На какие способы построения научных теорий опираются ученые?

Условно можно выделить четыре основных типа гипоте-пгико-дедуктивного построения теоретических объяснений

(Рузавин, 1978; Ильясов, 1986):

• атрибутивные — объяснения одного свойства объекта че­
рез другое свойство этого же объекта (анализ путем выде­
ления свойств);

• составно-структурные — объяснения предметов и явле­
ний путем выделения их состава, элементов и отношений
между такими элементами (разложение целого на состав­
ляющие — анализ путем выделения элементов, компонен­
тов, состава);

• функциональные — объяснения какого-либо предмета или
явления через его роль, функцию в более сложной системе
предметов или объектов (анализ путем выделения связей и
взаимных влияний, вызывающих изменения и преобразо­
вания предметов и явлений);

• генетические — объяснения, основывающиеся на выделе­
нии исходной «единицы-клеточки» — единицы анализа,
потенциально содержащей все основные исходные свой­
ства, которые определяют последующее развитие-услож­
нение явления (анализ «путем выделения исходных еди­
ниц» с последующим выявлением законов и условий их
развития).

Каждый из указанных типов объяснений можно предста­вить в операциональной форме, которая обобщенно отража­ет их способ построения.

Атрибутивные объяснения предполагают:

• выделение эмпирических или гипотетических признаков и
свойств объекта, предмета, явления;

• последующее установление эмпирических или гипотети­
ческих связей между выделенными признаками и свойст­
вами, которые позволяют объяснить и предсказать появле-

ние одних свойств через связи с другими свойствами одно­го и того же объекта, предмета, явления.

Такие объяснения достаточно часто представляют собой простые эмпирические зависимости, а также на теоретиче­ском уровне могут образовывать «логический круг в объяс­нениях».

Составно-структурные объяснения предполагают:

• эмпирическое или гипотетическое разделение предмета,
определенные особенности которого подлежат объясне­
нию, на составляющие части, элементы, компоненты;

• установление свойств и признаков составляющих предмет
частей, элементов, компонентов;

• эмпирическое или гипотетическое установление отноше­
ний и связей между выделенными частями, элементами,
компонентами;

• объяснение определенных свойств предмета путем их вы­
ведения в качестве следствий из ранее установленных осо­
бенностей состава и структуры предмета.

Функциональные объяснения предполагают:

• установление эмпирических или гипотетических связей
предмета или явления, определенные особенности кото­
рого подлежат объяснению, с другими предметами, явле­
ниями или объектами;

• установление взаимных воздействий и влияний выделен­
ных предметов, объектов, явлений друг на друга;

• объяснение определенных особенностей предметов,
объектов и явлений через их место, роль и функцию во
внешней, объемлющей их системе, в которую они входят
как компоненты.

Механические причинно-следственные связи являются частным случаем таких объяснений. В таких объяснениях обычно указывается функциональная причинная связь меж­ду двумя взаимодействующими явлениями.

Генетические объяснения предполагают:

• объяснение процесса возникновения, формирования и раз­
вития каких либо объектов, предметов, явлений. Несмотря
на то что процессы развития интуитивно выделяются обыч­
но без особого труда, теоретически определить их достаточ­
но сложно;

• ответы на вопросы, почему и как происходит развитие —
направленное усложняющееся изменение структуры и
функций объекта, предмета или явления.

При этом существуют разные способы построения таких объяснений. Один из вариантов построения генетического способа объяснения представлен ниже. Так, например, часто строятся объяснения формирования и развития различных психических свойств и способностей.

• Сначала эмпирически устанавливаются качественно раз­
личающиеся этапы, стадии, периоды, уровни какого-либо
процесса.

• Вслед за этим гипотетически предполагается единое осно­
вание (причина), которая лежит в основе установленных
качественных различий этапов, стадий и т. д. Таким осно­
ванием может быть достаточно сложное гипотетическое
структурно-функциональное образование. Соответствен­
но объяснение может строиться путем установления зако­
нов, в соответствии с которыми объясняется:

— усложнение или развитие с течением времени внут­
ренней структуры данного явления;

— изменение с течением времени или усложнение функ­
циональных связей явления: а) с внешними фактора­
ми, б) между структурными элементами явления.

Таким образом, объясняется структурно-функциональ­ное усложнение — развитие — явления с течением времени.

Примерами генетических объяснений являются: теория эволюции Ч. Дарвина, теория эволюционного развития пси­хики А. Н. Леонтьева, теория развития интеллекта Ж. Пиа­же, теория формирования и развития высших психических функций человека Л. С. Выготского, теория формирования



умственных действий человека П. Я. Гальперина (изложение объяснительных принципов различных теорий представле­но в части 2 пособия). Перечисление современных науч­но-психологических теорий, в основу которых положены ге­нетические основания, может быть продолжено.

Заметим, что генетические объяснения в психологии имеют наибольшую объяснительную силу, т. к. психические явления существуют в формах постоянно воспроизводимых и совершенствующихся процессов.

Наши рекомендации