Произвольная и волевая регуляции деятельности и поведения
Психологические механизмы организации произвольного поведения и волевой регуляции человека, пожалуй, наиболее глубокое теоретическое объяснение получили в контексте культурно-исторического и деятельностного подходов, а также в контексте физиологии активности А. Н. Бернштейна (см. выше).
Л. С. Выготский
Механизм интериоризации: формирование и развитие способностей к самостоятельной организации произвольных, преднамеренных действий
1. В чем особенность человеческих форм произвольной
преднамеренной организации поведения и психических процес
сов?
Все человеческие формы произвольной организации поведения и психических процессов возникают как результат формирования высших психических функций (ВПФ).
• Любая новая ВПФ по мере формирования и развития при
обретает характер произвольных преднамеренных форм
поведения или произвольной регуляции психических про
цессов.
• При этом центральное значение имеет овладение способа
ми использования языковых и других знаково-символиче-
ских средств.
2. Как формируются и развиваются произвольные предна
меренные формы поведения и психики у человека?
Любая новая ВПФ исходно формируется во внешних, разделенных с другими людьми действиях, позднее преобра-
зуясь в самостоятельно, произвольно организуемые, внутренние (умственные) способы организации субъектом своего поведения и психических процессов.
Первое направление формирования ВПФ — от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и самостоятельному (индивидуальному).
• Развитие умений подчинять свои действия, поступки, пси
хические процессы (внимание, восприятие, память, мыш
ление и др.) речевым указаниям другого человека (взрос
лого).
• Развитие умений с помощью речи направлять протекание
психических процессов и организовывать поведение у дру
гих людей.
• Межфункциональное объединение обоих умений в одну
функцию — формирование произвольной преднамерен
ной саморегуляции (овладение способностью произволь
но регулировать свое поведение или психическую функ
цию).
Второе направление формирования ВПФ — от внешней организации произвольных действий и психических функций к внутренним (умственным) формам их организации.
• Доречевая фаза стихийного развития поведения или пси
хической функции (внимания, восприятия, памяти, мыш
ления) и «доинтеллектуальная» фаза развития звуковой
коммуникации.
• Межфункциональное объединение естественных психи
ческих и речевых функций — формирование внешнего
развернутого речевого планирования и произвольной ор
ганизации поведения и психических функций (через «эго
центрическую» речь).
• Преобразование внешней речи (через эгоцентрическую
речь) во внутреннюю речь, ее последующее сокращение и
автоматизация. Возникновение произвольных форм орга
низации и выполнения умственных действий.
.
В. А. Иванников
Мотивационный подход к волевой регуляции:
Волевая регуляция как произвольное изменение смысла
Действия (самодетерминация)
1. Какова особенность удовлетворения индивидуальных по
требностей и мотивов в человеческом обществе?
Эволюционно сложившаяся необходимость в совместном производстве нужных каждому человеку условий жизни ведет к формированию общественных задач.
В процессе исторического развития человечества личные потребности каждого человека начинают удовлетворяться через результаты совокупной деятельности общества.
• Для удовлетворения индивидуальных потребностей
люди необходимо вступают в социальные отношения и
связи.
• В совместной деятельности смысл действий для субъекта
определяется: а) индивидуальными мотивами, б) социаль
ной связью между результатами действий разных людей.
2. Что представляет собой личностный смысл как психи
ческое образование?
Личностный смысл — психическое образование, которое представляет собой более или менее ясно осознаваемое и эмоционально переживаемое значение предметов, явлений, событий для самого субъекта, возникающее в результате соотнесения:
• объективного значения событий, результатов собственных
действий, поведения с собственными мотивами и ценно
стями, с контекстом собственной жизни;
• индивидуальных мотивов и результатов собственных дейст
вий с общественными мотивами, общественными ценно
стями и контекстом существования всего человечества.
3. Каковы необходимые условия для формирования и разви
тия мотивов трудовой деятельности?
Мотивы трудовой деятельности не даны изначально, а формируются при жизни человека, путем включения его в совместную деятельность.
• Побуждение к выполнению действий в совместной деятель
ности представляет для человека особые задачи — находить
и создавать индивидуальные мотивы для целей, которые
диктуются общественной необходимостью и социальной
деятельностью.
• Появляется необходимость в особой форме регуляции дей
ствий — волевой регуляции.
4. В решении каких задач человеку требуется волевая регу
ляция?
Необходимость в волевой регуляции действий появляется в тех случаях, когда:
• социально необходимое или индивидуально необходи
мое действие не связано с актуально переживаемой по
требностью, не имеет достаточного побуждения;
• осуществление действия сталкивается с факторами, снижа
ющими или делающими невозможными создание и поддер
жание необходимого побуждения к нему (препятствия);
• необходимо воздержаться от действия, связанного с акту
ально переживаемой, но социально не одобряемой в дан
ной ситуации потребностью.
5. В чем заключаются основные особенности волевого дей
ствия в отличие от действий произвольно-преднамеренных?
Произвольно-преднамеренные и волевые действия различаются по ряду существенных особенностей.
• За произвольными действиями стоит субъект (индивид,
регулирующий свои действия в предметной среде на осно
ве психического отражения), который имеет возможность
выбора способа осуществления действия.
За волевыми действиями стоит личность, овладевающая собственным мотивационным процессом, что обеспечивает способность выбирать и планировать такие действия,
которые имеют социальное значение и требуют дополнительного побуждения.
• В структуре деятельности произвольное действие предпола
гает осознание отношений цели к средствам ее достижения.
В структуре деятельности волевое действие предполагает
осознание отношений цели к мотивам деятельности.
• Произвольность предполагает осознанность ориентировоч
ных и исполнительных компонентов собственных действий.
Волевое действие предполагает осознанную организацию
побуждения к действию, организацию мотивации к осуще
ствлению действия.
• Развитие произвольности заключается в овладении сред
ствами организации и планирования своих действий,
своего поведения.
Развитие воли заключается в формировании, организации и сохранении устойчивой мотивации.
• Становление произвольной регуляции действия можно
представить как процесс означивания (объективации) соб
ственных действий.
Становление волевой регуляции заключается в осмыслении личностного значения цели и последствий действия, отношений действия к интересам других людей.