Какие существуют способы объяснения психических явлений?
В классических естественных науках достоверными признаются знания, которые получили свое объяснение и воспроизводимы в практике или эксперименте на основе предсказаний, которые дает теория. В психологии, помимо классических форм построения научных объяснений, часто опираются на «методы квазиобъяснений». Таких методов трудно избежать в исследовании психических явлений, но опора только на них ведет к противоречиям, исчезновению объективности в получаемых знаниях и даже мистицизму. Так, в истории психологии существовали и существуют направления «описательной» «понимающей» психологии, которые отвергают классические объяснительные методы исследования. В настоящее время на «методах понимания» (истолкования) основаны многие направления гуманистической психологии (см. курс истории психологии).
Квазиобъяснение — способ познания путем интерпретации, истолкования явлений и событий, опирающийся на необоснованные и неподтвержденные объяснительные основания, в которые верит объясняющий явления субъект. Можно выделить два основных типа квазиобъяснений, которые встречаются и в психологической литературе, и в рассуждениях психологов.
• Квазиобъяснение путем идентификации и эмпатии (рацио
нальное и эмоциональное отождествление, психологиче
ское понимание). Субъект, строящий объяснение, мыс
ленно «уподобляется» состояниям, мнениям, пережива
ниям другого субъекта и на этой основе по аналогии со
своим жизненным опытом дает объяснение его психиче
ским или поведенческим особенностям.
• Квазиобъяснение путем интерпретации, истолкования
фактов, событий, процессов без опоры на достоверные
объективные законы и верифицированные объяснитель
ные основания (опора на мнения, герменевтический метод
познания). Чаще всего интерпретации подвергаются со
бытия индивидуальной духовной жизни, а также поступки
людей.
Наиболее достоверными в рамках любой науки являются теории, которые опираются на причинно-следственные связи. Вместе с тем, когда исследуются живые объекты, а также социальные или психические явления, причинно-следственные объяснения не всегда оказываются достаточными.
Объяснение — способ познания явлений и событий путем их подведения под общий закон, теорию, концепцию, которые верифицированы научными методами, а также процессы выведения (объяснения) явлений, фактов из общих законов или теорий. В зависимости от расположения связей между событиями во времени научные теории могут опираться на два типа объяснений:
• помологические, или причинно-следственные (каузальные),
объяснения: строятся путем указания на причины явлений в
прошлом к явлениям в настоящем (следствиям) и, далее, от явлений в настоящем к их возможным изменениям в будущем. При этом различают:
— лапласовский, или классический, детерминизм — в
основе лежат законы, следствия которых могут быть
четко предсказаны и действие которых имеет жест
кий, необходимый характер;
— вероятностный детерминизм, который опирается на
статистические законы, предсказывающие только
степень вероятности наступления определенных со
бытий;
• телеологические, финалистские, объяснения: строятся от указания на цели и достижение возможных событий и явлений в будущем к указанию способов организации необходимых для этого условий в настоящем (от цели, отнесенной к будущему, к организации и подчинению событий такой цели).
Помологические объяснения строятся путем предположений о возможных причинах, которые вызывают, определяют явления, служат их источником. Явления выступают как следствия предполагаемых причин.
Телеологические объяснения предполагают постулирование предположений о таком состоянии явлений или событий в будущем (представление о цели или возможном результате), которое определяет организацию субъектом событий и явлений, происходящих в настоящем. В таких объяснениях и теориях заложены предположения, что явления, происходящие в настоящем, определяются будущим. Это могут быть положения о врожденно заложенных в живом организме механизмах целеполагания-целедостижения, а также положения о наличии у субъекта представлений о целях и результатах их достижения в будущем. Объяснение строится по схеме: явление или событие происходит для того, чтобы в будущем был получен или обеспечен определенный результат; явление или событие происходило в прошлом для того, чтобы обеспечить определенный результат в настоящем. 70
Телеологические объяснения широко используются в психологии и осуществляются путем раскрытия целей, намерений, мотивов поведения и деятельности субъекта. При этом следует заметить, что при построении телеологических объяснений происходит постулирование механизмов целеполага-ния и абстрагирование от ответа на вопросе том, как у данного организма возникли, сформировались механизмы целепо-лагания и механизмы подчинения собственной активности таким целям, отнесенным в будущее. Ответ на этот вопрос требует уже использования классических причинно-следственных объяснений. Например, причинно-следственные объяснения формирования у человека психологических механизмов целеполагания и произвольных форм поведения заложены Л. С. Выготским в основу культурно-исторической психологии. Опираясь на культурно-исторический и деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений, В. А. Иванников дает причинно-следственное объяснение формированию у человека механизмов волевой регуляции (см. ниже).
. Чем характеризуются законы в психологии?
Существуют различные точки зрения на законы в психологии. Можно выделить множество позиций, которые могут занимать представители различных естественно-научных, психологических и философских направлений при анализе и объяснении психических явлений.
• Психология может только описывать то, что дано субъекту
в непосредственном опыте (феноменология), и должна
ограничиться этим.
• Психология должна регистрировать и классифицировать
психические явления; объяснять же психические явления
следует на основе законов биологии, физиологии, социо
логии.
• Психические явления реально существуют и подчиняются
специфическим психологическим законам, которые мож
но изучать объективными методами.
• Психология выявляет и изучает не только объективные
природно-предустановленные законы, но и активно уста
навливаемые законы, которые выступают продуктом куль
турно-исторического развития человеческой деятельности
и способов организации социальных отношений и носят
нормативно-конвенциональный характер.
В современной мировой научной психологии преобладает третья из указанных позиций. В отечественной психологии широко распространена последняя позиция, которая во многом зарождалась в контексте культурно-исторического подхода к анализу и объяснению психических явлений Л. С. Выготского (см. ниже).
Законы в психологии представляет собой выявление и обобщенное определение причинно-следственных отношений, которые устанавливаются как:
• эмпирически измеряемые и регистрируемые причины
(факторы, условия, взаимодействия с другими субъектами,
особенности предметно-практических воздействий субъ
екта на предметный мир), которые предопределяют фор
мирование различных психических функций у живых ор
ганизмов в процессах взаимодействия с окружающим ми
ром;
• ненаблюдаемые психические функции, механизмы ориен
тировки в мире и организации поведения, которые в опре
деленных условиях необходимо вызывают: а) наблюдае
мые объективно особенности поведения; б) субъективно
фиксируемые в форме феноменов психические явления (у
человека).
В зависимости от способов построения объяснений в психологии, в первом приближении можно выделить четыре типа законов (причинно-следственных связей и зависимостей):
• наблюдаемые и регистрируемые эмпирические и феноме
нологические закономерности (причинно-следственные
зависимости и связи);
• эмпирические и теоретические законы, раскрывающие
функциональную динамику психических процессов во
времени (функциональные и функционально-структур
ные «психологические механизмы»);
• эмпирические и теоретические законы формирования,
структурирования и развития психических образований и
различных уровней психической ориентировки и органи
зации поведения: способностей, психических свойств
и т. д. (генетические «психологические механизмы»);
• закономерные отношения между разными структурными
уровнями организации психических функций (психологи
ческие функциональные системы).
При характеристике психологических законов наряду с выделяемой причинно-следственной связью часто требуется выявить и установить: а) внешние условия, в которых такая связь реализуется; б) внутренние субъективные факторы, которые на нее влияют; мотивационные основания действий субъекта; особенности целеполагания и саморегуляции субъекта.