Какие существуют способы объяснения психических явлений?

В классических естественных науках достоверными признаются знания, которые получили свое объяснение и воспроизводимы в практике или эксперименте на основе предсказаний, которые дает теория. В психологии, поми­мо классических форм построения научных объяснений, часто опираются на «методы квазиобъяснений». Таких ме­тодов трудно избежать в исследовании психических явле­ний, но опора только на них ведет к противоречиям, ис­чезновению объективности в получаемых знаниях и даже мистицизму. Так, в истории психологии существовали и су­ществуют направления «описательной» «понимающей» пси­хологии, которые отвергают классические объяснительные методы исследования. В настоящее время на «методах по­нимания» (истолкования) основаны многие направления гуманистической психологии (см. курс истории психоло­гии).

Квазиобъяснение — способ познания путем интерпрета­ции, истолкования явлений и событий, опирающийся на необоснованные и неподтвержденные объяснительные основания, в которые верит объясняющий явления субъект. Можно выделить два основных типа квазиобъяснений, ко­торые встречаются и в психологической литературе, и в рас­суждениях психологов.

• Квазиобъяснение путем идентификации и эмпатии (рацио­
нальное и эмоциональное отождествление, психологиче­
ское понимание). Субъект, строящий объяснение, мыс­
ленно «уподобляется» состояниям, мнениям, пережива­
ниям другого субъекта и на этой основе по аналогии со
своим жизненным опытом дает объяснение его психиче­
ским или поведенческим особенностям.

• Квазиобъяснение путем интерпретации, истолкования
фактов, событий, процессов без опоры на достоверные
объективные законы и верифицированные объяснитель­
ные основания (опора на мнения, герменевтический метод
познания). Чаще всего интерпретации подвергаются со­
бытия индивидуальной духовной жизни, а также поступки
людей.

Наиболее достоверными в рамках любой науки являются теории, которые опираются на причинно-следственные свя­зи. Вместе с тем, когда исследуются живые объекты, а также социальные или психические явления, причинно-следст­венные объяснения не всегда оказываются достаточными.

Объяснение — способ познания явлений и событий путем их подведения под общий закон, теорию, концепцию, кото­рые верифицированы научными методами, а также процес­сы выведения (объяснения) явлений, фактов из общих зако­нов или теорий. В зависимости от расположения связей меж­ду событиями во времени научные теории могут опираться на два типа объяснений:

• помологические, или причинно-следственные (каузальные),
объяснения: строятся путем указания на причины явлений в




прошлом к явлениям в настоящем (следствиям) и, далее, от явлений в настоящем к их возможным изменениям в бу­дущем. При этом различают:

— лапласовский, или классический, детерминизм — в
основе лежат законы, следствия которых могут быть
четко предсказаны и действие которых имеет жест­
кий, необходимый характер;

— вероятностный детерминизм, который опирается на
статистические законы, предсказывающие только
степень вероятности наступления определенных со­
бытий;

• телеологические, финалистские, объяснения: строятся от указания на цели и достижение возможных событий и явлений в будущем к указанию способов организации необходимых для этого условий в настоящем (от цели, отнесенной к будущему, к организации и подчинению событий такой цели).

Помологические объяснения строятся путем предполо­жений о возможных причинах, которые вызывают, опреде­ляют явления, служат их источником. Явления выступают как следствия предполагаемых причин.

Телеологические объяснения предполагают постулиро­вание предположений о таком состоянии явлений или собы­тий в будущем (представление о цели или возможном резуль­тате), которое определяет организацию субъектом событий и явлений, происходящих в настоящем. В таких объяснениях и теориях заложены предположения, что явления, происходя­щие в настоящем, определяются будущим. Это могут быть положения о врожденно заложенных в живом организме ме­ханизмах целеполагания-целедостижения, а также положе­ния о наличии у субъекта представлений о целях и результа­тах их достижения в будущем. Объяснение строится по схе­ме: явление или событие происходит для того, чтобы в будущем был получен или обеспечен определенный резуль­тат; явление или событие происходило в прошлом для того, чтобы обеспечить определенный результат в настоящем. 70




