Выбор иррациональных когниций

В основе приобретения иррациональности лежит не только наблюдение за тем, как ведут себя другие. Люди в значительной степени индуцируют возникновение у себя эмо­циональных расстройств потому, что они не развивают способность делать рациональ­ный выбор и не практикуются с целью развития этого навыка. Получение отрицательно­го опыта социального научения само по себе не ведет к приобретению иррациональных когниций. Многие люди, получившие негативный опыт в детстве, предпочитают чрез­мерно не расстраиваться и не выходить из состояния душевного равновесия. Другие же люди, при наличии поддержки со стороны окружающих или же без нее, справляются со своими проблемами. Верно и обратное. Приобретение благоприятного опыта социально­го научения само по себе не ведет к приобретению рациональных когниций. У многих людей, которые получили положительный опыт в детстве, формируются сильно выра­женные иррациональные установки. Хотя опыт социального научения оказывает на лю­дей хорошее или плохое влияние, люди способны выбирать способ, посредством которо­го они будут реагировать на различные воздействия.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО

Почему люди упорно сохраняют у себя иррациональные убеждения и их производ­ные? Люди не только становятся иррациональными, они остаются иррациональными. Фактически они часто становятся даже более иррациональными. Быть рациональным в иррациональном мире значит бороться. Коль скоро у людей сформировались ирраци­ональные установки, люди будут следовать им снова и снова. Эллис постоянно подчер­кивает, что люди склонны заново индоктринировать себя своими пагубными идеями. Существует множество причин, по которым люди остаются иррациональными.

Биологические тенденции

Биологически обусловленная тенденция людей к иррациональности не сходит на нет с достижением зрелости, эта тенденция является частью генетического наследства, которое оказывает на людей влияние в течение всей жизни. Эллис подчеркивает: «Люди предрасположены к бессознательному привычному продлению состояния, ха­рактеризующегося дисбалансом психических функций, а также предрасположены к ожесточенной борьбе, направленной на избавление от дисфункциональное™» (Ellis, 1987, р. 365). Вместо того чтобы поддерживать реалистический баланс между кратко­срочным и долгосрочным гедонизмом, люди главным образом отдают предпочтение краткосрочному гедонизму. Предпочтение получения удовольствия в данный момент является главным источником сопротивления изменению.

Эмоциональный вклад

Абсолютистские долженствования часто являются «горячими» когнициями, кото­рые включают в себя сильно выраженный оценочно-чувственный компонент. Такие когниции являются чрезвычайно стойкими, и поэтому их трудно изменять. Кроме того, люди развивают не только производные своих первичных иррациональных убеждений, но и вторичные иррациональные убеждения и их производные. В результате уровень эмоциональности людей повышается, после чего они могут начать мыслить еще более иррационально. Люди часто оказываются не в состоянии увидеть, как сильно они рас­строены. Более того, люди начинают расстраиваться настолько сильно, что им не уда­ется определять состояние реальности и рассматривать свои иррациональные убежде­ния, используя те способы, которые они использовали в других случаях. Возникает так называемая ситуация «ловушки 22» — нереалистичные убеждения (У) создают разру­шительные чувства (П), которые, в свою очередь, «раздувают огонь» и усиливают нере­алистичные убеждения (У). Кроме того, нереалистичные убеждения (У) создают дис­функциональное поведение (П), которое, в свою очередь, также усиливает и углубляет нереалистичные убеждения (У). Последствия иррациональных убеждений ухудшают людей, вместо того чтобы улучшать их.

Недостаточное развитие способности

К научному мышлению

Люди продолжают выводить себя из состояния душевного равновесия, потому что им не удается рассматривать с научной точки зрения то, что происходит в мире (ЧПИ). Для того чтобы думать научно, людям необходимо постоянно наблюдать и проверять «факты» и таким образом выяснять, насколько «истинными» они являются, измени­лись они или нет. Научное мышление является гибким, для поддержания или отрица­ния данной точки зрения требуются доказательства. Использование научного метода также подразумевает скептическое отношение к мнению, что во вселенной существу­ют какие бы то ни было абсолютные стандарты «хорошего» и «плохого». Ученые не разработали абсолютных правил человеческого поведения. Однако, как только люди ставят перед собою цели, например стать счастливыми, наука до некоторой степени может помочь определить, достигают ли люди этих целей. Люди упорно следуют ирра­циональным установкам, потому что они не в состоянии использовать научные мето­ды, чтобы оценить свои установки с помощью таких вопросов, как «Является ли это убеждение реалистическим, основано ли оно на фактах?», «Действительно ли эта установка логична?» (например, «Логично ли думать, что люди должны всегда дейст­вовать со знанием дела?»), «Может ли это убеждение быть опровергнуто?» (Ellis, 1988а).

Подкрепляющие последствия

Люди могут эмоционально, когнитивно и поведенчески подкреплять свои иррацио­нальные установки. Абсолютистские убеждения долженства лежат в основе сильных отрицательных чувств, таких как серьезный гнев и депрессия; поэтому подобные убеж­дения кажутся истинными. Когнитивно и поведенчески люди подкрепляют свои убеж­дения, используя различные способы в зависимости от конкретной установки. Напри­мер, люди, которым требуется социальное одобрение, избегают ситуаций, связанных с социальным риском; причем, поступая так, они убеждают себя, что слишком трудно и опасно поступать иначе. Кроме того, избегая социально острых ситуаций, такие люди могут испытывать ощущение эмоционального облегчения. Комбинация эмоциональ­ных, когнитивных и поведенческих реакций таких людей делает их скорее более, а не менее социально тревожными.

Люди, которые очень сильно сердятся, преувеличивая отрицательные качества сво­их «врагов», таким образом оправдывают и подкрепляют сформировавшиеся у них ра­нее убеждения, выводящие из состояния душевного равновесия их самих. Кроме того, поведение таких людей может вызывать враждебные реакции у других, что делает уста­новки данных людей законными в их собственных глазах и превращает эти установки в самоосуществляющиеся пророчества. Как только порожденные самими людьми трево­жащие процессы начинают в какой-то момент происходить повторно, люди начинают пробовать, причем безуспешно, справиться со своими эмоциональными расстройства­ми; при этом они часто приходят к заключению, что пробовать больше не стоит. Эллис (Ellis, 1987) считает, что описанный путь является самым плохим кратчайшим путем из всех возможных. Люди сдаются своим эмоциональным расстройствам.

Акцент на «ужасном» прошлом

Эллис формулирует следующий РЭПК-инсайт: «Вас первоначально вывели из со­стояния душевного равновесия не ваши ранние детские переживания и не ваше про­шлое. Это сделали вы сами» (Ellis, 1988, р. 70). Люди сохраняют эмоциональное беспо­койство, выискивая причины его возникновения в своем прошлом. Сосредоточенность на прошлом мешает людям сосредоточиваться на настоящем, в котором они могут рас­страивать себя теми же самыми иррациональными убеждениями, которыми они рас­страивали себя в прошлом. Люди не могут уничтожить прошлое, но они могут изме­нять настоящее и будущее. Более того, часто перенесение акцента на прошлое влечет за собой постановку чрезмерно сильного акцента не только на прошлом (относительно настоящего), но и на поведении других людей (относительно собственного поведения). Сосредоточение на прошлом скорее затушевывает, чем выводит на первый план, ответ­ственность людей за их собственные когниции, эмоции и поведение. Эллис (Ellis, 1989) полагает, что многие подходы консультирования, например психоанализ, действуют в тайном сговоре со склонностью людей избегать столкновений с настоящим и при этом сосредоточиваться на прошлом.

Наши рекомендации