На какие способы построения научных теорий опираются ученые?
Условно можно выделить четыре основных типа гипоте-пгико-дедуктивного построения теоретических объяснений
(Рузавин, 1978; Ильясов, 1986):
• атрибутивные — объяснения одного свойства объекта че
рез другое свойство этого же объекта (анализ путем выде
ления свойств);
• составно-структурные — объяснения предметов и явле
ний путем выделения их состава, элементов и отношений
между такими элементами (разложение целого на состав
ляющие — анализ путем выделения элементов, компонен
тов, состава);
• функциональные — объяснения какого-либо предмета или
явления через его роль, функцию в более сложной системе
предметов или объектов (анализ путем выделения связей и
взаимных влияний, вызывающих изменения и преобразо
вания предметов и явлений);
• генетические — объяснения, основывающиеся на выделе
нии исходной «единицы-клеточки» — единицы анализа,
потенциально содержащей все основные исходные свой
ства, которые определяют последующее развитие-услож
нение явления (анализ «путем выделения исходных еди
ниц» с последующим выявлением законов и условий их
развития).
Каждый из указанных типов объяснений можно представить в операциональной форме, которая обобщенно отражает их способ построения.
Атрибутивные объяснения предполагают:
• выделение эмпирических или гипотетических признаков и
свойств объекта, предмета, явления;
• последующее установление эмпирических или гипотети
ческих связей между выделенными признаками и свойст
вами, которые позволяют объяснить и предсказать появле-
ние одних свойств через связи с другими свойствами одного и того же объекта, предмета, явления.
Такие объяснения достаточно часто представляют собой простые эмпирические зависимости, а также на теоретическом уровне могут образовывать «логический круг в объяснениях».
Составно-структурные объяснения предполагают:
• эмпирическое или гипотетическое разделение предмета,
определенные особенности которого подлежат объясне
нию, на составляющие части, элементы, компоненты;
• установление свойств и признаков составляющих предмет
частей, элементов, компонентов;
• эмпирическое или гипотетическое установление отноше
ний и связей между выделенными частями, элементами,
компонентами;
• объяснение определенных свойств предмета путем их вы
ведения в качестве следствий из ранее установленных осо
бенностей состава и структуры предмета.
Функциональные объяснения предполагают:
• установление эмпирических или гипотетических связей
предмета или явления, определенные особенности кото
рого подлежат объяснению, с другими предметами, явле
ниями или объектами;
• установление взаимных воздействий и влияний выделен
ных предметов, объектов, явлений друг на друга;
• объяснение определенных особенностей предметов,
объектов и явлений через их место, роль и функцию во
внешней, объемлющей их системе, в которую они входят
как компоненты.
Механические причинно-следственные связи являются частным случаем таких объяснений. В таких объяснениях обычно указывается функциональная причинная связь между двумя взаимодействующими явлениями.
Генетические объяснения предполагают:
• объяснение процесса возникновения, формирования и раз
вития каких либо объектов, предметов, явлений. Несмотря
на то что процессы развития интуитивно выделяются обыч
но без особого труда, теоретически определить их достаточ
но сложно;
• ответы на вопросы, почему и как происходит развитие —
направленное усложняющееся изменение структуры и
функций объекта, предмета или явления.
При этом существуют разные способы построения таких объяснений. Один из вариантов построения генетического способа объяснения представлен ниже. Так, например, часто строятся объяснения формирования и развития различных психических свойств и способностей.
• Сначала эмпирически устанавливаются качественно раз
личающиеся этапы, стадии, периоды, уровни какого-либо
процесса.
• Вслед за этим гипотетически предполагается единое осно
вание (причина), которая лежит в основе установленных
качественных различий этапов, стадий и т. д. Таким осно
ванием может быть достаточно сложное гипотетическое
структурно-функциональное образование. Соответствен
но объяснение может строиться путем установления зако
нов, в соответствии с которыми объясняется:
— усложнение или развитие с течением времени внут
ренней структуры данного явления;
— изменение с течением времени или усложнение функ
циональных связей явления: а) с внешними фактора
ми, б) между структурными элементами явления.
Таким образом, объясняется структурно-функциональное усложнение — развитие — явления с течением времени.
Примерами генетических объяснений являются: теория эволюции Ч. Дарвина, теория эволюционного развития психики А. Н. Леонтьева, теория развития интеллекта Ж. Пиаже, теория формирования и развития высших психических функций человека Л. С. Выготского, теория формирования
умственных действий человека П. Я. Гальперина (изложение объяснительных принципов различных теорий представлено в части 2 пособия). Перечисление современных научно-психологических теорий, в основу которых положены генетические основания, может быть продолжено.
Заметим, что генетические объяснения в психологии имеют наибольшую объяснительную силу, т. к. психические явления существуют в формах постоянно воспроизводимых и совершенствующихся процессов.