Телеологические объяснения широко используются в пси­хологии и осуществляются путем раскрытия целей, намере­ний, мотивов поведения и деятельности субъекта. При этом следует заметить, что при построении телеологических объяс­нений происходит постулирование механизмов целеполага-ния и абстрагирование от ответа на вопросе том, как у данно­го организма возникли, сформировались механизмы целепо-лагания и механизмы подчинения собственной активности таким целям, отнесенным в будущее. Ответ на этот вопрос требует уже использования классических причинно-следст­венных объяснений. Например, причинно-следственные объяснения формирования у человека психологических ме­ханизмов целеполагания и произвольных форм поведения заложены Л. С. Выготским в основу культурно-историче­ской психологии. Опираясь на культурно-исторический и деятельностный подход к анализу и объяснению психиче­ских явлений, В. А. Иванников дает причинно-следственное объяснение формированию у человека механизмов волевой регуляции (см. ниже).

. Чем характеризуются законы в психологии?

Существуют различные точки зрения на законы в психоло­гии. Можно выделить множество позиций, которые могут за­нимать представители различных естественно-научных, психологических и философских направлений при анализе и объяснении психических явлений.

• Психология может только описывать то, что дано субъекту
в непосредственном опыте (феноменология), и должна
ограничиться этим.

• Психология должна регистрировать и классифицировать
психические явления; объяснять же психические явления
следует на основе законов биологии, физиологии, социо­
логии.

• Психические явления реально существуют и подчиняются
специфическим психологическим законам, которые мож­
но изучать объективными методами.



• Психология выявляет и изучает не только объективные
природно-предустановленные законы, но и активно уста­
навливаемые законы, которые выступают продуктом куль­
турно-исторического развития человеческой деятельности
и способов организации социальных отношений и носят
нормативно-конвенциональный характер.

В современной мировой научной психологии преобла­дает третья из указанных позиций. В отечественной психо­логии широко распространена последняя позиция, которая во многом зарождалась в контексте культурно-историче­ского подхода к анализу и объяснению психических явле­ний Л. С. Выготского (см. ниже).

Законы в психологии представляет собой выявление и обобщенное определение причинно-следственных отноше­ний, которые устанавливаются как:

• эмпирически измеряемые и регистрируемые причины
(факторы, условия, взаимодействия с другими субъектами,
особенности предметно-практических воздействий субъ­
екта на предметный мир), которые предопределяют фор­
мирование различных психических функций у живых ор­
ганизмов в процессах взаимодействия с окружающим ми­
ром;

• ненаблюдаемые психические функции, механизмы ориен­
тировки в мире и организации поведения, которые в опре­
деленных условиях необходимо вызывают: а) наблюдае­
мые объективно особенности поведения; б) субъективно
фиксируемые в форме феноменов психические явления (у
человека).

В зависимости от способов построения объяснений в психологии, в первом приближении можно выделить четыре типа законов (причинно-следственных связей и зависимо­стей):

• наблюдаемые и регистрируемые эмпирические и феноме­
нологические закономерности (причинно-следственные
зависимости и связи);

• эмпирические и теоретические законы, раскрывающие
функциональную динамику психических процессов во
времени (функциональные и функционально-структур­
ные «психологические механизмы»);

• эмпирические и теоретические законы формирования,
структурирования и развития психических образований и
различных уровней психической ориентировки и органи­
зации поведения: способностей, психических свойств
и т. д. (генетические «психологические механизмы»);

• закономерные отношения между разными структурными
уровнями организации психических функций (психологи­
ческие функциональные системы).

При характеристике психологических законов наряду с вы­деляемой причинно-следственной связью часто требуется выявить и установить: а) внешние условия, в которых такая связь реализуется; б) внутренние субъективные факторы, которые на нее влияют; мотивационные основания дейст­вий субъекта; особенности целеполагания и саморегуляции субъекта.

Наши рекомендации