Формирование русской философии, ее специфика.

Основные направления русской философии XVIII века.

Спор славянофилов и западников.

Русская религиозная философия.

Русский космизм.

Формирование русской философии, ее специфика.

Русская философия возникла в Киевской Руси в XI в., начало процессу было положено принятием христианства (988 г.) и обретением письменности. Византийский вариант христианства повлиял на тип философии, в которой превалировали теоцентрические идеи. Русскую философию не раз упрекали в отсутствии самостоятельности. «Русскость» проявляется не в ее изоляции и автономности, а в способности через призму национальной ментальности пропустить образы античной, средневековой, просветительской, материалистической традиции. Этапы развития русской философии являются, во-первых, историей становления самобытного мировидения, и, во-вторых, тесно связаны с европейской философией, принятием или критикой ее основ. Этими этапами выступают:

1. XI–XVII вв.Зарождение русской философии, обусловленное эллинизмом, античной диалектикой платонизма, византийским христианством и восточной патристикой. Основные проблемы: соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, идеала аскетического и мирского. Это время возникновения доктрины старца Филофея «Москва – третий Рим» и поиска культурной идентичности.

2. XVIII в. Русская философия складывается как наука и как философское творчество на основе петровских преобразований. Философская мысль дифференцируется на антропологию, гносеологию, социальные взгляды, развиваются идеи просветительского гуманизма (среди русского дворянства распространились идеи вольтерьянства с его вольнодумством): Г. С. Сковорода, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир. Это эпоха становления русской метафизики с характерным для нее интересом к проблеме Бога, человеческой души.

3. XIX в. философская культура приобретает выраженный общественный акцент: спор западников и славянофилов об исторической судьбе России; развиваются материалистические взгляды (Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев); распространяется народническая идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский). Труды В. С. Соловьева легли в основу русской религиозной философской мысли.

4. XX в. Н. А. Бердяев, Л. Н. Толстой, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский, С. Н. Франк. Русский космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский). Русский марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин).

Характерные черты

Связь с православной теологией и литературой, антропологическая ориентация, космизм мысли, постоянное внимание к проблемам смысла истории – эти особенности концентрируются в следующих признаках философской классики:

1) придание бытийного статуса гносеологическим и этическим понятиям (онтология «Добра» Соловьева, «Непостижимого» Франка);

2) утверждение единства Бога, человека и космоса, мессианской роли человека в деле спасения мира;

3) метафизичность тесно связана с онтологизмом: рассуждения о связи мира тварного с миром нетварным, о Боге, о человеческой душе;

4) интуитивизм и гносеологический реализм: интуиция стоит выше рационального, интеллектуального познания, ее предмет – целостность мира во всей его сложности и трагичности;

5) антропологизм; соборность (приоритет нравственных ценностей и единство всех людей на основе их любви к Богу);

6) историософичность (смысл истории, конец истории);

7) соединение теоретического и нравственно-религиозного опыта, истинность сближается с праведностью;

8) стремление придать философским идеям прикладной характер, т.е. использовать их для быстрейшего преобразования российской действительности.

Древнерусский период (Киевская Русь (XI–XIII вв.)).

Ø Илларион – первый древнерусский философ, киевский митрополит. Ему принадлежит «Слово о Законе и Благодати», где раскрывается соотношение Закона, данного евреям Богом в Ветхом Завете, и Благодати, данной всем людям в Евангелии. Закон рассматривается как средство организации человеческого общества, спасающее людей от взаимоистребления. В «Слове» содержатся размышления о высоком предназначении русского народа и русского государства в мире.

Ø Владимир Мономах(«Поучение детям») изложил кодекс этического поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом.

Ø Кирилл Туровскийразвивал мистико-аскетическую идеологию, только монастырское служение отождествлялось с желанной Богу жертвенностью. В «Притче о слепце и хромце» Туровский рассуждает о равной ответственности души и тела за прегрешения, о долге духовной и светской властей перед Богом и законом. Стремился к примирению веры и знания.

Ø Климент Смолятич(«Послание пресвитеру Фоме» – проблемы разума, познания).

Ø Филипп Пустынник(«Плач» – взаимоотношение души и тела, материального и духовного).

II. Средневеково-русский период (Московская Русь (XIII–XVII вв.)).

Проблема взаимоотношения церкви и государства оказалась центральной в полемике стяжателей (Иосиф Волоцкий, иосифляне) и нестяжателей (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек). Нестяжатели требовали отказа церкви от владения частной собственностью, разграничивая сферу деятельности церкви и государства.

Сергий Радонежский: сила, могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига.

Филофей отстаивал идею преемственности христианства по линии Рим-Константинополь-Москва.

Максимилиан Грек отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость.

Андрей Курбский выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным.

Нил Сорский, Вассиан Патрикеев выступали за реформу церкви, искоренение церковной праздности, парадности, за приближение церкви к народу.

Аввакум и Никон боролись за обновление церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум – за сохранение старых обрядов.

Юрий Крижанич стоял на позициях провиденциализма. Однако божественный промысел определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного развития исторического процесса. Крижанич проводил различие между мудростью, знанием и философией. Мудрость – «познание наиболее важных и наивысших вещей» (Бога, природы, общества, человека), знание – «понимание причин вещей», философия – желание мудрости. «Политическая мудрость» – средство достижения общественного благополучия.

Наши рекомендации