Деятельностный подход к объяснению сознания
Человека
1. Переход предков человека к жизни в обществе, осно
ванном на совместной трудовой деятельности, опосредст
вованной: а) орудиями труда, б) языком (речью), детерми
нирует зарождение и формирование сознания человека как
высшей формы психической ориентировки на основе фор
мирующегося образа мира.
2. Исторически (и онтогенетически) сознание развивает
ся от общественных форм к формам индивидуальным и
представляет рефлексию субъектами: а) совместной деятель
ности; б) самих себя в совместной деятельности; в) форми
рующихся в ходе деятельности представлений и знаний об
окружающем мире.
3. Рефлексия становится возможной благодаря отделе
нию языковой (знаково-символической) формы выполне
ния действий от первоначальной совместной внешне пред
метной формы выполнения познавательных действий.
• Сначала возникают общественные формы сознания как
совместные действия и деятельности во внешнем речевом
(знаково-символическом) плане общения.
• Позднее возникают индивидуальные формы сознания как
опосредствованные речью (языком) действия и деятельно
сти во внутреннем индивидуальном умственном плане
(процесс интериоризации).
4. Формирование и развитие функций сознания обеспечива
ется путем преобразования совместных, предметно направ
ленных форм внешних действий в формы умственные, «иде
альные» (см.: Выготский Л. С. Психологический механизм
интериоризации).
• Исходные представления о предполагаемых результатах
совместной деятельности начинают соотноситься с усло
виями и результатами, получаемыми в ходе деятельности.
• Такое соотнесение осуществляется актами означивания —
посредством жестов и речи.
• Формируется предметная отнесенность речи, выделяю
щаяся из экспрессивной сигнализации.
• Формируется язык, который служит: а) средством органи
зации предметно направленных действий; б) средством
предметно отнесенных форм общения; в) средством фик
сирования выработанных в совместной деятельности зна
чений; г) средством мышления.
• Вещественные свойства предметов и продуктов совмест
ной деятельности посредством функционирования языка
трансформируются в предметное содержание значений
(сходных представлений и понятий, воспроизводимых в
психике разных людей), освобождаясь тем самым от своей
вещественности.
• Овладение субъектом способами использования знаков
языка обеспечивает: а) актуализацию (репрезентацию) в
психике других людей соответствующих значений в про
цессах общения; б) произвольные формы актуализации
значений субъектом в собственной психике.
5. Индивидуальное сознание в развитом виде имеет слож
ную функциональную структуру, которая складывается из
отношений между «чувственной тканью», объективными
значениями и личностными смыслами. Такие функциональ
но-структурные отношения формируются по мере вхожде
ния человека в новые виды социальных связей и отношений,
по мере включения в новые деятельности и овладения ими.
«Чувственная ткань» — образы воспринимаемой и (позднее) представляемой реальности:
а) различаются по модальности, устойчивости, ясности,
эмоциональному тону;
б) порождаются в процессе деятельности;
в) ориентируют субъекта в объективном предметном
мире.
Объективные значения — фиксированные в языке исторически выработанные способы выполнения различных форм деятельности и действий, которые:
а) существуют объективно, выражают результаты позна
ния объективного мира, производны от обществен
ной практики;
б) не зависят от индивидуальных, субъективных пред
почтений;
в) усваиваются человеком в ходе «распредмечивания»
человеческой культуры;
г) характеризуют предмет через его отношения к другим
предметам (П. Я. Гальперин).
Личностные смыслы — пристрастные, эмоционально-ценностные отношения субъекта к объективным обстоятельствам жизни и деятельности (к значениям), определяемые индивидуальными мотивами:
а) не имеют надындивидуального существования (час
тично могут быть выражены субъектом посредством
языка);
б) выступают для субъекта в виде непосредственных
эмоциональных переживаний, но при этом сам лич
ностный смысл может и не осознаваться;
в) производны от реальных жизненных отношений
субъекта, от его индивидуальной практики;
г) характеризуют предмет через его отношения к инди
видуальным мотивам (П. Я. Гальперин).
6. Исходная чувственно-практическая, деятельностная
основа общественного и индивидуального сознания обычно
остается скрытой от субъектов; сознание при этом субъек
тивно может казаться основой и причиной деятельности.
7. Сознание выполняет множество функций:
• иерархически объединяет и служит планированию, вос
произведению, реализации и развитию различных видов
действий и деятельностей;
• обеспечивает функциональную организацию внутренних
умственных форм деятельностей;
• обеспечивает над ситуативные, произвольные, преднаме
ренные формы организации поведения и деятельности
(Леонтьев А. Н., 1965,1983, 1994, 2000).
Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым сознание рассматривается как результат включения человека с момента рождения в человеческие виды деятельностей и в человеческие формы общения, которые опосредствованы человеческими способами использования орудий и языка. Сознание рассматривается как особый уровень функциональной организации психики человека, который возникает на основе овладения субъектом разнообразными способами использования языка, а позднее и других знаково-символических средств. При этом знаково-символические средства в человеческих формах их функционального применения, с одной стороны, имеют четкую предметную отнесенность и, с другой стороны, выступают средствами произвольной актуализации (репрезентации) сходных значений в сознании у разных людей.
Между тем в теоретическом подходе А. Н. Леонтьева понятие «сознание» приобретает широкую и обобщенную содержательную наполненность. Это обеспечивает возможность объяснения исторического генезиса сознания, его состава и структуры, но при этом теряется психологическая конкретность его функциональной организации в поведении и деятельности человека.
