Когнитивная психология. Теория личностных конструктов
1. Люди активно формируют представления о явлениях и
событиях путем их истолкования на основе выдвижения ги
потез, которые позволяют предвидеть, прогнозировать и
контролировать будущие события.
• Любое осознаваемое человеком явление или событие в
окружающей действительности всегда является предметом
для многочисленных альтернативных истолкований («кон-
структный ольтерштивизм»}.
2. Индивидуальное поведение структурируется и опреде
ляется тем, как человек прогнозирует и истолковывает собы
тия, опираясь на личностные конструкты — устойчивые спо
собы когнитивной категоризации событий и явлений.
• Личностные конструкты обеспечивают человеку осмысле
ние событий и явлений по различным основаниям.
• Личностные конструкты биполярны и дихотомичны (име
ют два полюса: полюс сходства и полюс контраста).
• Конструкты имеют ряд характеристик: а) диапазон приме
нимости — широта.ситуаций, где конструкт может исполь
зоваться; б) фокус применимости — ситуации, в которых
субъект всегда опирается на данный конструкт; в) «прони
цаемость» («непроницаемость») для преобразований при
объяснении и предсказании новых явлений.
3. Психологические характеристики личности зависят от
индивидуальных особенностей личностных конструктов,
опираясь на которые человек прогнозирует события. Чело
век организует свое поведение не столько путем реагирова
ния на воздействия внешних событий, сколько опираясь на
свои способы интерпретации событий и явлений.
• Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретиру
ют события, опираясь на личностные конструкты.
• Система конструктов меняется в соответствии с успешно
стью (неуспешностью) прогнозирования и интерпретации
повторяющихся событий и явлений.
4. Каждый человек уникальным образом развивает и ор
ганизует ранговые отношения между конструктами.
• Чем более сходны личностные конструкты и интерпрета
ция опыта на их основе у двух людей, тем более сходным
будет их поведение и личностные особенности.
• Межличностное понимание присутствует в той мере, в ка
кой один человек способен анализировать интерпретаци
онные процессы другого, и наоборот.
• Мотивационные утверждения в большей степени характе
ризуют того, кто их высказывает, чем того, чьи мотивы ха
рактеризуются или обсуждаются.
5. Психически развитая личность имеет ряд характери
стик.
• Стремление оценивать свои конструкты и проверять пра
вильность своих интерпретаций поведения и отношений.к
другим людям.
• Установка на изменение конструктов в случае их прогнос
тической неэффективности.
• Желание расширять диапазон, объем и охват своей конст-
руктной системы.
• Хорошо развитый репертуар ролей.
Абрахам Маслоу (1908—1970)
Гуманистическая психология. Мотивационный подход.
Теория личности
1. Человек рождается с потенциально заложенными по
требностями в добре, нравственности, доброжелательно
сти... которые он должен реализовать.
2. В процессе индивидуального развития человека после
довательно формируется иерархия потребностей. Формиро
вание и развитие такой иерархии в течение жизни образует
основу личности (от потребностей нужды к потребностям развития):
• потребности физиологические (органические): голод,
жажда, половое влечение и др.;
• потребности в безопасности;
• потребности в принадлежности и любви: принадлежать к
сообществу, быть вместе с людьми, быть принятым и при
знанным;
• потребности в уважении и признании: быть компетент
ным, успешным и получить одобрение, приобрести авто
ритет;
• познавательные потребности: познавать, уметь, понимать;
• эстетические потребности: гармония, симметрия, поря
док, красота;
• потребность в самоактуализации: реализация своих пози
тивных целей и способностей, развитие собственной лич
ности.
3. Для формирования более высоких уровней потребно
стей в течение жизни необходима удовлетворенность по
требностей на нижележащих уровнях.
4. Основная человеческая потребность — потребность в са
моактуализации, которая по мере индивидуального развития
может приобретать функциональную автономность (независи
мость от степени удовлетворения других потребностей).
Виктор Франкл
Гуманистическая психология. Экзистенциальный
Подход. Теория личности
1. Стремление человека к поиску и реализации смысла
своей жизни — врожденная мотивационная направленность
человека, которая выступает основным двигателем поведе
ния и развития личности.
2. Смысл находится в объективном мире; человек должен
не выбрать или «изобрести» его, а найти путем реализации
себя в жизни и деятельности.
3. Смысл жизни уникален для каждого человека. Человек
может сделать свою жизнь осмысленной, реализуя три
основных пути своего развития и ориентируясь на три груп
пы ценностей:
• путем того, что человек может дать жизни, — творческую
деятельность (ценности творчества);
• путем того, что человек включается в переживание ценно
стей, которые находит в мире (ценности переживания);
• посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе
и обстоятельствам своей жизни, которые он не может из
менить (ценности отношения).
4. Обретенный смысл требует от человека своего посто
янного осуществления, что ведет к самоактуализации лич
ности.
5. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, сво
боден взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если
его свобода объективно ограничена обстоятельствами. Это воз
можно благодаря фундаментальным человеческим качествам.
• Способность к самотрансцендентности — возможности
мысленного выхода человека за пределы самого себя, в на
правленности на что-то, существующее вовне.
• Способность к самоотстранению — возможности в любой
ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмот
реть на себя со стороны.
6. Необходимым условием психического здоровья лично
сти является определенный уровень напряжения, возникаю
щий между человеком и локализованным во внешнем мире
объективным смыслом, который человек должен осуществить.
• Отсутствие смысла порождает у человека состояние «экзи
стенциального вакуума», которое выступает причиной са
мых разнообразных неврозов.
7. Не существует смысла жизни «вообще» — существует
конкретный смысл жизни данной личности в данный мо
мент. Смысл жизни меняется от ситуации к ситуации.
Человеку невозможно охватить «сверхсмысл» мира, но такой «сверхсмысл» существует. Он осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов.