Гоббс, Гартли, Спенсер, Бэн, Гербарт Ассоциативная теория мышления

1. Мышление представляет собой процессы установле­ния связей (ассоциаций) между элементарными психиче­скими явлениями — ощущениями, представлениями, поня­тиями.

2. Существует несколько основных типов ассоциаций:

• ассоциации по пространственно-временной смежности;

• ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту;

• ассоциации по отношению (атрибутивные, причин­
но-следственные и др.).

3. Механизмами мышления выступают:

• ассоциативная тенденция, когда в мыслительном процес­
се: а) воспроизводятся разнообразные связи (ассоциации)
между представлениями, организованные на основе про­
шлого опыта и сохраняемые в памяти; б) устанавливаются
и накапливаются новые ассоциации;

• персеверативная тенденция, связанная с возвратом от­
дельных психических структур (ассоциаций) в протека­
ние мыслительных процессов.

Нарцисс Ах, Кюльпе, Мессер, Отто Зельц Вюрцбургская психологическая школа

1. Мышление есть акт усмотрения субъектом отноше­
ний: а) сначала между материальными элементами чувст­
венного опыта; б) позднее между представлениями и мыс­
лями.

2. Мышление нельзя сводить к простой ассоциации пред­
ставлений. Мышление всегда имеет направление, которое
задается определенной целью (интенциональность мышле­
ния).

• Существует особая психическая способность «детермини­рующая тенденция» — целевая структура, направляющая динамику мыслительного процесса.

3. Протекание некоторых мыслительных операций воз­
можно без включения образных представлений — существу­
ют особые формы «безобразного» мышления.

4. Мышление представляет собой систему моторных и
интеллектуальных операций, которые направлены на реше­
ние задачи — достижение цели в определенных условиях.

Отто Зельц

Теория антиципирующей схемы в процессах решения

Задач

1. Решение задачи требует выделения: а) отношений меж­ду характеристиками известного; б) места неизвестного (ис­комого) в системе выделенных отношений; в) отношений между данным и искомым — и детерминируется двумя встречными процессами:

• формированием и уточнением антиципирующей схемы —
неосознаваемой организацией отношений между условия­
ми задачи и искомым, которые уточняются и конкретизи­
руются по мере неудачных попыток найти решение и тре­
буют своей завершенности;

• необходимой для завершения схемы внешней подсказки, в
качестве которой могут выступать самые разные события и
фрагменты текущего повседневного опыта.

2. Существует три основных типа интеллектуальных опера­
ций, комбинации из которых образуют методы решения задач:

• операция дополнения антиципирующей схемы каким-ли­
бо элементом;

• абстракция — выделение различных характеристик пред­
метов и связей между ними;

• репродукция сходства — расчленение предмета или поня­
тия в соответствии с определенными известными основа­
ниями.

3. Актуализация операций восполнения антиципирую­
щей схемы может иметь:

• репродуктивный характер — путем рутинной актуализа­
ции известных средств решения;

• продуктивный характер: а) путем репродуктивной абст­
ракции средств решения; б) путем случайно обусловлен­
ной абстракции средств решения.

Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка,

КарлДункер

Гештальтпсихология: мышление как акт

Переструктурирования проблемных ситуаций

1. Психические явления подчинены принципу целост­
ных форм, принципу структурной неаддитивности (геш-
тальт) — несводимости сложных психических явлений к
простой сумме составляющих их элементов и единиц.

2. Мыслительный процесс есть последовательная смена
разных типов целостного видения проблемной ситуации —
смена гештальтов.

• Мышление — это процессы переструктурирования проблем­
ной ситуации в сознании (феноменальном поле) субъекта,
ведущие к непосредственному усмотрению (инсайту) иско­
мого решения.

• Основной механизм мышления — установление новых от­
ношений между данными, составляющими проблемную
ситуацию, путем их переструктурирования.

3. Существует несколько основных законов переструкту­
рирования, которые ведут к структурной завершенности
гештальта при разрешении проблемной ситуации: а) изменя­
ются отношения между «фигурой и фоном»; б) формируются
наиболее симметричные, простые, упорядоченные гешталь-
ты и т. п.

Наши рекомендации