Какие важнейшие основания следует использовать для психологического анализа действий и деятельности?
В психологическом анализе структуры действий и дея-тельностей следует выделять:
• мотивационную (интенциональную) сторону — то, что по
буждает и направляет деятельность и действия — мотивы,
цели и их формирование;
• операциональную сторону — способы и средства достиже
ния целей, реализации мотивов и удовлетворения потреб
ностей в различных предметных условиях.
С точки зрения фазовой динамики действий и деятельности следует выделять:
• фазу ориентировки и планирования действий и деятельно
сти;
• фазу исполнения действий и деятельностей в соответствии
с планом;
• фазу контроля и коррекции получаемых результатов в про
цессе выполнения действий.
4. Какие составляющие компоненты включаются в психологическую структуру человеческой деятельности?
Психологическая структура деятельности включает ряд составляющих компонентов.
Потребность — внутреннее побуждение организма к активности, в основе которого лежит нужда организма в каких-либо внешних предметах или условиях.
• Исходно потребности запускают ненаправленное поиско
вое поведение, которое обеспечивает обнаружение пред
метов, удовлетворяющих потребности.
• Предметы, обеспечивающие удовлетворение потребно
стей, в последующем начинают направлять активность ор
ганизма, преобразуясь в мотивы.
Мотив — «опредмеченная потребность» — предмет (воспринимаемый или представляемый), который удовлетворяет потребность и на который направляется активность (деятельность).
• Развитие предметного содержания потребностей и моти
вов в процессах реализации деятельности есть процесс раз
вития потребностно-мотивационной сферы человека.
• В человеческом обществе мотивы формируются и развива
ются: через производство новых предметов и овладение
способами их использования.
• Человека могут мотивировать к деятельности различные
стороны одного предмета.
• Мотивы в деятельности человека выполняют побудитель
ную, направляющую и смыслообразующую функции.
• Один и тот же мотив (предмет) может удовлетворять раз
ные потребности; одна и та же потребность может удовлет
воряться через разные мотивы (предметы).
Осознаваемые цели, которые достигаются посредством действий, благодаря чему реализуется процесс деятельности.
• Процесс деятельности реализуется посредством действий,
каждое из которых подчиняется промежуточной осознава
емой цели и включает ориентировочную и исполнитель
ную части.
;3
• По отношению к любому текущему целенаправленному
действию человека мотивы выстраиваются в иерархиче
ские отношения и связи друг с другом.
• Всякое действие и всякую цель можно рассматривать: а) в
объективных предметных связях и отношениях — как име
ющие объективные значения; б) в отношении к потребно
стям и мотивам субъекта -- как приобретающие субъек
тивный личностный смысл.
Автоматизированные, неосознанно реализуемые способы ориентировки, планирования, исполнения, контроля и коррекции в составе целенаправленных действий — операции.
• Каждое действие складывается из операций, которые
представляют собой автоматизированные способы ориен
тировки, планирования, реализации, контроля и коррек
ции целенаправленного действия.
• Следует условно различать технологические, исполнитель
ные операции и психические операции, обеспечивающие
предварительную ориентировку и планирование действий.
• Используемые операции зависят: а) от внешних средств и
условий, в которых действие реализуется; б) от имеющихся
у субъекта автоматизированных способов ориентировки,
планирования и автоматизированных способов реализа
ции действий.
5. Что такое психический образ предметного мира и как он образуется?
В качестве ориентировочной основы в организацию и осуществление любого действия или деятельности включается образ предметного мира. Образ мира — это психическое образование, производное от реализуемых субъектом действий и операций.
• Ориентировочные операции и действия, исходно выпол
няемые субъектом посредством органов чувств по отноше
нию к объектам, являются средством формирования обра
за. Образ исходно есть продукт, результат определенных
ориентировочных операций и действий.
• Внешние (предметные) и внутренние (умственные) опера
ции выступают психологическим механизмом порожде
ния и существования образа: актуализация образа — это
процесс сокращенного выполнения тех операций, кото
рые лежат в основе построения образа.
• Использование образа в процессе решения различных за
дач происходит путем включения его в то или иное дейст
вие в качестве ориентировочной основы.
6. Как образуется сознание человека и умственные, внут
ренние формы действий и деятелъностей?
Формирование сознания человека происходит путем ин-териоризации опосредствованных языком (речью) способов организации и выполнения действий и операций, которые отделяются от исходной внешней предметной формы. Это обеспечивает формирование внутреннего плана умственных действий над представлениями и понятиями, которые организуются сначала внешними, а затем внутренними способами использования языковых и других знаково-символиче-ских средств.
7. Как соотносятся внешние и внутренние (умственные)
формы человеческих операций, действий и деятельностей?
Исходно внешние ориентировочно-исследовательские и исполнительные, «технологические» составляющие деятельности, по мере овладения ими субъектом, преобразуются в психические образы и представления — умственные операции и действия, образующие внутренние формы психической деятельности.
• Психика производна от внешних форм деятельности — это
результат интериоризации внешних операций и действий
путем их преобразования в сокращенные умственные
(психические, идеальные) формы.
• Внешние и внутренние составляющие деятельности име
ют одинаковый состав (функционально и структурно изо
морфны), но различаются по предметному содержанию
условий, целей, мотивов.
Заказ № 4624.
• Внешние и внутренние составляющие компоненты дея
тельности представляют единство и могут переходить
друг в друга.
• Развитые внутренние умственные формы действий над
представлениями и понятиями могут преобразовываться
во внешние формы, реализуясь в новых знаковых и веще
ственно-предметных продуктах человеческой культуры
(экстериоризироваться).