Пространство и время как философские категории.

Пространство и время, будучи атрибутами материи, являются в то же время важнейшими формами бытия. По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:

§ субстанциональный (Демокрит, Эпикур – считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией)

§ реляционный (Аристотель, Лейбниц, Гегель – воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов).

ПРОСТРАНСТВО – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов

Пространство характеризует протяженность материи, ее структурность, взаимодействие элементов в тех или иных материальных системах. Пространство реального бытия трехмерно и в этой трехмерности оно бесконечно и неисчерпаемо. Пространство однородно и изотропно. Однородность пространства связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений.

Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами и подсистемами, границы между ними.

ВРЕМЯ – это всеобщая, объективная форма существования, выражающая длительность бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов.

Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое. Само же время характеризуется тем, оно одномерно, ассиметрично, необратимо.

Теория относительности, открытая в сер. XX века Альбертом Эйнштейном, подтвердила правильность реляционной теории. Современная физика доказала, что время тесным образом связано с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера изменений в структуре, от мощи гравитационного поля.

Появление пространства и времени различно в различных формах движения, поэтому выделяют биологическое, социальное, психологическое и др. Психологическое время связано с чувственно-практическим опытом, с его психическим состоянием, установками. Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года, циклами солнечной активности. Социальное время во многом обусловлено темпами развития производительных сил и научно-технического прогресса.

Основные понятия и категории:Бытие, антропология, дуализм, идеализм, логика, материализм, объективный мир, материя, пространство, время, движение, развитие, сознание, бессознательное, антропоцентризм, апологетика, креационизм, пантеизм, патристика, провиденциализм, реализм, секуляризация, субстанция, схоластика, теоцентризм, абсолют, абсолютная идея, абсолютный дух, деизм, субъективный дух, панлогизм, волюнтаризм, атеизм, архэ, модусы, монада, монизм, детерминизм, имманентный, трансцендентный, категория, диалектика, метафизика, закон, принцип, единичное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, тождество, различие, противоположность, противоречие, количество, качество, мера, отрицание, отрицание-трансформация, -снятие, -синтез, детерминизм, индетерминизм.

Творческие задания:

1. Эссе «Эволюция понятия «материя» в философии»

2. Объяснить сущность субстанциальной и реляционной концепций. Записать в тетради таблицу сходств и различий данных концепций.

Список литературы:

1. Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. М.: Логос, 2007.

2. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность: проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник для вузов. М., 1996.

4. Данильян О. Г., Тараненко В. М. Философия: учебник. М.: ЭКСМО, 2006.

5. Губин В. Д. Философия: учебник. М., 2010.

Тема 9. Сознание и познание

План:

Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.

Основные подходы к пониманию сознания.

Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.

Проблема познаваемости мира.

Субъект, объект, уровни и формы познания.

Наши рекомендации