппозицию к классическому рационализму. Для него основа мира – не бытие, а жизнь. Жизнь – это первичная реальность, целостный органический процесс. Сущность жизни – это «воля к власти», т.е. некая сила, стремящаяся к господству – как внутри человека, так и в обществе.
У Ницше жизнь – это социально-нравственное стремление к чувству власти. «Воля к власти – это основа права сильного, это выше всех нормативных установлений, только таким правом должен руководствоваться подлинный человек во всех сферах жизнедеятельности», «Жизнь – единственная реальность для конкретного человека».
Он выступает против демократии, т.к. всякое стремление уравнивания прав – упадок власти. Масса составляет оппозицию права сильного. Представления о равенстве и справедливости, гуманистическая мораль только разлагают человеческую природу. Помогая слабым, общество зря растрачивает силы, которые нужны ему для движения вперед: «Падающего – подтолкни». Много в его творчестве занимает исследование христианства: «Быть христианином – значит ненавидеть ум, гордость, мужество, свободу, ненавидеть радость». Христианская мораль против человека, т.к. ее основу составляет самоуничижение. Сильный человек должен осуществлять свою деятельность противоположно этим нормам.
Уравнение ценностей Ницше: хороший = знатный = могучий = прекрасный = счастливый. Логика Христа: бедные = блаженные = хорошие.
Необходимо осуществить переоценку ценностей, где жизнь – единственная безусловная ценность. Необходимо формировать волю к власти. 3) Сильный человек свободен от моральных обязательств, не связан ни с какими моральными нормами. Высшим субъектом морали является сверхчеловек аристократического типа, у которого наличествуют два типа отношений: 1) в узком аристократическом кругу, где относятся как к друзьям и 2) отношение к массе как к «необузданному зверю».
История человечества не есть движение вперед – она является только «вечным возвращением» к идеалам прошлого, прежде всего античной культуре. В истории культуры борются два начала: дионисийское (женское, обеспечивающее гармонию человека и природы) и аполлоновское (мужское, рациональное, разрушающее связь природы и человека). В античной культуре эти два начала находились в единстве, но в Европе XIX в. произошло подавление дионисийского начала аполлоновским, чему способствовало и христианство. Для восстановления единства нужен сверхчеловек, стоящий выше религии и морали.
4. Экзистенциализм – направление в философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Сёрен Кьеркегор (1813–1855) считается прямым предшественником экзистенциализма. Центральная проблема – проблема выбора. Сама ситуация выбора потрясает душу человека своей неизбежностью, ибо она ущемляет свободу. Человек должен сделать свой выбор так, чтобы выбрать самого себя. Истина только в самом себе.
Кьеркегор считал, что главное несчастье человека – безусловное доверие разумному мышлению. В противовес диалектике Гегеля, он разработал экзистенциальную диалектику – описание пути восхождения человеческой личности к подлинному существованию.
Неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу («жизнь как у всех»);
Подлинное существование – экзистенция, выход из состояния подавленности обществом, превращение в хозяина своей судьбы.
3 стадии движения к подлинному существованию:
· Эстетическая (жизнь человека определяется внешним миром, стремлением к удовольствию, например, Дон Жуан);
· Этическая (человеком движет долг, Сократ погиб ради служения истине);
· Религиозная (высшая стадия, внешний мир не имеет особого значения; человек «несет свой крест» подобно Христу, принимает истину божественной веры).
Экзистенциализм достиг расцвета в 1940–1960 годы. Причины актуализации экзистенциализма:1) I, II Мировые войны; 2) бурный рост науки и техники и использование военных достижений во вред человеку; 3)опасность гибели человечества, угроза ядерной войны; 4) усиление жестокости, фашизм; 5) бессилие человека перед природой и техногенным обществом.
Проблемы философии Э.: 1) уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний; 2) противоречие между внутренним миром человека и окружающей средой; 3) отчуждение человека (подавление человеческого «Я» государством); 4) одиночество, заброшенность человека; 5) бессмысленность человека; 6) проблема внутреннего выбора.