Заметим, что в 70-х гг. А. Н. Леонтьев начал разрабатывать функциональную теорию чувственного познания на основе формирования образа мира, которая в настоящее время во многом структурно и содержательно дублирует ранее построенную теорию сознания. Эта теория изложена выше, в главе «Психологические теории ощущений и восприятий», как система взаимосвязанных объяснительных принципов и гипотез (Леонтьев А. Н., 1983, 2000). Теория образа мира и функциональной организации перцептивных процессов человека в последующем была конкретизирована в работах С. Д. Смирнова (1985).
Так как понятия «сознание» и «образ мира» используются в одних и тех же понятийных контекстах, то возникает необходимость теоретического разведения понятий «сознание» и «образ мира».
Такое разведение можно обнаружить в работах В. К. Ви-люнаса. Анализируя психологические механизмы эмоциональной и мотивационной регуляции деятельности человека, он выдвигает ряд объяснительных принципов, которые позволяют достаточно определенно наметить такое разведение.
1. Главной детерминантой, определяющей содержание
психически регулируемой активности у человека, является
не столько текущая ситуация, сколько опыт и знания субъек
та в отношении воспринимаемой ситуации. Такой опыт и
знания большей своей частью выступают результатом при
своения общественно-исторического опыта через вовлече
ние человека в специально направленную деятельность,
воспроизводящую различные способы преобразования
предметного мира, а также способы использования знако
во-символических средств. При этом использование языка
предельно расширяет границы усваиваемого опыта, делая
их независимыми от параметров реально воспринимаемой
ситуации (см.: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).
2. Внешние по своей форме процессы деятельности с
внешними же вещественными предметами преобразуются
в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации, обобщаются, вербализуются, сокращаются (интериоризируются) и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы внешней деятельности.
3. Система присваиваемых человеком на протяжении
всей жизни представлений и понятий, в которой неизбежно
локализуется и содержательно обогащается все отражаемое,
составляет образ мира.
Сознание есть свернутая форма когда-то освоенных действий, которые обеспечивают произвольную локализацию и идентификацию отражаемых явлений в образе мира.
Конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у человека составляет локализация отражаемых явлений в образе мира, обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, что, где, когда и зачем он делает.
4. Вооружение человеческой психики образом мира и спо
собностью к произвольной актуализации отражаемого в нем
содержания на основе использования языка (сознание) спо
собствовало развитию особого внутреннего структурного
образования — субъекта умственной деятельности.
5. Если животное пытается учесть все возможности конк
ретной ситуации для того, чтобы обеспечить удовлетворение
актуализировавшейся потребности, то человек при наличии
образа мира и сознания имеет возможность ориентироваться
в неограниченных пространственных и временных масшта
бах, далеко выходя за пределы своей индивидуальной жизни
(Вилюнас, 1990).
Если различные формы жизненного опыта у животных (включая и особенности поведения приматов) актуализируются (репрезентируются в психике) всякий раз воздействием конкретной предметной ситуации извне, то у человека характер репрезентаций определяется еще и знаково-символи-ческими средствами, которые порождаются либо другими
людьми, либо самим субъектом. Поэтому поведение животных всегда привязано к текущей ситуации и носит ситуативный характер, а поведение человека по мере формирования и развития сознания приобретает все большую отвлеченность от текущей ситуации — надситуативность.
Опираясь на контекст генезиса научной логики построения объяснительных принципов и теоретических понятий, полезно противопоставить термины «образ мира» и «сознание». Отметим, что такое разведение имплицитно присутствует в работах А. А. Леонтьева: «Образ мира — это отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» (Леонтьев А. А., 2001. С. 115).
В отличие от образа мира, сознание — это особый уровень функциональной организации психики человека, обеспечивающий произвольность в организации поведения и умственной деятельности человека на основе овладения субъектом разнообразными способами использования знаково-символических средств (см. выше). При этом различные формы рефлексии являются функциями, производными от степени развития
сознания.
Сознательные формы психической ориентировки и организации психики возникают с того момента, когда между субъектом и объективной реальностью «помещаются» различные знаки и символы. В первом приближении можно выделить три основных аспекта, связанных с применением субъектом языка, знаков, символов. Знаково-символиче-ские средства (исходно жестовые и языковые) в процессах установления разнообразных отношений и связей могут функционально «располагаться»: а) между субъектом и другими людьми; б) между субъектом и предметным миром; в) между субъектом и его собственными функциями (поведением, целями, психическими процессами, состояниями и т. д.). Последний из выделенных аспектов использования языка лежит в основе развития самосознания.
Аналогичное деление в психологической литературе существует при характеристике основных функций языка и речи: а) коммуникация и организация совместных взаимодействий; б) организация познавательно-ориентировочной деятельности в предметном мире; в) самоорганизация на основе рефлексивного самоконтроля (Лурия, 1979; Салми-на, 1988).
В заключение хотелось бы заметить, что в соответствии с указанными позициями знаково-символических средств, а также способами их использования субъектом могут наблюдаться различные формы рефлексии (сознательной, рефлексивной ориентировки субъекта в мире). Через использование знаков рефлексивными могут становиться: а) отношения субъекта с другими людьми; б) отношения субъекта с предметами и явлениями объективного мира; в) отношения субъекта с самим собой, с различными особенностями своего поведения и психики. И по своей организации это формы сознательной ориентировки субъекта, опирающиеся на разные способы функционального включения в жизнедеятельность человека знаково-символических средств.
..-
»! -
;
-..
• :
-