Произвольная и волевая регуляции деятельности и поведения

Психологические механизмы организации произволь­ного поведения и волевой регуляции человека, пожалуй, наиболее глубокое теоретическое объяснение получили в контексте культурно-исторического и деятельностного подходов, а также в контексте физиологии активности А. Н. Бернштейна (см. выше).

Л. С. Выготский

Механизм интериоризации: формирование и развитие способностей к самостоятельной организации произвольных, преднамеренных действий

1. В чем особенность человеческих форм произвольной
преднамеренной организации поведения и психических процес­
сов?

Все человеческие формы произвольной организации по­ведения и психических процессов возникают как результат формирования высших психических функций (ВПФ).

• Любая новая ВПФ по мере формирования и развития при­
обретает характер произвольных преднамеренных форм
поведения или произвольной регуляции психических про­
цессов.

• При этом центральное значение имеет овладение способа­
ми использования языковых и других знаково-символиче-
ских средств.

2. Как формируются и развиваются произвольные предна­
меренные формы поведения и психики у человека?

Любая новая ВПФ исходно формируется во внешних, разделенных с другими людьми действиях, позднее преобра-

зуясь в самостоятельно, произвольно организуемые, внут­ренние (умственные) способы организации субъектом свое­го поведения и психических процессов.

Первое направление формирования ВПФ — от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и самосто­ятельному (индивидуальному).

• Развитие умений подчинять свои действия, поступки, пси­
хические процессы (внимание, восприятие, память, мыш­
ление и др.) речевым указаниям другого человека (взрос­
лого).

• Развитие умений с помощью речи направлять протекание
психических процессов и организовывать поведение у дру­
гих людей.

• Межфункциональное объединение обоих умений в одну
функцию — формирование произвольной преднамерен­
ной саморегуляции (овладение способностью произволь­
но регулировать свое поведение или психическую функ­
цию).

Второе направление формирования ВПФ — от внешней ор­ганизации произвольных действий и психических функций к внутренним (умственным) формам их организации.

• Доречевая фаза стихийного развития поведения или пси­
хической функции (внимания, восприятия, памяти, мыш­
ления) и «доинтеллектуальная» фаза развития звуковой
коммуникации.

• Межфункциональное объединение естественных психи­
ческих и речевых функций — формирование внешнего
развернутого речевого планирования и произвольной ор­
ганизации поведения и психических функций (через «эго­
центрическую» речь).

• Преобразование внешней речи (через эгоцентрическую
речь) во внутреннюю речь, ее последующее сокращение и
автоматизация. Возникновение произвольных форм орга­
низации и выполнения умственных действий.

.


 


В. А. Иванников

Мотивационный подход к волевой регуляции:

Волевая регуляция как произвольное изменение смысла

Действия (самодетерминация)

1. Какова особенность удовлетворения индивидуальных по­
требностей и мотивов в человеческом обществе?

Эволюционно сложившаяся необходимость в совмест­ном производстве нужных каждому человеку условий жизни ведет к формированию общественных задач.

В процессе исторического развития человечества личные потребности каждого человека начинают удовлетворяться через результаты совокупной деятельности общества.

• Для удовлетворения индивидуальных потребностей
люди необходимо вступают в социальные отношения и
связи.

• В совместной деятельности смысл действий для субъекта
определяется: а) индивидуальными мотивами, б) социаль­
ной связью между результатами действий разных людей.

2. Что представляет собой личностный смысл как психи­
ческое образование?

Личностный смысл — психическое образование, которое представляет собой более или менее ясно осознаваемое и эмоционально переживаемое значение предметов, явлений, событий для самого субъекта, возникающее в результате со­отнесения:

• объективного значения событий, результатов собственных
действий, поведения с собственными мотивами и ценно­
стями, с контекстом собственной жизни;

• индивидуальных мотивов и результатов собственных дейст­
вий с общественными мотивами, общественными ценно­
стями и контекстом существования всего человечества.

3. Каковы необходимые условия для формирования и разви­
тия мотивов трудовой деятельности?

Мотивы трудовой деятельности не даны изначально, а формируются при жизни человека, путем включения его в совместную деятельность.

• Побуждение к выполнению действий в совместной деятель­
ности представляет для человека особые задачи — находить
и создавать индивидуальные мотивы для целей, которые
диктуются общественной необходимостью и социальной
деятельностью.

• Появляется необходимость в особой форме регуляции дей­
ствий — волевой регуляции.

4. В решении каких задач человеку требуется волевая регу­
ляция?

Необходимость в волевой регуляции действий появляет­ся в тех случаях, когда:

• социально необходимое или индивидуально необходи­
мое действие не связано с актуально переживаемой по­
требностью, не имеет достаточного побуждения;

• осуществление действия сталкивается с факторами, снижа­
ющими или делающими невозможными создание и поддер­
жание необходимого побуждения к нему (препятствия);

• необходимо воздержаться от действия, связанного с акту­
ально переживаемой, но социально не одобряемой в дан­
ной ситуации потребностью.

5. В чем заключаются основные особенности волевого дей­
ствия в отличие от действий произвольно-преднамеренных?

Произвольно-преднамеренные и волевые действия раз­личаются по ряду существенных особенностей.

• За произвольными действиями стоит субъект (индивид,
регулирующий свои действия в предметной среде на осно­
ве психического отражения), который имеет возможность
выбора способа осуществления действия.

За волевыми действиями стоит личность, овладевающая собственным мотивационным процессом, что обеспечива­ет способность выбирать и планировать такие действия,

которые имеют социальное значение и требуют дополни­тельного побуждения.

• В структуре деятельности произвольное действие предпола­
гает осознание отношений цели к средствам ее достижения.
В структуре деятельности волевое действие предполагает
осознание отношений цели к мотивам деятельности.

• Произвольность предполагает осознанность ориентировоч­
ных и исполнительных компонентов собственных действий.
Волевое действие предполагает осознанную организацию
побуждения к действию, организацию мотивации к осуще­
ствлению действия.

• Развитие произвольности заключается в овладении сред­
ствами организации и планирования своих действий,
своего поведения.

Развитие воли заключается в формировании, организации и сохранении устойчивой мотивации.

• Становление произвольной регуляции действия можно
представить как процесс означивания (объективации) соб­
ственных действий.

Становление волевой регуляции заключается в осмысле­нии личностного значения цели и последствий действия, отношений действия к интересам других людей.

Наши рекомендации