Карл Ясперс (1883–1969), «Духовная ситуация эпохи». Человек помимо своей воли заброшен в ту или иную историческую ситуацию. Человек должен жить на основе своих внутренних убеждений, своей совести. Он живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью, не подозревая о своих скрытых возможностях, которые проявляются в пограничных ситуациях – между жизнью и смертью, особо важные для человека и его дальнейшей судьбы. Вся жизнь человека направлена к трансценденции – к раскрепощению энергии и пониманию высшего абсолюта.
Мартин Хайдеггер (1889–1976), труд «Бытие и время». На поведение людей влияют два вида страха. Житейский страх – боязнь потерять жизнь или жизненные блага; онтологический страз – боязнь не найти такое предназначение, ради которого человек сам мог бы пожертвовать своей жизнью и благами. Человек пытается найти смысл своего существования.
Жан-Поль Сартр (1905–1980), труд «Бытие и ничто». «Для-себя-бытие» – высшая реальность для человека, приоритетность для него своего внутреннего мира. Однако человек полностью себя может осознать только через «для-другого-бытие». Основание активности человека – свобода. Свободу человек проявляет в важном, судьбоносном выборе – экзистенциальный выбор – человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Свобода человека абсолютна, безотносительна. Человек свободен, поскольку он способен хотеть. Проблема ответственности: человек ответственен за все, что он совершает; он не может отвечать только за свое рождение.
У экзистенциалистов появилась неожиданная трактовка человеческой свобод. Свобода рассматривается как тяжелое бремя, а не благо: человек вынужден, хочет ли он того или нет, ежеминутно делать выбор. От этого выбора невозможно отказаться, даже бездействие – результат выбора.
Альбер Камю(1973–1960). Главная проблема – проблема смысла жизни («Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?»)
Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека – абсурд (не имеющая оснований).
Доказательство абсурдности:
· При соприкосновении со смертью, особенно внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, – увлечения, карьера, богатство – теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;
· Человек беспомощен перед природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может дать мне уверенность, что этот мир мой»).
Смысл жизни не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.
5. Позитивизм зародился в 30–40-е годы 19 века.
В своем развитии позитивизм прошел 4 основные стадии: классический позитивизм, махизм, неопозитивизм, постпозитивизм (критический рационализм).
Основателем позитивизма является французский мыслитель Огюст Конт (1798–1857) «Курс позитивной философии». Конт сформулировал «закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий». Согласно этому закону человеческое познание прошло три ступени развития:
1) теологическую (религиозную);
2) метафизическую, или отрицательно разумную;
3) позитивную, или положительно разумную.
Мировоззренческие проблемы Конт считал неразрешимыми. Философия должна опираться на достоверное научное знание, она должна исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущность, освободиться от оценочного аспекта, опираться на научный метод. Т.о., позитивистский стиль мышления состоит в сознательном отказе от постановки и решения мировоззренческих проблем, в попытке ограничить философию и другие науки решением частных, сиюминутных задач, возникающих в практической деятельности человека. Наука должна основываться на наблюдениях и выполнять описательную, а не объяснительную функции.
Конт считал, что в обществе существуют 4 класса: 1)представители научного, философского и эстетического видов деятельности; 2) предприниматели, банкиры, торговцы; 3) земледельцы и 4) рабочие. Люди обладают врожденной склонностью руководить и повиноваться. Эти врожденные склонности гармонируют со всей системой общественных отношений, поэтому разделение классов на господствующие и повинующиеся неизбежно и полезно. Классовая борьба только вредит социальному организму. Одним из главных способов совершенствования общества Конт видел в создании новой религии, поклоняющейся Человечеству. Каждый день поклоняться одному из великих людей прошлого.
К классическому позитивизму также относятся Джон Стюарт Милль (1806-1873), Герберт Спенсер (1820–1903).
Махизм (Эрнст Мах (1838–1916), Рихард Авенариус (1843–1896), Жюль Анри Пуанкаре (1854–1912)).
