Инструктирование и самоинструктирование

Психологи, исследующие животное поведение, подчеркивают важность научения на примере и научения на основе последствий. Однако люди способны символически мыслить и общаться. Следовательно, инструктирование — основной способ передачи сильных сторон и недостатков жизненных умений. Инструктирование по жизненным умениям в основном проходит в домашней неформальной обстановке. Часть инструк­ций имеет очень большое значение; например, необходимо просить детей говорить «по­жалуйста» и «спасибо». Родители часто говорят детям, как следует общаться, учиться, заботиться о здоровье и так далее. Родственники и ровесники — еще один источник инструкций, которые дети получают за пределами образовательной среды.

Неофициальное инструктирование по жизненным умениям происходит также в школах и колледжах. Однако систематические попытки тренировать детей и развивать у них широкий диапазон навыков поддержания отношений на сегодняшний день явля­ются скорее исключением, чем правилом. Тем не менее во многих школах введены про­граммы развития жизненных умений в таких областях, как карьерное просвещение и просвещение в сфере, связанной с употреблением алкоголя и наркотиков. Кроме того, некоторые программы развития жизненных умений можно использовать в колледжах и университетах в рамках официального учебного плана или вне этих рамок. Целевые жизненные умения включают в себя навыки поддержания отношений, навыки науче­ния, навыки контроля уровня тревоги, связанной с тестированием и экзаменами, навы­ки развития карьеры, навыки контроля стресса, навыки эффективного мышления. Чаще всего студенты участвуют в подобных программах на добровольной основе.

Инструктирование может приносить как вред, так и пользу. Можно передавать как недостатки навыков, так и их сильные стороны. По различным причинам те люди, кото­рых обучают, могут сопротивляться своим инструкторам. Иногда инструкторам не уда­ется вовлечь учащихся в процесс обучения, инструкторы лишь сообщают студентам, что им следует делать. Часто инструктирование имеет половой уклон, например уме­нию готовить и навыкам воспитания детей обучают только девочек. Кроме того, инст­рукторы могут передавать жизненные умения обучающимся в недостаточно четкой форме, так что впоследствии студенты не могут сами себя инструктировать. Если уче­ники неспособны проговорить про себя соответствующие последовательности вариантов выборов, это значит, что многие жизненные умения были переданы им и выучены ими неадекватно. Многие виды инструктирования не позволяют достичь такой цели, как научение навыкам самоинструктирования.

Информация и благоприятная возможность

Для развития жизненных умений людям требуется адекватная информация. На­пример, когда детей держат в неведении относительно основных различий между пола­ми и относительно неизбежности смерти, это препятствует развитию у детей самоосоз­нания и эмоциональной реактивности. Преднамеренно или неумышленно, взрослые часто общаются со своими детьми на основе лжи, замалчивания правды и пристрастно­го отношения к истине (Steiner, 1974). Кроме того, необходимую информацию не все­гда легко получить вне дома. Например, школы очень сильно отличаются по адекватно­сти предоставляемой детям информации, связанной с областью карьеры.

Детям, подросткам и взрослым одинаково необходимо иметь доступную благопри­ятную возможность проверки и развития жизненных умений. В идеале такие возмож­ности соответствуют уровню созревания и подготовленности. Различие возможностей может быть обусловлено полом, расовой и культурной принадлежностью, социальным статусом, финансовым положением, уровнем образованности (здесь упомянуты лишь некоторые барьеры). Кроме того, людям может повезти или не повезти с родителями — родители могут открывать или ограничивать возможности обучения ребенка. Сами дети и взрослые также играют определенную роль в разыскивании информации и рас­ширении своих возможностей. У некоторых индивидов навыки в этой области развиты лучше, чем у других.

Тревога и уверенность

Дети растут, получая опыт, как способствующий, так и препятствующий разви­тию у них чувства собственного достоинства. Уровень тревоги удачливых людей та­кой, что чувство тревоги и защищает их от фактических опасностей, и мотивирует их в направлении реалистических достижений. У менее удачливых людей может раз­виться истощающая тревога, обусловленная ролевым моделированием, обучением и принятием мер предосторожности в связи с неблагоприятными последствиями. Даже те родители, которые общаются со своими детьми с осторожностью, могут задеть хрупкое детское чувство собственного достоинства. Особенно плохо, если родители при общении с детьми настроены враждебно, а со временем занимают оборонитель­ную позицию. В этом случае детские чувства и восприятие обесцениваются вдвойне: во-первых, начальной агрессией и, во-вторых, дальнейшей агрессией, возникающей у родителей в ответ на реакции детей. Однако дети различаются как биологически по степени, в которой они уязвимы относительно отрицательного родительского пове­дения, так и по уровню развития навыков, позволяющих справляться с ситуацией.

Несовершенное поведение, возникающее в результате тревоги и демонстрирующее ее, включает в себя следующие элементы: нежелание идти на реалистический риск; скорее напряженное и неверное обучение, чем обучение в расслабленном состоянии; сильно выраженную тенденцию говорить и поступать неправильно; ненужную агрес­сию; чрезмерное стремление к одобрению; деятельность, не соответствующую возмож­ностям, при наличии или при отсутствии излишнего усердия. Неадекватное примене­ние различных навыков может еще больше повысить уровень тревоги и сделать науче­ние жизненным умениям в будущем еще более трудным. Тем не менее люди, которым помогают приобретать умение справляться с тревогой или которые сами себе в этом помогают, могут легче научиться жизненным умениям.

Наши рекомендации