Основные направления русской философии XVIII века.
Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Также он совпадает с переходом от Руси Московской к Руси Петровской. Раскол русской церкви положил начало разрушению идеала «Святой Руси». Когда Московское государство становится Российской империей, старый идеал замещается идеалом «Великой Руси». Основание Московского университета (1755), преподавание философии не на латыни, а на русском языке. Философия отходит от схоластики и становится свободной от церкви.
К эпохе петровских реформ относится творчество А. Д. Кантемира (перевел произведения Монтескье, Фонтенеля), В. Н. Татищева (автор работ по экономике, языку; «Разговор о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «Предызвещение к “Истории Российской”»), Феофан Прокопович. Основной направленностью – социально-политическая: вопросы устройства монархии, императорской власти, ее божественности и нерушимости, прав императора, войны и мира; познания, нравственных ценностей.
Материалистическое направление. М. В. Ломоносов был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. В работе «О слоях земных» он обосновал догадку об эволюции растительного и животного мира; сформулировал закон сохранения вещества и движения. Им была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускултеория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц () и нерушимости,», т.е. атомов) – материальных монад. Отношение Ломоносова к Богу – деистическое. Он допускал наличие Бога-творца, но не наделял его сверхъестественными способностями. Уделял большое внимание этике, морали, нравственности, был сторонником самодержавия.
А. Н. Радищев в труде «О человеке, его смертности и бессмертии» провел различие между чувственным опытом и нечувственным мышлением относительно объекта. Придя к заключению, что душа проста и неразделима, он делает вывод о ее бессмертии. Главные произведения: «Слово о Ломоносове», «Письмо к другу, живущему в Тобольске», ода «Вольность», «Путешествие из Петербурга в Москву», «О человеке». Выступал против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
3. Спор славянофилов и западников.
Первым, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России, был П. Я. Чаадаев (1794–1856) («Философические письма»). Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек вырастает как личность. Коллективное сознание полностью определяет индивидуально, субъективное. Жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животного.
Согласно Чаадаеву, в основе исторического процесса лежит Божественное провидение. Христианство – стержень, двигатель истории. Россия «выпала» из мирового исторического процесса. Ее будущее – вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей уникальности выполнить свою историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации. Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств, народов, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
Философия западников и славянофилов.
Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались западники (материалистический, атеистический, революционно-радикальный лагерь) и славянофилы (религиозно-идеалистический, реформистский).
Видными представителями западников являлись А. И. Герцен, Н. П. Огарев, М. А. Бакунин, В. Г. Белинский.Россия отстала от западной цивилизации, и законсервировалась сама в себе. Большим благом для ее народов станет усвоение западных ценностей. Западники делали ставку на науку, демократию, утопический социализм, революционное действие. В русскую философию пытались привнести западные традиции (материализм, эмпиризм).
Славянофилы: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, братья Аксаковы. Основу исторического бытия России составляют православие, общинный образ жизни. Русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка).
В основе их учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности, о решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. Хомяков делит все религии на 2 основные группы: кушитскую и иранскую, различие которых строится на соотношении свободы и необходимости. Кушитство строится на началах необходимости, бездумном подчинении. Иранство – религия свободы, она обращается к внутреннему миру человека. Наиболее полно сущность иранства выразило христианство, расколовшееся на католицизм (отсутствие церковной свободы – непогрешимость папы римского), православие (гармонично сочетает свободу и необходимость), протестантизм (абсолютизация свободы). Ключевое понятие – соборность – принцип «единство во множественности», духовная общность. Народ рассматривали как некий постоянный набор идеальных качеств, основанный на православии и общинности. Лучшая форма правления для России – монархия, между тем царь получил власть не от Бога, а от народа путем избрания его на царство. Поэтому чтобы оправдать свое предназначение, самодержец должен действовать в интересах всей земли русской. Православие породило специфическую социальную организацию – «сельскую общину», мир. Сельская община заключает в себе два начала: хозяйственное и нравственное.
Религиозно-утопическая философия «общего дела» Н. В. Федорова (1828–1903) представляет религиозное к. Мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном является воля и разум. Космизация земной жизни является необходимым условием всеобщего воскрешения предков (бессмертия). Воскрешение мыслится как «общее дело» человечества, ведущее к преодолению всякой вражды. Бессмертие трактуется не только как космичность жизни, но и как следствие всеобщей этичности космоса. Атомы нравственны (панморализм). Вечная жизнь возможна. Если человечество соединяется для всеобщего воскрешения и вселенской победы над смертью, то оно может избежать конца мира и Страшного суда. Надежду на возможность оживления дал Иисус Христос. Философия Федорова призывает к отказу от вражды и грубости, к признанию всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, – путь к решению всех проблем и всемирному счастью.
К. Н. Леонтьев(1831–1891). Критика капитализма, «царство хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение от России – отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр. Залог сохранения государства – внутреннее деспотическое единство. Цель сохранения государства оправдывает насилие, несправедливость. Неравенство между людьми – желание Бога, поэтому оно естественно и оправдано. Основная идея философии культуры Леонтьева – концепция кризиса культуры. Культура постепенно трансформируется в цивилизацию. Проявлением этого кризиса он считал либерализацию и демократизацию социальной действительности, вызывающие «упрощение» культуры. Культура и власть неразрывно связаны между собой. Культур-философские исследования Леонтьева строились на основе противопоставления «антитез развития» культур. Чем выше накал борьбы антитез развития в культуре, тем выше степень ее культурного плодоношения.
