Структурные, функциональные и генетические теории памяти человека

Теории и модели памяти в когнитивной психологии

Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии

Кратковременная память

Ограниченность объема: в среднем 5—7 единиц информа­ции. При этом сложность единиц запоминаемого материа­ла может увеличиваться.

Существуют различные способы кодирования и сохране­ния информации: зрительное, слуховое, семантическое.

Долговременная память

Неограниченность объема и длительности хранения ин­формации.



Долговременная память включает два типа содержания опыта:

• категориальная (семантическая) память: внутрипонятий-
ная и межпонятийная;

• эпизодическая (событийная, схемная) память на датиро­
ванные по времени эпизоды и события: схемы «сцен», си­
туаций (фреймы) и схемы событий (скрипты).

В зависимости от осознаваемости запоминаемого мате­риала:

• имплицитная память — обеспечивает узнавание предметов
и явлений при повторной встрече с ними, а также воспро­
изведение определенных действий в контексте ситуации;

• эксплицитная память — осознаваемое вербальное воспро­
изведение разнообразных сведений.

В зависимости от содержания информации:

• декларативная память — сохранение знаний о предметах,
явлениях, событиях; знаний о том, «что есть...»;

• процедурная память — сохранение моторных навыков и
знаний о том, «как делать что-то...».

Р. Аткинсон, Р. Шиффрин

Модель последовательных этапов продвижения

И переработки поступающей информации

1. Информация последовательно проходит обработку в
сенсорных регистрах (иконическая, эхоическая память), в
кратковременном хранилище и поступает в долговременное
хранилище.

2. Обработка информации в кратковременном хранили­
ще: а) осуществляется на основе информации, поступающей
с сенсорных регистров (рецепторных аппаратов) и из долго­
временного хранилища; б) частично поддается произволь­
ному контролю.

• Перцептивная информация поступает в сенсорные регист­
ры различной модальности.

• Через несколько миллисекунд информация, на которую
обращено внимание, передается в кратковременное хра­
нилище (КВХ), где информация: а) обрабатывается путем
повторения с опорой на вербально-слуховую систему;
б) частично вытесняется по мере поступления новой ин­
формации.

• Объем кратковременного хранилища ограничен (около
7 единиц информации), объем долговременного хранили­
ща неограничен.

3. Из КВХ информация поступает в долговременное хра­нилище (ДВХ) в результате перекодировки в концептуаль­ный код.

• Из ДВХ может поступать информация, требующаяся для
выполнения текущих задач. Извлечение информации из
ДВХ может опираться на различные стратегии.

Ф. Крэйк, Р. Локхарт

Модель последовательно-уровневой обработки

Поступающей информации, имеющей разную

Глубину

1. Существуют различные способы и разная глубина об­
работки поступающей информации, последовательность ко­
торых может изменяться в зависимости от текущих задач.

2. Характер, длительность и прочность запоминаемого
содержания являются результатом глубины обработки ин­
формации.

• На поверхностном уровне информация подвергается сен­
сорному и подетальному анализу.

• На более глубоких уровнях информация обрабатывается
посредством распознавания паттернов (организованных
конфигураций стимулов) и выделения их значений.

• На самых глубоких уровнях: а) происходит когнитивная
семантическая обработка путем установления различных

связей с информацией в долговременной памяти; б) уста­навливается смысл и содержание информации и осуществ­ляется ее субъективная оценка.

12.1.2.Теории (модели) структурной организации

знаний (информации) в долговременной памяти

и репрезентации знаний

Знания — это обладающие постоянством когнитивные (информационные) образования, не зависящие от актуально выполняемой задачи и хранящиеся в долговременной памя­ти: вербальные, образные, понятийные, семантические структуры.

• Из долговременной памяти знания извлекаются в форме
различных репрезентаций: вербальных, образных, поня­
тийных, семантических и других структур.

Типы репрезентаций

Репрезентации — когнитивные конструкции, которые выстраиваются субъектом в конкретном контексте для спе­цифических целей в зависимости от обстоятельств.

• Образные репрезентации (основанные на восприятии) фик­
сируют и отражают модальные и пространственные харак­
теристики — формы, размеры, расположения, ориентации
объектов и процессов.

• Концептуальные (категориальные) репрезентации (осно­
ванные на значении) фиксируют и выражают наши знания
о мире при помощи предикативных структур языка.

• Репрезентации действий — неосознаваемые и осознавае­
мые знания о действиях, которые включают два аспекта:

1) семантический — значение действия, которое потенци­
ально может быть выражено посредством языка (что?);

2) способы, средства и последовательность исполнения
действия, которые могут потенциально быть выражены
посредством языка (как?).

Существует множество гипотез и моделей организации и кодирования информации в долговременной памяти челове­ка.

Гипотеза двойного кодирования (А. Пэвио, 1965): существу­ют две независимые кодирующие системы и два способа представления информации в памяти: а) невербальные, об­разные процессы кодирования; б) вербальные, символьные процессы кодирования.

Гипотеза организующих связей (Г. Бауэр, 1970): любой сти­мул из внешней среды кодируется в мозге на основе скрытой иерархии различных взаимосвязанных кодов, среди которых имеются и образные коды.

Концептуально-пропозициональная гипотеза кодирования (Д. Андерсон, Г. Бауэр, 1973):различие между внутренними репрезентациями лингвистической информации и образных представлений заключается только в степени их детально­сти.

• В памяти фиксируются только интерпретации событий —
вербальные и визуальные, но не образные («картинные»)
изображения.

Гипотеза функциональной эквивалентности внешних сти­мулов и процессов кодирования в мозге (Р. Шепард, 1977): мыс­ленные представления (воспроизведенные или конструиру­емые) функционально эквивалентны непосредственным перцептивным образам.

• Нервные процессы в мозге, обеспечивающие представле­
ния объекта, могут не походить на внешний объект, пред­
ставленный в образе.

• Между объектом и нервным процессом в мозге сущест­
вует изоморфизм второго порядка, который представля­
ет собой не структурное соответствие между объектом и
образом, представлением и процессами в мозге, а функ­
циональное соответствие (объект выступает «ключом»
для актуализации соответствующих объекту функций в
мозге).

19. Заказ№4624.

-

Д. Грин, А. Пуроит

Наши рекомендации