Гоббс, Гартли, Спенсер, Бэн, Гербарт Ассоциативная теория мышления
1. Мышление представляет собой процессы установления связей (ассоциаций) между элементарными психическими явлениями — ощущениями, представлениями, понятиями.
2. Существует несколько основных типов ассоциаций:
• ассоциации по пространственно-временной смежности;
• ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту;
• ассоциации по отношению (атрибутивные, причин
но-следственные и др.).
3. Механизмами мышления выступают:
• ассоциативная тенденция, когда в мыслительном процес
се: а) воспроизводятся разнообразные связи (ассоциации)
между представлениями, организованные на основе про
шлого опыта и сохраняемые в памяти; б) устанавливаются
и накапливаются новые ассоциации;
• персеверативная тенденция, связанная с возвратом от
дельных психических структур (ассоциаций) в протека
ние мыслительных процессов.
Нарцисс Ах, Кюльпе, Мессер, Отто Зельц Вюрцбургская психологическая школа
1. Мышление есть акт усмотрения субъектом отноше
ний: а) сначала между материальными элементами чувст
венного опыта; б) позднее между представлениями и мыс
лями.
2. Мышление нельзя сводить к простой ассоциации пред
ставлений. Мышление всегда имеет направление, которое
задается определенной целью (интенциональность мышле
ния).
• Существует особая психическая способность «детерминирующая тенденция» — целевая структура, направляющая динамику мыслительного процесса.
3. Протекание некоторых мыслительных операций воз
можно без включения образных представлений — существу
ют особые формы «безобразного» мышления.
4. Мышление представляет собой систему моторных и
интеллектуальных операций, которые направлены на реше
ние задачи — достижение цели в определенных условиях.
Отто Зельц
Теория антиципирующей схемы в процессах решения
Задач
1. Решение задачи требует выделения: а) отношений между характеристиками известного; б) места неизвестного (искомого) в системе выделенных отношений; в) отношений между данным и искомым — и детерминируется двумя встречными процессами:
• формированием и уточнением антиципирующей схемы —
неосознаваемой организацией отношений между условия
ми задачи и искомым, которые уточняются и конкретизи
руются по мере неудачных попыток найти решение и тре
буют своей завершенности;
• необходимой для завершения схемы внешней подсказки, в
качестве которой могут выступать самые разные события и
фрагменты текущего повседневного опыта.
2. Существует три основных типа интеллектуальных опера
ций, комбинации из которых образуют методы решения задач:
• операция дополнения антиципирующей схемы каким-ли
бо элементом;
• абстракция — выделение различных характеристик пред
метов и связей между ними;
• репродукция сходства — расчленение предмета или поня
тия в соответствии с определенными известными основа
ниями.
3. Актуализация операций восполнения антиципирую
щей схемы может иметь:
• репродуктивный характер — путем рутинной актуализа
ции известных средств решения;
• продуктивный характер: а) путем репродуктивной абст
ракции средств решения; б) путем случайно обусловлен
ной абстракции средств решения.
Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка,
КарлДункер
Гештальтпсихология: мышление как акт
Переструктурирования проблемных ситуаций
1. Психические явления подчинены принципу целост
ных форм, принципу структурной неаддитивности (геш-
тальт) — несводимости сложных психических явлений к
простой сумме составляющих их элементов и единиц.
2. Мыслительный процесс есть последовательная смена
разных типов целостного видения проблемной ситуации —
смена гештальтов.
• Мышление — это процессы переструктурирования проблем
ной ситуации в сознании (феноменальном поле) субъекта,
ведущие к непосредственному усмотрению (инсайту) иско
мого решения.
• Основной механизм мышления — установление новых от
ношений между данными, составляющими проблемную
ситуацию, путем их переструктурирования.
3. Существует несколько основных законов переструкту
рирования, которые ведут к структурной завершенности
гештальта при разрешении проблемной ситуации: а) изменя
ются отношения между «фигурой и фоном»; б) формируются
наиболее симметричные, простые, упорядоченные гешталь-
ты и т. п.