Структурные, функциональные и генетические теории памяти человека
Теории и модели памяти в когнитивной психологии
Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии
Кратковременная память
Ограниченность объема: в среднем 5—7 единиц информации. При этом сложность единиц запоминаемого материала может увеличиваться.
Существуют различные способы кодирования и сохранения информации: зрительное, слуховое, семантическое.
Долговременная память
Неограниченность объема и длительности хранения информации.
Долговременная память включает два типа содержания опыта:
• категориальная (семантическая) память: внутрипонятий-
ная и межпонятийная;
• эпизодическая (событийная, схемная) память на датиро
ванные по времени эпизоды и события: схемы «сцен», си
туаций (фреймы) и схемы событий (скрипты).
В зависимости от осознаваемости запоминаемого материала:
• имплицитная память — обеспечивает узнавание предметов
и явлений при повторной встрече с ними, а также воспро
изведение определенных действий в контексте ситуации;
• эксплицитная память — осознаваемое вербальное воспро
изведение разнообразных сведений.
В зависимости от содержания информации:
• декларативная память — сохранение знаний о предметах,
явлениях, событиях; знаний о том, «что есть...»;
• процедурная память — сохранение моторных навыков и
знаний о том, «как делать что-то...».
Р. Аткинсон, Р. Шиффрин
Модель последовательных этапов продвижения
И переработки поступающей информации
1. Информация последовательно проходит обработку в
сенсорных регистрах (иконическая, эхоическая память), в
кратковременном хранилище и поступает в долговременное
хранилище.
2. Обработка информации в кратковременном хранили
ще: а) осуществляется на основе информации, поступающей
с сенсорных регистров (рецепторных аппаратов) и из долго
временного хранилища; б) частично поддается произволь
ному контролю.
• Перцептивная информация поступает в сенсорные регист
ры различной модальности.
• Через несколько миллисекунд информация, на которую
обращено внимание, передается в кратковременное хра
нилище (КВХ), где информация: а) обрабатывается путем
повторения с опорой на вербально-слуховую систему;
б) частично вытесняется по мере поступления новой ин
формации.
• Объем кратковременного хранилища ограничен (около
7 единиц информации), объем долговременного хранили
ща неограничен.
3. Из КВХ информация поступает в долговременное хранилище (ДВХ) в результате перекодировки в концептуальный код.
• Из ДВХ может поступать информация, требующаяся для
выполнения текущих задач. Извлечение информации из
ДВХ может опираться на различные стратегии.
Ф. Крэйк, Р. Локхарт
Модель последовательно-уровневой обработки
Поступающей информации, имеющей разную
Глубину
1. Существуют различные способы и разная глубина об
работки поступающей информации, последовательность ко
торых может изменяться в зависимости от текущих задач.
2. Характер, длительность и прочность запоминаемого
содержания являются результатом глубины обработки ин
формации.
• На поверхностном уровне информация подвергается сен
сорному и подетальному анализу.
• На более глубоких уровнях информация обрабатывается
посредством распознавания паттернов (организованных
конфигураций стимулов) и выделения их значений.
• На самых глубоких уровнях: а) происходит когнитивная
семантическая обработка путем установления различных
связей с информацией в долговременной памяти; б) устанавливается смысл и содержание информации и осуществляется ее субъективная оценка.
12.1.2.Теории (модели) структурной организации
знаний (информации) в долговременной памяти
и репрезентации знаний
Знания — это обладающие постоянством когнитивные (информационные) образования, не зависящие от актуально выполняемой задачи и хранящиеся в долговременной памяти: вербальные, образные, понятийные, семантические структуры.
• Из долговременной памяти знания извлекаются в форме
различных репрезентаций: вербальных, образных, поня
тийных, семантических и других структур.
Типы репрезентаций
Репрезентации — когнитивные конструкции, которые выстраиваются субъектом в конкретном контексте для специфических целей в зависимости от обстоятельств.
• Образные репрезентации (основанные на восприятии) фик
сируют и отражают модальные и пространственные харак
теристики — формы, размеры, расположения, ориентации
объектов и процессов.
• Концептуальные (категориальные) репрезентации (осно
ванные на значении) фиксируют и выражают наши знания
о мире при помощи предикативных структур языка.
• Репрезентации действий — неосознаваемые и осознавае
мые знания о действиях, которые включают два аспекта:
1) семантический — значение действия, которое потенци
ально может быть выражено посредством языка (что?);
2) способы, средства и последовательность исполнения
действия, которые могут потенциально быть выражены
посредством языка (как?).
Существует множество гипотез и моделей организации и кодирования информации в долговременной памяти человека.
Гипотеза двойного кодирования (А. Пэвио, 1965): существуют две независимые кодирующие системы и два способа представления информации в памяти: а) невербальные, образные процессы кодирования; б) вербальные, символьные процессы кодирования.
Гипотеза организующих связей (Г. Бауэр, 1970): любой стимул из внешней среды кодируется в мозге на основе скрытой иерархии различных взаимосвязанных кодов, среди которых имеются и образные коды.
Концептуально-пропозициональная гипотеза кодирования (Д. Андерсон, Г. Бауэр, 1973):различие между внутренними репрезентациями лингвистической информации и образных представлений заключается только в степени их детальности.
• В памяти фиксируются только интерпретации событий —
вербальные и визуальные, но не образные («картинные»)
изображения.
Гипотеза функциональной эквивалентности внешних стимулов и процессов кодирования в мозге (Р. Шепард, 1977): мысленные представления (воспроизведенные или конструируемые) функционально эквивалентны непосредственным перцептивным образам.
• Нервные процессы в мозге, обеспечивающие представле
ния объекта, могут не походить на внешний объект, пред
ставленный в образе.
• Между объектом и нервным процессом в мозге сущест
вует изоморфизм второго порядка, который представля
ет собой не структурное соответствие между объектом и
образом, представлением и процессами в мозге, а функ
циональное соответствие (объект выступает «ключом»
для актуализации соответствующих объекту функций в
мозге).
19. Заказ№4624.
-
Д. Грин, А. Пуроит