Закономерности онтогенетического развития
Человеческой психики и личности
1. Что лежит в основе формирования и развития человече
ской психики?
В основе развития человеческих форм психики лежит присвоение человеческой культуры путем овладения различными видами человеческих действий и деятельностей.
• Все виды человеческих действий и деятельностей по свое
му происхождению имеют общественный характер и меня
ются по мере развития человеческого общества.
2. Каково основное значение детства в формировании и раз
витии психики человека?
Ребенок рождается без каких-либо естественных средств и способов удовлетворения индивидуальных потребностей. Детство является необходимым этапом развития человека, в течение которого ребенок овладевает средствами и способами выполнения разнообразных человеческих действий, что обеспечивает в последующем возможность включиться в реализацию различных видов человеческих деятельностей.
13. Заказ №4624.
• По мере исторического развития человеческого общества,
человеческой культуры и человеческих видов деятельно-
стей изменяются и преобразуются требования к психиче
скому развитию ребенка. Поэтому закономерности возра
стной периодизации психического развития человека, в отли
чие от закономерностей биологического созревания
организма, имеют конкретно-исторический характер.
3. В чем заключаются отличительные особенности^ зако
номерности формирования и развития человеческой психики?
Овладение новыми видами человеческих действий предполагает усвоение ориентировки в общественно-мотиваци-онных и операционально-технических особенностях их организации, что обеспечивает формирование и развитие у субъекта личностно-смысловых и интеллектуальных составляющих психики. При этом психическое развитие человека имеет ряд особенностей.
• Биологическое созревание мозга является только необхо
димым условием для формирования и развития психики.
Причиной формирования и развития психических функ
ций выступают взаимодействия субъекта с внешним пред
метным миром.
• Формирование и развитие человеческой психики детер
минировано присвоением (усвоением) общественно-ис
торического опыта в совместной деятельности и общении
с людьми. Социальная среда (культура) и взрослые, явля
ясь носителями различных видов человеческих действий
и деятельностей, выступают главными источниками раз
вития.
• «Движущими силами» развития выступают противоречия
в процессе усвоения общественно-мотивационных и пред
метно-операциональных компонентов деятельностей, ко
торыми овладевает ребенок.
4. Каковы особенности человеческих действий, способами
организации и выполнения которых необходимо овладеть ре-
Бенку?
В основе организации человеческих действий лежат два типа ориентировочных составляющих: а) ориентировка в социальных, общественно-мотивационных особенностях действия, овладение которыми обеспечивает развитие эмоционально-личностной сферы ребенка; б) ориентировка в предметных операционально-технических особенностях действия, овладение которыми обеспечивает развитие познавательно-интеллектуальной сферы психики ребенка.
• Познавательно-интеллектуальная ориентировка в свойст
вах предметов у человека включена в ориентацию на обра
зец, который задается другими людьми, — включена в ори
ентировку на действия другого человека и на последствия
действия для другого человека.
• Человеческие действия, которыми овладевает ребенок,
определяются не только (и не столько) конкретной целью
или предметными условиями, а значением и смыслом дей
ствия и его последствий в человеческих взаимоотношени
ях.
• Человеческое действие становится общественно опосред
ствованным благодаря возникновению особой формы
психической ориентировки на смысл и значение действия
в разнообразных отношениях с другими людьми.
5. Б каких типах отношений формируются мотивацион-но-смысловые и интеллектуальные, операционально-технические формы человеческой психики?
С момента рождения младенца усвоение человеческой культуры протекает во взаимодействиях с другими людьми (взрослыми). Развитие выражается в системе двух типов отношений с предметным миром и людьми:
• в овладении способами организации взаимоотношений с
другими людьми, овладении способами ориентировки в
системе социальных отношений, которые опосредствова
ны предметами и знаково-символическими средствами
(ребенок — предмет — взрослый). Формируются и развива-
195 13*
ИШ5Я |
ются преимущественно мотивационно-смысловые, личностные составляющие психики человека;
• в овладении способами организации и реализации дей
ствий с предметами и знаково-символическими средст
вами, образцы которых задаются (опосредствованы)
другими людьми (ребенок — взрослый предмет).
Формируются и развиваются преимущественно операцио
нально-технические и интеллектуальные составляющие
психики человека.
6. Что лежит в основе периодизации психического развития
человека?
Психическое развитие ребенка осуществляется в процессах овладения и закономерной смены разных типов ведущей деятельности, в которые необходимо включается ребенок и которые определяют возрастную периодизацию психического развития.
• Ведущий тип деятельности задается социальной ситуацией
развития — теми формами отношений с предметным ми
ром, взрослыми и социальной средой, в которые необхо
димо включается ребенок, овладевая человеческой культу
рой и человеческими действиями.
• Внутри ведущего типа деятельности вызревают, диффе
ренцируются другие, все более сложные виды действий и
деятельностей.
• На каждом возрастном этапе развития внутри ведущего
типа деятельности формируются и переструктурируются
психические функции человека.
• Ведущий тип деятельности обеспечивает формирование
характерных для каждого возраста психических новооб
разований как в личностной, так и в познавательной сфе
ре.
7. Какова периодизация психического развития ребенка в со
временном обществе?
В психическом развитии человека наблюдается чередование двух типов периодов:
• в течение которых происходит преимущественно освоение
социальных задач, мотивов, норм и правил отношений
между людьми — развитие потребностно-мотивационной
сферы;
• в течение которых происходит преимущественно овладе
ние способами и средствами выполнения действий, овла
дение способами использования предметно-орудийных и
знаково-символических средств — развитие операцион-
но-технических и интеллектуально-познавательных спо
собностей.
Такие взаимосвязанные периоды составляют «эпохи» в психическом развитии человека.
• Первая эпоха — формирование и переход: а) от деятельно
сти непосредственно-эмоционального общения — младен
ческий возраст; б) к предметно-манипулятивной деятель
ности — возраст раннего детства.
• Вторая эпоха — формирование и переход: а) от игровой де
ятельности (предметное моделирование, ролевая игра,
игра по правилам) — дошкольный возраст; б) к учебной дея
тельности — младший школьный возраст.
• Третья эпоха — формирование и переход: а) от интимно-лич
ностного общения — подростковый возраст; б) к учебно-про
фессиональной деятельности — юношеский возраст.