Теория исторического развития психических функций человека входе общественно-исторической дифференциации различных видов деятельностей
В работах А. Н. Леонтьева теоретически развивается тезис об общественно-исторических (культурно-исторических) закономерностях формирования и развития психических функций человека. Содержательная конкретизация этого тезиса представляет разработку социально-психологической теории исторического развития психических функций человека по мере дифференциации исходной совместной деятельности, направленной на удовлетворение естественных потребностей во множестве производных типов и видов человеческих действий с их последующим выделением в самостоятельные типы деятельностей.
/. Чем характеризуется развитие человеческой деятельности в процессе исторического развития человеческого общества?
Деятельность — это процесс, который развивается в ходе исторического развития человечества и в котором осуществляется жизнь каждого нового поколения людей.
• Общественно-исторический опыт исходно порождается в
процессах развития человеческих действий и деятельно-
стей и фиксируется в форме объективных значений в продуктах материальной человеческой культуры, в орудийных и знаково-символических средствах.
• В процессах усложнения действий и деятельностей у каж
дого поколения людей совершенствуется система значе
ний, частичное присвоение которых каждым человеком
образует индивидуальный психический образ мира.
• Психический образ мира вторично выступает ориентиро
вочной основой для организации все более эффективных
действий и деятельностей.
2. Чем характеризуются исторически первичные формы
человеческой деятельности?
Исторически первична совместная практическая деятельность, где имеется общий мотив для всех участников деятельности и общие цели действий.
• Общение между субъектами исходно служит непосредст
венному ситуативному планированию, организации и
управлению совместной деятельностью и распределению
отдельных действий между членами сообщества. Исходно
практическая сторона деятельности и общение составляют
единый процесс и являются слитыми.
• Позднее от деятельности отделяется собственно коммуни
кативная сторона по мере совершенствования и диффе
ренциации жестовых и речевых средств общения.
3. Какие психологические основания лежат в основе обще
ственного разделения труда?
Специализация субъектов в выполнении отдельных действий ведет к разделению труда и дифференциации все новых видов человеческой деятельности.
• Любое действие включает: а) этап ориентировки и плани
рования; б) этап исполнения и реализации; в) этап контро
ля и коррекции (рефлексия).
• По мере технологического усложнения и фиксирования в
языковых и знаково-символических средствах способов
организации и выполнения действий отдельные операции
в их составе осознаются и преобразуются в новые самостоятельные действия.
• Субъекты начинают специализироваться в выполнении
различных операций и действий при реализации совмест
ных видов деятельностей: а) операций и действий предва
рительной ориентировки и организации совместной дея
тельности; б) исполнительных операций и действий, реа
лизующих деятельность и обеспечивающих получение
конкретного продукта; в) действий контроля, оценки, рас
пределения полученных продуктов.
• По механизму сдвига мотива на цель формируются произ
водные виды деятельности — деятельности планирования,
организации, исполнения, контроля.
4. Как формируются умственные действия и умственные
формы человеческих деятельностей?
Компоненты общественной деятельности, связанные с планированием, организацией и контролем, оказываются отделенными во времени и пространстве от деятельности практической, исполнительной. Формируется труд умственный.
• Появляется необходимость и возникают условия для того,
чтобы речь выделилась из межсубъектного общения и при
обрела новые функции — организации индивидуальной
умственной деятельности.
• Новые функции речи делают необязательной ее внешнюю
развернутую форму.
• Речевые действия приобретают характер внутренних
средств для организации умственных действий над значе
ниями (представлениями и понятиями) — формируется
индивидуальный внутренний план умственной деятельно
сти.
• Субъект становится носителем индивидуального сознания.
5. К каким последствиям в формировании и развитии чело
веческих типов деятельности ведет отделение ориентацион-
но-планирующих компонентов от исполнительных, с одной
стороны, и умственных индивидуальных форм организации и реализации действий от исходно внешних совместных действий, с другой стороны?
Внутренние опосредствованные речью действия и операции предварительной ориентировки и планирования практических видов деятельности преобразуются в познавательно-исследовательскую деятельность (механизм сдвига мотива на цель).
Коммуникативно-организационные аспекты речевого общения преобразуются в ряд специализированных видов профессиональной деятельности, заключающихся в речевом воздействии на других людей: учебную, идеологическую, политическую.