Составляющие действий и деятельности
Необходимо радикальное изменение методологии психологического исследования.
• Исследование психического развития человека следует осуществлять от анализа объективно-заданной общественно-историческим опытом конечной формы поведения (результатов действий и способов их получения) к ее становлению у ребенка.
• От констатации и фиксирования уже сформированных
психических явлений следует перейти к выявлению при
чин и условий, обеспечивающих формирование психиче
ского процесса или психического образования с заданны
ми свойствами.
Объяснительные принципы
1. Переход живых организмов к жизни в условиях быстро
меняющейся окружающей среды не может осуществляться
посредством стереотипных наследственно передаваемых
форм поведения. Поэтому необходимой жизненной задачей
становится адекватная ориентировка: а) в значимых, суще
ственных взаимосвязях элементов меняющейся окружаю
щей среды; б) в процессах планирования и исполнения дей
ствий.
• Поведение в сложной меняющейся среде характеризуется
тем, что раздражители, вызывающие действия, должны
быть обобщенными, а организация и исполнение действия
требуют конкретности и точности.
• Точность действий может быть обеспечена только путем их
предварительного пробного выполнения, но не в реальных
условиях, где нельзя допускать ошибку, а на основе ориен
тировки в плане образа — в «идеальном» поле возможных
действий.
2. Предмет изучения психологии — ориентировочная осно
ва намечаемого и выполняемого поведения, ориентировоч
ные компоненты деятельности, которые и составляют пси
хический образ.
• Психический образ обеспечивает ориентировку в неповто
ряющихся, изменяющихся, нестандартных ситуациях, от
крывает субъекту поле возможных действий и служит усло
вием выбора эффективного поведения.
• Задача психологии — изучать строение, законы, особенно
сти формирования и развития ориентировочных опера
ций, действий на разных этапах онтогенеза.
3. Генеральными функциями ориентировочных операций и
действий выступают:
• построение образа, который включает:
— ориентировку во внутренней среде организма, которая
отражается в интерорецепторных и эмоциональных
переживаниях: а) актуальных потребностей в форме
органических состояний; б) побуждений к действиям;
— ориентировку во внешней среде жизнедеятельности
на основе чувственных образов, а также понятий (у че
ловека);
• уточнение значения взаимосвязанных элементов такого
образа с точки зрения актуально доминирующей потреб
ности субъекта;
• построение плана решения стоящей проблемы;
• контроль над реализацией принятого решения и коррек
ция хода и плана решения;
• оценка результатов.
4. Физиологические процессы в человеческом мозге по
тенциально могут обеспечивать осуществление самых раз
нообразных ориентировочных и исполнительных операций
и действий в составе различных видов деятельности, поведе
ния, но не дают их готовых форм. Конкретные формы пси
хики субъекта исходно задаются совместной с другими лю
дьми ориентировочной активностью и деятельностью во
внешнем мире.
• Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детер
минирует формирование новой функциональной систе
мы нейрофизиологических процессов, которые обеспе
чивают эффективное выполнение ориентировочных и
исполнительных составляющих действия.
5. Коренное отличие психики животных и психики чело
века:
• животное свободно лишь в выборе конкретного пути удов
летворения потребности в конкретной ситуации, способ
удовлетворения задан животному биологическими меха
низмами и условиями обитания;
• в процессе онтогенетического развития человек должен:
а) освоить человеческие способы удовлетворения своих
потребностей; б) овладеть человеческими критериями
оценки и определиться в своих отношениях к кругу пред
метов и средств такого удовлетворения; в) осознать необ
ходимость своей принадлежности к обществу, которая
порождает нелинейное отношение не только к предметам
потребностей, но и к самим потребностям, условиям их
возникновения и удовлетворения;
• ориентировочные и исполнительные составляющие чело
веческих действий опосредствованы орудиями, языком,
символами, знаками, в которых сконцентрирован обще
ственный опыт, обеспечивающий решение различных за
дач.
6. Побуждения, переживания, образы и действия в плане представлений составляют психическую деятельность субъекта. Все формы психики человека (душевной жизни) представляют собой ориентировочную деятельность, которая включает:
• интеллектуальные функции — от восприятия до мышле
ния — служат ориентировке во внешнем поле жизнедея
тельности;
• потребности — побуждают к выделению в ситуации объек
тов и условий (мотивы), которые необходимы для поддер
жания жизнедеятельности (удовлетворения потребно
стей);
• чувства, эмоции — возникают при решении задач с такими
условиями, в состав которых входит сам субъект, а также
которые предполагают изменение оценки предмета или
ситуации;
• воля — представляет особую форму ориентировки субъекта
в таких положениях, где ни интеллектуальной, ни аффек-
тивной оценки недостаточно; это особый способ решения задач в специфически человеческих ситуациях — в ситуациях моральной ответственности, требующих принятия социально значимых решений (см. ниже).
7. Психические феномены, «идеальные» явления и процессы есть совокупность умственных действий и образов, которые являются результатом многоплановых функционально-генетических изменений ориентировочных компонентов внешних предметных действий.