Проблема смысла человеческой жизни.
Смысл жизни не дан человеку извне. Он сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий, но и от возрастных особенностей. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация), будущее (проспекция). Реализация смысл жизни зависит от наличия в обществе многих условий.
К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.
Гедонизм (жить – значит наслаждаться).
Аскетизм (жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов).
Утилитаризм (жить – значит из всего извлекать пользу).
Эвдемонизм (жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека).
Этика долга (жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу).
Прагматизм (цель жизни оправдывает любые средства ее достижения).
Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека, в согласии с природой и мировым разумом.
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэропределил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля.
Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают.
Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни.
Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного.
Смысл жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).
Смысл жизни в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей и социокультурную среду. Эти общие представления должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека.
Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство). Реальное немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.
Основные понятия и категории:Человек, индивид, индивидуальность, личность, социализация, биологическое, психологическое, социальное, микрокосм, «Я», «Не-Я», «Другой», сознание, подсознание, бессознательное, самосознание, экзистенция, абсурд, отчуждение, либидо, эрос, архетип, сублимация, рефлексия, воля, разум, свобода, творчество, фатализм, необходимость, ответственность, нравственность, совесть, счастье, эгоизм, гедонизм, гуманизм, стоицизм, аскетизм, бессмертие.
Творческие задания:
1. Творческое эссе. «Парадоксальность феномена свободы личности».
Список литературы:
1. Франк В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
2. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
3. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
4. Человек античности: идеалы и реальность / Сост. В. И. Исаева, И. Л. Маяк, – М., 1992.
5. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб, 1995.