Неадекватный опыт научения навыкам, позволяющим справляться с ситуацией
Люди могут получить неадекватный личный опыт научения навыкам, позволяющим справляться с ситуацией. Например, для того чтобы оценить состояние встревоженного человека, надо определить, насколько он способен справиться с угрозой. Мальчик, развивший навыки, позволяющие справляться с ситуацией, столкнувшись с хулиганом, вероятно, будет меньше беспокоиться. Люди, которым не удалось развить адекватные навыки ассертивности, как правило, в большей степени склонны к депрессии, потому что, во-первых, их чувство собственного достоинства страдает из-за действий, совершенных другими, и, во-вторых, они могут сами унижать себя из-за отсутствия уверенности в себе. У большинства людей недостаточно развиты навыки супружеского общения, «поэтому между людьми неизбежно возникают непрерывные трения, отсутствует взаимопонимание и развивается фрустрация» (Beck, 1988, р. 275). Вот правила разговорного этикета, которые, возможно, были плохо усвоены: настраивание на «волну» партнера, подача сигналов, свидетельствующих о выслушивании, неприемлемость перебивания собеседника, задавание вопросов, необходимость дипломатичности и такта. Мальчики в большей степени, чем девочки, склонны к научению дурным диалоговым навыкам, поскольку они чаще используют определенного рода слова для того, чтобы повысить свой статус и добиться доминирования, а не для того, чтобы «навести мосты».
Активизация уязвимости
Термин когнитивный сдвиг используется для описания замены когнитивной обработки информации, осуществляемой на нормальном или более высоком уровне, обработкой информации с помощью патологических первичных схем. При различных расстройствах энергия может использоваться для того, чтобы активизировать бессознательные модели, или для того, чтобы затормозить процесс их использования. Например, при депрессии, генерализованных тревожных расстройствах и приступах паники возбуждаются, соответственно, депрессивный, связанный с опасностью и связанный с паникой образы действий. Концепция образа действия отражает манеру, в которой выражена схема. Например, результатом формирования схемы «я неспособный» может являться преобладание катастрофических когниций (если активизируется образ действий, связанный с тревогой) или преобладание самообвинения и когниций безнадежности (если активизируется депрессивный образ действий).
Мышление и поведение, показывающие уязвимость, — это вопрос степени. Согласно гипотезе непрерывности, в основе тревожной депрессии и расстройств личности лежит «преувеличение» механизмов нормального функционирования. Люди могут приобретать дисфункциональные схемы, правила, автоматические мысли и поведения, но при этом не активизировать их так, чтобы они стали полностью развившимися расстройствами или чрезвычайно разрушительными факторами, играющими роль в брачных отношениях.
Когнитивный сдвиг происходит тогда, когда люди чувствуют, что их жизненные интересы находятся под угрозой или им наносится ущерб. Часто, в самом начале, сдвиг в направлении психопатологии происходит в ответ на действие сильных стрессовых факторов. В дальнейшем такой сдвиг может быть индуцирован менее серьезными стрессовыми факторами (A. Butler, личное общение, 8 апреля 1994 года). На протяжении жизни у людей многократно происходят такого рода активизации; в результате люди становятся все более и более чувствительными к действию запускающих реакцию факторов и им начинают требоваться субъективно менее серьезные стрессовые факторы для того, чтобы вызвать сдвиг.
Рассмотрим пример развития уязвимости и связанного с этим развитием когнитивного сдвига. Человек периодически впадает в состояние депрессии; причем первый раз, возможно, депрессия была вызвана серьезным стрессовым фактором (например, потерей работы). В дальнейшем приступы депрессии могут возникать при воздействии относительно менее серьезных и не имеющих непосредственного отношения к делу стрессовых факторов (например, данный человек может узнать, что уволили с работы его друга, работающего совсем в другой сфере); в таких случаях стрессовые факторы приобретают особое значение в связи с получением в прошлом соответствующего опыта.
Бек полагает, что при неэндогенной однополярной депрессии у людей имеется когнитивная уязвимость, развившаяся в связи с неприятными жизненными событиями или рядом травмирующих переживаний. Бек (Beck, 1983, 1991) предполагает, что к депрессии предрасположены люди социотропного и автономного типов; депрессия возникает у них после переживания потери. Социально зависимые, или социотроп-ные, люди высоко ценят близость и возможность с кем-нибудь поделиться. Их когнитивную уязвимость усиливают социальная депривация, разрыв отношений и отвержение. Например, у социотропного человека, потерявшего в детстве родителя, разрыв отношений с кем-либо из близких людей может активизировать схему необратимой потери, внедренную в сознание при получении соответствующего опыта в прошлом. Автономные люди ценят самостоятельное достижение целей, мобильность и обособленные удовольствия. Их когнитивная уязвимость, по всей вероятности, усиливается при поражениях, неудачах, уменьшении мобильности, навязывании конформизма.
Бек выделяет три фактора, которые активизируют генерализованные тревожные расстройства или ускоряют протекание связанных с этими процессами патологических процессов (Beck, Emery, 1985). Во-первых, люди могут столкнуться с повышенными требованиями, например после рождения ребенка или при продвижении по службе. Во-вторых, люди могут ощущать серьезную угрозу. Например, такую угрозу ощущает молодая мать, имеющая младенца, у которого повышена восприимчивость к инфекциям, или служащий, получивший враждебно настроенного нового босса. В-третьих, стрессовые события и коренные перемены могут подорвать уверенность человека в себе. Например, молодой адвокат потерпел неудачу в судебном расследовании и примерно в to же время услышал от своей подруги, что она не любит его. Этот человек, боясь за свое будущее как адвоката и семейного человека, стал хронически тревожным. Часто ускоряющие факторы взаимодействуют с уже имеющимися проблемами. Активизирующие стрессовые факторы получают силу, ударяя по специфической уязвимости людей. Например, у матери, непрестанно испытывавшей сильное беспокойство после рождения ребенка, обострилось застарелое чувство несоответствия. Молодой адвокат всегда волновался из-за того, что он, по его собственному мнению, недостаточно обаятелен, теперь же он стал бояться, что никогда не найдет хорошую супругу.