Пропускной способности канала передачи информации

1. ЦНС представляет собой канал передачи информации
с ограниченной пропускной способностью от органов чувств
к высшим механизмам обработки.

2. Селекция информации происходит на ранних стадиях
сенсорного анализа стимуляции.

• Информация отбирается на основе определенных сен­
сорных признаков фильтром по принципу «все или ни­
чего».

3. Этапы переработки информации на ранних стадиях:

• воздействие физических стимулов на органы чувств;

• сенсорная регистрация и хранение всей поступившей ин­
формации в иконической памяти;

• фильтр, обеспечивающий отбор значимой информации;

• опознавание и перцептивный анализ отобранной инфор-

мации.





Дональд Норман

Модель поздней селекции

1. Вся поступающая информация параллельно обрабаты­
вается, опознается, репрезентируется в кратковременной
памяти и подвергается предварительному анализу.

2. Наиболее важная в текущий момент информация отби­
рается для последующей переработки из двух потоков: а) ин­
формация, извлекаемая из памяти; б) информация, получае­
мая со стороны восприятия.

• Отбор информации осуществляется на основе ожиданий,
знакомства, правил и т. д.

3. Отобранная наиболее существенная информация со­
храняется и подвергается последующей обработке; неакту­
альная и несущественная информация забывается.

А. М. Трейсман

Модель внимания на основе избирательного ослабления

Сигналов

1. Существует перцептивный фильтр, расположенный
между входными сенсорными сигналами и вербальным (се­
мантическим) анализом сообщения.

• Фильтр тщательно просматривает входную сенсорную ин­
формацию и регулирует «мощность» разных сигналов.

2. После прохождения фильтра информационные потоки
имеют различные пороги активации, обеспечивая преиму­
щество для обработки одного наиболее важного текущего
сообщения.

3. Существуют две основные стадии обработки информа­
ции.

Стадия предвнимания:

• происходит быстрое извлечение и обработка информации,
полученной рецепторами, позволяющие выделить про­
стые и наиболее заметные признаки объектов;

• обработка информации производится автоматически, бы­
стро, параллельно;

• обработка информации происходит без сознательных уси­
лий и сосредоточения.

Стадия сфокусированного внимания:

• обработка информации производится последовательно,
требует сосредоточения и сознательных усилий.

Ульрик Найссер

Внимание как процесс предвосхищения

1. Внимание есть активное предвосхищение результатов
восприятия, ведущее к синтезу сенсорных данных на основе
внутренних когнитивных схем.

2. Существуют процессы предвнимательной, грубой, бы­
строй, параллельной обработки информации и процессы
фокального внимания — детальные, медленные, последова­
тельные.

3. При этом познавательная активность носит цикличе­
ский, разворачивающийся во времени характер (познава­
тельный цикл).

• Познавательные схемы направляют и организуют процессы
исследования, прогноза и планирования поведения.

• Процессы исследования и прогноза определяют выбор внеш­
них объектов.

• Внешние объекты через органы чувств модифицируют име­
ющиеся в памяти субъекта познавательные схемы (далее
цикл может повторяться).

4. Информация, которая не поддается текущему прогно­
зу, воспринимается путем автоматического запуска ориенти­
ровочных реакций, дающих начало новым познавательным
циклам.



Культурно-исторический и деятельностный подход к объяснению процессов внимания

Л. С. Выготский

Произвольное внимание человека как высшая

Психическая функция

1. Произвольное внимание формируется у ребенка как
высшая психическая функция на основе естественных пси­
хических функций.

2. Исходно произвольное внимание формируется от
внешних, разделенных с другими людьми действий к дейст­
виям самостоятельным и внутренним — умственным.

• Первоначально взрослый направляет внимание ребенка на
предметы и действия с предметами, используя жесты и язык.

• Овладевая способами использования жестов и языка, ре­
бенок учится управлять вниманием других людей.

• Овладев способами использования знаков для организации
внимания других, ребенок начинает использовать их для
произвольной организации своего собственного внимания.

3. Сначала опосредствованные знаками способы органи­
зации внимания носят внешний, развернутый характер, а за­
тем приобретают внутренние формы и сокращаются (инте-
риоризируются).

П. Я. Гальперин

Наши рекомендации