Инструктирование и самоинструктирование
Психологи, исследующие животное поведение, подчеркивают важность научения на примере и научения на основе последствий. Однако люди способны символически мыслить и общаться. Следовательно, инструктирование — основной способ передачи сильных сторон и недостатков жизненных умений. Инструктирование по жизненным умениям в основном проходит в домашней неформальной обстановке. Часть инструкций имеет очень большое значение; например, необходимо просить детей говорить «пожалуйста» и «спасибо». Родители часто говорят детям, как следует общаться, учиться, заботиться о здоровье и так далее. Родственники и ровесники — еще один источник инструкций, которые дети получают за пределами образовательной среды.
Неофициальное инструктирование по жизненным умениям происходит также в школах и колледжах. Однако систематические попытки тренировать детей и развивать у них широкий диапазон навыков поддержания отношений на сегодняшний день являются скорее исключением, чем правилом. Тем не менее во многих школах введены программы развития жизненных умений в таких областях, как карьерное просвещение и просвещение в сфере, связанной с употреблением алкоголя и наркотиков. Кроме того, некоторые программы развития жизненных умений можно использовать в колледжах и университетах в рамках официального учебного плана или вне этих рамок. Целевые жизненные умения включают в себя навыки поддержания отношений, навыки научения, навыки контроля уровня тревоги, связанной с тестированием и экзаменами, навыки развития карьеры, навыки контроля стресса, навыки эффективного мышления. Чаще всего студенты участвуют в подобных программах на добровольной основе.
Инструктирование может приносить как вред, так и пользу. Можно передавать как недостатки навыков, так и их сильные стороны. По различным причинам те люди, которых обучают, могут сопротивляться своим инструкторам. Иногда инструкторам не удается вовлечь учащихся в процесс обучения, инструкторы лишь сообщают студентам, что им следует делать. Часто инструктирование имеет половой уклон, например умению готовить и навыкам воспитания детей обучают только девочек. Кроме того, инструкторы могут передавать жизненные умения обучающимся в недостаточно четкой форме, так что впоследствии студенты не могут сами себя инструктировать. Если ученики неспособны проговорить про себя соответствующие последовательности вариантов выборов, это значит, что многие жизненные умения были переданы им и выучены ими неадекватно. Многие виды инструктирования не позволяют достичь такой цели, как научение навыкам самоинструктирования.
Информация и благоприятная возможность
Для развития жизненных умений людям требуется адекватная информация. Например, когда детей держат в неведении относительно основных различий между полами и относительно неизбежности смерти, это препятствует развитию у детей самоосознания и эмоциональной реактивности. Преднамеренно или неумышленно, взрослые часто общаются со своими детьми на основе лжи, замалчивания правды и пристрастного отношения к истине (Steiner, 1974). Кроме того, необходимую информацию не всегда легко получить вне дома. Например, школы очень сильно отличаются по адекватности предоставляемой детям информации, связанной с областью карьеры.
Детям, подросткам и взрослым одинаково необходимо иметь доступную благоприятную возможность проверки и развития жизненных умений. В идеале такие возможности соответствуют уровню созревания и подготовленности. Различие возможностей может быть обусловлено полом, расовой и культурной принадлежностью, социальным статусом, финансовым положением, уровнем образованности (здесь упомянуты лишь некоторые барьеры). Кроме того, людям может повезти или не повезти с родителями — родители могут открывать или ограничивать возможности обучения ребенка. Сами дети и взрослые также играют определенную роль в разыскивании информации и расширении своих возможностей. У некоторых индивидов навыки в этой области развиты лучше, чем у других.
Тревога и уверенность
Дети растут, получая опыт, как способствующий, так и препятствующий развитию у них чувства собственного достоинства. Уровень тревоги удачливых людей такой, что чувство тревоги и защищает их от фактических опасностей, и мотивирует их в направлении реалистических достижений. У менее удачливых людей может развиться истощающая тревога, обусловленная ролевым моделированием, обучением и принятием мер предосторожности в связи с неблагоприятными последствиями. Даже те родители, которые общаются со своими детьми с осторожностью, могут задеть хрупкое детское чувство собственного достоинства. Особенно плохо, если родители при общении с детьми настроены враждебно, а со временем занимают оборонительную позицию. В этом случае детские чувства и восприятие обесцениваются вдвойне: во-первых, начальной агрессией и, во-вторых, дальнейшей агрессией, возникающей у родителей в ответ на реакции детей. Однако дети различаются как биологически по степени, в которой они уязвимы относительно отрицательного родительского поведения, так и по уровню развития навыков, позволяющих справляться с ситуацией.
Несовершенное поведение, возникающее в результате тревоги и демонстрирующее ее, включает в себя следующие элементы: нежелание идти на реалистический риск; скорее напряженное и неверное обучение, чем обучение в расслабленном состоянии; сильно выраженную тенденцию говорить и поступать неправильно; ненужную агрессию; чрезмерное стремление к одобрению; деятельность, не соответствующую возможностям, при наличии или при отсутствии излишнего усердия. Неадекватное применение различных навыков может еще больше повысить уровень тревоги и сделать научение жизненным умениям в будущем еще более трудным. Тем не менее люди, которым помогают приобретать умение справляться с тревогой или которые сами себе в этом помогают, могут легче научиться жизненным умениям.