Это учение возникло на рубеже веков в эпоху кризиса в физике. До конца XIX века считалось, что все физические явления описываются законами классической механики, разработку которой завершил еще Ньютон (1643–1727). Но открытие делимости атома, радиоактивности, электромагнитного поля, дефекта массы, постоянства скорости света по отношению к любому наблюдателю привели к выводу: классическая механика не способна объяснить многие явления природы.
В основу подхода Маха были положены принцип «экономии мышления» и вытекающий из него идеал «чисто описательной» науки. В основе философии должен лежать критический опыт (эмпириокритицизм). Все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде комплекса ощущений. Изучение окружающего возможно как опытное исследование человеческих ощущений. С точки зрения махистов, сведение задач науки к простому описанию ощущений позволит преодолеть кризис, возникающий при попытках дать объяснения физическим процессам.
Пуанкаре пытался преодолеть кризис в физике с помощью принципа конвенционализма – это утверждение, что в основе естественнонаучных теорий лежат соглашения между учеными. Законы природы нежестки, аморфны, неопределенны. Поэтому ученые могут по-разному описывать одно и то же событие и по-разному формулировать проявляющиеся в нем законы. Формулировка закона природы зависит не столько от объективных свойств вещей, сколько от решений научного сообщества, руководствующееся принципами целесообразности, удобства, «экономии мышления».
6. Психоанализ и философия неофрейдизма.
Основателем психоанализа является З. Фрейд, мировоззренческие установки которого оказали большое влияние на мыслителей XX в. Опираясь на свой клинический опыт диагностики и лечения истерических и невротических расстройств психики, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся ее и на социальные явления.
Структура человеческой психики была представлена в виде 3 слоев: Оно, Я, Сверх-Я (сознание, проявляющееся как совесть). Бессознательное (Оно) включает скрытые представления и влечения, вытесненные из сознания идеи, либидо (половое влечение). Бессознательное иррационально и вневременно. Согласно Фрейду, все душевные процессы в конечном счете бессознательны. Желания бессознательного стремятся проявить себя в виде действия. Цензуру желаний бессознательного осуществляет сознание – отпечаток внешнего мира – надстраивается над бессознательным, выступает посредником между бессознательным и внешним миром. Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а деятельность сознательного – принципу реальности. Сознательное ограничивает биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин Оно.
Бессознательные желания проявляются в поведении и сознании человека в обмолвках, ошибках памяти, сновидениях, грезах и неврозах.
«Я» пытается подчинить себе «Оно». Обычно «Оно» в скрытых или открытых формах подчиняет себе «Я». Фрейд сравнивает «Я» и «Оно» с всадником и лошадью: всадник («Я») с первого взгляда контролирует лошадь («Оно»), но лошадь сильнее всадника и несет его на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать, куда она повезет. «Сверх-Я» зачастую подчиняет «Я». Например, человек оказался ситуации, в которой удобнее солгать. Бессознательное подсказывает человеку – солги. «Я» говорит, что в данной ситуации лучше промолчать. «Сверх-Я» выдвигает высоконравственный принцип – лгать нельзя.
Согласно Фрейду, психикой управляют стремление к удовольствию (человек стремиться к удовольствию) и вытеснение (психика вытесняет в бессознательное запрещенные, асоциальные, сексуальные желания и идеи). Вытесненные в бессознательное запрещенные желания подвергаются сублимации – преобразованию в другие разрешенные типы деятельности. Сублимация является источником творчества. В произведениях искусства каждый автор идентифицирует себя с героем и рисует либо исполнение своих бессознательных желаний, либо их трагическое столкновение с силами социального запрета.
Одна из важнейших категорий психоанализа – «эдипов комплекс» – обозначает эротическое бессознательное влечение к родителю противоположного пола и агрессивное чувство к родителю собственного пола. С вытеснением эдипова комплекса Фрейд связывал возникновение «сверх-Я». Переживание данного комплекса, с точки зрения Фрейда, определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.
Главная проблема, которую пытался решить Фрейд, – это проблема конфликта человека и общества. Каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к обществу, к его культуре, которая предстает как чуждая, враждебная человеку внешняя сила, мирное сосуществование с которой для него исключительно трудно.