Философия системы писателей Достоевского и Толстого
Ф. М. Достоевский(1821–1881) будущее России видел не в капитализме, социализме, а в опоре на русскую национальную почву – обычаи, традиции. Ключевую роль в судьбе государства и в судьбе отдельного человека должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль во взглядах Достоевского занимает проблема человека. Им было выделено два варианта жизненного пути: человекобожества и богочеловека. Путь человекобожества – абсолютной свободы человека. Он отвергает всякие авторитеты, в т.ч., и Бога, считает свои возможности безграничными, а себя вправе делать все, он сам пытается стать Богом. Данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Второй путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках; наиболее верный, праведный, спасительный для человека. Этический принцип Достоевского: «быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не уныть и не пасть».
Л. Н. Толстой (1828-1910) исходит из понимания личности как «индивидуальности» и «разумного сознания». Понятие «разумное сознание» амбивалентно: функция духовного «Я» личности (религиозность, нравственность) и «общемировая безличная сила». Знание есть установленное разумом нравственное отношение к миру. Вопрос о смысле человеческой жизни может быть получен из разума и совести (из религии), но не из науки. Религиозная наука должна исходить из основ, выработанными учителями жизни – Лао-цзы, Конфуцием, Сократом. Смерть и жестокость жизни не оправдывалась идеей христианского воскрешения из мертвых, и Толстой увидел смысл жизни в самой жизни, но не в существовании тела и его выживании, а в духовном обретении свободы. Разумно понятый смысл жизни – творение добра не в будущем, а в настоящем. Преодоление конечности бытия человек начинает с отречения от животной, низкой природы и осознания причастности божественной природе, что наставляет его на путь служению благу мира, на чувство великого сострадания и всепрощающей любви ко всему сущему. Экзистенциально-этическая максима Толстого: «Жить – значит любить». Религия любви не совместима с насилием, убийством. Для улучшения общества, по мнению Толстого, многие средства, но не использовано одно – непротивление злу насилием, неучастие в делах государства, пассивное сопротивление. Таким образом, условие делания добра предполагает отчуждение от государства, самоизоляцию честных людей в ненасильственные сообщества.
Толстой был предан анафеме за антиклерикализм. Он отказался от божественности Христа (считал его человеком), христианских чудес и Страшного суда, воскрешения из мертвых. Ревизию христианства и сведение евангельского учения к рационально выстроенной моральной доктрине, основанной на принципе непротивления злу, не приняли многие русские философы (Леонтьев, Соловьев).
Революционно-демократическая философия представлена Чернышевским, народниками (Н. К. Михайловский, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), анархистом Кропоткиным, марксистом Плехановым. Общая черты – социально-политическая направленность. Отвергали существующий общественно-политический строй, но будущее видели по-разному. Н. Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (аграрная Россия), личной свободе и общинном укладе жизни.
Народники выступали за переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. Для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективен террор.
Либеральное направление.
В. С. Соловьев (1853-1900). В разработке философии всеединства Соловьев исходит из славянофильской идеи соборности, трансформируя ее в онтологический, всеохватывающий принцип. Ядро метафизической системы всеединства составляет учение о сущем как начале и как бытии («положительное всеединство»). Всеединство в философии Соловьева выступает в нескольких аспектах:
Ø онтологическом (единство Бога, человека, космоса; «Все едино в Боге»)
Ø аксиологическом (единство Истины, Красоты и Добра)
Ø гносеологическом (единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философия), мистического (религия))
Ø практическом как единство общества, государства и церкви.
Мир, согласно Соловьеву, не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного создателя. Необходимо принять его внутреннюю противоречивость – диалектический подход к действительности. Непрерывная динамика бытия предполагала активное начало мира – Мировую душу. Основным ее признаком является особая энергия, одухотворяющая все существующее. Но мировая дума сама нуждается в божественном импульсе: Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии-Мудрости. София – это душа мира, его основа и сущность, связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству.
Механизм сближения Бога, мира, человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным воплощением которого выступает Иисус Христос. Это и идеал, и высшая цель исторического процесса. Человечество придет к торжеству мира и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог.
В своей концепции цельного знания Соловьев пытался совместить принцип автономии разума, на котором основывается рационализм, с принципом богооткровенности. Мышление не способно проникнуть в идею. Они доступны лишь интеллектуальному созерцанию или интеллектуальной интуиции. Для проникновения в особые глубины бытия необходима особая познавательная способность, обеспечивающая прорыв в сферу потустороннего, запретного (экстаз, вдохновение).
«Русская идея». 1) Состоит из 3 идей: «Святой Руси» («Москва – третий Рим»), «Великой Руси», «Свободной Руси». 2) Единство церкви, государства, общества. 3) Задача России – содействовать сближению всех христианских народов.
Материалистические идеи: А. И.Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев.
Особая роль в материализме этого времени принадлежит вопросам социальной теории и революционной практики. В основном произведении Н. Г. Чернышевского«Антропологический принцип в философии» развиваются тезисы о материальном единстве мира, о естественном взаимодействии человека с природой. Он приходит к осознанию объективных социальных условий, определяющих человеческую природу. В гносеологии Чернышевский настаивает на единстве чувственного и теоретического познания; науку считает двигателем прогресса.
Принципы утилитаризма и полезности явились основополагающими в философии Д. И. Писарева. Его называют представителем сциентизма, но он опосредован нуждами русской культуры.