Принципы и методы психоанализа Фрейд использует и для анализа религии и религиозности. Фрейд решительно отрицал какую-либо ценность религии, полагая, что она есть «горько-сладкий яд отравы» (сравните марксовское «религия – опиум для народа»).
Неофрейдизм: Альфред Адлер (1870-1937), Карл Густав Юнг (1875-1961), Эрих Фромм (1900–1980).
Неофрейдисты не согласились с Фрейдом о чисто биологической природе бессознательного. Этот слой психики изменяется еще под воздействием социальной среды. Так, сексуальное поведение человека сильно отличается от сексуального поведения животных. Они отказался от идеи пансексуализма, т.е. объяснения всего поведения человека с помощью полового инстинкта. Стимулами человеческого поведения могут быть агрессия, стремление к реализации своих творческих способностей, к богатству, успеху, мировоззренческих убеждений, к благу социальной группы, народа, государства. Отвергли тезис о том, что бессознательное и сознание всегда находятся в состоянии конфликта между собой.
Юнг дополнил концепцию бессознательного Фрейда учением о коллективном бессознательном. Юнг обнаружил одинаковые образы и представления, непроизвольно появлявшиеся в древней мифологии, в сновидениях здорового человека и в фантазиях душевнобольных. Эти образы он назвал архетипами коллективного бессознательного.
Фромм разработал концепцию «гуманистического психоанализа». Подлинной ценностью человека он считал способность к любви.
7. Философская антропология
Макс Шелер (1874-1928), Гельмут Плеснер (1892-1985), Арнольд Гелен (1904-1976)
Термин «философская антропология» используется в двух значениях. 1) самостоятельная философская дисциплина, направленная на изучение человека как биологического организма. 2) научный подход к человеку сочетается с ценностным видением. Ныне новое толкование философской антропологии как дисциплины, ориентированной на изучение всех социальных и природных проблем в аспекте человеческого представления о мире. Шеллер изложил свои взгляды на человека в работе «Положение человека в Космосе». Человек, в отличие от животных, способен сказать «нет» влечениям и инстинктам – биологическим потребностям. Человек отличается от животного не наличием интеллекта (у высокоорганизованных животных он тоже есть), но тем, что у человека есть самосознание, внутреннее Я, самоидентичность. У человека есть духовность. Центр духа – личность. Инстинкты, биохимические процессы и духовность могут в человеке гармонизироваться. Жизненные отношения со средой – «позициональность» – у человека выражены в том, что он не слит постоянно с телом, как животные, а выходит за рамки телесного. Человек может осознавать себя как мыслящую плоть, в отличие от животного. Человек – действующее существо, он может выжить только действуя.
По Гелену, человек отличается от животных физиологически. Человек творит «вторую природу» – мир культуры. Только в культуре человек может выжить. Человек – социальное существо. Он способен, в отличие от животных, понимать будущее. Главное предназначение человека – творить свою культуру.
7. Феноменология.
Как самостоятельное философское направление сложилась в 20-е годы XX века в трудах Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Гуссерль впервые рассматривает феноменологию как новую философию, главные цели которой – построить науку о науке, раскрыть мир повседневной жизни как основу всего познания. Изучение мира и науки следует начинать с изучения сознания, т.к. реальность может быть познана только через сознание. Важна не сама реальность, а процесс ее восприятия и осмысления человеком. Предмет философии, по Гуссерлю, – сознание. Феноменологи стремятся выделить «чистое», т.е. допредметное, досимволическое сознание. Выделив «чистое» сознание, мы поймем сущность сознания вообще. Сознание всегда направлено на предметы – оно интенциально.В своей деятельности человек «наивен», т.е. не видит тех смыслов, которые сам вносит в осознаваемые им предметы. Человек думает, что он познает не зависимые от его сознания объекты, в действительности он сам вносит смыслы в объекты, происходит опредмечивание объектов («очеловеченные объекты»). Важно различать смыслы сознания и то, что вне его, т.е. собственно объекты. Наивная повседневная жизнь наполнена смыслами сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Но мы не понимаем этого и думаем, что исследуем первичное бытие вне сознания. На самом деле мы исследуем вторичные образования жизненного мира. Задача феноменологии – показать, как родились вторичные образования. Необходимо очистить образы сознания от эмпирического содержания. Феноменологическая редукция – переход от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности – позволяет сознанию освободиться от смысла, навязываемого естественными науками. Феноменология признает в качестве метода познания интуицию.
8. Герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Название идет от бога Гермеса, который истолковывал волю богов людям.
Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:
• «герменевтический треугольник» – взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;
• «герменевтический круг» – циклический характер процесс понимания:
Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуации – случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.
Согласно Шлейермахеру, при толковании текста возможны 2 метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго – «дух автора».
Ганс Гадамер основную задачу философии видел в практике толкования и осмысления «текстов». «Текст» – это сама культура. Понимание, по Гадамеру, – метод проникновения в смысл текста. Понимание обусловлено историческим контекстом, который называется предпониманием. Осмысливая прошлую культуру, мы осмысливаем себя и общество. Диалог мнений – модель и форма развития любой науки и вообще знания.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой «первый» позитивизм?
2. Удалось ли О. Конту создать научную социологию?
3. Почему язык становится важнейшей проблемой и главной сферой философского интереса в логическом позитивизме?
4. Какую роль сыграл Поппер в критике принципа верификации? В чем заключается смысл его учения о «трех мирах»?
5. Каково значение учение Т. Куна о структуре научных революций и механизмах смены научных парадигм?
6. Какое значение имеет критический рационализм И. Лакатоса и его концепции «методологии научно-исследовательских программ»?
7. Как следует понимать принцип П. Фейерабенда «годится все, что угодно»?
8. Каким образом в «философии жизни» выражено ощущение кризиса европейской культуры?
9. Назовите предпосылки экзистенциализма.
10. Кого и на каком основании мы относим к представителям экзистенциализма?
11. Психоанализ возник как направление в психиатрии и большинство его теоретиков – врачи-психиатры. Какое отношение он имеет к философии?
12. В чем состоит феноменологическое понимание Э. Гуссерля специфики философии, ее предмета?
13. Какие проблемы изучает герменевтика?
14. Что такое философский структурализм?
15. Модерн есть современность. Что означает постмодерн?
Задания для практического занятия
1. Переход от классической к неклассической философии.
2. «Философия жизни»: принципы иррационализма, волюнтаризма, интуитивизма.
3. Проблемы науки, познания, языка в позитивистской философии.
4. Структурализм и постструктурализм.
5. Подернизм и постмодернизм.
Задания для самостоятельной работы
Представьте рецензию на произведение философа конца XIX–XX вв. Рецензия должна содержать вступление, основную часть и заключение. Во вступлении можно указать данные общего характера: автора анализируемой книги, когда она была опубликована, к какому направлению философии обычно относят автора. В основной части опишите основное содержание рецензии: каковы основные идеи этой книги, какой методологией пользуется автор, каким образом он доказывает свои тезисы. Рецензия должна содержать ваши собственные соображения по поводу идей автора. В заключении Вы подводите итог всему сказанному выше, возможен повтор ключевых мыслей.
Книги по философии для рецензирования
1. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М, 2008.
2. Делез Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? М.–СПб., 1998.
3. Джеймс У. Введение в философию // Джеймс У. Введение в философию. Б. Рассел. Проблемы философии. М., 2000.
4. Кун Т. Структура научных революций // Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. С. 9–268.
5. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Сочинения: в 2 тт. Т. 1. М., 1990. С. 48–157.
6. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991. С. 51–191.
7. Поппер К. Логика научного исследования // Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 33–235.
8. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 125–466.
9. Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.
10. Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.
Рекомендуемая литература
1.Гадамер Г. Истина и метод. – М., 1988.
2.Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994. – С. 101–126.
3.Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.
4.Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – М.: Ин-т экспериметальной социологии; СПб: Алетейя, 1998.
5.Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992.
6.Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
7.Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.
8.Юнг К. Г. Архетип и символ. – М.,1991.
9.Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
10. Канке В. А. Современная философия: учебник. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010.
11. Философы двадцатого века. – М.: Искусство – XXI век, 2009.
12. Грязнов А. Ф. Аналитическая философия. – М.: Высшая школа, 2006.
13. Тавризян Г. М. Философы XX века о технике и «технической цивилизации». – М.: РОССПЭН, 2009.
14. Пирожкова С. В. Проблема научного предвидения в философии К. Поппера // Вопросы философии. – 2009. – № 6. – С. 160–176.
15. Савин А. Э. Генезис трансцендентальной монадологии в работах «позднего» Гуссерля // Вопросы философии. – 2009. – № 8. – С. 113–124.
16. Ямпольская А. В. Идея бесконечного у Левинаса и Койре // Вопросы философии. – 2009. – № 8. – С. 125–134.
Тестовые задания
1. Основоположник диалектического материализма –
1) Л. Фейербах
2) Ф. Энгельс
3) К. Маркс
4) В. Плеханов
2. В основе диалектического материализма лежит метод, разработанный
1) Фихте
2) Гегелем
3) Сократом
4) Гераклитом
3. Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, по К. Марксу, –
1) надстройка
2) общественно-экономическая формация
3) цивилизация
4) стадия роста
4. Учение о «сверхчеловеке» разработал
1) А. Шопенгауэр
2) О. Конт
3) Дильтей
4) Ф. Ницше
5. Определяющей категорией в философском учении Ф. Ницше является
1) Мировая воля
2) Воля к власти
3) Абсолютная идея
4) Идеальное
6. Психический фактор выступает в качестве определяющего в философии:
1) Ч. Пирса
2) Д. Дьюи
3) З. Фрейда
4) С. Кьеркегора
7. Описание явлений в качестве основной цели философского познания признает
1) структурализм
2) феноменология
3) аналитическая философия
4) экзистенциализм
8. Теорию постиндустриального общества сформулировали
1) марксисты
2) экзистенциалисты
3) техницисты
4) прагматики
9. Представитель Баденской школы неокантианства Риккерт объясняет единство мира с позиции
1) материализма
2) идеализма
3) религии
4) теории ценностей
10. Материалистическая модель диалектики утвердилась в …
1) XVIII в.
2) 1-ой пол. XIX в.
3) 2-ой пол. XIX в.
4) XX в.
11. Представителем негативной диалектики является…
1) Гадамер
2) Башляр
3) Либерт
4) Маркузе
12. Основателем психоаналитической философии является
1) К.Юнг
2) А. Адлер
3) З.Фрейд
4) Э.Фромм
13. Эмпириокритицизм – это
1) то же, что и неопозитивизм
2) направление, сформированное одновременно с позитивизмом
3) вторая стадия позитивизма
4) еще одно название позитивизма
14. Основоположником позитивизма являлся:
1) Шопэнгауэр
2) Конт
3) Ницше
4) Данилевский
15. Автором произведения «Так говорил Заратустра» является
1) Шопэнгауэр
2) Камю
3) Ницше
4) Сартр
16. Основоположником экзистенциализма является
1) С. Кьеркегор
2) З. Фрейд
3) Ф. Ницше
4) Ж.-П. Сартр
17. Основу человеческой психики, по Фрейду, составляет…
1) «Оно»
2) «Я»
3) «Сверх-Я»
4) Сознание
18. Кризис научной картины мира, повлекший пересмотр понятия материи как «первовещества», произошел
1) в 5 веке н. э.
2) в 17 в.
3) на рубеже 19-20 в.
4) в середине 20 в.
19. Представителями неклассической философии являются ...
1) И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Г.Фихте
2) А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф.Ницше
3) Ф.М.А. Вольтер, Д. Дидро, К. Гельвеций
4) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц
20. Проблемы неверного использования языка выдвигали на первый план представители...
1) марксизма
2) экзистенциализма
3) неопозитивизма
4) неофрейдизма